Русская культура в конце XIX - начале XX в.

Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стре- мительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух сто- летий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был на- стоящий культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Просвещение."Культурный ренессанс" затронул, правда, в первую оче- редь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социаль- ных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1889 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного про- свещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Кроме того, накануне Первой мировой вой- ны еще 2 млн. человек посещали церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.

Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды обра- зования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 1890-х гг. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия усту- пала наиболее развитым государствам. Так, в 1914 г. расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии, лишь в 1,5 раза

Наука.Конец XIX - начало XX в. ознаменовались интенсивным развити- ем отечественной науки. Крупными достижениями снискали себе заслуженную известность ученые-естественники. П.Н. Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Ча- плыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.З. Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую из- вестность приобрели исследования в области минералогии и геохимии В.И. Вернадского. Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огром- ную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. На рубеже двух веков успешно работал в области ботани- ки К.А. Тимирязев. Признание международной общественностью успехов оте- чественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских




премий. Их лауреатами были выдающийся физиолог И.П. Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И. Мечни- ков (1908).

Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в технический прогресс. А.С. Попов вошел в историю техники как изобретатель радио. В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный Я.М. Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор И.И. Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолеты "Илья Муромец", "Русский витязь". Эмиг- рировавший впоследствии, в 1919 г., в США И.И. Сикорский сыграл там ог- ромную роль в развитии американского вертолетостроения. Создателем первого ранцевого парашюта стал Г.Е. Котельников (1911). Больших успехов достигли русские ученые в исследовании многих малодоступных, практически еще "неоткрытых" районов планеты. Сподвижник Н.М. Пржевальского П.К. Козлов прославился серией путешествий по Центральной Азии. Известный гео- лог В.А. Обручев организовал экспедиции в районы Сибири и Дальнего Восто- ка. В 1914 г. при попытке достигнуть Северного полюса погиб ученый- гидрограф, смелый полярный исследователь Г.Я. Седов. Материалы, собранные его экспедицией, имели большое научное значение и были впоследствии ис- пользованы советскими исследователями Арктики.

Конец XIX - начало XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская рели- гиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов - Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и др. Опираясь на соответст- вующие традиции русской философии, они видели важнейшее средство гармо- низации общественных отношений в нравственном самосовершенствовании личности. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философ- ской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии истории и другим вопросам, вечно волную- щим человеческий ум.

Своеобразным откликом выдающихся русских мыслителей на потрясе- ния, пережитые страной в самом начале XX в., явился изданный в 1909 г. сбор- ник "Вехи". Статьи, помещенные в сборнике, были написаны принадлежавшими по своим политическим симпатиям к либеральному лагерю Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, С.Л. Франком и др. Под впе- чатлением социального взрыва 1905- 1907 гг. авторы "Вех" попытались осмыс- лить роль радикально настроенной интеллигенции в жизни общества, показать опасность революционного пути решения стоящих перед страной проблем. Призывы веховцев к социальному компромиссу, адресованное ими интелли-

генции пожелание заняться внутренним самосовершенствованием в обстановке острейшего противоборства сил, столкнувшихся друг с другом на внутрирос- сийской политической арене, не были и не могли быть услышаны. Вызвавшие большой общественный резонанс "Вехи" подверглись критике со стороны представителей различных политических партий - от кадетов до большевиков.

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных об- щественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего со- циолога П.А. Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве. Крупных успехов достигла и собственно оте- чественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России. Филолог и историк А.А. Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Ценные исследования по истории Древней Руси принадлежали Н.П. Павлову- Сильванскому. Значительных успехов в развитии отечественной историогра- фии добились А.Е. Пресняков, С.Ф. Платонов, С.В. Бахрушин, Ю.В. Готье, А.С. Лаппо-Данилевский и др. П.Н. Милюков прославился не только как политиче- ский деятель, но и как талантливый историк. Его магистерская диссертация, по- священная финансово-экономическим аспектам петровских преобразований, была с успехом защищена в Московском университете.

В поле зрения русских историков находилось, конечно, не только про- шлое Отечества. Проблемы западноевропейского Средневековья и Нового вре- мени исследователи П.Г. Виноградов, Е.В. Тарле, Д.М. Петрушевский. Крупнейшим специалистом по всеобщей истории являлся Н.И. Кареев, чьи труды приобрели поистине всеевропейскую известность. В области антикове- дения успешно работали С.А. Жебелѐв, М.И. Ростовцев. Выдающимся египто- логом и исследователем Древнего Востока был Б.А. Тураев. Для изучения истории и культуры народов Средней Азии существенное значение имели ис- следования В.В. Бартольда. Важную роль в развитии отечественной арабистики сыграли труды И.Ю. Крачковского. Работами, посвященными китайской куль- туре, прославился В.М. Алексеев. Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т.п.

Литература.Напряженно, в борьбе различных направлений протекала литературная жизнь России, ознаменованная творчеством многих выдающихся мастеров, развивавших традиции своих предшественников. В 1890-1900-е гг. продолжал свою деятельность «великий писатель земли русской» Л.Н. Толстой. Его публицистические выступления, посвященные злободневным проблемам российской действительности, неизменно вызывали большой общественный резонанс. На 1890 - начало 1900-х гг. приходится апогей творчества А.П. Чехо- ва. Выдающимся представителем старшего поколения писателей конца XIX - начала XX в. являлся Короленко. Беллетрист-художник, мужественный публи-

цист В.Г. Короленко последовательно выступал против любого произвола и на- силия, в какие бы одежды - контрреволюционные или, напротив, революцион- ные - они ни облекались.

В первой половине 1890-х гг. началась писательская деятельность А.М. Горького, поставившего свой талант на службу революции. Значительным яв- лением в развитии реалистического направления в русской литературе были произведения таких писателей, как И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, А.Н. Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский, Е.В. Чириков и др.

К 1880 - началу 1890-х гг. восходят истоки русского символизма, который в 1890-х гг. формируется в более или менее определенное модернистское лите- ратурное течение, выступавшее под знаменем теории «искусство для искусст- ва». К этому течению принадлежал ряд талантливых поэтов и беллетристов (К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, Ф.Г. Сологуб, В.Л. Брюсов и др.).

На рубеже двух веков началась творческая деятельность А.А. Блока, вхо- дившего в круг младших символистов. Поэзия Блока, проникнутая предчувст- вием неизбежности коренных перемен в жизни страны, исторических катастроф, была во многом созвучна общественным настроениям эпохи. В на- чале XX в. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева создают произведения, которые стали блестящими образцами русской поэзии. Незадолго до начала Первой мировой войны на литературной арене возникло новое течение - футу- ризм, представители которого объявили о разрыве как с традициями классики, так и со всей современной им литературой. В рядах футуристов началась по- этическая биография В.В. Маяковского.

Театр. Музыка. Балет.В развитии отечественного театрального искус- ства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко - крупнейшими режиссерами и теоретиками театра. Вокруг них собралась та- лантливая актерская группа, к наиболее выдающимся членам которой принад- лежали В.И. Качалов, И.М. Москвин, А.М. Леонидов, О.Л. Книпер и др. Центром средоточия блестящих артистических сил оставался и Московский малый театр. С ним связали свою творческую судьбу М.Н. Ермолова, О. и М. Садовские, Г.Н. Федотова, А.И. Южин и др. Корифеями Александринской сце- ны были В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, К.А. Варламов и др. Яркие страницы в ис- торию русского театра конца XIX и первого десятилетия XX в. вписала В.Ф. Комиссаржевская. Важнейшими центрами оперной культуры оставались Мари- инский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Большое значение при- обрела и деятельность «частных сцен» - прежде всего «Русской частной оперы», которая была основана в Москве известным меценатом СИ. Мамонто- вым. Она сыграла значительную роль в художественном воспитании великого певца Ф.И. Шаляпина

К началу XX в. все более широкое мировое признание завоевывает рус- ская музыка (как классическая, так и современная). В это время продолжал тво- рить великий мастер оперного искусства композитор Н.А. Римский-Корсаков. В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, М.А. Балакирев, Р.М. Глиэр и др.

Поистине всемирную известность завоевал русский балет. Особым успе- хом пользовалась представительница русской школы классического танца А.П. Павлова. Завоеванию отечественным балетным искусством первенства в миро- вой хореографии содействовали гастроли русских танцовщиц и танцоров за ру- бежом, в частности, спектакли, устраивавшиеся регулярно С.П. Дягилевым.

Живопись. Скульптура.Реалистические традиции в живописи продол- жало Товарищество передвижных художественных выставок. Продолжали ра- ботать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Б.Д. Поленов и др. В конце XIX в. И.И. Левитан пишет свои знаменитые пейзажи. Почетное место в изобиловав- шей талантами русской художественной среде принадлежит В.А. Серову - ге- ниальному мастеру, проявившему себя самым блестящим образом в различных областях живописи. Исторической тематике посвящены полотна Н.К. Рериха. В

1904 г. трагически оборвался жизненный путь крупнейшего русского художни- ка-баталиста В.В. Верещагина, погибшего вместе с адмиралом С.О. Макаровым

на броненосце «Петропавловск».

В конце 1890-х гг. в русской художественной среде складывается модер- нистское течение, представленное группой «Мир искусства». Ее идейным вож- дем являлся А.Н. Бенуа, одаренный и тонкий художник и историк искусства С

«Миром искусства» было связано творчество М.А. Врубеля, талантливейшего живописца, скульптора, графика и театрального декоратора. Зарождается в рус- ской живописи и абстракционистское направление (В.В. Кандинский, К.С. Ма- левич). На рубеже двух столетий работали мастера русской скульптуры - А.С.

Голубкина, П.П. Трубецкой, С.Т. Коненков.

Меценатство.Одной из замечательных особенностей культурной жизни этого периода было меценатство. Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С.И. Мамонтова, Московский художественный театр и т.п. Московский предприниматель П.Г. Шелапутин пожертвовал полмиллио- на рублей на устройство учительской семинарии. Ф.П. Рябушинский на финан- сирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу рос-

сийской буржуазии в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры.

Достижения русского творческого гения на рубеже двух веков невольно заставляют вспомнить и делают особенно близкими известные пушкинские строки: «...Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».


Наши рекомендации