Тема 12. Межличностные отношения.
Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой).
Межличностные отношения:
- деловые (официальные) – связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например: врач – пациент; Президент РФ – Председатель Правительства РФ и др.)
- личные (неофициальные) – складываются между людьми на основе частных взаимоотношений, вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены формальными правилами (мама – сын, брат – сестра и др.)
Межличностные отношения складываются на основе определенных чувств: сближающих людей – симпатии и разъединяющих – антипатии.
Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставит себя в положение другого человека.
Формы межличностных отношений:
- отношения знакомства (знаю в лицо, узнаю, приветствую, разговариваю на общие темы)
- приятельские отношения (взаимная тяга, стремление к контакту, общению)
- отношения товарищества (деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности)
- дружба (взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие)
- любовь (благородные чувства, высокая мораль, возможность сделать все возможное для любимого человека)
Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Общение:
- познавательное
- деловое
- личное
Общение формирует и развивает межличностные отношения, способствует познанию людьми друг друга, организовывает совместную деятельность, осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения.
Межличностные конфликты, их разрешение
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт возникает тогда, столкновение интересов осознается обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются или не ощущаются, конфликт не происходит. Или наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Конфликты:
- конструктивные (стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений)
- неконструктивные (одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, к оскорблениям)
Фазы конфликта:
1. Определение, осознание участниками отношения ситуации как конфликтной. На этой фазе конфликта можно избежать, если в самом начале не идти на обострение конфликта.
2. Выбор стратегии поведения в конфликте
Стратегия поведения
1 – й вариант | 2 – й вариант | 3 – й вариант |
Уход от ситуации (избегание конфликта). Итог – распад дружеских связей между людьми. | Отношения «переговоров», или «торга» (компромисс). Итог – каждая сторона может получить если не все, к чему стремиться, то хотя бы какую-то часть, которая может ее удовлетворить. | Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество). Итог – Каждая сторона стремиться непременно получить максимум желаемого без каких-либо уступок. |
3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант). На этой фазе определенная культура общения, которой обладают конфликтующие стороны, оказывает решающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.
Тема 13. Культура.
Культура (в широком смысле слова) – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.
Культура (в узком смысле слова) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности.
Культура
Материальная | Духовная |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др. | Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. |
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Духовная культура может воплощаться и в материальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т.д., а материальная культура развивается благодаря духовному процессу.
В основе культуры лежит материальная деятельность, направленная на преобразование действительности, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются умения, развиваются творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. Все эти приобретенные человеком качества становятся частью культуры.
Культура
Внешняя | Внутренняя |
Созданные человеческими руками неодушевленные вещи: книги, картины, скульптуры и т.д. | Достояние и богатство человека: умения, творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление и т. д. |
Пути приобщения человека к культуре
Постижение мира в его сложности и красоте: путь самостоятельного усвоения культуры, проникновения в его смысл. | Престижное присвоение культурных ценностей, которые служат только цели возвысить человека в чьих-то глазах. |
Культурный человек:
- обладающий культурой (художественной, нравственной, правовой, политической
- образованный
- воспитанный (культура поведения, общения, чувств, сознания)