Социальная идеология ислама и политика
Специфика роли ислама в социальной жизни мусульманских стран.
Ислам как религиозная доктрина и форма социальной организации всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего наибольшего господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в мусульманских странах протекает в рамках ислама, является исламской как по сути, так и по форме. Для мусульманина выступить против ислама означает выступить против всего того, что есть в жизни и обществе, т. е. противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона.
Все это обусловливает исключительную роль ислама в социально-политической жизни мусульманских стран. Здесь в наибольшей степени проявляется интегрирующая функция религии. Сила ислама не в количестве его приверженцев (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в заложенной еще Мухаммедом идейно-институциональной слитности мусульманской общины (уммы), которая теоретически объединяет всех мусульман мира независимо от их этнической и культурной принадлежности. При такой роли религии в обществе практически невозможно разграничить духовные и социально-политические функции служителей мусульманского культа — улемов. Они по-прежнему, как и сотни лет назад, влияют на духовную жизнь и играют активную роль в политике. Более того, за последние годы это влияние заметно усилилось, а роль авторитетов ислама в определении политического курса своих стран стала еще более активной.
Источники социальных идей ислама
Основным источником социально-политических идеи ислама является священная книга мусульман — Коран. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом. Считается, что пока пророк был жив, надобности в тексте Корана не было — на все вопросы давал ответы Мухаммед. После его смерти секретарь пророка собрал все заповеди Аллаха и поучения Мухаммеда в виде писаного закона, который после сверки с другими записями был официально канонизирован. Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав (сур), которые в свою очередь состоят из ряда стихов, или, как их называют, аятов. Наряду с чисто религиозными правилами и предписаниями здесь излагаются основы мусульманского права, указания по организации государственной и общественной жизни, регулированию социальных отношений, семейных и личных вопросов правоверных. Для мусульманина Коран — это своего рода энциклопедия, «книга книг», свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.
Вторым, менее значимым по сравнению с Кораном источником мусульманской идеологии в социально-политической сфере является Сунна (араб, sunna — путь, образец, пример). Вскоре после смерти Мухаммеда его современники, последователи и их потомки стали собирать устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному вопросу. Собранные впоследствии в шесть сборников, они как раз и составили Сунну, т. е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк. Вначале авторитет устных преданий был не слишком высок. Со временем их роль стала расти, и в конце концов хадисы Сунны оказались в руках исламских богословов ценным материалом, помогающим им дополнять и толковать Коран и разрабатывать нормы мусульманского права (шариата).
Разумеется, социально-политические идеи исламского духовенства не остаются неизменными, как и сама общественная жизнь в мусульманских странах. Когда обстановка в мире изменялась, теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой, исламская идеология тоже видоизменялась, трансформировалась и адаптировалась к новым условиям. Однако при всех своих модификациях положения социальной доктрины ислама обычно вписываются в заповеди Корана и нормы шариата. Это означает, что традиции ислама по-прежнему еще оказывают сильнейшее влияние на социально-политическую жизнь мусульманских стран. Традиционные исламские нормы здесь подчас искусственно реставрируются, как это можно видеть на примере некоторых стран, справедливо считающихся ныне радикальными и даже осуществляющими революцию.
Социальные идеи Корана и политика.
Итак, основу социальной доктрины ислама составляют принципы и поучения, изложенные в Коране. Все исламские идеологи исходят из того, что социальные принципы, содержащиеся в этой священной книге, начали осуществляться в мусульманской общине пророка Мухаммеда. Главной чертой социальной жизни общины, по крайней мере, как это видно из поучений Мухаммеда, являлось стремление развивать в человеке духовное, нравственное начало, утверждать принципы равенства и братства между мусульманами. Надо отметить, что в Коране имущественные различия, богатство и бедность квалифицируются как естественный факт, установленный самим Аллахом. Частная собственность признается священной, а законы шариата, как известно, строго карают преступников (вору, например, предписывается отрубать кисть правой руки).
Однако это же учение устанавливает принцип закята (т. е. обязательную милостыню богатых пользу бедных), запрещает ростовщичество (хотя торговая прибыль объявляется вполне законной), ограничивает размеры индивидуальных капиталов путем распространения права наследования на широкий круг родственников. Этическое учение ислама предписывает быть справедливым, милостиво относиться к своим единоверцам, воздавать за добро добром, быть щедрым, творить добрые дела, среди которых называются такие, как накормить бедных, почитать сирот. К этим требованиям причисляют хорошее отношение к родителям, особенно престарелым: «Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное» [47. С. 234].
Эти и другие социальные идеи используются правящими кругами мусульманских стран в целях сохранения и упрочения своей политической власти, существующих общественных порядков. Такие идеи весьма привлекательны для широких народных масс. В сущности они есть идеи социальной справедливости, достижения гармонии в обществе. Особенно сильно их влияние проявилось во второй половине XX в., когда на путь самостоятельного развития встали десятки бывших колониальных государств в Азии и Африке. Это связано, в частности, с тем, что на Востоке в силу исключительной роли ислама в жизни общества социальные и общенациональные установки просто не могут быть поняты широкими народными массами населения в иной форме, кроме религиозной.
Идеи Корана лежат в основе исламской концепции политики. Исходным постулатом в ней является утверждение, что вся власть принадлежит Аллаху. Из этого положения следует, что те, кому даны полномочия заниматься делами людей или сообщества, не являются их подлинными правителями. Истинным законодателем в мире ислама является Аллах, а законодательная деятельность людей, поскольку она делегирована верующим, должна осуществляться так же, как и вера в соответствии с положениями Корана и практикой пророка.
Постулатами Корана исламские теоретики обосновывают и свою доктрину международных отношений. Краеугольным камнем исламской концепции миропорядка является положение о делимости мира на общину мусульман — умму — и весь остальной мир. В Коране на сей счет имеются многочисленные указания. Более того, в нем подчеркивается, что мир разделен именно по воле Аллаха: «А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разногласить» [47. С. 196].
Положение о делимости мира, однако, не означает признания юридического равенства между исламской и неисламской его частями. Согласно исламской доктрине, государство не может претендовать на равенство, если оно не достигло определенного уровня цивилизованности. Свидетельством наличия требуемого уровня развития является признание единобожия, которое рассматривается в качестве предварительного условия мирных отношений между мусульманами и немусульманами. На практике это может означать не что иное, как требование принятия ислама немусульманскими народами.
В связи с этим надо заметить, что принцип делимости мира по религиозному признаку не новый в практике международных отношений. Вплоть до начала текущего столетия в международном праве господствовала концепция деления народов на цивилизованные и нецивилизованные. Принципы международного права при этом применялись в отношениях между цивилизованными народами. Одним из критериев цивилизованности считалось исповедание христианства. Следовательно, зона распространения ислама не подпадала под действие международного права того периода. Теперь, оказывается, подобный принцип присутствует в исламской концепции международных отношений.
Теоретики ислама настаивают на мирном характере своей доктрины. В подтверждение этого они традиционно приводят следующие слова из священной книги мусульман: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах — слышащий, знающий» [47. С. 56]. Однако для ислама как религиозного течения характерно активное отношение к международному сообществу. Борьба в защиту и за распространение ислама (джихад) выступает в качестве неотъемлемого элемента исламского движения, является основным долгом и обязанностью каждого мусульманина. Все в зоне ислама — от мусульманина до правительства — должны стремиться к расширению этой зоны.
Нетрудно видеть, что признание существования мирового сообщества, делимости мира, в том числе его исламской части, уверения в мирной направленности доктрины и одновременно священная обязанность распространять ислам взаимно противоречат друг другу. Это подтверждается и политической практикой. Последняя дает немало примеров тому, что вооруженное насилие вошло в историю распространения ислама, в том числе и в новейшее время.
Естественно, что попытки осуществить идеи исламской концепции мирового порядка наталкиваются на противодействие со стороны немусульманских народов. На практике эта концепция оказалась неосуществимой. Столь же неосуществимой оказалась и идея создания единого исламского государства. Более того, при попытках образования поначалу только лишь блока исламских государств наблюдаются острые противоречия. Поэтому в настоящее время в мусульманском мире выделяется идея «исламской солидарности» как наиболее целесообразная для взаимоотношений между мусульманскими странами в современных условиях. Результатом движения «исламской солидарности» его теоретикам видится выход мусульманских организаций и стран из ООН и образование Организации объединенных мусульманских наций со своим Советом Безопасности, создание мусульманского «общего рынка», объединенных мусульманских вооруженных сил с единым военным командованием.
Сегодня можно сказать, что концепция «исламской солидарности» стала важнейшим принципом политики стран мусульманского мира. Здесь развернулось весьма широкое движение по реализации ее целей. Практически положено начало процессу формирования Организации мусульманских объединенных наций. Важной вехой на этом пути явилось образование в 1972 г. международного объединения мусульманских государств — Организации Исламская конференция. Ныне ее членами являются фактически все мусульманские страны.
Что касается текущей политики различных мусульманских государств, то она, несмотря на общую идеологическую основу, отличается большим разнообразием. Некоторые государства имеют весьма натянутые отношения друг с другом, между отдельными существуют спорные территориальные вопросы, иные прошли через состояние военного конфликта (Иран и Ирак, например). Для отдельных государств характерна внутренняя политическая нестабильность, где одни мусульмане конфликтуют с другими мусульманами. Речь идет об известном споре между суннитами и шиитами о том, кому должна принадлежать власть в исламской общине.
Сунниты — люди Сунны — это наиболее многочисленная группа приверженцев ислама. Ее сторонники не признают посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, отрицают идею особой природы Али (четвертый пророк, двоюродный брат и зять Мухаммеда) и особого права его потомков на имамат (институт верховного руководства общиной мусульман, объединяющий духовную и светскую власть). Они выступают за участие общины мусульман в выборе своего главы — халифа. Постепенно халифы превратились в мусульманских первосвященников, практически не; обладающих светской властью. Они не могут также передавать свои полномочия по наследству или своей волей назначать преемника.
Шииты (араб, «ши'а» — группа приверженцев, партия), в отличие от суннитов, являются сторонниками имамата, они признают посредничество между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, считают единственно законными его преемниками только Али и потомков последнего. Глава общины — имам — почитается шиитами как лицо исключительно духовное, власть его носит теократический характер. Во всех конфликтах между суннитами и шиитами за внешними религиозными разногласиями скрываются цели борьбы за политическое влияние, в ходе которой используется весь диапазон форм насилия, в том числе и вооруженное.
Исламский фундаментализм.
Это словосочетание все чаще употребляется в политической лексике последних лет. Само это явление требует серьезного и глубокого изучения. Вокруг него идет острая полемика. Одни отрицают исламский фундаментализм как явление, другие видят в нем источник многочисленных опасностей для человечества. Формально исламские фундаменталисты призывают к созданию в странах, где большинство населения составляют мусульмане, обстановки, которая существовала в эпоху пророка Мухаммеда. Речь, таким образом, идет о возврате к первозданным ценностям исламской цивилизации, о реконструкции изначального мусульманского государства. Отсюда призывы к возвращению к основам веры. На практике это означает, что исламские религиозные деятели должны полностью управлять государствами, заниматься политикой. В этом, на наш взгляд, состоит суть исламского фундаментализма.
Примером попыток реализовать на практике фундаменталистские идеи явилась деятельность мусульманского духовенства в Иране, где абсолютно господствует шиитское мировоззрение. В феврале 1979 г. здесь совершен переворот, в результате которого был смещен шахский режим. Последующий характер событий в этой стране стал определять клерикальный ислам. В этой связи принято считать, что в Иране произошла исламская революция. Это означает, что ислам здесь стал не просто знаменем, но и источником весьма своеобразных идей, которые вызвали большие надежды у широких народных масс, устремившихся за аятоллой Хомейни. Поверившие в него полагали, что постулаты Корана о справедливости и равноправии наконец восторжествуют и приведут к преобразованиям в обществе, сравнимым с революционными.
С самого начала исламской революции Хомейни и его сторонники считали, что главную беду правоверных составляет процесс отделения ислама от политики, отстранения духовных лиц от управления государством. Поэтому Хомейни «исправил» положение, объявив себя «духовным правителем» Ирана и тем самым взяв на себя всю полноту власти. Он вершил политику Исламской Республики Иран, а ее проводником стало мусульманское духовенство.
Каковы же характерные черты исламской революции в Иране и каковы ее реальные результаты?
Руководители Ирана сами свои социально-экономические и политические идеи называют концепцией «исламского третьего пути развития». Составными ее элементами являются идеи «таухидной (араб, «ат-тау-хид» — единый, объединяющий) экономики» и «исламского государства».
Принципы «таухидной (объединяющей) экономики» основываются на положениях Корана: допускается как частная собственность, основанная на личном труде, так и общественная — государственная и кооперативная; средства производства используются в интересах всей общины (уммы); распределение осуществляется по принципу «от каждого — по способностям, каждому — по благочестию». Как видно, типологически «таухидная экономика» ближе к той хозяйственной структуре, которую принято называть «смешанной экономикой».
В основе концепции «исламского государства» находится идея избавления мусульман от всех видов зла и создания общества социальной гармонии и справедливости. Достижение этих целей, по мысли авторов концепции, возможно только на пути всесторонней «исламизации» жизни общества. Для этого предусматривается провозглашение ислама в качестве государственной религии и введение законов, по существу, разработанных в Коране. Соответственно и роль руководящей силы в таком государстве призвано выполнять мусульманское духовенство.
Настоящей идеей фикс Хомейни было создание всемирного исламского государства. Экспорт исламской революции, причем во все страны мусульманского и даже немусульманского мира, был еще недавно всепоглощающим. Добиваться создания монотеистической общины и пропаганды исламского порядка в мире стало главной задачей Исламской Республики Иран. В ее Конституции эта задача расшифровывается так: «Все мусульмане являют собой единую общину, и государство ...обязано добиваться сплочения и союза исламских народов, прилагая усилия к достижению исламского мира». Задача экспорта исламской революции в другие страны и сегодня стоит в повестке дня Исламской Республики Иран. Тегеранские идеологи, в первую очередь нынешний лидер страны аятолла Хаменеи, подчеркивают, что продолжается «победоносное шествие ислама по планете», что мусульмане должны «играть доминирующую роль в мировом развитии».
Идеи исламской революции вызвали у мусульман большие надежды, однако никаких далеко идущих экономических и социальных преобразований в Иране практически не проведено. Наоборот, назначенный Хомейни Совет экспертов, определяющий соответствие тех или иных нововведений догматам ислама, блокировал попытки провести такие преобразования.
Ислам в странах бывшего СССР.
Целый ряд факторов в последнее время обусловил значительный рост влияния ислама в ряде государств бывшего СССР. Главным из них является демократизация общественной жизни, рост национального самосознания. В республиках с преобладанием мусульман это сопровождается усилением исламской идеологии в духовной жизни и повышением роли духовенства. Вторым фактором является исламская революция в Иране, которая не могла пройти бесследно для всех мусульман. Нельзя не считаться и с событиями в Афганистане, которые оставили определенный след и в сознании правоверных бывших советских республик. Словом, исламский фактор ныне во многом определяет социально-политические процессы в ряде республик Средней Азии да и в других регионах.
Политизация ислама, как и других религиозных конфессий, находит свое выражение, с одной стороны, во все более активном участии служителей культа в управлении государственными и общественными делами, в том числе и в качестве депутатов представительных органов власти различных уровней. С другой стороны, растет политическая активность населения под лозунгами ислама. На политической арене появился ряд исламских партий. Наряду с борьбой за политическую власть в числе целей их деятельности находятся распространение исламского учения, гласная борьба за внедрение канонов шариата и другие.
Новый импульс процессу политизации ислама был дан появлением и выходом на международную арену в качестве самостоятельных государств бывших советских республик Средней Азии и Закавказья. После суверенизации в этих странах начался поиск новых приоритетов во внутренней и внешней политике. В частности, на повестку дня встали задачи развития всестороннего сотрудничества с народами мусульманского мира. Ныне здесь активно ведется работа по налаживанию контактов с мусульманскими странами на двусторонней основе, а также в рамках международных исламских организаций и учреждений, включая Организацию Исламская конференция.
В этой связи следует заметить, что сам по себе процесс развития сотрудничества мусульман бывших советских республик с другими народами исламского мира является вполне естественным. В недалеком прошлом на протяжении многих веков, эти народы имели прочные исторические, культурные, экономические, религиозные и иные связи. Однако нельзя не видеть, что данный процесс сопровождается ростом влияния мусульманского духовенства и исламских политических партий во всех сферах жизни во вновь возникших государствах. В то же время здесь консолидируются силы, ориентирующиеся на демократические социально-политические ценности, на реинтеграцию республик бывшего СССР. Какая из этих двух тенденций возвбладает, покажет будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Августин Блаженный. О граде Божием: В 4 т. М., 1994.
2. Алексий П. Выступление на внеочередном Съезде народных депутатов СССР. 2 сент. 1991 г. // Известия. 1991. 4 сент.
3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976—1983.
4. Арлоу У. Еуфрасганя Полацкая. Мшск, 1992.
5. Артхашастра, или наука политики. М., 1993.
6. Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978.
7. Багушэв1ч Ф. Творы: Вершы, паэма, апавяданш, артикулы, л!сты. Мшск, 1991.
8. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.
9. Бекон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1978.
10. Бердяев Н, А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
11. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
12. Бернштейн Э. Очерки из истории и теории социализма. Спб., 1902.
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
М., 1990.
14. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. М.,
1985.
15. Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.
16. Вехи. Из глубины. М., 1991.
17. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.
18. Гегель Г. Философия религии: В 2 т. М., 1977.
19. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
20. Гегель Г. Лекции по философии истории. Спб. 1993.
21. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991.
22. Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 1981.
23. Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4. С. 137—148.
24. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
25. Гусоуск! М. Песня пра зубра. Мшск, 1980.
26. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
27. Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. М., 1986.
28. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
29. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопр. филос. 1990. № 9. С. 69—75.
30. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990.
31. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972—1973.
32. Дюркгейм Э.. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
33. Законы Ману. М., 1992.
34. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
35. Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М. 1996.
36. Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность. М., 1994.
37. Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв. М., 1990.
38. Ильин И. А. Наши задачи. В 2 т. М., 1992.
39. Ильин М. В., Коваль Б. И. Что есть политика и что — наука о политике (опыт нетрадиционного обзора) // Полис. 1991. № 4. С. 103—115.
40. История политических и правовых учений: Учебник. М., 1988.
41. Калиновский К. Из печатного и рукописного наследия. Минск, 1988.
42. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964—1966.
43. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. ,44. Клаузевиц К. О войне. Т. 1. М., 1936.
45. Книга правителя области Шан. М., 1993.
46. Колас Я. Збор творау: У 14 т. М!нск, 1972.
47. Коран // Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990.
48. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
49. Купала Я. Збор творау: У 7 т. Мшск, 1972—1976.
50. Куфтырев А. И., Лузан А. А. О содержании и сущности политической организации общества // Филос. науки, 1976. № 3. С. 150—153.
51. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1995.
52. Ленин В. И. Поли. собр. соч.
53. Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.
54. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопр. филос. 1990. № 4. С. 3—6.
55. Локк Д. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. М., 1988.
56. Лосский Н. О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М., 1991.
57. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.
58. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Анализ общественной политики и оценка программ // Полис. 1991. № 3. С. 174—180.
59. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
60. Межуев В. М. Есть ли будущее у социализма? // Свободная мысль. 1991. № 14. С. 6—18.
61. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
62. Нерсесянц В. С. Правовое государство: история и современность // Вопр. филос. 1989. № 2. С. 3—16.
63. Общая теория права и государства: Учебник. М., 1994.
64. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.
65. Основы политологии (наука о политике) / Под ред. А. Боднара.
Киев, 1991.
66. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.
67. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1971—1972.
68. Под патриаршим омофором. М., 1989.
69. Поместный Собор Русской православной церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6—9 июня 1988 года: Материалы. М., 1990.
70. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
71. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие произведения. М., 1951.
72. Права человека: Международный билль о правах человека.
Нью-Йорк, 1995.
73. Пугачев В. П., Соловьев А. Я."Введение в политологию. М.,
1995.
74. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М., 1993.
75. Рогалев А. Ф. Белая Русь и белорусы. (В поисках истоков.) Гомель, 1994.
76. Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.
77. Саверчанка I. Сымон Будны — гумашст i рэфарматар. Мшск,
1993.
78 Санистебан Л. С. Основы политической науки. М., 1992.
79. Скарына Ф. Творы. М1нск, 1990.
80. Соборный разум — спасение России // Правда, 1993. 1 июня. 8!. Сокол С. Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии XVI — первой половины XVII в. Минск, 1984.
82. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
83. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
84. Сперанский М. М. Проекты и записки. М.; Л., 1961.
85. Статут Вяткага княства Лггоускага 1588 г. Тэксты. Даведшк. Каментарьп. Мшск, 1990.
86. 100 лет христианского социального учения. М., 1991.
87. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902.
88. Тард Г. Личность и толпа. Спб., 1903.
89. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
90. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1996.
91. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.
92. Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990.
93. Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.
94. Утопический социализм в России: Хрестоматия. М., 1985.
95. Федун Л. А. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки. 1991. № 3. С. 65—69.
96. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
97. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
98. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1983.
99. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
100. Френкин А. А. Феномен неоконсерватизма // Вопр. филос. 1991. № 5. С. 66—74.
101. Фромм Э. Социализм // Коммунист. 1991. № 11. С. 27—38.
102. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
103. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
104. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
105. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. филос. 1990. № 3. С. 134—148.
106. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
107. Цицерон. Диалоги. М., 1966.
108. Цьвгкевгч А. «Западно-руссизм»: Нарысы з псторьп грамадскай мЛсып на Беларуа у XIX i пачатку XX в. Мшск, 1993.
109. Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989.
110. Шаран П. Сравнительная политология: В 2ч. М., 1992.
111. Элементы теории политики / Под ред. К. Опалка. Ростов-на-Дону, 1991.
112. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Августин 34, 35
Адаме Дж. 43
Адлер Ф. 419
Адорно Т. 428
Аксаков К. С. 62, 67
Алексей Михайлович (царь) 70,80
Александр II 294
Александр III 294
Алексий II468
Али (халиф) 479
Алмазов Б. 67
Алмонд Г. 231,237,238
Амери К. 447
Анненков П. В. 62
Аренда X. 95
Аретин И. 174
Аристотель 5, 6,28, 30—32, 136, 173. 187,320,361
Арон Р. 96,376,433
Арф И. 431
Ататюрк 325
Ашока 320
Бабст И. К. 62
Бакунин М. А. 64, 398, 399, 424,425
Баро Р. 432
Бебель А. 49
БеконФ. 120
Белинский В. Г. 64
Белл Д. 433, 436
Бентам И. 376
Бердяев Н. А. 59, 65, 66, 95, 297
Берк Э. 44, 45, 385
БернштейнЭ. 418, 419
Бестужев-Рюмин М. П. 60
Бжезинский 3. 433
Бисмарк О. 386
Богданович М. 85
Богушевич Ф. 85
Бодэн Ж. 39, 40, 107
Боднар А. 246
Бональд Л. де45,31
Бонапарт Л. 302
Боулдинг К. 304
БрандтВ. 183
Браун Л. 449
Будда 455, 456,457
Будный С. 75—78
Булгаков С.Н. 65
Вебер М. 9, 92,94, 95,97, 109, 110, 124, 152,212, 326,330,331,351,368, 369,417
Велькер К.-Т. 174
Верба С. 237, 238
Вернадский И. В. 62
Владимир Мономах 52, 53, 72
Волан А. 75, 76
Вольтер 42, 43
Воронко И. Я. 88
Воронцов В. П. 65
Вятр Е. 237
Гальтон Ф. 364
Гамильтон А. 43
Гаутама Сиддхартха 455
Гегель Г. В. Ф. 44, 50, 174, 180, 184, 251, 363, 455
Георгий Конисский 80, 81
Гераклит 5, 320
Гердер И. Г. 230
Герцен А. И. 64
Гессен В. М. 174
Гизо Ф. 376
Гильфердинг Р. 419
Гитлер А. 355, 360
Гоббс Т. 41, 42
Гобино Ж. А. де 386
Говорский К. 86
Горц А. 432, 449
Гоулднер А. 95
Грановский Т. Н. 62
Греции Г. 42
Гумбольдт В. 376
Гумилев Л. Н. 25, 90
Гуринович А. 85
Гусовский М. 73, 74, 75
Гэлбрейт Дж. 376, 433, 438, 440, 445
Гюго В. 212
Даль Р. 94, 95, 376
Даниельсон Н. Ф. 65
Даниил Заточник 52, 53
Данилевский Н. Я. 62, 63
Дарендорф Р. 94, 133, 186, 304
Дестют де Траси 222
Дженнингс Ю. 366
Джордж Л. 381
Джефферсон Т. 43, 177, 376
Дизраэли Б. 386
Дион 30
Дионисий I 30
Дионисий II Младший 30
Добролюбов Н. А. 64
Довнар-Запольский М. В. 72
Дыло О. Л. 89
Дюверже М. 92, 93, 94, 100
Дюркгейм Э. 92, 94, 330, 331
Дюрон М. 431 . .
Еленский И. 81
Ефросиния Полоцкая 71, 72
Жилунович Д. Ф. (Тишка Гарный) 89
Заратуштра (Зороастр) 27
Зизаний С. 80
Зиммель Г. 303, 305—307, 314, 315, 328
Зиновьев А. А. 171
Иван IV Грозный 53, 56
Игнатовский В. М. 72
Иисус Христос 33, 454, 455
Иларион 52, 71
Иллич И. 447
Ильин И. А. 466, 467
Иоанн Богослов 33
Иоанн XXIII 459
Иоанн Павел II 459, 461, 462, 464
Иосиф Волоцкий 54, 56
Истон Д. 94, 152,- 1$3
Кавелин К. Д. 62
Калиновский К. 83—85
Кампанелла Т. 45, 46
Кан Г. 433
Кант И. 44, 174, 376, 384
Каплан М. 96
Карамзин Н. А. 60
Карпович М. 81
Каутский К. 419
Кейнс Дж. 376, 440
Келли П. 447
Киреевский И. В. 62
Кирилл Туровский 71, 72
Кистяковский Б. А. 66, 67, 174
Клаузевиц К. фон 320—322
Клементевич Т. 258
Козер Л. 304, 307, 313
Колас Я. 85, 86
Констан Б. 376
Конт О. 433
Конфуций 27
Кортес X. 386
Коялович М. 86
Критий 28
Крозье М. 94
Кропоткин П. А. 424
Кун Т. 15
Купала Я. 85
Курбский А. М. 53, 56
Лабриола А. 49
Лавров П. Л. 64
Ламартин 251
Ламенне Ф. де 386
Лассаль Ф. 378
Лассуэлл Г. 10, 94, 355
Ластовский В. Ю. 88
Лафарг П. 49
Лебон Г. 353, 359
Лев XIII 459
Ленин В. И. 65, 66, 100, 102, 134, 135, 252, 278, 298, 299
Леонтьев К. Н. 62, 63
Леру П. 393
Либкнехт В. 49
Линкольн А. 128, 360
Липсет С. М. 93, 95, 386
Литвин М. 75
Лихачев Д. С. 241
Локк Дж. 42, 174, 376
Лосский Н. О. 241
Лукреций (Тит Лукреций Кар) 32
Луцкевич А. И. 88
Луцкевич И. И. 88
Макиавелли Н. 6, 38, 39, 221, 362, 363
Мангейм Дж. 284
Марк Аврелий 33
Маркс К. 12, 13, 29, 47—50, 66, 170, 171, 174,221 ,278, 303, 305—307, 313, 328, 330—333, 394—418, 426, 428—430, 444—446, 463
Маркузе Г. 428, 429
Марсилий Падуанский 37
Медисон Дж. 43, 376
Межу ев В. М. 406
Мелье Ж. 46
Мертон Р. К. 95
Местр Ж де 45, 385
Миллс Ч. 93
Милль Дж. С. 376
Михайловский Н. К. 65
Михельс Р. 92, 93
Моисей (пророк) 27
Моль Р. фон 174
Монтескье Ш. 42, 174, 376
Мор Т. 45, 46
Морган Л. 99
Моргентау Р. 96
Моска Г. 92, 386
Муравьев Н. М. 60
Муссолини Б. 166
Мухаммед 369, 455, 473—475, 479, 480
Наполеон 223, 360, 366
Насер 325
Нерсесянц В. С. 174
Нечаев С. Г. 398, 399
Николай I 86
Нил Сорский 54
Новгородцев П. И. 174
Олизароский А. 81
Ортега-и-Гассет X. 95
Острогорский М. 92
Оуэн Р. 46
Оффе К. 432
Павел из Визны 75, 76
Павел VI 257
Парен™ М. 127, 140
Парето В. 92
Парсонс Т. 94, 365
Пауэлл Г. 231
Пашкевич А. С. (Тетка) 85
Пересветов И. С. 53, 56, 57
Пестель П. И. 60
Петр из Гонендза 75, 76
Пимен 468
Платон 6, 28—30, 32, 50,173, 221, 320, 361
Плеханов Г. В. 65, 67
Поппер К. 49, 389, 393, 410 Посошков И. Т. 58
Прокопович Феофан 57
Прудон П. 424
Прушинский А. В. (Алесь Гарун) 88
Пуанкаре Р. 360
Пугачев В. П. 284, 373
Радищев Н. А. 59
Райт К. 96
Райх В. 428, 430, 431
Рассел Б. 35
Ратцель Ф. 26
Рич Р. 284
Робеспьер 360
Розенау Д. 96
Ростоу У. 433, 434
Рузвельт Ф. 293, 360, 409
Руссо Ж.-Ж. 42, 43, 132
Самарин Ю. Ф. 62
Санистебан Л. С. 124, 246, 300
Сапега Л. И. 75, 78
Семашко И. 86
Сенека 33
Сен-Симон А. 46, 433
Сергий (митрополит) 467
Симеон Полоцкий 80
Скорина Ф. 73—75
Смит А. 376
Смолич А. А. 88
Смотрицкий М. 81
Сократ 174
Соловьев А. И. 284, 373
Соловьев В. С. 56
Солоневич Л. 86
Сорокин П. 295, 296
Спенсер Г. 376
Сперанский М. М. 60
Спиноза Б. 42
Сталин И. В. 68, 314, 360
Столыпин П. А. 381
Струве П. Б. 65
СуллаШ
Такер Р. 372, 373
Тард Г. 353
Татищев В. Н. 57
Тернер Дж. 304
Ткачев П. Н. 64
Токвиль А. де 95,296, 298, 393
Тоффлер А. 433
Трамперт Р. 447
ТраубеК. 432
Троцкий Л. Д. 66, 426,427, 431
Туган-Барановский М. И. 65
Турен А. 433
Тяпинский В. 75
Уинстенли Дж. 45, 46
Ульрих О. 432
Фальский В. С. 89
Филиппович А. 79
Филлипс У. 297
Филофей 55
Фихте И. Г. 44
Флетхейм О. 431
Флетчер И. 432
Фома Аквинский 35, 36,361
Франклин Б. 43
Франко 166
Фрезер Дж. 108, 109
Фрейд 3.360,429,430
Фромм Э. 316, 354, 383, 396,428—430,449
Фукуяма Ф. 376, 382
Фурастье Ж. 433
Фурье Ш. 46
Хайдеггер М. 386
Хайек Ф. 95,393,442
Хаменеи 481
Хаммурапи 27
Хантингтон С. 96
Хомейни 480—482
Хомяков А. С. 62
Хорнунг К. 390
Хубер И. 432
Цвикевич А. И. 88
Цезарь 187
Цицерон 32, 180
Чаадаев П. Я. 60—62
Червяков А. Г. 89
Чернышевский Н. Г. 64
Чернушевич Д. С. 89 Ч
ерчилль У. 127
Чеховиц М. 75, 76
Чичерин Б. Н. 62, 174
Шантырь Ф. Г. 89
Шатобриан Ф. 386
ШмиттК. 386
Штрассер И. 447
Штирнер М. 424
Шумахер Э. 447,449,450
Шумпетер И. 95
ЭбертТ. 447
Энгельс Ф. 47,48,99,363, 394, 404,411