Элементы, функции и форма государства

Государство выступает в качестве ос­новного средства осуществления по­литической власти. Это обстоятельство придает ему статус основного института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, вы­полняет специфические функции, характеризуется опреде­ленными формами устройства и типологическими чертами. От степени развитости государства, условий, форм, методов его функционирования в решающей мере зависит качество политической жизни, уровень демократизма общества. Наи­большее развитие демократические формы политической жизни получают в правовом государстве и гражданском об­ществе.

Как политический институт государство возникает на раннем этапе, в период разложения родового строя. Однако сам термин «государство» впервые появляется в Новое время в Европе. Сначала он укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С самого начала его содержание определяется развитием со­временного государства. Исходное латинское слово «status» («состояние», в средние века также «сословие») постепенно приобретает новое значение. Им обозначали приверженцев обладателя власти, затем обладание властью, и наконец, власть как общественную функцию. Начиная с XVII в. понятие «государство» также обозначает государственное учреждение. Но помимо этого в смысл данного термина включаются и существовавшие до Нового времени значения, в связи с чем исчезают более древние слова «res publika», «civitas», «regimen», «imperiiim».

Таким образом, история термина «государство» показы­вает, что его следует рассматривать как конкретное, при­вязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее время этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и ис­полнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование. Во-вторых, этот термин употребля­ется для обозначения отношений политической власти, т. е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти (например, пар­ламентом и правительством), а также между органами власти и общественными организациями. В-третьих, в обы­денной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество».

Такая многозначность термина «государство» не случайна. Она вытекает из сущности государства не только как классовой, но и как универсальной ор­ганизации, призванной обеспечивать целостность общества. Эта многозначность обусловлена и самой организацией го­сударства, в структуру которого органически вплетены ос­новные компоненты общества.

Как универсальную форму организации общества госу­дарство составляют следующие элементы: территория, на­селение, власть.

Территория — это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят также недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех перечисленных средах го­сударство осуществляет свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

С территорией прежде связан вопрос возникновения и исчезновения государств. В конечном счете без территории государств и не бывает. С утратой территории (например, в результате войны) государство прекращает существование. Именно этим объясняется тот факт, что с вопроса о контроле** над той или иной частью пространства начинают разви­ваться многие внутренние и внешние политические конф­ликты. И именно поэтому одной из главных целей правящих политических групп, не состоящих на службе иностранных держав, является гарантирование территориальной целост­ности государства, для чего используются различные сред­ства — от дипломатических до военных.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории дан­ного государства и подчиняющееся его власти. Здесь важно подчеркнуть, что проживающее на территории государства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию. Надо заметить, что в большинстве западных госу­дарств, особенно в англоязычных странах, понятия «народ» и «нация» употребляются как тождественные. Понятие «на­ция» (от лат. natio — племя, народ) связывается с госу­дарством, и под таковой понимается все сообщество людей, народонаселение занимаемой государством территории не­зависимо от этнической принадлежности, объединенное од­ним правлением. Разумеется, в действительности в рамках народа как всего населения данного государства нередко сосуществуют различные этнические группы (народности), которые также иногда называют себя нациями.

Влияние государства на население носит всеобщий ха­рактер. Каждый человек, проживающий на территории оп­ределенного государства, включая и иностранных граждан, подчиняется единой власти. Однако это отнюдь не означает, что население государства едино во всех отношениях. На­род — это далеко не однородное по своему составу сооб­щество. В его рамках сосуществуют различные сословные, классовые, этнические, конфессиональные и другие общно­сти, обладающие специфическими социально-экономиче­скими и духовными интересами. Но именно народ как составной элемент государства выступает в качестве интег­рирующей общности по отношению к входящим в него социальным группам.

Целостность народа, т. е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием це­лостности государства. Раскол населения по социально-клас­совому или иному (этническому, религиозному) признаку несет с собой большую угрозу существованию государства. Возникновение конфликта, например, между этническими общностями, сосуществующими в рамках одного государ­ства, сопровождается, как правило, отказом по крайней мере одной из сторон подчиняться правящей группе, что почти неминуемо ведет к распаду страны на несколько самостоятельных государств.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Сущность, черты и субъекты политической власти мы рассмотрели выше. Здесь продолжим анализ механизма организации политической власти. Прежде всего подчеркнем, что государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до под­властных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполни­тельно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов лю­дей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т.е. власть пра­вящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято на­зывать органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, ис­полнительной и судебной ветвей власти, имеющие в раз­личных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопас­ности, а также вооруженные силы. Посредством этих ор­ганов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Некоторые авторы особо выделяют контрольные органы власти — прокуратуру, контрольную палату и т. п. Иногда в качестве органов власти называются средства массовой информации — государст­венные печатные органы, радио и телевидение. Однако последние не располагают какими-либо властными полно­мочиями и, следовательно, не могут быть отнесены к ин­ститутам власти. Возможны, однако, и другие подходы к структурированию органов государства.

Разумеется, власть осуществляется конкретными людьми, состав которых меняется. Однако вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчи­востью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько осо­бенности устройства и функционирования его властных институтов. Иными словами, правители меняются, а госу­дарственные властные учреждения сохраняются. Именно поэтому можно говорить, например, о признаках амери­канского государства, не зависящих от входящих в его органы меняющихся лиц.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на тер­ритории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отноше­ниях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Осуществление государством властных полномочий со­пряжено с реализацией принадлежащих ему монопольных прав, которые тоже являются признаками государства. К таким правам относятся: монополия неэкономического при­нуждения, не допускающая физического принуждения и насилия со стороны частных лиц и отдельных групп; иск­лючительное право издавать обязательные для всех законы; исключительное право эмиссии денежных знаков; право определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику; право создавать, со­держать вооруженные силы различного назначения и органы пресечения противоправных действий; право на осуществ­ление внешней политики.

Таким образом, можно согласиться со следующим обоб­щенным определением государства как политического ин­ститута. Государство — это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общно­стью, закрепленной на определенной территории, где под­держивается юридический порядок, установленный правящей политической группой (элитой), которая монополизирует институционализированную власть, обладая за­ конным правом применения принуждения [78. С. 30].

Исследование функций государства является детализацией вопроса о его
сущности, общественной роли. Функции отражают главные направления деятельности государ­ства по выполнению им своего предназначения. В функциях
государства и проявляется его сущность. Если говорить в
самом общем виде, то государство выполняет две основные
функции: посредническую и функцию управления.

Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфлик­ты в конечном счете могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частны­ми интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство. Его посредническая роль состоит в том, что властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между конфликтующими сторонами. Предлагая и навязывая такие решения, которые в основном удовлетворяют конфликтующие стороны, государственная власть стремится предотвратить опасность прямого столк­новения между ними.

Понятно, что в ходе выполнения данной функции го­сударство в конечном счете разрешает конфликты в инте­ресах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере ограничивать претензии противостоящие сторон. В некоторых случаях правящая группа ставит гос­подствующие социальные силы перед необходимостью со­глашаться с не устраивающими их решениями, если в конкретный момент такие условия компромисса обладают значительной поддержкой масс. При подобных обстоятель­ствах правящая группа идет на существенные уступки со стороны своего слоя ради общих интересов, во имя сохра­нения основ социальной системы и целостности общества и государства.

Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями.

Выше мы отмечали, что правящая группа не есть некий монолит, она имеет достаточно сложную внутреннюю струк­туру. Между различными составляющими этой группы мо­гут возникать достаточно острые противоборства. Как и конфликты с массами, эти столкновения могут оказаться столь же или даже еще более опасными как для самих правящих групп, так и для общества в целом. Поэтому дальновидные властвующие группы стремятся восстановить свое единство, используя для этого всевозможные средства вплоть до принуждения.

Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повыше­ние ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического сущест­вования.

Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельно­сти, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресур­сов, производством продуктов питания, развитием здраво­охранения, образования, социального обеспечения, судо­производства и т. д. Задачей государства является воздей­ствие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование социаль­но-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и пре­стиж правящих политических групп.

Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции — посредническую и функцию управления. Обе они находят свое выражение в деятельности государства по регулированию как своих внут­ренних, так и внешних проблем. Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной политологической и правоведческой литературе все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства. К внутренним относятся: защита сущест­вующего способа производства, регулирование социальных отношений, хозяйственной деятельности, охрана обществен­ного порядка и другие. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета стра­ны, защита интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими страна­ми, участие в решении глобальных проблем человечества и другие.

Территория, население, власть, функ­ции— все это содержательные характе­ристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государст­ва весьма существенно отличаются друг от друга по особен­ностям своей внутренней организации, что обнаруживается в своеобразии их внешнего облика. Это относится к различ­ным составным элементам и сторонам деятельности государ­ства: организации власти, территориальному устройству, ме­тодам осуществления властных велений, совокупности вы­полняемых функций и т. д. Особенности устройства и функ­ционирования государства и составляют его форму.

В научной литературе еще в недалеком прошлом высказы­вались различные мнения относительно содержательных ас­пектов понятия «форма государства». Это связано с тем, что конкретные проявления понятия «форма» примени­тельно к государству могут быть самыми разнообразными: от форменной одежды представителя органа власти до внут­ренней организации государства. Однако к настоящему вре­мени утвердилось понимание формы государства как единства трех основных элементов, а именно: формы прав­ления, формы государственного устройства и формы по­литического режима [63. С. 257].

Форма правления есть организация верховной государственной власти, ко­торая предопределяет структуру вы­сших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории изве­стны две формы правления: монархия и республика.

Монархия явилась первой исторической формой прав­ления. Она характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государства — монарх — занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или избирателей.

Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства. При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значи­тельно ограничена в области управления. Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский характер.

Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от пред­ставительного органа или избирателей. Имеются три ос­новные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответ­ственно перед ним. В любой момент парламент может путем голосования выразить свое одобрение (вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности того или иного министра, главы правительства или правительства в целом. Руководитель правительства — председатель совета министров, премьер-министр, канцлер — официально не является главой государства, но реально он — первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства — президент здесь избирается либо парламен­том, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосова­нием народа. Однако в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отли­чаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы госу­дарственной власти обладают значительной самостоятель­ностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назна­чает правительство и руководит его деятельностью. В пре­зидентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить пар­ламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принима­емых законов и через утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от лат. veto — запрещаю) на решения законодательного органа. В президентской республике правительство отличается ста­бильностью, а сам президент может быть отстранен от власти лишь в случае нарушения им конституции либо совершения преступления.

Полупрезидентская, или смешан­ная, республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления, но тя­готеет к одной из них. Ее характерной чертой является двойная ответственность правительства — и перед прези­дентом, и перед парламентом. В полупрезидентской респуб­лике президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом рас­клада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посред­ством права вынесения правительству вотума недоверия. В целом же распределение полномочий и порядок взаимоот­ношений между различными институтами власти в полу­президентской республике варьируется от страны к стране.

Форма государственного устройства.

Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру государства. С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. По этому признаку различают унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные, многонациональные) и конфеде­ративные государства, а также имперские образования.

Унитарными являются государства, для которых характерна высокая степень централизации политической власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственности, су­веренитета.

К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере об­ладают суверенитетом, имеют признаки государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются еди­ной конституцией.

Конфедеративные государства — это союзы суверенных государств, образуемые для совместного решения определенных задач экономического, военного, со­циального и иного характера. В таких союзах отсутствуют единые органы государственной власти и управления, а создаются специальные учреждения только для координации действий участников союза по реализации намеченных за­дач. Как показывает история, конфедерации — весьма не­прочные межгосударственные образования, они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные союзы.

Империи (от лат. imperium — власть, государст­во) — это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и пе­риферией, а также разнородный этнический и культурный состав населения. Империи возникают за счет территори­альной экспансии из первоначального ядра, которым мог быть город или национальное государство.

Надо заметить, что значительная часть исторического развития человечества происходила в рамках империй. На месте исчезающих империй, как правило, возникали новые имперские образования. И в новейшее время происходят аналогичные процессы. Наряду с распадом империй клас­сического образца и возникновением новых национальных государств происходят и процессы территориальной, эконо­мической и военно-политической интеграции различных государств с образованием единых управляющих центров.

Форма политического режима.

Политический режим, напоминаем, означает совокупность методов осуществления власти, способ функциониро­вания государства и политической системы в целом. С этой точки зрения, как мы уже знаем, выделяют демократиче­ские, авторитарные и тоталитарные государства. Различают также и определенные разновидности последних: например, конституционная монархия в условиях демократии, фашист­ская республика. Вообще же формы политических режимов чрезвычайно разнообразны. Та или иная их разновидность складывается под влиянием множества всевозможных факто­ров: исторических традиций страны, состояния экономики, соотношения социально-политических сил, характера зако­нодательства, международной обстановки и других. В отличие от формы правления политический режим является более гибким и в большей мере подвержен изменениям. Иногда обозначение политического режима, существующего в стране в тот или иной период, связывается с именем высшего дол­жностного лица государства, от которого в значительной мере зависит выбор приемов и средств властвования (например, режим Муссолини, режим Франко).

Исторический тип государства.

С помощью данного понятия отражают типичные черты, свойственные всем государствам на том или ином этапе исторического развития общества. Методологической посыл­кой для такой типологизации явилось марксистское поло­жение о государстве как производном от существующих социально-экономических отношений феномене. Из нее сле­дует, что в различных по своим формам государствах, но принадлежащих к одной и той же исторической эпохе, имеются общие сущностные черты. В наибольшей мере исторически обусловленные типологические черты государ­ства проявляются в характере отношений между господст­вующими и подчиненными социальными классами, которые обеспечиваются государственно-правовыми средствами.

С этой точки зрения различают следующие исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное и буржу­азное.

Рабовладельческое государство обеспечивает такие социально-экономические отношения, при которых господствующий класс присваивает практически весь про­дукт, созданный трудом подчиненного ему класса рабов. Последние лишаются также каких бы то ни было полити­ческих и юридических прав. Их можно продавать, подобно вещи, а также безнаказанно убивать. Государство при этом на протяжении длительного времени защищало только ра­бовладельцев. И лишь на последней стадии истории рабовладельческой эпохи в правовых документах стали появляться запреты убивать рабов.

Феодальное государство, пришедшее на смену рабовладельческому, характеризуется неограниченной вла­стью владельцев земельной собственности — феодалов или, что то же самое, помещиков. Данное государство обеспе­чивает такие социально-экономические отношения, при ко­торых, с одной стороны, имущий класс вправе передавать крестьянам в пользование землю, что зачастую4 означало их принудительное прикрепление к земле. С другой сто­роны, крестьянам вменяется в обязанность отдавать своим хозяевам часть произведенного продукта, а также безвоз­мездно работать на них. В отличие от рабов, крестьяне в феодальном государстве являются собственниками орудий труда и домохозяйства. При всей их зависимости и бес­правии, крестьяне все же признаются в качестве юриди­ческих лиц.

Буржуазное государство, которое возникает на индустриальной стадии развития производства, упразд­няет сословные привилегии и провозглашает формальное равенство людей перед законом. Оно предоставляет граж­данам право свободно нанимать работников либо продавать свою рабочую силу владельцам собственности. Однако и здесь, согласно Марксу, имеет место присвоение владель­цами собственности части создаваемого наемными работ­никами продукта в форме прибавочной стоимости. Обеспечивая данные отношения правовыми средствами, го­сударство объективно выступает в качестве инструмента реализации прав и интересов в первую очередь частных собственников — буржуазии. Вместе с тем оно не снимает с себя обязанности защиты законных прав других категорий граждан. В буржуазном государстве утверждается также принцип выборности органов власти, что способствует раз­витию демократических форм политической жизни.

Следует, однако, иметь в виду, что государства одного и того же исторического типа существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, к каким цивилизационным сообществам они принадлежат. Как известно, по многим показателям различаются восточное (азиатское) и западное общество. В первом из них, например, доминирующее зна­чение приобрели коллективистские начала в организации общественной жизни, во втором — индивидуалистические. Объективной основой данных различий являются, главным образом, геоклиматические условия жизни людей. Соответ­ственно различают восточные и западные разновидности указанных выше типов государств.

Исторически первыми возникли восточные государства — Египет, Ассирия, Персия, Китай, Индия и другие. Как уже отмечалось, их характерной чертой явля­ется то, что с самого начала государство в восточном об­ществе выступает в качестве собственника на основные средства производства. Это обусловлено тем, что на всех исторических этапах государство здесь вынуждено выпол­нять функцию организации общественных работ, которые в сложных климатических условиях оказываются не под силу отдельным семьям или добровольным ассоциациям (например, строительство сложных ирригационных сооружений). Распорядителями или, в данном случае, фактиче­скими владельцами собственности здесь являются должно­стные лица государства. Социальное положение человека в восточном обществе, следовательно, определяется его при­надлежностью (или непринадлежностью) к чиновничеству, а также занимаемым местом в иерархии государственного аппарата. Соответственно и исторический тип восточного государства обусловливается не столько формой собствен­ности (она во все времена одна и та же — государственная), сколько технологическим способом производства и степенью эксплуатации государством производителей материальных благ (например, использование рабского труда или прину­дительное прикрепление крестьян к земле). Именно в таком смысле следует понимать рабовладельческий или феодаль­ный тип того или иного восточного государства.

В западном обществе, колыбелью которого является ан­тичное Средиземноморье, природно-климатические усло­вия, напротив, способствовали становлению института частной собственности. Здесь в преимущественном положении оказывались те общины, которые позволяли своим членам заниматься частнопредпринимательской деятельно­стью. Поэтому западные государства складывались и эволюционировали прежде всего как орудие в руках экономически господствующих классов. Именно класс, об­ладающий средствами производства, и создал здесь перво­начально города-государства для выявления воли частных собственников, защиты ими своих интересов и подчинения себе неимущих социальных групп. На всех последующих исторических этапах государственная власть в западном обществе также являлась производной от власти экономи­ческой, а исторический тип государства определялся, глав­ным образом, формой частной собственности на средства производства. Следовательно, применительно к западному обществу названия исторических типов государств — рабовла­дельческое, феодальное и буржуазное — четко указывают на экономически и политически господствующие классы и характер их отношений с подчиненными социальными груп­пами.

Имеющиеся классификации выделяют также государст­ва, переходные от одного исторического типа к другому.

Например, в литературе встречаются суждения о том, что современное западное общество находится в состоянии пе­рехода к новому, отличному от буржуазного, историческому типу общества и государства. Однако по вопросу о госу­дарствах переходного типа среди ученых существует боль­шой разброс мнений, вплоть до взаимоисключающих. Особенно это касается дискуссий относительно так назы­ваемого социалистического государства. Суть нашей точки зрения по данной проблеме состоит в следующем.

Проблема социалистического государства

Согласно Марксу, социализм есть бесклассовое, безрыночное и, следовательно, безгосударственное общество. Оно станет естественной реальностью
на такой стадии развития производительных сил, когда простой процесс труда превратится во всеобщий научный процесс. В своих произведениях основоположники марксиз­ма постоянно подчеркивали, что по мере движения общества к социализму (коммунизму) государство как орудие клас­сового господства будет отмирать. Поэтому, с марксистской точки зрения, постановка вопроса о существенных чертах «социалистического государства» должна быть признана теоретически бессмысленной. И действительно, в произведе­ниях самого Маркса ни разу не встречается понятие «социалистическое государство». Одновременно Маркс полагал, что в период революционного перехода от капита­лизма к коммунизму государство изменит свой характер, а именно: из орудия господства имущего меньшинства оно превратится в орудие реализации интересов большинства. Однако такой тип государства он назвал не социалистическим, а «революционной диктатурой пролетариата» [59. Т.19. С. 27].

В свете вышеизложенных критериев советское общество неправомерно было бы называть социалистическим в марксовом смысле этого понятия. Оно не было бесклассовым, безрыночным и безгосударственным общественным устрой­ством. Неправомерно называть «социалистическим» и со­ветское государство. По Марксу, в социалистическом обществе вообще нет места государству как орудию гос­подства людей над людьми. Советское общество, в основе которого была единая государственная собственность, унаследовало типологические черты традиционного (докапита­листического) восточного общества. Здесь были ликвидиро­ваны классы частных собственников, но реальным распорядителем государственной собственности являлся пар­тийно-государственный аппарат. Он же обладал и неогра­ниченной властью. Участие народа в распоряжении собственностью, распределении произведенного продукта и осуществлении власти было чисто формальным. Это озна­чает, что советское государство обладало типологическими чертами восточного государства.

Нельзя, однако, не видеть, что оно имело и собственную специфику. Суть ее состоит в том, что советское государство, несмотря на свой бюрократический характер, обеспечивало весьма эффективную социальную защиту всех категорий граждан и одновременно сдерживало устремления служащих аппарата управления к личному обогащению. В отличие от восточного общества классического образца, здесь со­словное деление и сословные привилегии существовали в неявном и смягченном виде. Основная масса граждан от­давала свои силы и способности обществу и получала через свои трудовые коллективы и общественные фонды потреб­ления примерно равные средства существования. На этом, в сущности, основании некоторые аналитики, как, напри­мер, известный философ А. А. Зиновьев, называют советское общество реальным коммунизмом [36. С. 297—299].

Разумеется, советское общество никому не запрещено характеризовать и как социалистическое или коммунисти­ческое, если при этом отдается отчет в том, что понятие «социализм» употребляется в ином, нежели у Маркса, смыс­ле. Но в таком случае было бы целесообразно указывать к отличительную черту данного типа общественного уст­ройства: например, «государственный социализм». Маркс в подобных случаях именно так и поступал. В его произво­лениях неоднократно встречаются такие понятия, как «фе­одальный социализм», «казарменный коммунизм», «демократический к

Наши рекомендации