Русская культура в первой половине XIX в.
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом рус- ской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократи- ческие начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влия- ние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям обще- ственной жизни.
Просвещение.Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана сис- тема образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии, и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.
Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними су- ществовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым извест-
ным из которых был Царскосельский, основанный в 1810 г. Военное образова- ние дети дворян получали в кадетских корпусах.
В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в. оно оставалось привилегией лишь высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников. Заметно вы- росло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, изда- ние которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).
Наука и техника.В первой половине XIX в. русская наука достигла зна- чительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образован- ный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12- томную "Историю государства Российского" Н.М. Карамзина, изданную в
1816-1829 гг. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н. Гранов- ский, лекции которого в Московском университете имели большой обществен- ный резонанс.
Значительных успехов добились русские филологи, А.Х. Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.
В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 круго- светных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф. Крузен- штерна и Ю.Ф. Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым экспе- диция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антаркти- ду. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество. В 1839 г. благодаря усилиям В.Я. Струве открылась знаменитая образцовая астрономи- ческая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.
Мировую известность в области математической статистики и теории ве- роятностей получили работы отечественных математиков: В.Я. Буняковского, М.В. Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И. Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.
Успешно работали в области электричества русские физики. В.В. Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.Х. Ленца были посвящены во- просам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л. Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии, в 1839 г., другой русский физик Б.С. Якоби соединил подземным кабелем столицу с Цар-
ским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электриче- ского двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мас- терской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге. Это открытие было использовано и для изготовления высокоточных клише, применяемых при изготовлении ассиг- наций и государственных бумаг.
Над изучением структуры металлов и производством высококачествен- ных сталей трудился металлург П.П. Аносов. Химик Н.Н. Зинин сумел полу- чить синтетическим путем анилиновые красители, что представляло огромную практическую ценность.
Мировой известностью пользовались работы биолога К.М. Бэра и зоолога К.Ф. Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И. Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых услови- ях), работали в области переливания крови (А.М. Филомафитский). Значитель- ными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал) кре- постные механики отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили одну из пер- вых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.
Литература.Русская литература первой половины XIX в. - одно из наи- более ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся но- вым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М. Карамзин. Его произведения, от- крывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным ус- пехом. Творчество Н.М. Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Карамзин, по выражению В.Г. Белинского, "пре- образовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяже- лой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".
Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвали к жизни такое литературное течение, как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая на стихи легенды и сказки. Активная переводческая деятельность Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан револю-
ционный романтизм поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.
Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. "...Через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из вы- дающихся представителей отечественной философской мысли В.В. Зеньков- ский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с са- мыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 1830-е гг. расцвел талант младшего современника А.С. Пушкина - М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели Пушкина, Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством Пушкина и Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.
Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отече- ственной литературы. Сильное влияние Н.В. Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 1840-е гг. Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков- Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литератур- ной жизни конца 1830 - начала 1840-х гг. стала короткая творческая деятель- ность А.В. Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдаю- щегося поэта-мыслителя Ф.И. Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А. Баратынского.
Театр.Значительным явлением культурной жизни России первой поло- вины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепост- ной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В част- ности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В
1832 г. в Петербурге по проекту К.И. Росси было построено здание драматиче- ского театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александ- рийским. В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра. Свое на- именование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра.
С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения, как "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Ревизор" Н.В. Гоголя и др. В начале 1850-х гг. появились первые пьесы А.Н. Островского. В 1820-1840-е гг. в Москве демон- стрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С. Щеп- кин, друг А.И. Герцена и Н.В. Гоголя. Большим успехом у публики
пользовались и другие замечательные артисты: В.А. Каратыгин - премьер сто- личной сцены, П.С. Мочалов, царивший на сцене Московского драматического театра, и др.
Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых фран- цузских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И. Истомина.
Музыка.Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская нацио- нальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И. Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И. Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве Глинка явился основопо- ложником русской классической музыки.
К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относи- лись А.А. Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н. Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творче- ство А.С. Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. В сокровищницу русского музыкального искусства вошли оперы А.С. Даргомыжского "Русалка" и "Каменный гость".
Живопись.Культурная жизнь России в первой половине XIX в. характе- ризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для под- ражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в ака- демизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобра- зительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А. Бруни, И.П. Мартос, Ф.И. Толстой.
С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в твор- честве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или ро- мантизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г. Венецианова, с любовью писавшего среднерус- ские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление жи- вописи воплотилось в творчестве К.П. Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Послед- ний день Помпеи" вызвала восторг современников и принесла Брюллову евро- пейскую славу. Ярким представителем романтического течения являлся О.А.
Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 1830-1840-е гг. стали време- нем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А. Федотов. Персонажами Федотова были не ге- рои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского ис- кусства.
Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А. Иванова, выдающегося мариниста И.К. Айвазов- ского. Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и поро- кам, вдохновлявшие русских художников в первой половине XIX в., оказали весьма сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусст- ва и в последующие десятилетия.
Архитектура.Развитие русского градостроительства в первой половине XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внима- ние по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре сто- лицы, на Дворцовой площади К.И. Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О. Монферрана здесь устанавлива- ется Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П. Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829- 1834 гг. соз- дает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрий- ский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси).
В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д. Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Ка- занский собор (АН. Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиев- ский собор (О. Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д. Захаров). Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 г. бы- стро восстанавливалась Москва Большие работы были проведены в Кремле, ко- торый сильно пострадал в годы Отечественной войны, рядом с ним был разбит Александровский сад. Берега реки получили каменную облицовку, в городе строились новые мосты.
В губернских и уездных городах наряду с казенными зданиями "присут- ственных мест" стали строиться и частные крупные каменные дома.