Борьба в верхах вокруг столыпинской программы реформ (1907-
1911).Столыпинский "пакет реформ" не исчерпывался планами модернизации
российской деревни. Преобразование аграрного строя, осуществлявшееся в хо- де наступления на общину, требовало реорганизации системы местного само- управления, с тем чтобы дать крестьянам-собственникам больше мест в земствах, где абсолютно доминировало дворянство. Этой цели служил проект земской реформы, подготовленный Министерством внутренних дел и преду- сматривавший, помимо прочего, некоторое ослабление жесткого бюрократиче- ского контроля над земствами. Проект реформы местного суда восстанавливал институт мировых судей, введенный в 1864 г. и ликвидированный в эпоху контрреформ. Этот акт был призван несколько усовершенствовать систему ме- стной юстиции, носившую архаичный, сословный характер и обрекавшую кре- стьян на юридическое бесправие. Впрочем, уже в 1906 г. указом 5 октября ликвидировались некоторые правоограничения, существовавшие для сельского населения (паспортные, в поступлении на гражданскую службу и т.п.). Важное место в своей программе П.А. Столыпин отводил и вероисповедному вопросу. В его "пакет" входил ряд законопроектов, призванных облегчить положение старообрядцев и насильственно обращенных в православие униатов. Отмена дискриминационных ограничений, установленных для инославных церквей (т.е. христианских, но не православных), разрешение перехода из православия в другие христианские веры, облегчение смешанных браков - все это должно бы- ло смягчить остроту религиозной борьбы и - реализуя, в известной мере, прин- цип свободы совести - придать более правовой, современный характер государственному строю России. Составными частями столыпинской програм- мы являлись также проекты преобразования местной администрации, преду- сматривавшие укрепление губернского и уездного звеньев бюрократического механизма, проект введения всеобщего начального обучения. Наконец, намеча- лись реформы в области рабочего законодательства (введение страхования ра- бочих и др.).
Все эти проекты готовились еще до прихода Столыпина к власти, и он за- стал их на разной стадии разработки. Однако собранные в единый "пакет" вме- сте с актами, реализовавшими новую аграрную политику, они стали составными частями целостной программы, направленной на модернизацию страны, на предотвращение нового революционного взрыва.
Столыпинская программа встретила серьезную оппозицию справа. Глав- ным объектом критики была важнейшая, если не считать аграрной реформы, составная часть "пакета" - проекты преобразования органов местного само- управления. Слабея экономически, поместное дворянство особенно дорожило своими политическими привилегиями, в частности своим преобладанием в зем- ских учреждениях. Поступаться ими в пользу "новых" собственников помещи- ки никоим образом не собирались, опасаясь полной гибели дворянского землевладения. "Задуманные правительством реформы, - сетовали дворяне, - так велики, так крупны... что пережить их у нас не хватит ни сил, ни средств". Резкое неприятие со стороны дворянства встретил план реформы местной ад- министрации, согласно которому, помимо прочего, предполагалось сосредото- чить административную власть в уезде во имя ее укрепления в руках назначенного правительством чиновника, а не уездного предводителя дворян- ства, как это было раньше. Исходя из сугубо эгоистических, узкоклассовых ин- тересов и, кроме того, опасаясь, что преобразования либерального толка вызовут анархию и революцию, наиболее консервативные круги в правительст- венном лагере выступали против проведения в жизнь практически всех начина- ний Столыпина, за исключением аграрной реформы. Последнюю, впрочем, они тоже нередко резко критиковали.
Важнейшим оплотом оппозиции столыпинскому курсу справа стала об- щероссийская дворянская организация - Совет объединенного дворянства. Воз- никшая в 1906 г. и ревностно защищавшая интересы помещиков, эта организация обладала немалым политическим весом и оказывала сильное влия- ние на ход государственного управления, поскольку располагала обширными связями в придворно-бюрократическом мире и имела возможность информиро- вать о своих пожеланиях самого императора. Противодействие планам Столы- пина оказывал и Государственный совет, где тон задавали представители наиболее консервативных кругов. Проектами вероисповедных реформ было не- довольно высшее духовенство.
Раздражение правых вызывала и политика Столыпина в отношении Госу- дарственной думы. В консервативных кругах были сильны настроения в пользу ее ликвидации или превращения в законосовещательный орган, лишенный воз- можности (хоть в какой-то мере) ограничивать власть царя. Этим мыслям со- чувствовал и Николай II. Опасавшиеся укоренения в России парламентских традиций консервативные круги были недовольны даже вполне лояльной III Думой и мечтали о более кардинальном, чем третьеиюньский, государственном перевороте. Между тем Столыпин считал необходимым сохранение Думы в ка- честве законодательного органа.
В 1907-1911 гг. шла острая борьба в верхах вокруг вопроса об ориентации правительственного курса, о судьбе столыпинской программы реформ, борьба, которая велась как открыто (в Думе, Государственном совете и пр.), так и заку- лисно (в придворных сферах). Своей кульминации эти конфликты достигали в
1909 и 1911 гг., во время так называемых первого и второго "министерских" кризисов, когда Столыпин дважды оказывался на грани отставки. Под давлени- ем своих могущественных оппонентов Столыпин, который не мог опереться на достаточно влиятельные политические силы, вынужден был маневрировать, от- казываясь от существенных частей собственной программы. Некоторые зако- нопроекты (по вопросам местного самоуправления, о снятии ряда вероисповедных ограничений и др.), уже одобренные Государственной думой, были в итоге провалены в Государственном совете. Под давлением справа, и в какой-то степени по собственному побуждению, Столыпин свернул первона- чальную, весьма широкую, правительственную программу по рабочему вопро- су, выдержанную в либерально-реформистском духе. Дело ограничилось изданием нескольких страховых законов, принятых после долгих проволочек уже к 1912 г. Самому Столыпину увидеть их утвержденными не довелось. 1 сентября 1911 г. глава правительства, чьи позиции после второго "министер- ского" кризиса оказались существенно подорванными, был смертельно ранен в Киеве агентом охранки Д.Г. Богровым при обстоятельствах, не исключающих причастности к этому покушению высших чинов полиции.
Разложение третьеиюньской политической системы (1911- 1914).Свертывание правительственной программы преобразований имело своим следствием прогрессировавшее нарастание противоречий внутри третьеиюнь- ской политической системы. В обществе, часть которого в лице октябристов, связывая свои надежды на реформы с П.А. Столыпиным, оказывала последнему всемерную поддержку, начали нарастать оппозиционные настроения (об этом свидетельствовала как деятельность Государственной думы, так и резкая кри- тика правительственного курса буржуазными кругами).
Противостояние власти и общества таило в себе в конечном счете угрозу всему существующему строю, поскольку сочеталось в обозначившимся еще на рубеже 1910-1911 гг. оживлением массового движения в стране. Уже в 1911 г. увеличилось число стачек. В обстановке растущего рабочего движения активи- зировали свою деятельность революционные организации. Большевики вели борьбу с менее радикальными течениями российской социал-демократии за влияние в пролетарской среде.
Существенное воздействие на дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в стране оказал расстрел мирного шествия рабочих Ленских золотых приисков 4 апреля 1912 г. (270 человек было убито, а 250 - ранено). В прока- тившемся по городам России движении протеста участвовали около 300 тыс. рабочих. Широкого размаха достигли выступления, проходившие под полити- ческими лозунгами. Число забастовщиков в 1912 г. составило примерно 1 млн.
463 тыс. человек. Еще более бурным был 1913 г., когда в стачках участвовали около 2 млн. рабочих. Размах движения, его активность, сочетание экономиче- ских и политических требований напоминали 1905 г.
В столь сложной обстановке осенью 1912 г. прошли выборы в IV Думу. По своему составу новая Дума мало отличалась от старой. Правда, октябристы потерпели на выборах серьезное поражение, лишившись около трети мандатов. Буржуазные круги, поддержавшие в свое время октябристов на выборах в III Думу, частично отошли от них, разочарованные неспособностью Союза 17 ок- тября добиться от самодержавия обещанных Столыпиным реформ. IV Дума в целом оказалась менее покладиста, чем ее предшественница. И либералы, и многие представители консервативного крыла в условиях роста массового дви- жения в стране были едины в признании необходимости предотвращения рево- люции путем реформ, по-разному, однако, представляя себе их суть и объем. Октябристско-националистские круги - прежняя опора Столыпина в Государст- венной думе - выступали за возвращение в том или ином варианте к программе покойного премьера. За более последовательные преобразования либерального толка ратовали кадеты и близкие к ним прогрессисты. При этом кадетское ру- ководство все больше склонялось к мысли, что только массовое народное дви- жение (его, впрочем, кадеты сами сильно опасались) способно заставить власть пойти на реформы.
Весьма ощутимым становился и разброд в верхах. Оппозиционные вы- ступления в Думе стимулировали антидумские настроения в правящих кругах. Внутри Совета министров усиливались противоречия между сторонниками со- трудничества с обществом в лице его умеренных элементов и приверженцами жесткого курса. Председатель Совета министров В.Н. Коковцов, сменивший на этом посту Столыпина, казался крайним правым чрезмерно либеральным, при всем том, что премьер никоим образом не собирался реанимировать столыпин- скую программу реформ. Позиции правых в верхах значительно укрепились после назначения в 1912 г. министром внутренних дел Н.А. Маклакова, отли- чавшегося своими ультра-монархическими убеждениями. В июне 1914 г. в Со- вете министров по инициативе царя рассматривались планы государственного переворота, призванного превратить Думу в лишенное всякого влияния законо- совещательное учреждение. В конце концов министры отговорили Николая II от такого шага, но сам факт обсуждения подобной перспективы являлся весьма симптоматичным. В начале 1914 г. Коковцов был уволен в отставку. Его пре- емником стал И.Л. Горемыкин, чьи политические воззрения не претерпели ка- ких-либо изменений со времени его пребывания главой правительства в 1906 г. Наиболее влиятельной фигурой в Совете министров являлся, однако, главно- управляющий землеустройством и земледелием А.В. Кривошеин. Мастер поли- тической интриги, опытный и способный государственный деятель, Кривошеин был инициатором "нового курса", на реализацию которого он, после отставки Коковцова, получил согласие Николая II. "Новый курс" предусматривал улуч- шение отношений с Думой и внесение существенных корректив в экономиче- скую политику самодержавия. Кривошеин выступал за увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, усиление помощи выделяющимся из общины крестьянам и дворянству. Объективно это означало готовность пойти
на некоторое замедление промышленного роста во имя ускорения развития аг- рарного сектора, преодоления его сохранившегося отставания. "Новый курс"
царского правительства не принес, однако, сколько-нибудь ощутимых резуль-
татов, оставшись во многом чистой декларацией. Сотрудничества с Думой не получилось. Благожелательное отношение к ней, демонстрировавшееся перво- начально кабинетом, скоро сменилось линией на мелочное ущемление думских прерогатив, что создало основу для новых конфликтов между властью и обще- ством. С другой стороны, еще до начала войны выявилась неспособность фи- нансового ведомства добиться заметного увеличения государственных вложений в сельское хозяйство или привлечения туда частного капитала. Тем временем обстановка в стране накалялась. В первой половине 1914 г. в забас- товках приняли участие 1 млн. 500 тыс. человек. Размах движения был чрезвы- чайно велик. Расстрел митинга путиловских рабочих 3 июля 1914 г. вызвал волну забастовок и демонстраций в столице, где в ряде районов (впервые после
1905 г.) начали сооружаться баррикады. Ситуацию в стране резко изменила лишь начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война.