Организация законодательной власти субъектов РФ.
Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ, избираемым населением соответствующего субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, вопросы организации его деятельности устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Парламент субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Вновь избранный представительный орган субъекта России собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания регионального парламента в правомочном составе. Число депутатов регионального законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. (Число депутатов должно составлять не менее 15 при численности избирателей менее 500 тысяч человек и не более 110 депутатов при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.)
Срок полномочий депутатов законодательного органа субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. В среднем такие сроки установлены в регионах - от 2 до 5 лет. По структуре региональные парламенты субъектов РФ в большинстве своем однопалатные. Некоторые субъекты РФ имеют двухпалатные парламенты (Государственный совет Адыгеи, Великий Хурал Тывы).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъектаРФ.
Компетенция регионального парламента реализуется в его правовых актах - законах и постановлениях.
Законом субъекта Российской Федерации:
утверждается бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ;
устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
устанавливаются налоги и сборы, а также порядок их взимания;
устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в т.ч. долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ, порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;
устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;
устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Постановлением парламента субъекта Федерации:
- принимается его регламент и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
- назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;
- назначается дата выборов в законодательный орган субъекта РФ и назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;
- оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;
- утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;
- назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;
- оформляются иные решения.
Контрольные полномочия парламента регулируются учредительными актами субъектов РФ, которые к числу таковых относят:
- заслушивание ежегодных докладов главы региона о его деятельности и деятельности высшего исполнительного органа;
- общий контроль деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ;
- финансовый контроль (контроль исполнения бюджета субъекта РФ, использования бюджетных кредитных ресурсов);
- контроль выполнения программ и планов программ социально-экономического развития, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения региональной собственностью.
Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации являются сессии и заседания. Правомочность заседания регионального парламента определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом его заседание не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Правомочное заседание законодательного органа субъекта РФ проводится не реже одного раза в три месяца, часто в законодательстве субъектов РФ устанавливается периодичность их созыва. Заседания парламента субъекта РФ являются открытыми.
Право законодательной инициативы принадлежит региональным депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления.