Внутренняя политика Александра II в I860-1870-е гг. Либеральные реформы.
Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Реформы в России были не причиной, а следствием развития соци- ально-экономических процессов. В то же время после реализации реформы объективно оказывали обратное влияние на эти процессы.
Проводимые преобразования имели противоречивый характер - царизм пытался приспособить старую политическую систему самодержавия к новым условиям, не изменяя ее классовой сущности. Реформы (1863-1874) хотя и но- сили прогрессивный характер, отличались половинчатостью и непоследова- тельностью.
Задачи организации местного самоуправления должны были решить зем- ская и городская реформы. В соответствии с "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1864) в уездах и губерниях вводились выбор- ные органы местного самоуправления - земства. Формально земские учрежде- ния состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Члены земских собраний (гласные) избирались по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выбор- ных от сельских обществ (по последней курии выборы были многостепенны- ми). Председателем собраний являлся предводитель дворянства. Создавались также исполнительные органы - губернские и уездные земские управы. Земства решали в основном хозяйственные вопросы, но и в этих пределах они контро- лировались губернаторами и МВД. Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и бо- лее ограничивалась правительством. Однако, несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.).
Новая система учреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная в соответствии с принятым в 1870 г. "Городовым положе- нием", была основана на принципе единого имущественного ценза. Выборы происходили по куриям, создаваемым в соответствии с размерами уплачивае- мого налога. Подавляющее большинство жителей, не имевших установленного
имущественного ценза, оказалось отстраненным от выборов. В результате ре- формы органов местного самоуправления господствующее положение в земст- вах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах - представители крупной буржуазии.
Органы городского самоуправления также находились под неослабным контролем правительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городского хозяйства.
Судебная реформа.Наиболее архаичной в середине XIX в. оставалась система российского судопроизводства. Суд был сословным, заседания носили келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от ад- министрации, а подсудимые не имели защитников. Весьма рельефно либераль- ное начало проявилось в новых судебных уставах 1864 г., в основу которых
были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательность процесса, гласность и независимость судей.
Результатом судебной реформы стало введение в России двух систем: ко- ронного и мирового судов. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. В ходе судебного заседания обвинение выдвигал прокурор, а защиту вели адвокаты (присяжные поверенные). Решение о виновности обви- няемого принимали выборные присяжные заседатели. Меру наказания устанав- ливали судья и два члена суда.
Мировые суды рассматривали мелкие преступления, судопроизводство здесь вели мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами.
Однако и на новой системе судопроизводства лежал отпечаток старых феодальных пережитков. Так, были сохранены специальные суды для отдель- ных категорий населения (например, волостные суды для крестьян). В извест- ной степени судьи находились в зависимости от администрации.
Военные реформы.Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны и явно заявившая о себе во время европейских событий 1860- 1870-х гг., когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение Германии под главенством Пруссии, франко-прусская война 1870 г.), требовала осуществления коренных военных реформ. Эти реформы были проведены под руководством военного министра Д.А. Милютина. В 1864 г. он ввел систему военных округов, несколь- ко позднее осуществил централизацию военного управления. Была реформиро- вана система военных учебных заведений, приняты новые военные уставы. Проводилось перевооружение армии. В 1874 г. в России была введена всесо- словная воинская повинность с ограниченным сроком воинской службы. Воин- ская служба устанавливалась сроком 6 лет (на действительной службе) и 9 лет в
запасе. На флоте служили 7 лет и 3 года в запасе. Эти сроки существенно со- кращались для лиц, имевших образование. Таким образом в стране была созда- на массовая армия нового типа, имеющая ограниченный кадровый состав в мирное время и крупные людские ресурсы на случай войны. Однако по- прежнему кадровый офицерский состав русской армии состоял преимущест- венно из дворян, солдаты же - выходцы главным образом из крестьян - факти- чески были бесправны.
Финансовые реформы.Развитие капиталистических отношений привело к реорганизации финансовой системы империи, сильно расстроенной в годы войны. Среди важнейших мероприятий по упорядочению финансов было соз- дание Государственного банка (I860), упорядочение процесса формирования государственного бюджета, преобразование государственного контроля. "Трез- венное" движение ускорило отмену винных откупов. Однако финансовые пре- образования не изменили сословного характера системы налогообложения, при котором вся тяжесть налогов падала на податное население.
Реформы в области просвещения и печати.Потребности экономиче- ской и политической жизни страны делали необходимыми изменения в органи- зации народного образования. В 1864 г. было опубликовано "Положение о начальных народных училищах", которое расширило сеть начальных учебных заведений. По "Положению" начальные училища разрешалось открывать обще- ственным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо, чте- ние, правила арифметики, закон Божий и церковное пение. Большинство на- чальных школ было земскими (создавались земствами), церковноприходскими и "министерскими" (учрежденные Министерством народного просвещения).
В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реаль- ные (в основном для детей буржуазии). Учились в гимназиях 7 лет. В классиче- ских гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого), в реальных вместо "классических" языков читались расширен- ные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, "реалисты" в основном шли в техниче- ские высшие учебные заведения.
Количество начальных и средних учебных заведений в России в поре- форменный период быстро возрастало. В конце 1850-х гг. их было около 8 тыс., в начале 1880-х гг. - свыше 22 тыс., а к середине 1890-х гг. - свыше 78 тыс. Од- нако и к концу XIX в. Россия оставалась страной неграмотных, их было почти
80%.
В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, который вос- станавливал и расширял автономию университетов. В стране открывались но-
вые высшие учебные заведения, в том числе технические, а также женские кур- сы в Москве, Петербурге, Киеве. В ходе преобразований правительство было вынуждено пойти на ряд уступок в области цензуры. "Временные правила для печати" (1865) частично отменяли предварительную цензуру в столицах, но вместе с тем устанавливали судебную ответственность для лиц, нарушивших законодательство в этой области.
Таким образом, несмотря на противодействия консервативных кругов, в России в 1860-1870-е гг. был реализован целый комплекс либеральных реформ. Многие из них были противоречивыми и непоследовательными, однако в це- лом они были шагом вперед по пути превращения русской феодальной монар- хии в монархию буржуазную, способствовали развитию в стране капиталистических отношений, росту экономики и культуры, подняли престиж России в сфере международных отношений.