Экономика в периоды «застоя» и «перестройки»

Падени е темпов роста производства, связанно е с низко й отдачей капиталовложений , продовольственный кризи с 1962—1964 гг., усугуб- ленны е реформационно й лихорадко й последни х ле т правлени я Н. С. Хрущева, привели экономику ССС Р в тяжелое состояние. С 1965 г. начала осуществляться хозяйственная реформа , задуманная еще в хру- щевски й период, но затем свернутая. Стержнем нового политическог о курса и хозяйственно й реформ ы были идея долгосрочного и постепен - ного совершенствования социализма и курс на стабильность управлен- ческих структур.

Начало экономическим преобразованиям положили реформы в сель- ском хозяйстве — наиболее кризисно м участке советской экономики . На мартовском пленуме ЦК КПС С 1965 г. поборнико м рефор м в сель- ском хозяйстве выступил JI. И. Брежнев. Он предложил увеличить ка - питаловложения с одновременны м стимулированием производитель - ности труда. Фактическ и это была попытка интенсификаци и аграрного сектора. Деревня получала дополнительное количество машин , удобре- ни й и электроэнергии. Обща я сумма капиталовложени й в сельское хо- зяйство за 1966—1980 гг. составила 383 млрд рублей. С совхозов и колхо- зов списывалис ь долги, повышалис ь закупочные цен ы и устанавлива- лись надбавки до 50% за сверхплановую продажу продукции государству, а также за ее качество.

Правительство начало пересмотр своих взглядов на положени е жи - телей советской деревни. 16 мая 1966 г. постановлением ЦК КПС С и Совета Министро в ССС Р объявлялось о повышени и материально й за- интересованности колхозников в развитии общественного производства. Вводилась гарантированная оплата труда колхознико в «деньгами и на - турой». Жизненны й уровень сельского населения в 1970-е гг. значитель- но вырос, хотя ликвидироват ь разницу между городом и деревне й та к и не удалось: ежегодно деревню покидало до 700 тыс. человек. К середине

1970-х гг. экономически е преобразовани я в сельском хозяйстве приоб - рели дотационны й и экстенсивны й характер.

Параллельно с преобразованиями в сельском хозяйстве развивалась реформа промышленности . Активную роль в разработке и осуществле- ни и реформ ы сыграл А. Н. Косыгин . Начало реформа м в промышлен - ности положил сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС . Решени я Пле - нума определяли три главных направлени я реформ: изменени е плано - вы х показателе й и отчетности , расширени е хозяйственно й самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересо - ванности рабочих в результатах их труда.

В 1966 г. начался перевод промышленны х предприяти й на новы е условия работы. К концу 1970 г. из 49 тыс. предприятий реформ а затро-

нула в той или иной степени 41 тыс. заводов и фабрик . Однако, несмот - ря набольшу ю самостоятельность предприятий, количество министерств в конц е 1960-х — 1970-е гг. неуклонно увеличивалось. Многие позитив - ны е преобразования становились препятствием для развития производ- ства. Главной причино й постоянны х сбоев в экономик е оставалась «ве- домственность». Расширение допущенной самостоятельности предпри- яти й плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочи й центра. Таким образом, реформ а не затронула верх эконо - мическо й пирамиды — министерства, централизацию управления и ад- министративно-командный аппарат. Постепенно начали ограничивать- ся права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Реформа затухала.

На ход реформ повлияло открытие в ССС Р богатых месторождений нефти . В 1980 г. ее добыча в Западно й Сибир и составила 315 млн т, что составляло более 50% всего производства нефт и в СССР. Эксплуатаци я новы х богатейших месторождений в ССС Р совпала с мировы м энерге - тически м кризисом 70-х гг. и скачком цен на нефть. Советски й Сою з получил возможность увеличить экспор т нефт и в обмен на твердую ва- люту. Если в 1960 г. дол я нефти и нефтепродуктов в советском экспорте составляла 11—12%, то в 1975 г. — уже 24,6%, а в 1981 г. — 37,9%. Нефте - доллар ы позволяли решить многие из социальных проблем, стоявши х перед страной, не прибегая к радикальным экономически м и полити - чески м преобразованиям. В новых условиях стал возможны м и сам от- ка з от реформ.

В промышленност и в 1970-е гг. акцент был перенесен на освоение и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК) : Запад- но-Сибирског о по добыче и переработке нефти , Павлодарско-Экибас - тузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенског о и Братско-Усть-Илимског о по обработке алюмини я и цветных металлов. Лето м 1974 г. ЦК КПС С приня л постановление «О строительстве Бай - кало-Амурской железнодорожной магистрали». Трасса БАМа протяжен- ность ю около 3200 км в 1974—1984 гг. связала ТП К Восточной Сибир и и Дальнег о Востока. Ускоренными темпам и развивалась энергетик а СССР. В строй были введены новые мощности Чернобыльской, Курской, Белоярской , Армянской , Билибинско й АЭС, было построено несколь - ко новы х атомных станций. При этом ввод новых реакторов опережал разработку защитных систем (как это было в Чернобыле), а решени я о строительстве АЭС принимались без учета сейсмологических особенно - сте й местности.

Постепенн о обострялась ситуация в сельском хозяйстве, которое становилос ь все более дотационным . В конце 1960-х — начале 1980-х гг. ССС Р постигла череда неурожаев (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980,

1981 и 1984 гг.). Ситуацию усугубили потери пр и перевозке и хранении . Кадровы е перемены и частичные реформ ы не решали стоявших перед аграрны м сектором проблем. Пр и курировавшем сельское хозяйство по лини и Политбюр о М. С. Горбачеве производство зерна уменьшилос ь с

237 мл н тв 1978 г. до 173 млн т в 1984 г. Правительство пошло на увели-

чени е импорта. В 1979—1984 гг. в страну ввозилось около 40 мл н т про - довольствия ежегодно. Не смогла изменит ь ситуацию и широк о рекла - мируемая «Продовольственная программа-82». Ка к и в прежни е годы, при ее реализации дело свелось к увеличению дотаций, списывани ю долгов, поставкам маши н и тракторов.

Кризисно е состояние сельского хозяйства и большинства отраслей легкой промышленност и вело к усилению теневой экономики . Магази - ны «Березка» стали символами советской жизн и конца 1970-х гг. Товары повышенног о спроса стали объектом злоупотреблений и спекуляций . Ярки м символом продовольственного дефицит а той поры стали так на - зываемы е «колбасные поезда»: люди из соседних с Москво й областей для покупки колбасы и мясопродуктов были вынуждены выезжать в сто- лицу, переполня я вагоны пригородных электричек.

Ситуаци я в экономик е была хорошо известна руководству страны , но решитьс я на радикальные реформ ы длительное время он о не могло. Поставки нефти на Запад позволяли откладывать решение этого вопро - са. Приход к власти в 1982 г. Ю. В. Андропова означал переоценк у пре - жнего подхода к экономически м проблемам. Не ставя под сомнени е ос- новы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими негативными проявлени - ям и теневой экономики. Было проведено несколько показательных про- цессов п о делам руководителей московско й торговли. Пр и это м дирек - тора ряда крупнейших московских магазинов (ЦУМа, Елисеевского гас- тронома ) были приговорен ы за хищени я к высше й мере наказания . В дальнейшем похожие процессы прошли и в республиках. От руковод- ства были отстранены наиболее одиозные фигуры местного управления: С. Ф. Медунов в Краснодарском крае, Ш. Р. Рашидов в Узбекистане.

На декабрьском Пленуме ЦК КПС С 1982 г. Ю. В. Андропо в сфор - мулировал программу реформ, призванных повысить эффективность со- ветской плановой экономики . Главным в свете принимаемы х решени й становилось повышени е производительности труда, в первую очередь путем повышени я трудовой дисциплин ы и снижени я материальных и людски х затрат. Была поставлена и выполнен а конкретна я цель: повы - сить производительность труда дополнительн о на 1 % (возросла в тече- ние года более чем на 3%). Четкие формулировки, резко контрастирую- щие с прежним и лозунгами типа «Экономика должна быть экономной» , давали гораздо больши й эффект : снизилис ь потери сырья пр и произ - водстве товаров, уменьшилась энергоемкость процессов. Определенное значени е имел жестки й контроль над рабочим временем: приходом и уходом с предприятия. Был и введены строгие меры наказани я за пьян - ство и другие дисциплинарны е нарушени я на производстве. В цело м указанные меры укрепили управляемость экономическим и процессами и должн ы были послужить основой для более широкомасштабны х ре- фор м в ближайше м будущем.

В начале 1983 г. Ю. В. Андропов поручил группе ответственных ра - ботников ЦК КПСС , в том числе М. С. Горбачеву и Н. И. Рыжкову, под- готовку принципиальны х предложений п о экономическо й реформе .

Среди рассматриваемых вопросов, по свидетельствуй. И. Рыжкова, были проблем ы хозрасчета и самостоятельности предприятий , концесси й и кооперативов , совместны х предприяти й и акционерны х обществ . В 1984 г. должен был состояться Пленум ЦК по вопросам научно-техни- ческо й политики , на котором намечалось отказаться от экстенсивног о курса в экономик е и начать переход к интенсивны м методам хозяйство- вания. Предусматривалось введение новых хозрасчетных форм , пр и ко - торых возросла бы самостоятельность предприятий и расширились пра- ва рабочих коллективов.

Смерт ь Андропова и приход к руководству страной Черненк о замо - розил и план ы реформ . Вместо Пленума, посвященног о внедрени ю но - вой техники, совершенствованию научно-производственных связей, со- стоялс я Пленум по мелиорации .

Возобновление экономически х преобразовани й в ССС Р произош - ло после очередной смены руководства страны. Выдвиженец Ю. В. Анд- ропова — Генеральный секретарь ЦК КПС С М. С. Горбачев возобновил прерванны е экономически е реформы . На апрельском 1985 г. Пленуме Ц К КПС С было впервые открыто заявлено о б имеющихся в ССС Р эко - номически х и социальных проблемах. По утверждению М. С. Горбаче- ва, страна находилась в предкризисно м состоянии. Только в Росси и

200 мл н кв. м жиль я нуждалось в неотложном ремонте или подлежал о сносу. Водопроводные и канализационны е сети городов были перегру- жены . Более 300 городов их вообще не имели. Почт и половин а ули ц в Росси и была без твердого покрытия . Многи е предприяти я не имел и очистны х сооружений. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сель- ско м хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%.

В начальны й период «перестройки» было принят о нескольк о ско - роспелых решений . Так, в мае 1985 г. публикуется постановлени е ЦК КПС С «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Он о пресле- довал о своей целью разрешение социальных и экономически х задач, повышени е трудовой дисциплины. Постановлением предусматривалось сокращени е производства водки и других ликеро-водочны х продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство пло- дово-ягодны х вин. Несмотр я н а определенные достижения , экономи - чески й эффек т этой реформ ы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. Более того, упу- щенны е средства перешл и в теневую экономику, которая быстро удов- летворила спрос на алкогольные напитки. К этому следует добавить вы - рубленные элитные виноградники.

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС , на котором был при - нят целы й ряд экономических и социальных программ, предусматрива- ющи х новую инвестиционну ю и структурную политику. Помим о про - грамм ы «Интенсификация-90» , предусматривалось выполнени е таких долгосрочны х программ, ка к «Жилище-2000» и др.

В 1987 г. был приня т Зако н о государственном предприятии . Про - дукция , произведенная после выполнени я госзаказа, могла реализовы - ваться производителем по свободным ценам. Сокращалос ь количество

министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасл и народного хозяйства. Приняты м 19 ноябр я 1986 г. и дополненны м 26 ма я 1988 г. законо м была легализована частная деятельность боле е че м в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики . В ко - оперативном движении и других видах частной деятельности участвова- ло тогда около 7 млн человек.

В 1989 г. был о сформирован о ново е правительств о во главе с Н. И. Рыжковым . В его составе было восемь академиков и членов-кор - респонденто в АН СССР, окол о 20 докторов и кандидатов наук. Оно из - начально ориентировалось на осуществление экономически х рефор м и новые методы управления. Вместе с тем с самого начал а свое й деятель- ност и правительство не обладало необходимыми полномочиями , буду- чи ограничен о контроле м партийных органов и ВС СССР .

Программа , подготовленна я весно й 1990 г . правительство м Н . И . Рыжкова , вступила в противоречи я с позицие й В С РСФСР , ко - торы й 4 сентябр я 1990 г. поддержа л программу радикальны х рефор м Г. Явлинског о и С. Шаталин а «500 дней» . Предложенны е правитель - ство м Рыжков а срок и рефор м (пять—семь лет) н е удовлетворил и на - родны х депутатов , выступавши х з а немедленны е преобразования . В июн е 1990 г. ВС ССС Р был о принят о постановлени е «О концеп - ци и переход а к рыночно й экономике» , а в октябре 1990 г. — «Основ - ны е направлени я по стабилизаци и народног о хозяйств а и переход а к рыночно й экономике» . Документ ы предусматривали постепенну ю де - централизаци ю и разгосударствление собственности , учреждени е ак - ционерны х общест в и банков , развити е частного предприниматель - ства и т. д. Однак о эти реформ ы практическ и не выполнялис ь в связ и с массовы м (с 1989 г.) забастовочны м движение м из-з а противостоя - ни я центр а и субъекто в Федерации . Умеренны м реформа м Рыжков а был положе н коне ц в декабр е 1990 г., когда правительств о был о от- правлен о в отставку.

Совет Министро в был преобразован в Кабинет Министро в во главе с премьер-министро м В. С. Павловым. Новое правительство станови - лос ь подотчетным Президенту ССС Р М. С. Горбачеву и должн о был о проводить более последовательную политику реформ . Но на практик е деятельность Кабинет а Министро в в 1991 г. свелась к обмен у денег и апрельской денежно й реформе , в результате которой произошл о резкое повышени е цен. Реформ а Павлова, нацеленная на подры в финансово й системы теневой экономики , привела к окончательному падени ю дове- ри я населени я к центральной власти. Этому способствовали инфляци - онны е процессы, перебои со снабжением продовольствием и другими товарами. Экономик а ССС Р в 1991 г. переживала глубокий кризис , ко- торы й выражался в 11%-ном спаде производства, в 20—30%-ном дефи - ците бюджета, в громадном внешне м долге, составлявши м 103,9 млрд долларов. Кризисны й процес с грозил стать нерегулируемым. Распа д ССС Р ставил на повестку дн я проведение реформ уже в общероссий - ско м масштабе.


Наши рекомендации