Тема 2. «Взаимосвязь общества и природы»

Природа (в широком смысле слова) - весь мир в многообразии иго форм.

Природа (в узком смысле) – совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессоров, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей, - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Природа и общество неразрывно связаны:

1) природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей (н-мер: природные условия Кольского п-ва, обусловили занятия населения)

2) обуславливают многообразие обществ

3) особенности развития народов, народностей, наций

4) природа испытывает на себе все масштабы человеческой деятельности (научный прогресс, отчасти породивший экологические проблемы)

5) несмотря на огромное воздействие человека на природу, обойтись без нее человек не может.

Тема 3. Сферы жизни общества»

Сферы жизни общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Экономическая сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
Производство, распределение, обмен, потребление и отношения между людьми в процессе хозяйственной (экономической) деятельности) Государство, политика, право, отношения людей по поводу власти Классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты Нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей

Все сферы тесно взаимосвязаны между собой. Сбои в одной из сфер сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность в экономической сфере порождает напряженность в социальных отношениях.

Тема 4. Типы общества (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Линии сравнения Традиционное (аграрное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
1. Основной фактор производства земля капитал знания
2. Хар-е черты производства Ручной труд Широкое применение технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества
3. Характер труда Индивидуальный труд Преимущественно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
4. Занятость труда Сельское хозяйство – 75 % Промышленность – 85% Услуги – 66%
5. Социальная структура Сословия, замкнутость социальных структур Классовое деление; подвижность и открытость социальных структур Стирание классового деления; рост численности среднего класса; профессиональное разделение в зависимости от уровня знаний, квалификации
6. Воздействие человека на природу Неконтролируемое Глобальное, неконтролируемое Глобальное, контролируемое
7. Политическая жизнь Преобладание абсолютных монархий; политические свободы отсутствуют; власть выше закона Провозглашение политических свобод; равенство всех перед законом; демократия Политический плюрализм (многообразие). Сильное гражданское общество
8. Духовная жизнь Господство религии; преобладает устная передача информации, низкий уровень образования Утверждаются ценности прогресса, личного успеха, веры в науку, массовая грамотность и образование Особая роль науки, образования и информации; непрерывное образование


Тема 5. Социальные последствия научно-технической революции (НТР)

НТР – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы)

Последствия НТР

Положительные (позитивные) Отрицательные (негативные)
1. Возрастание роли научных знаний 2. Развитие образования 3. Применение новых видов энергии, искусственных материалов 4. Овладение человеком высокими скоростями 5. Сокращение числа занятых в производстве, используемой энергии, сырья 6. Повышение уровня квалификации работников 1. Техногенные катастрофы 2. Рост безработицы (неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания) 3. Экологические проблемы

Наши рекомендации