Основные признаки правового государства.
Права и свободы личности могут быть реализованы только в рамках правового государства.
Развитие идей правового государства насчитывает тысячелетие, оно включает те прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с произволом и насилием, которые начали формироваться ещё в античном мире, в древних государствах-полюсах, достигших в тот период (VI-V вв. до н.э.) высоких ступеней политического и культурного развития.
Характерно, что развитие идей и доктрин правовой государственности неотделимы от становления понятий прав человека, явившихся в конечном счёте тем центральным звеном, вокруг которого и во имя которого развивались и выстроились принципы правового государства.
Социальные революции, приводившие к смене одной общественно-экономической формации другой, всегда определяли не только новый характер государства, отражавший принципы взаимоотношений власти и индивида, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично из них вытекающей проблеме прав человека, правового положения личности в обществе.
Политическое и правовое мышление Нового времени, выступив против власти государства, подавляющей человека, выдвинуло на первый план индивида с его притязаниями и интересами, и они должны были привести к установлению такого государственного порядка, который мог бы их удовлетворить.
Основные притязания индивида к новой государственной власти состояли в следующем: власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества; в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода.
В период становления капитализма концепция правового государства разрабатывалась Дж. Локком, И. Кантом, В. Гумбальтом и другими мыслителями Нового времени. При этом неоднократно предпринимались попытки её практического осуществления. Дж. Локк намеревался реализовать свой проект правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке (1669г.). Однако прошло более 100 лет, прежде чем идеи правового государства нашли своё воплощение в Конституции США. Несмотря на то, что отсутствовала писаная конституция, но на протяжении ряда столетий в Великобритании выработался принцип безусловного приоритета права. В течение XIX в принципы правового государства распространялись и в других европейских государствах.
Признаки правового государства.
1. Опора на гражданское общество, т.е. такое экономической, политическое и культурное пространство, в рамках которого каждый гражданин экономически независим и защищён от вышестоящей власти соответствующими законами.
2. Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод граждан, обеспечением общественного порядка и создание оптимальных правовых условий для жизнедеятельности общества. Русский юрист Б.А. Кистяковский писал в начале ХХ в., что основной принцип правового государства заключается в ограничении государственной власти. В правовом государстве, пишет он, власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом переступить. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав.
3. Верховенство во всех сферах жизни общества и в санкционировании самой государственной власти.
Закон предполагает обязательность отделённых правил для всех граждан государства и применяет единый масштаб и меру к различным ситуациям, имеющий одинаковые правовые признаки. Подобные формальные правила. Закреплённые в виде законов, играют важную роль в регулировании социальных процессов и в разрешении всякого рода конфликтов. Образуя систему правовых норм, они взаимно дополняют друг друга и охватывают все проявления общественной жизнедеятельности.
4. Разделение властей. Данный принцип означает, что власть в правовом государстве отнюдь не едина, не монолитна. Она разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви, каждая из которых, обладая собственными полномочиями, выступает в качестве противовеса по отношению к другим властям.
5. Признание суверенитета народа. Именно народ, а не бюрократия или другие привилегированные слои населения в правовом государстве выступает в качестве источника власти. Суверенитет народа реализуется через представительную и непосредственную демократию. При непосредственной (прямой) демократии все граждане участвуют в принятии решений.
Представительная демократия предполагает опосредованное участие граждан в принятии решений через предварительное избрание своих представителей, наделённых правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение, в те или иные властные структуры. Принцип суверенности народа фиксируется в конституциях.
6. Преобладание в государственном регулировании метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве преобладает принцип «Разрешено всё, что не запрещено законом». Государство берёт на себя обязательство воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивидам. Каждый человек волен поступать так, как того хочет, за исключением тех случаев, когда его действия подпадают под прямой запрет государственных органов. Именно таким образом обеспечивается защита личности от произвола со стороны государства и его чиновников. Типичным примером регулирования гражданского общества с помощью метода запрета является «Билль о правах» 1791г., представляющий собой 10 поправок к Конституции США.