Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации
Анализ положения дел в сфере молодежной политики России, в том числе в части нормативно-правового, организационного обеспечения, институционального оформления говорит о том, что модель государственной молодежной политики в Российской Федерации не отвечает масштабу задач, стоящих перед государством и обществом. Нормативная база государственной молодежной политики лишена целостности и не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Этим обусловливается фактическое отсутствие у государственной молодежной политики официально признанного статуса.
Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий для самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.
Молодежная политика в России имеет три уровня выражения: федеральный, региональный и муниципальный.
На федеральном уровне в рамках молодежной политики решаются следующие задачи:
- разработка целостного нормативного акта о молодежи;
- определение статуса социальных служб для молодежи и социальных работников, работников по делам молодежи;
- подготовка кадров по работе с молодежью, проведение научных исследований о молодежи;
- осуществление международного сотрудничества в сфере молодежной политики.
Нынешняя молодежная политика государства с точки зрения ее реального влияния на жизнь молодежи оценивается малоэффективно. Декларируя ее поддержку, определяя приоритетное положение молодежи как особой социально-демографической группы населения в структуре демократического общества, государство зачастую не обеспечивает свою политику реальными средствами. Как следствие, процессы формирования и реализации социального потенциала молодежи не отвечают насущным потребностям демократического и рыночного развития российского общества[8].
На уровне субъекта федерации молодежная политика реализуется в следующих аспектах:
- принятие программ реализации молодежной политики в данном регионе;
- комплекс решений по региональной государственной молодежной политике в области налогообложения, занятости, труда, отдыха и т.д., относящихся к ведению региона;
- представление интересов молодежи в структуре исполнительной власти.
В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.
Также в сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют следующие документы:
1. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений здесь понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. №387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», направленное на социально-экономическую поддержку молодежи.[9]
3. Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 года №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» и Положение о военно-патриотических молодежных и объединениях, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. №551.
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук».
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р, изменения от 12.03.2008 № 301-р, изменения от 28.02.2009 № 251-р, изменения от 16.07.2009 года № 997-р.
6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761.
7. Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 №506-р
Так, с проведением государственной молодежной политики в сфере образования непосредственно связаны положения Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» и Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Дополнительные гарантии соблюдения трудовых прав молодежи устанавливает Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
Помимо этого, Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) ежегодно составляется План мероприятий в сфере реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации, который утверждается Министром образования и науки Российской Федерации, а в государственной программе России «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р, одной из задач подпрограммы 4 является вовлечение молодежи в социальную практикую.
Многие вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Правительства Российской Федерации, в развитие предусмотренных законодательством положений.
8. Акты международного сотрудничества. Российской Федерацией заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества в области молодежной политики:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области молодежной политики (Киев, 28.01.2003 г.);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по делам молодежи (Рим, 15.01.2001 г.) и др.
На всех уровнях публичной власти России реализуются задачи в области государственной молодежной политики: осуществляется правовое регулирование, функционируют специализированные органы власти и бюджетные учреждения, производится бюджетное финансирование программ. И это при отсутствии конституционной нормы и специального закона о государственной молодежной политике на федеральном уровне.
По отдельным вопросам – государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, развитие физической культуры, охрана прав несовершеннолетних, функции федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики устанавливались соответствующими федеральными законами. На уровне субъектов Федерации и местного самоуправления наличие, статус и функции органов по делам молодежи определялись ими самостоятельно. По мнению специалистов, целесообразно законодательно на федеральном уровне закрепить определенные полномочия органов по делам молодежи всех уровней в целях единообразия административных структур и функций[10].
Исходя из фактического правового состояния, набора реализуемых функций, можно констатировать, что «молодежная политика» - предмет совместного ведения Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, составная часть общей и в том числе социальной политики российского государства.
Таким образом, рассмотрение состояния законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений позволяет сделать выводы о том, что:
1. Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата.
2. Пробелы в нормативно-правовом регулировании частично восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. По существу, проблема молодежной политики до настоящего времени решается путем «точечного» регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения.
3. Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики.
4. Необходимо принятие Федерального закона о молодежной политике. Если в 90% субъектов России приняты региональные законы о молодежи и молодежной политике, то на федеральном уровне подобного закона все еще нет. Из-за этого и отсутствие правового закрепления базовых понятий (например, «молодежь», «молодежная политика») возникают трудности, связанные с выстраиванием деятельности подразделений по делам молодежи. Принятие федерального закона создаст необходимую нормативно-правовую базу для реализации эффективной государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. В этих целях Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи образована рабочая группа, а уже 22.05.2017 в Государственной Думе прошли парламентские слушания «О молодежной политике в Российской Федерации».