Раздел И. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Содержание практических занятий для студентов очной формы обучения (16
часов)
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ ( 2 часа)
ПЛАН
1. Понятие и основные признаки государства.
2. Сущностная характеристика государства. Различные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.
3. Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.
4. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Переходный тип государства.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность государства. Результаты оформить в виде таблицы.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
Дополнительная литература к занятию для обсуждения:
Якунин В.И. А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций. // Круглый стол «К 70-летию со дня рождения А.С.Панарина» 24.12.10. в МГУ им. М.В.Ломоносова. // <http://www.rusrand.ru/mission/result/result 199.html>
1. Изучение первого вопроса темы рекомендуется начать с усвоения того, что всем государствам присущи общие признаки, объединенные в понятие государства. Необходимо рассмотреть основные признаки государства, которые позволяют отличить его от негосударственных организаций и других элементов социально-политической системы.
2. При подготовке ответа на второй вопрос следует знать, что раскрыть сущность государства — значит, выявить в нем главное, что обусловливает его объективную необходимость для общества, уяснить, в чьих интересах осуществляется публичная власть. Деятельность государства в исторически первых типах общества — рабовладельческом, феодальном, азиатского способа производства — носила ярко выраженный классовый характер и сводилась к поддержанию экономического и политического господства одного класса над другим. По мере совершенствования демократических институтов власти государство превращалось из принудительнорепрессивной организации, стоящей над обществом, в орган, подчиненный обществу, распространяющий свой преобразовательный потенциал на экономическую, социальную и культурную сферы общественной жизни. На современном этапе развития общества степень реализации развитыми демократическими государствами общесоциальных потребностей значительно возросла, а классовый характер государственной деятельности хотя и не исчез, но отошел на второй план.
«В России появилась огромная масса бедных и почти бедных людей, а с другой стороны, у нас есть верхушка общества — 10-12% богатых, которые живут отдельно от этой большой массы людей, — отметил директор Центра социально- экономических измерений РАН Алексей Шевяков.—Сегодня мы имеем глубокое
Содержание практических занятий для студентов очной формы обучения (16
часов)
Раздел И. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ (2 часа)
ПЛАН
5. Понятие и основные признаки государства.
6. Сущностная характеристика государства. Различные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.
7. Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.
8. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Переходный тип государства.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность государства. Результаты оформить в виде таблицы.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
Дополнительная литература к занятию для обсуждения:
Якунин В.И. А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций. // Круглый стол «К 70-летию со дня рождения А.С.Панарина» 24.12.10. в МГУ им. М. В. Ломоносова. //
<http://www.rusrand.ru/mission/result/result 199.html>
3. Изучение первого вопроса темы рекомендуется начать с усвоения того, что всем государствам присущи общие признаки, объединенные в понятие государства. Необходимо рассмотреть основные признаки государства, которые позволяют отличить его от негосударственных организаций и других элементов социально-политической системы.
4. При подготовке ответа на второй вопрос следует знать, что раскрыть сущность государства — значит, выявить в нем главное, что обусловливает его объективную необходимость для общества, уяснить, в чьих интересах осуществляется публичная власть. Деятельность государства в исторически первых типах общества — рабовладельческом, феодальном, азиатского способа производства — носила ярко выраженный классовый характер и сводилась к поддержанию экономического и политического господства одного класса над другим. По мере совершенствования демократических институтов власти государство превращалось из принудительнорепрессивной организации, стоящей над обществом, в орган, подчиненный обществу, распространяющий свой преобразовательный потенциал на экономическую, социальную и культурную сферы общественной жизни. На современном этапе развития общества степень реализации развитыми демократическими государствами общесоциальных потребностей значительно возросла, а классовый характер государственной деятельности хотя и не исчез, но отошел на второй план.
«В России появилась огромная масса бедных и почти бедных людей, а с другой стороны, у нас есть верхушка общества — 10-12% богатых, которые живут отдельно от этой большой массы людей, — отметил директор Центра социально- экономических измерений РАН Алексей Шевяков.—Сегодня мы имеем глубокое
4. Подготовку четвертого вопроса темы рекомендуется начать суяснения понятия научной типологии, после чего переходить к особенностям типологии государств. В настоящее время в качестве основных используются формационный и цивилизационный подходы. Характеристика формационного подхода должна начинаться с определения общественно-экономической формации. Формация основывается на определенном состоянии производительных сил, производственных отношений и обусловленных ими отношений собственности. Исходя из формационных представлений и критериев, различаются следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Соответственно им, за исключением первой и последней, выделяются типы государств. Следует знать особенности социалистического государства и государства азиатского способа производства.
Характеристика цивилизационного подхода должна начинаться с определения цивилизации и содержать критерии, которыми руководствуются авторы данного подхода. Цивилизация представляет собой определенный уровень духовной культуры конкретного общества, включая содержание различных социальных норм и охраняющих их учреждений и институтов. В учебном пособии «Философия истории» под редакцией профессора А.С. Панарина цивилизации определяются как «большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства». Особое внимание Панарин уделяет духовной власти, указывая, что цивилизация держится в мирные годы именно ориентацией на идеал, терпит поражение прежде всего в духовной сфере, а в кризисный период цивилизация воссоздает себя благодаря усилению духовного измерения. Насколько это провидчески — можно оценить на примере современной России. Охарактеризуйте особенности России как православной цивилизации, используя статью доктора политических наук В.И.Якунина «А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций.»
В типологии государств выделяют государства переходного типа, характеризующегося сменой власти, формы государства, изменением социальных ценностей, общественных структур и отношений.
Вопросы для самоконтроля:
9. Каковы отличительные признаки государства?
10. В чем состоят сущность и социальное назначение государства?
11. Охарактеризуйте особенности государственной власти.
12. Что такое тип государства? Назовите особенности формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.
13. Раскройте особенности государства переходного типа.
№ 2. ФОРМА (ФОРМООБРАЗОВАНИЕ) ГОСУДАРСТВА (2часа)
ПЛАН
5. Понятие формы государства. Элементный состав. Факторы, влияющие на форму государства.
6. Форма правления: понятие, виды. Монархическая и республиканская форма правления.
7. Политико-территориальная организация государства. Унитарные государства; федеративные государства, виды федераций. Право сецессии.
8. Государственно-правовой режим: понятие, виды.
9. Межгосударственные объединения: конфедерации, содружества, союзы.
Задание для подготовки к занятию:
14. Провести сравнительный анализ формы государственного устройства трех современных государств.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
15. Провести сравнительный анализ формы республиканского правления по следующему плану: 1. Кто выбирает президента? 2. Кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность? 3.Может ли парламент отправить президента в отставку? 4. Может ли президент распустить парламент? Результаты оформить в виде таблицы.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
10. По первому вопросу необходимо знать, что форма государства раскрывает особенности его внутренней организации. Форма государства включает три элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного (территориального) устройства; 3) государственно-правовой режим. Определяющее значение на форму государства оказывают политика государства, территориальные размеры страны, исторические и культурные факторы.
11. При подготовке вопроса о форме правления необходимо уяснить, что форма правления — это способы организации высших органов государственной власти, их структура, компетенция, взаимоотношения друг с другом и с населением. Принято различать две формы правления — монархию и республику.
Монархия (в переводе с греческого — единовластие) — форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству. Она может быть неограниченной и ограниченной (дуалистической или парламентской).
Республика (в переводе с латинского — дело народа, общее дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок. Принято выделять три вида республиканской формы правления, отличающиеся правовым положением главы государства и взаимоотношениями парламента с правительством: президентскую, парламентскую и смешанную. Следует внимательно ознакомиться с их особенностями.
12. Форма государственного устройства — это территориальная организация государства, проявляющаяся в федеративной или унитарной разновидностях. Унитарное государство — это государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Федеративное государство — это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией. Целесообразно дать характеристику основных юридических признаков, отличающих данную форму государственного устройства. В зависимости от правового положения субъектов федерации выделяют федерации симметричные и ассиметричные; территориальные, национальные и национально-территориальные. Необходимо изучить признаки всех видов формы государственного устройства.
Субъекты федерации не обладают суверенитетом и правом сецессии — правом выхода из состава государства. Субъекты лишены также права самостоятельно выступать в международных политических отношениях.
13. Государственно-правовой режим — это совокупность приемов, способов и методов осуществления государственной власти.
В характеристике режима отражаются приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан. Современный этап развития государственности характеризуется преимущественно такими разновидностями государственного режима, как демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный). Важно знать особенности всех разновидностей государственноправового режима.
14. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения политических,
экономических, военных или других целей. К межгосударственным объединениям относятся конфедерации, содружества и сообщества. Государства, входящие в межгосударственное объединение, сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Следует рассмотреть отличительные черты всех форм межгосударственных объединений.
Вопросы для самоконтроля:
16. Что такое форма государства? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?
17. Что представляет собой форма правления? Охарактеризуйте ее разновидности.
18. Что такое форма государственного устройства? Охарактеризуйте ее разновидности.
19. Что такое государственно-правовой режим? В чем состоят особенности демократического и антидемократического режимов?
20. Раскройте признаки конфедерации, содружества и сообщества государств.
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА
№ 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА (2 часа)
ПЛАН
15. Понятие источника права. Соотношение источника и формы
права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.
16. Виды источников права. Их общая характеристика.
17. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.
18. Судебный прецедент. Судебное право.
19. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).
20. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
1. Источники права — жизненные условия,
предопределяющиевозникновение и развитие права. Принято выделять: а) источники права в материальном смысле (материальные условия жизни людей); б) источники права в идеальном смысле (философские идеи,которые выступают основой правовой системы); в) источники права в юридическом (формальном) смысле (способы внешнего выражения права). Таким образом, источник права в юридическом смысле — это форма выражения, объективизации нормативной государственной воли. Источник (форма права) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.
2. Известны следующие основные формы права: а) нормативный правовой акт; б) правовой прецедент; в) правовой обычай;г) договор нормативного содержания; д) юридическая доктрина; е) принципы права. При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть их главные признаки.
3. Правовой обычай — исторически первый источник права. Таковым
признавался обычай, который в силу многократного применения приобретал общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивалось принудительной силой государства. Правовыми становились обычаи, которые выражали: 1)
продолжительную правовую практику; 2) единообразную практику, т.е. приобретали устойчивый, типичный характер. В России правовые обычаи существуют в форме обычаев делового оборота, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4. Судебный прецедент является одним из главных источников права в странах, принадлежащих к так называемой системе общего права — Англии, США, Канаде, Австралии и др. Под судебным прецедентом понимается решение суда по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. В России судебный прецедент в качестве источника права не признается.
5. Правовая доктрина представляет собой научно обоснованные, систематизированные взгляды ученых на право и юридическую деятельность. Она является источником права в мусульманской правовой семье (иджма). В праве континентальной Европы доктрина, хотя и не признается источником права, играет определяющую роль в процессе создания права и способствует правильной реализации правовых предписаний.
Принципы права выступают в качестве источников права во многих странах мира. В романо-германской правовой семье судебные решения при аналогии права могут приниматься на основе принципов права.
Договор нормативного содержания (нормативный договор) как источник права широко распространен в различных странах. Нормативным договором называется соглашение между субъектами права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, содержащее правовые нормы. В зависимости от сферы действия выделяют международные и внутригосударственные договоры. В Российской Федерации среди внутригосударственных договоров особое место занимают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также коллективные договоры, заключающиеся между профсоюзами, представляющими рабочих и служащих данной профессии, и их работодателями.
Судебная практика — это, прежде всего, совокупность актов толкования права. Судьи ориентируются на решения по конкретным делам вышестоящих судов, используют в своей деятельности разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
6. Нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки нормативного акта, отличающие его от всех иных правовых актов: 1) является результатом правотворческой деятельности; 2) содержит нормы права; 3) принимается и реализуется в особом процедурном порядке; 4) имеет документальную (письменную) форму; 5) является выражением государственной воли. Нормативные правовые акты имеют определенную структуру, включающую разделы, главы, статьи, кодексы нередко включают части. Каждый акт имеет свое название (закон, указ, постановление) и указание на издавший его орган, дату и место издания. Четкая структура нормативного акта способствует правильному его толкованию и применению.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законы занимают главное место в системе законодательства. По юридической силе они подразделяются на: 1) Конституцию РФ; 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы. Следует помнить, что субъекты РФ также имеют свои конституции (республики), уставы (другие субъекты Федерации) и
собственные законы, которые должны соответствовать федеральному законодательству. Термин «подзаконный нормативный правовой акт» указывает на то, что этот акт должен вытекать из Конституции и законов и строго соответствовать им. К подзаконным актам относятся: нормативные указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.
Вопросы для самоконтроля:
21. Как соотносятся источники и формы права? В чем состоят рецепция и обновление в праве?
22. Дайте развернутую характеристику различных видов источников права.
23. Раскройте признаки закона, назовите отличительные черты различных видов законов.
24. Раскройте систему подзаконных нормативных правовых актов.
Тема 4. НОРМЫ ПРАВА (2 часа)
ПЛАН
21. Понятие нормы права, ее признаки.
22. Логическая структура нормы права: гипотеза, диспозиция,
санкция, их разновидности.
23. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
24. Виды юридических норм, критерии, используемые для классификации норм права.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ способов изложения нормы права в нормативных правовых актах. Привести примеры способов изложения норм права в нормативных правовых актах. Составить таблицу видов юридических норм.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
7. При изучении первого вопроса студенты, прежде всего, должны усвоить, что норма права — первичный элемент системы права, поэтому основные признаки, характеризующие право в целом, присущи и нормам права в отдельности. Каждая правовая норма представляет собой веление государства, общее правило, им установленное или санкционированное. Важно понять, в чем состоит общеобязательный характер правовой нормы и каким путем достигается эта общеобязательность. В этой связи следует показать отличие норм права от индивидуальных правовых предписаний. Следует раскрыть и другие признаки нормы права.
8. Второй вопрос темы связан с изучением основных элементов правовой нормы, характеризующих ее внутреннюю структуру: гипотезы, диспозиции, санкции. Данная логическая структура присуща нормам — правилам поведения. Нормы-цели, нормы-принципы: нормы-дефиниции и другие специальные нормы такой структуры не имеют.
9. Необходимо усвоить, что норма права и статья нормативного правового акта не однозначные явления. Статья — текстуальное выражение правовой нормы. Для более четкого представления о взаимосвязи нормы права и статьи нормативного акта следует рассмотреть различные формы изложения правовых норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный, бланкетный.
25. При подготовке третьего вопроса следует учесть, что существует несколько классификаций правовых норм. Особо нужно выделить типичные (регулятивные, охранительные) и специальные нормы (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, оперативные нормы, коллизионные нормы).
Вопросы для самоконтроля:
25. Назовите признаки нормы права.
26. Охарактеризуйте структуру правовой нормы.
27. Каковы способы изложения норм права в нормативных правовых актах?
28. Раскройте классификацию правовых норм.
№ 5. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(2 часа)
ПЛАН
10. Понятие системы и структурные элементы права. Правовой институт, подинституты. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.
11. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.
12. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право.
13. Система права и система законодательства: внутрисистемные,
функциональные связи и различия.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
1. Система права — это целостность, образованная взаимодействием
правовых норм, правовых институтов и отраслей права. Признаками системы права являются единство, структурированность и иерархичность. Единство системы права обуславливается, в конечном счете, целями государственной власти. Структурированность системы права означает ее деление на части (элементы), которыми являются правовые нормы, правовые институты (подинституты), отрасли (подотрасли) права, общности отраслей. Ответ на первый вопрос предполагает подробное освещение всех элементов системы права. Следует уяснить, что отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом однородную сферу общественных отношений. В крупных и сложных по составу отраслях права имеются подотрасли права — целостные образования, регулирующие специфическую группу однородных общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права, например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют: авторское, наследственное, международное частное право. В отличие от правового института, подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. Правовой институт — это обособленная группа юридических норм, регулирующих вид общественных отношений, автономно существующих в рамках одной или нескольких отраслей права. Поэтому выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Критериями обособления правовых норм в правовой институт выступают: 1) юридическое единство правовых норм (общие положения, правовые принципы, правовые понятия; 2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений (каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции; 3) обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и др. структурных единицах нормативных правовых актов.
26. Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования — сфера однородных общественных отношений, регулируемая отраслью права. Он является материальным (объективным) критерием разграничения отраслей права. Метод правового регулирования — совокупность способов правового воздействия на определенную сферу общественных отношений. Он является формальным (субъективным) критерием разграничения отраслей права. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный — метод обязывания и запретов, метод властвования и юридического неравенства; диспозитивный — метод равенства и автономии воли.
27. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно — его проводили еще римские юристы. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на ее основе. Оно обеспечивает интересы отдельных лиц. Его, сущность выражается в таких принципах, как независимость, имущественная самостоятельность и автономия лица, формальное равенство, свобода договора. Отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования.
Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие общественные и государственные интересы. Сфера действия публичного права — деятельность граждан, их организаций, властных структур по поводу достижения ими тех интересов, которые имеют публично-правовой характер. В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо). При этом стороны всегда юридически неравноправные. Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием, здесь господствует разрешительный тип правового регулирования.
Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм материального права.
Международное право занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Российская Федерация признала приоритет международного права перед внутригосударственным. В Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
28. Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов. Между нею и системой права существуют определенные различия, выражающиеся в степени объективности формирования и развития, структуре, объеме и т.п. Сходства и различия системы права и законодательства необходимо подробно раскрыть.
Вопросы для самоконтроля:
29. Что представляет собой система права? Охарактеризуете основные элементы системы права.
30. Назовите особенности предмета и метода правового регулирования.
31. В чем состоят особенности частного и публичного, материального и процессуального, а также международного права?
32. Как соотносятся система права и система законодательства?
№ 6. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 часа)
ПЛАН
29. Понятие правоотношений и их характеристика как формы реализации права. Предпосылки возникновения правоотношений.
30. Субъекты (участники) правоотношений. Правосубъектность.
Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Правовой статус.
31. Содержание правоотношения: субъективные юридические права и юридические обязанности.
32. Объекты правоотношений. Характеристика объекта-действия и объекта- блага (интереса).
33. Понятие юридических фактов и их классификация. Фактические (юридические) составы.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ субъектов (участников) правоотношений, указать отличия между ними по правосубъектности, правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Составить таблицу классификации юридических фактов. Привести примеры по каждому виду.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
33. При подготовке первого вопроса важно знать, что правоотношения — это установленные нормами права, возникающие на основе юридических фактов правовые связи между субъектами права. Следует подчеркнуть волевое содержание правоотношений и отметить проявление в них воли их участников.
Особого внимания заслуживают вопросы о соотношении правоотношения и правовой нормы, об особенностях взаимосвязи участников правоотношений в виде взаимных прав и обязанностей, обеспечении их государством.
Специально следует остановиться на выявлении основных черт правоотношений, показать их многообразие и дать соответствующую классификацию. Возникновение конкретного правоотношения невозможно без: 1) наличия
определенной правовой нормы, 2) правоспособных субъектов и 3) предусмотренных данной нормой юридических фактов. Эти три указанных явления и составляют предпосылки всякого правоотношения.
34. Изучение второго вопроса целесообразно начать с рассмотрения понятия субъектов правоотношения. Важно разобраться в особенностях таких субъектов, как органы государства, и дать их отличие от юридических лиц. Следует учесть, что граждане являются субъектами всех отраслей права. Государство выступает субъектом как внутригосударственных, так и международных право-отношений.
Необходимо рассмотреть юридические признаки субъектов правоотношений, выражающиеся в правосубъектности, включающей правоспособность и дееспособность. При определении категории правоспособности нужно исходить из того, что закон различает общую и специальную (или отраслевую) правоспособность. Следует также проанализировать взаимосвязь субъективного права, правоспособности и правового статуса.
35. При подготовке третьего вопроса следует исходить из того, что субъективное право и юридическая обязанность составляют юридическое содержание правоотношения. Необходимо разобраться в понятиях и видах субъективного права и юридической обязанности и показать их взаимосвязь.
34. По четвертому вопросу нужно уяснить наличие множества объектов правоотношений. Это могут быть социальные блага (имущество, личные неимущественные блага и др.), а также поведение участников правоотношений.
35. Пятый вопрос надо начинать с уяснения понятия «юридический факт». Юридические факты выступают основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Они предусмотрены нормами права и чрезвычайно многообразны. Основное внимание должно быть сосредоточено на классификации юридических фактов. Важно также уяснить, что в большинстве случаев для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений недостаточно одного юридического факта, а требуется несколько фактов, образующих фактический состав.
Вопросы для самоконтроля:
36. Что понимается под правоотношениями и каковы их виды?
37. Охарактеризуйте виды и свойства субъектов правоотношений.
38. Что составляет содержание правоотношения?
39. Охарактеризуйте объекты правоотношений.
40. Что такое юридический факт? Каковы основные виды юридических
фактов?
№ 7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА. ПРОБЕЛЫ И КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ (2 часа)
ПЛАН
14. Понятие реализации права. Формы непосредственной реализации права. Методы реализации права.
15. Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие применения права. Субъекты и стадии применения права.
16. Правоприменительные акты, их отличие от нормативных правовых актов. Классификация правоприменительных актов.
17. Понятие пробела. Мнимые и реальные пробелы. Причины возникновения, устранение и преодоление пробелов.
18. Понятие юридических коллизий. Объективные и субъективные причины их возникновения. Порядок их разрешения.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ форм реализации права. Какие нормы права реализуются в каждой форме ? Составить таблицу стадий применения права.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
2. При подготовке первого вопроса следует уяснить, что реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей. Общественные отношения в процессе реализации права упорядочиваются, приводятся в соответствие с потребностями развития общества, государства и личности. Следует усвоить такие формы реализации норм права, как осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов, применение норм права. Основными методами реализации права являются убеждение и принуждение.
3. При ответе на второй вопрос нужно исходить из того, что применение норм права необходимо тогда, когда такие формы реали ации права, как использование, исполнение и соблюдение не- достаточны для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Необходимо охарактеризовать признаки применения норм права, а также уяснить, кто эту деятельность может осуществлять.
Важно помнить, что правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам; вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц. К каждой из стадий правоприменительного процесса предъявляются требования, выработанные юридической теорией и практикой: обоснованность (объективность), целесообразность, законность.
36. Применение норм права оформляется актом-документом (актом
применения права). Акт применения права — это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу, содержащий государственно-властное, индивидуально-определенное правовое предписание. К его признакам относят: 1) конкретность (принимается по конкретному делу); 2)
государственно-властный характер (содержит государственно-властное веление); 3) формальность (имеет определенную, установленную законом форму); 4) индивидуальность (направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений).
Акты применения права делятся на виды по субъектам (акты органов исполнительной власти, главы государства, юрисдикционных органов и т.п.); по форме (указы, распоряжения, приговоры, приказы, постановления и др.); по способу выражения (акты-документы, акты-действия); по способу принятия (коллегиальные и единоличные); по времени действия (акты однократного действия, например, штраф, или длящиеся акты, например, регистрация брака); по юридическому значению (основные и вспомогательные).
37. Пробел в праве — это отсутствие правового регулирования или подходящих норм права в случаях, когда правовое регулирование объективно необходимо. От пробелов в праве следует отличать квалифицированное молчание законодателя (мнимые пробелы).
Пробелы в праве являются результатом динамизма жизни, неточности ее познания и ошибок субъектов правотворчества. Основной путь разрешения этой проблемы — квалифицированное правотворчество. Еще один путь — применение аналогий закона и права. Использование аналогии закона состоит в применении к конкретным случаям сходных, похожих норм, регулирующих сходные отношения, ситуации. В России в настоящее время аналогия закона не допускается в сфере действия уголовного права. Использование аналогии права заключается в принятии юридически значимого решения, исходя из общих начал и смысла («духа») действующего законодательства. В целом же принятие решений по аналогии — вынужденная мера и сигнал о необходимости срочного совершенствования системы нормативных правовых актов.
38. Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. Коллизии, таким образом, могут быть между нормами права; между нормативными правовыми актами; между компетенциями или полномочиями; между правоприменительными и интерпретационными актами; между национальным и международным правом. Следует знать объективные и субъективные причины возникновения коллизий.
Способами устранения коллизий являются: принятие нового акта или отмена одного из противоречащих актов; разработка и применение коллизионных норм и принципов; судебное разрешение спора; обжалование или опротестование актов; согласительные процедуры. Необходимо раскрыть содержание данных способов.