Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революцион- ное народничество.
На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает рос- сийская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные ва- рианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.
Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной органи- зации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышев- скому, а равно и А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного "Земля и воля". В его состав входили несколько сотен членов, а отделения су- ществовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и дру- гих городах.
По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления устав- ных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаган- ду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена неле- гальная издательская деятельность, создана типография в России, активно ис- пользовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.
Однако крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже ле- том 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигриро- вала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были аресто- ваны (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскры- тое, самораспустилось.
Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смяг- чению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830-1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма на- пряженной.
Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановле- нию независимого государства, при этом значительная часть поместной шлях- ты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав. Ради- кально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифе- стаций в Варшаве и других польских городах.
Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на рус- ские гарнизоны.
Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководи- мое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд ли- товских и белорусских губерний.
Однако охвачено им было преимущественно городское население (опре- деленные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабо- чие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.
Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на ра- дикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправ- дались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить воору- женное вмешательство извне в польские события. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.
Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внут- риполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки мест- ным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользо- вании к началу восстания, и наделив участками безземельных.
Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н.А. Ишути- ным. Члены кружка считали себя последователями Н.Г. Чернышевского. Вме- сте с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д.А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Неприятие радикально настроенной интеллиген- ции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так на- зываемого нигилизма. Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма. "Русские нигилисты
60-х годов... - отмечал Н.А. Бердяев, - были русскими просветителями, они объ- явили борьбу всем историческим традициям, они противополагали "разум",
существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого... Материализм превратился (у нигили- стов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию... Наука, под которой пони-
мались главным образом естественные науки... стала предметом веры, она была превращена в идол". Тип нигилиста был запечатлен И.С. Тургеневым на стра- ницах романа "Отцы и дети" в образе Базарова.
Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярно- стью пользовались произведения Д.И. Писарева. Талантливый критик и публи- цист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание "но- вого человека" - "мыслящего реалиста". Писарев искренне сочувствовал "уни-
женным и оскорбленным", утверждая, что вне вопроса "о голодных и раздетых людях" нет "решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать". Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль ко- торого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь "пассивный материал", подлежащий "переработке". В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли "разрушителя эстетики".
В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначи- лась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интелли- генции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые дейст- вовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала "нечаевщина", связанная с именем С.Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации "Народная расправа". Нечаевский "Катехизис револю- ционера" призывал применять любые средства для торжества революции, кото- рая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство од- ного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реа- лизацией на практике принципов "нечаевщины". Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судеб- ного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика "нечаевщины" вдохновила Ф.М. Достоевского на написание его поистине про- видческого романа "Бесы",
Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева. Од- нако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях "нечаевщина" заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, полу- чив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступ- ки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тотали- тарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.
Революционное народничество 1870-х гг.Преемниками революционе-
ров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было харак- терно негативное отношение к капитализму, признание самобытности
исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды,
в общину как основу для переустройства общества на социалистических нача- лах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышев- ский. Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга "культурных классов" народу,
тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовно- сти пострадать за свои убеждения "стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века", а в представителях этого движения - преемников "мучеников двоеперстия", приверженцев неистового протопопа Аввакума, ко- торый, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал рас- шатывать основы созданной Петром I империи.
В рамках народнической идеологии существовали различные направле- ния - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланки- стское). Их вдохновителями являлись соответственно М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.
Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой изменен- ные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П.Ж. Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное "исторически необходимое зло" в государственной вла- сти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны будут играть народные массы, которых толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять на борьбу практическим, боевым бунтарским призывом. Бакунин от- вергал необходимость революционной пропаганды в массы. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом, безгосударственном обществе возникнет "свобод- ная федерация" рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично- ремесленных. Взгляды Бакунина, его призывы "идти в народ" находили немало приверженцев, особенно среди революционной молодежи.
Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к революции. Только систематическая пропаганда, воспитание руководи- телей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, считая "критически мыслящую личность" дви- гателем общественного прогресса.
Еще одним направлением в революционном движении 1870-х гг. явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во гла- ве с Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи соци- альной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заго-
ворщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захва- ченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сто- ронники Ткачева думали, что коммунистический инстинкт, присущий, как они полагали, русскому крестьянству, позволит затем реализовать в стране социа- листические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую стра- ну.
Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце
1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок "чайковцев" (М.А. Натансон, Н.В. Чайков-
ский и др.). К 1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда университетских го- родов, он составил ядро так называемого Большого общества пропаганды (А.И. Желябов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся
молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельно- стью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л. Лазарева. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. "Большое
общество пропаганды" воспитало целое поколение революционеров- народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии народнического движения.
В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и проклама- ции для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.
Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название "хож- дение в народ". Это движение (среди его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. По- пытки создать зимой 1873- 1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестья- нами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Крестьяне не по- желали, однако, признать "своими" выходцев из "культурных классов". Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.
Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участ- ников "хождения в народ" (было арестовано около тысячи человек). Длитель- ное следствие закончилось политическим "Процессом 193-х", центральным событием которого стала речь одного из подсудимых, И.Н. Мышкина, в кото- рой он выразил веру в неизбежность народного восстания в стране.
"Хождение в народ" стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества "Земля и воля", ставшего круп- нейшей организацией народников 1870-х гг.
Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения револю-
ционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Бело- руссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо
организованный петербургский центр (О.В. Аптекман, Д.А. Лизогуб, А.Д. Ми- хайлов, В.А. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколь-
ко групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок "Земля и воля".
Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требо- ваний, добиться которых можно было "только путем насильственного перево- рота". Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных". Однако рабочие расценивались только как сила, спо- собная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность земле- вольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.
Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и дру- гих губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и по- пытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых полити- ческих процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склоня- лась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу сред- ствами индивидуального террора.