Вопрос 92. россия и чеченский конфликт
1. На протяжении почти всех 1990-х гг. взаимоотношения федерального центра и Чечни складывались непросто и не укладывались в привычную схему отношений центра и регионов. Чеченский конфликт более десятилетия стал фактором, существенно влияющим на внутреннюю и внешнюю политику России. Конфликт федерального центра и Чечни в своем развитии прошел следующие основные этапы:
✓ 1991 — 1994 гг. — приход к власти и становление в Чечне сепаратистского и националистического правительства Д. Дудаева;
✓ 1994 - 1996 гг. — военные действия между федеральным центром и самопровозглашенным чеченским государством (первая чеченская война);
✓ 1996 — 1999 гг. — период хрупкого мира, фактической независимости Чечни;
✓ 1999 — 2006 гг. — контртеррористическая операция (вторая чеченская война), попытка стабилизировать ситуацию в республике.
2. Конфликт России и Чечни имел многовековые корни (со времен набегов чеченцев на южнорусские земли и завоевания Чечни русской армией в XIX в.)- Данный конфликт был усугублен депортацией всех чеченцев из Чечни в Казахстан, осуществленной сталинским режимом в 1944 г. (по официальной версии за переход значительной части населения республики на сторону гитлеровской Германии в 1942 г.). Современный конфликт федерального центра и Чечни начался в 1991 г.
До 1991 г. Чечня (Чечено-Ингушская АССР) являлась одним из самых сложных регионов России в силу:
✓ тяжелого экономического положения — значительная часть жителей Чечни, в том числе молодежи, не имела работы;
✓ тяжелого исторического наследия;
✓ особой организации жизни и менталитета чеченского общества — даже в годы советской власти большая часть чеченцев не признавала советских законов и жила по своим собственным обычаям.
3. В 1990 г. в Чечне был создан Объединенный комитет чеченского народа (ОКЧН) — националистическая политическая сила, видевшая себя альтернативой непопулярным в республике партийным органам. Для руководства конгрессом из Эстонии был приглашен первый советский генерал, чеченец по национальности, Джохар Дудаев. ОКЧН, Д. Дудаев и его соратники быстро завоевывали авторитет в республике.
Однако еще до прихода к власти ОКЧН и Дудаева, партийно-советское руководство республики приняло 27 ноября 1990 г. Декларацию о суверенитете и начало разжигать националистические настроения (после чего процесс был выпущен ими из-под контроля). Через 2 недели после августовского путча, 6 сентября 1991 г., воспользовавшись резким падением авторитета партийных органов, поддержавших ГКЧП, и волной "парада суверенитетов", ОКЧН во главе с Д. Дудаевым сверг власть партийной номенклатуры Чечено- Ингушетии (во главе с Д. Завгаевым) и захватил власть в республике (впоследствии этот день был объявлен Днем независимости):
✓ Д. Дудаев был самопровозглашен главой Чечни',
✓ партийные и советские органы в республике были ликвидированы,
✓ началось создание национальных чеченских органов власти',
✓ 27 октября 1991 г. прошли назначенные правительством Дудаева выборы президента Чечни, на которых победу одержал Д. Дудаев. Первоначально федеральный центр, занятый своими проблемами, мало обращал на Чечню внимания — российской армией были оставлены военные склады, центр почти не вмешивался в дела Чечни. В марте 1992 г. в Чечне была принята Конституция, провозглашавшая республику независимым государством, Чечня не подписала федеративный договор и фактически в 1991 — 1994 гг. находилась вне правового и политического поля РФ. За это вpeмя в республике появилось множество независимых боевиков, совершавших террористические акты, угонявшие самолеты, вертолеты, автобусы с требованием выкупа, похищения людей. Данные силы не подчинялись ни российским органам власти, ни правительству Д. Дудаева.
В 1994 г. федеральным центром предпринимались попытки восстановить российское правовое поле в Чечне, свергнув Д. Дудаева руками самих чеченцев. Однако эти попытки потерпели провал, самый громкий — неудачный штурм Грозного 26 ноября 1994 г. силами "чеченской оппозиции" при тайном участии российских танкистов. Данное вооруженное выступление было подавлено армией Д. Дудаева — начался открытый конфликт Чечни и центра.
4. 11 декабря 1994 г. федеральные войска были введены на территорию Чечни и началась 1-я чеченская война, продолжавшаяся более 1,5 лет.
Основными этапами и событиями данной войны были:
✓ 11 — 31 декабря 1994 г. — наступление федеральных войск вглубь Чечни на Грозный, ожесточенные боевые действия на подступах к Грозному;
✓ 1 — 22 января 1995 г. — штурм Грозного, большие, потери со стороны федеральных войск;
✓ январь-июнь 1995 г. — наступление федеральных войск на юг Чечни, взятие Шали и Шатоя — опорных центров боевиков на юге;
✓ 15 — 21 июня 1995 г. — захват группой Ш. Басаева больницы в г. Буденновске Ставропольского края, переговоры В. Черномырдина и Ш. Басаева, удовлетворение требований Басаева, возвращение террористической группы в Чечню;
✓ июнь — декабрь 1995 г. — снижение боевых действий, переговоры с боевиками, назначение Д. Завгаева главой республики-,
✓ 17 декабря 1995 г. — проведение федеральным центром выборов главы республики, избрание на эту должность Д. Завгаева;
✓ январь 1996 г. — резкая активизация деятельности дудаевских формирований;
✓ 9 — 18 января 1996 г. — рейд террористической группы С. Радуева на Кизляр (Дагестан). Захват больницы с заложниками, возвращение группы в Чечню, многодневная оборона боевиками с. Первомайское на границе Чечни и Дагестана;
✓ январь — май 1996 г. — эскалация боевых действий в Чечне, повторное наступление федеральных войск от Грозного на юг республики, повторный штурм населенных пунктов;
✓ апрель — май 1996 г. — максимальный накал боевых действий в Чечне — многодневный штурм высокогорного села Бамут, расстрел группой Хаттаба российской колонны в ущелье Яррыш- Марды, ожесточенные боевые действия в горах; длительная осада сел Комсомольское, Гойское, Самашки, других населенных пунктов; боевые действия с отрядами А. Масхадова и Р. Гелаева;
✓ 21 апреля 1996 г. — гибель Д. Дудаева в селе Гехи-Чу, вступление в должность президента Чеченской Республики Ичкерия вице- президента Зелимхана Яндарбиева;
✓ 6 августа 1996 г. — захват боевиками Грозного (столицы Чечни) при пособничестве местного населения;
✓ август 1996 г. — безуспешные попытки федеральных войск штурма Грозного, переезд в Грозный лидеров боевиков.
В конце августа 1996 г., несмотря на успехи федеральных войск весной, большая часть территории республики, включая столицу Грозный, вновь перешла под контроль боевиков. Федеральный центр стоял перед выбором — или проводить новый штурм Грозного и начинать тотальную войну как против боевиков, так и против поддерживающего их мирного населения, или начать переговоры.
5. В конце августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) прошли переговоры между новым Секретарем Совета безопасности России А. Лебедем и начальником штаба чеченского сопротивления А. Масхадовым. По результатам переговоров 31 августа 1996 г. были подписаны Хасавюртовские соглашения. Согласно Хасавюртовским соглашениям:
✓ боевые действия между федеральными войсками и чеченскими ополченцами прекращались с 1 сентября 1996 г.; федеральные войска полностью выводились из Чечни по января 1997 г.; в январе 1997 г. в Чечне должны были пройти выборы, после чего власть переходила к выборным органам;
✓ решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет — до 2001 г. После вывода федеральных войск, 27 января 1997 г., в Чечне состоялись выборы президента и иных органов власти. Выборы проходили на основе "•дудаевской" Конституции Чеченской Республики Ичкерия 1992 г. По результатам выборов новым президентом Чечни был избран А. Масхадов (он получил около 60% голосов), второе место занял Ш. Басаев (около 20% голосов), третье — 3. Яндарбиев (около 10%).
12 мая 1997 г. в Кремле Б. Ельцин и А. Масхадов подписали мирный договор между Россией и Чечней.
В 1997 — 1999 гг. Чечня фактически развивалась как независимое государство — на территории Чечни по-прежнему не действовали российские законы и российские органы власти. Однако данный период в Чечне не был стабильным:
✓ А. Масхадов постепенно утрачивал контроль над республикой;
. ✓ другие чеченские лидеры — Ш. Басаев, Р. Гелаев, С. Радуев, А. Бараев, Хаттаб, и их вооруженные структуры стали фактически бесконтрольны правительству А. Масхадова и проводили собственную политику;
✓ в Чечне отсутствовало нормальное экономическое развитие, не выплачивались пенсии и другие социальные выплаты;
✓ республику захлестнула волна преступности и похищения людей, в том числе иностранных специалистов, с целью выкупа, в то время как правительство А. Масхадова было бессильно противостоять этому. Все указанные факторы приводили к разочарованию основной массы населения в руководстве А. Масхадова и его окружения, снижению значимости идеи независимости. Независимость стала отождествляться с бедностью и беззаконием, неспособностью властей выполнить обещания, которые давались после войны.
5. Наряду с этим с территории Чечни продолжалась террористическая деятельность:
✓ создавались лагеря подготовки террористов',
✓ приглашались иностранные (в основном арабские наемники);
✓ некоторые лидеры боевиков, например С. Радуев, в открытую брали на себя ответственность за различные теракты на территории России;
✓ в августе 1999 г. вооруженные отряды Ш. Басаева и Хаттаба совершили вторжение на территорию соседнего Дагестана, откуда были выбиты российскими войсками;
✓ в сентябре 1999 г. в Москве и Дагестане прошла серия взрывов жилых домов, к которым имели отношение чеченские террористы.
6. Новое Правительство России во главе с В.В. Путиным заняло принципиальную позицию по отношению к чеченским террористам.
С 1 октября 1999 г. началась контртеррористическая операция на территории Чечни (по сути — 2-я чеченская война).
Вторая военная кампания, начатая в 1999 г., имела ряд отличий от первой (1994 — 1996):
✓ больший профессионализм при планировании и ведении боевых действий;
✓ более широкое использование разведки, авиации и артиллерии,
✓ стремление привлечь на свою сторону некоторых боевиков (например братьев Ямадаевых, контролировавших Гудермес);
✓ стремление нанести минимум вреда мирным жителям;
✓ предпочтение спецопераций полномасштабным боевым действиям. Военная операция, начатая в 1999 г., проходила в два этапа:
✓ 1999 — 2000 гг. — активные боевые действия, штурм Грозного, слом организованного сопротивления боевиков;
2000 — 2006 гг. — спецоперации (например, разгром отряда Р. Гелаева (2001 г.); задержание и предание суду С. Радуева и Т. Аггериева (2000 г.) - оба скончались в заключении в 2002 г.; отравление Хаттаба (2002 г.); ликвидация А. Бараева и его вооруженного формирования (2001 г.); ликвидация М. Бараева и его террористической группы (2002 г.); разгром группы Абу-Валида (2003 г.); Р. Гелаева (2004 г.), ликвидация официального лидера Ичкерии А. Масхадова (2005 г.) и лидера террористического крыла чеченского сопротивления Ш. Басаева (2006 г.). Одновременно с военными федеральным центром предприняты социально-экономические и политические меры:
✓ восстановлена социальная инфраструктура (школы, больницы; выплата зарплат бюджетникам, пенсий);
✓ сформированы новые органы власти — в рамках правового поля РФ главой администрации республики назначен А. Кадыров {бывший муфтий Чечни)',
✓ восстановлены правоохранительные органы.
8. 23 марта 2003 г. был проведен республиканский референдум по проекту новой Конституции Чечни, на котором новая Конституция была принята голосами более 90% избирателей. Конституция Чеченской Республики 2003 г.: объявляет Чечню частью РФ;
закрепляет основополагающие права и свободы человека, в том числе запрет рабства и похищения людей;
✓ устанавливает президентскую форму правления и предусматривает двухпалатный парламент.
5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чеченской республики. Президентом Чеченской Республики (на основе новой Конституции ЧР от 23 марта 2003 г.) был избран Ахмат Кадыров,
бывший муфтий (духовный лидер), возглавлявший республику в 2000 — 2003 гг. на основе указа Президента РФ.
Однако вскоре, 9 мая 2004 г. А. Кадыров трагически погиб в результате теракта. Президентом ЧР в 2004 г. был избран Алу Алханов.
В 2007 году новым президентом Чеченской Республики стал Рамзан Кадыров, сын А. Кадырова и популярный в Чечне лидер.
В настоящее время процесс нормализации жизни в республике продолжается.
Вопрос 93. Россия в XXI в. Первый срок
президентства В.В. Путина (2000 - 2004)
1. Несмотря на календарное начало XXI в. в 2001 г., политический XXI в. в России начался годом раньше — 31 декабря 1999 г. В этот день:
✓ действующий Президент РФ Б.Н. Ельцин досрочно (на полгода раньше) ушел со своего поста;
✓ согласно Конституции исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин — Председатель Правительства РФ;
✓ на 26 марта 2000 г. были назначены досрочные выборы Президента РФ.
Досрочная отставка Президента РФ Б.Н. Ельцина была предопределена следующими причинами:
данный шаг повышал шансы обеспечения преемственности власти,; на пике популярности, в том числе и в силу принципиальной позиции в отношении чеченских террористов, был В.В. Путин; успешно складывалась контртеррористическая операция в Чечне; сдвигались сроки выборов — и соперникам оставалось меньше времени на подготовку.
На состоявшихся 26 марта 2000 г. досрочных выборах Президентом РФ в первом же туре был избран В.В. Путин, получивший около 52% голосов. Второе место занял лидер коммунистов Г. Зюганов — более 20% голосов.
Новым Председателем Правительства РФ в мае 2000 г. был назначен М.М. Касьянов. Ряд ключевых членов команды Б.Н. Ельцина — министр иностранных дел РФ И. Иванов, В. Рушайло и др. — первоначально сохранили свои посты и остались в команде В. В. Путина.
2. Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г., юрист по образованию, 16 лет (1975 — 1991) работал в системе КГБ СССР. В 1991 — 1996 гг. — заместитель мэра г. Санкт-Петербург, в 1998 - 1999 гг. - Директор ФСБ РФ, одновременно - Секретарь Совета безопасности РФ. С августа 1999 г. — Председатель Правительства РФ, с 7 мая 2000 г. — Президент РФ.
3. С приходом к власти В.В. Путина произошли значительные изменения в организации государственной власти РФ.
✓ созданы семь федеральных округов и назначены Полномочные представители Президента РФ в округах, что способствовало централизации власти;
✓ изменена система формирования Совета Федерации — в 2000 — 2002 гг. глав субъектов и их представительных органов, ранее входивших в Совет Федерации по должности, заменили представители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой — законодательным (представительным) органом; произведены изменения в структуре органов исполнительной власти', более динамичным и современным стал стиль управления государством.
4. Основными приоритетами внутренней и внешней политики В. В. Путина являются'.
✓ усиление роли государства;
✓ совершенствование механизма государственного управления;
✓ стабилизация ситуации в экономике и экономический рост;
✓ борьба с терроризмом;
✓ интеграция с Республикой Беларусь;
✓ сближение с ведущими европейскими странами — Германией, Великобританией, Францией.
5. 7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Госдуму ФС РФ — первые парламентские выборы в России в XXI веке. По результатам выборов'.
✓ убедительную победу одержала политическая партия "Единая Россия" (лидеры — Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков) — около 37 % голосов (что, вместе с депутатами-одномандатниками, дало "Единой России" 310 голосов (конституционное большинство) и полный контроль над Думой;
✓ 5%-й барьер преодолели 4 партии, наряду с Единой Россией это: . КПРФ (лидер — Г. Зюганов) — 12,7 %;
• ЛДПР (лидер — В. Жириновский) — 11,6 %;
• "Родина" (лидеры — С. Глазьев и Д. Рогозин) — 9,1 %.
Вопрос 94. Россия в XXI в. (2004 - 2008)
Второй срок президентства
1. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента РФ
(четвертые в новейшей истории России). В.В. Путин, набравший около 71 % голосов, был переизбран Президентом РФ на второй 4-летний срок.
Это — наивысший уровень народной поддержки (более 2/3 голосов избирателей), который получал на выборах Президент РФ за весь период истории России с 1991 г. Отличительной чертой выборов стал рекордно низкий процент голосов, поданных за кандидата от коммунистов Н. Харитонова (14%) — это на 26 % меньше результата Г. Зюганова в 1996 г.
7 мая 2004 г. В.В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до 7 мая 2008г.).
2.Начало второго президентского срока В.В. Путина было омрачено убийством президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова 9 мая 2004 г. в Грозном. Кроме этого, летом—осенью 2004 г. по России прокатилась волна террористических актов, закончившаяся захватом заложников в г. Беслане и гибелью более 300 школьников. Эти события лишний раз продемонстрировали слабость работы правоохранительных органов и несовершенство системы государственной власти в целом.
Еще до выборов и указанных событий, 9 марта 2004 г. Президентом РФ В.В. Путиным был сделан важный шаг в сфере административной реформы — проведена реформа федеральных органов исполнительной власти.
Необходимость данной реформы была обусловлена тем, что система федеральных органов исполнительной власти не соответствовала мировым стандартам и была очень громоздкой. Имелось более 60 федеральных органов 6 видов, которые подчинялись непосредственно Правительству РФ. Функции данных органов часто дублировались, отсутствовала четкая субординация между органами, что порождало неразбериху, конкуренцию между органами и снижало управляемость всей системы.
В результате реформы.
✓ вместо 6 осталось только 3 вида- федеральных органов исполнительной власти — Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства;
✓ Федеральные министерства осуществляют политическое руководство и нормативно-правовое регулирование;
✓ Федеральные службы осуществляют контрольно-надзорные функции и функции обеспечения безопасности;
✓ Федеральные агентства занимаются вопросами управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;
✓ указанные органы объединены в четкую иерархическую систему — Федеральные агентства и службы находятся в ведении соответствующих министерств (реже — непосредственно подведомственны Президенту РФ или Правительству РФ);
✓ сокращен перечень функций органов, особенно в сфере разрешительно-запретительной и регистрационной деятельности;
✓ четко разделены (между органами разных видов) функции издания нормативных актов, контроля и надзора.
3.Почти одновременно с проведением реформы Правительство М.М. Касьянова, работавшее 4 года (2000 — 2004) было отправлено в отставку и сформировано новое Правительство РФ сначала во главе с М.Е. Фрадковым (2004—2007), а затем — во главе с В.А. Зубковым (2007—2008) которые стали работать уже в рамках новой системы.
Основными стратегическими задачами указанных Правительств были:
структурные реформы в экономике; повышение уровня жизни населения;
✓ вступление России в ВТО.
✓ реализация национальных проектов (2005 — 2008) в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. В дальнейшем национальные проекты были преобразованы в государственные программы.
4.Росту российской экономики в период президентства В.В. Путина (2000—2008) в значительной степени способствовало увеличение доходов бюджета России, вызванное, в немалой степени, рекордно высокими ценами на нефть в 2003—2008 гг.
Во многом благодаря многократному увеличению цен на нефть (с 20$ до 140$ за баррель в 2003—2008 гг.) и увеличению добычи и экспорта нефти доходы федерального бюджета России в 2008 году (по сравнению с 1999 г.) увеличились почти в 19 раз (!).
Однако, в связи с резким падением цен на нефть (до 30$ за баррель) и началом мирового финансового кризиса осенью 2008 года, экономика России в 2009 году моментально вошла в период рецессии (спада).
С точки зрения перспективы истощения нефтегазовых запасов и падения цен на нефть и газ, исключительно топливно-энергетическая модель, специализации России в мировом хозяйстве показала свою неэффективность. Кроме того, имеет место опасная зависимость всей экономики России, бюджета, курса рубля от колебаний цен на энергоносители. Любое значительное снижение цен на нефть и газ автоматически приводит к недополучению в бюджет огромных сумм и моментальному экономическому спаду (вместо роста). Выход заключается в использовании доходов от экспорта природных ресурсов (пока они не исчерпаны) для развития передовых отраслей, усиливающих научно-технический потенциал России, развитии производства.
5.В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию в 2006
г. Президент РФ Путин сформулировал еще одну важнейшую задачу стратегического развития России в XXI веке — "сбережение народа", улучшение демографической ситуации, дополнительная социальная поддержка материнства и детства.
6.В декабре 2004 г. была введена новая система избрания глав субъектов РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ (вместо прямых выборов населением субъектов РФ).
В течение 3 лет (2005—2008) по новой системе наделены полномочиями главы почти всех субъектов РФ.
7. С конца 2003 г. начался процесс укрупнения субъектов РФ.
Федеративное устройство, сложившееся в 1992—1993 гг., имеет в себе ряд противоречий. Одно из них — двойственность статуса автономных округов:
автономные округа (кроме Чукотского), с одной стороны, административно входят в состав иных субъектов РФ (краев и областей);
с другой стороны — являются сами субъектами РФ.
Т. е. некоторые субъекты РФ построены по принципу "матрешки" — один входит в другой. Это создает определенную путаницу в управлении. Кроме того, многие автономные округа экономически слабо развиты и не самодостаточны.
Еще одним изъяном нынешнего устройства федерации является то, что границы большинства нынешних субъектов РФ чертились совсем в другую эпоху — в 1930-е гг. исходя из народно-хозяйственных задач 1930-х гг.
Указанное административно-территориториальное устройство (которое в 1992—1993 гг. автоматически стало федеративным устройством) сильно устарело и не всегда является адекватным, оно сильно диспропорционально. В настоящее время, например, крохотный Агинский Бурятский округ, объединяющий всего несколько поселков, имеет тот же статус субъекта РФ, что и гигантский Красноярский край, соизмеримый с Европой и имеющий огромный экономический потенциал. Имеется еще множество иных диспропорций.
Кроме того, 89 совершенно разных несоизмеримых друг с другом субъектов, некоторые из которых входят один в состав другого — это слишком много по мировым меркам и не оптимально (в большинстве федеративных государств обычно имеется 10—20 крупных ("сильных") и самодостаточных субъектов). Особенностью процесса объединения является то, что согласно Конституции и законодательству РФ субъекты РФ могут быть объединены только добровольно — при согласии граждан РФ, проживающих в данных субъектах.
На 2008 г. уже в 11 субъектах РФ состоялись референдумы об объединении субъектов РФ. Вместо ликвидируемых 11 субъектов РФ создается 5 новых — объединенных. Это:
ч/ Пермский край (вместо Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа);
ч/ Красноярский край (вместо Красноярского края. Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов);
✓ Камчатский край (вместо Камчатской области и Корякского автономного округа);
✓ Иркутская область (вместо Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа);
✓ Забайкальский край (вместо Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа).
Пока процесс объединения фактически выражается в ликвидации автономных округов как субъектов РФ, устранении двойственности статуса (автономные округа не ликвидируются, они становятся административными единицами тех краев и областей, в которые они всегда и входили, но теряют искусственный статус субъектов РФ в составе других субъектов).
Однако, высказываются мнения, что когда-нибудь начнут объединяться не только автономные округа. Например, последний год часто обсуждается идея объединения Краснодарского края и находящейся географически внутри его территории (но имеющей статус субъекта РФ) Республики Адыгея, а также Алтайского края и Республики Алтай, которые в прошлом были единым Алтайским краем, но были на волне "парада суверенитетов разделены на 2 отдельных субъекта РФ. В то же время, далеко не все в данных субъектах РФ поддерживают идею объединения.
К концу 2008 г. количество субъектов РФ уменьшилось с 89 до 83.