Движение декабристов. Первые тайные организации.
Разложение феодально-крепостнической системы, обозначившееся в Рос- сии с конца XVIII в., вело к обострению социальных противоречий, что стиму- лировало стихийный протест широких народных масс, в первую очередь крестьянства, против существующих порядков. Значительную активность про- являли помещичьи крестьяне. В ходе открытых коллективных выступлений они попытались добиться освобождения от власти помещиков и перевода в разряд государственных крестьян. Встретив с оружием в руках наполеоновскую ар- мию, крепостные надеялись, изгнав захватчиков, получить волю.
Этим расчетам, однако, не суждено было оправдаться. В деревне нараста- ло недовольство обманутых в своих надеждах вчерашних ополченцев и парти- зан. Важным источником социальной напряженности в стране стали военные поселения. Уже летом 1819 г. вспыхнуло восстание чугуевских поселян на Ук-
раине, подавленное царскими властями. Насаждавшаяся в армии бессмыслен- ная и жестокая муштра вызывала протесты солдат. Широкий общественный ре- зонанс имело восстание в Семеновском полку в 1820 г., вызванное самодурством и произволом командира полка Ф.Е. Шварца. Первое в истории России организованное вооруженное выступление против самодержавия и кре- постничества было связано с декабристами. Их мировоззрение формировалось под влиянием российской действительности первых десятилетий XIX в. с ее феодально-абсолютистскими порядками, обрекавшими основную массу насе- ления на полнейшее бесправие, а страну - на застой; произведений передовой общественной мысли и прежде всего - трудов западноевропейских философов- просветителей (Вольтера, Дидро, Монтескье, Гельвеция и др.); событий Фран- цузской революции и порожденных ею революционных выступлений в ряде стран Европы.
Большое влияние на будущих членов тайных обществ оказала Отечест- венная война 1812г. "Мы были детьми 1812 года, - писал декабрист М.И. Му- равьев-Апостол. - Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм". Горячий патрио- тизм был в высшей степени присущ участникам декабристского движения, многие из которых, покрыв себя славой на полях сражений с Наполеоном, были преисполнены гордости за русский народ, сумевший разгромить могуществен- нейшего врага. "Вдумываясь в своеобразие их портретов в галерее русской ре- волюции, - писал о декабристах выдающийся русский философ Г.П. Федотов, - видишь, до чего они, по сравнению с будущим, еще почвенны. Их либерализм, как никогда впоследствии, питается национальной идеей". Свойственный Алек- сандру I и ряду представителей верхов настрой на проведение социальноэконо- мических и политических реформ, резко контрастировавший (особенно после
1815 г.) с практикой государственного управления, также способствовал утвер- ждению в сознании части просвещенного дворянства вольнолюбивых идей.
Нацеленные в принципе на преобразование общества на буржуазных началах, эти идеи опережали свое время, ибо в России еще отсутствовали сколько- нибудь зрелые предпосылки для перехода к новому социальному строю.
Первые тайные организации декабристов возникли вскоре после оконча- ния заграничных походов русской армии. Предтечами этих организаций стали, в частности, "артели" - объединения гвардейской молодежи, являвшиеся не только бытовыми, но и идейными содружествами. Первые тайные офицерские организации "Орден русских рыцарей", "Священная артель", "Семеновская ар- тель" возникли уже в 1814-1815 гг. У их истоков стояли М.Ф. Фролов, М.А. Дмитриев-Мамонов и др.
В начале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (Общество ис- тинных и верных сынов Отечества), основателями которого стали А.Н. Муравь- ев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы и И.Д. Якушкин. Впоследствии в общество вступили М.С. Лунин, П.И. Пестель и др.
Организационная структура Союза спасения весьма напоминала структуру ма- сонских лож, которые в тот период активно действовали в России и были за- прещены лишь в 1822 г. Многие декабристы (А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, П.И. Пестель, С.Г. Волконский и др.) являлись членами лож. Масонские рассу- ждения о свободе и братстве привлекали молодых, прогрессивно мыслящих представителей дворянской интеллигенции, стремившихся использовать член- ство в ложах для расширения круга своих единомышленников. Впрочем, на- пример, П.И. Пестель уже в 1817 г. с масонством порвал.
В состав Союза спасения к осени 1817 г. входило не менее 30 человек. Всех их объединяло неприятие самодержавия и крепостничества. При этом од- ной из задач Союза являлась борьба с засильем иностранцев. Последних, при- чем обычно отнюдь не выдающихся деятелей, было немало на государственной службе. На собраниях членов общества обсуждались планы цареубийства - ме- ры, способной обеспечить переход России к конституционной форме правле- ния. Но эти планы поддерживались не всеми. Некоторые члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью формиро- вания благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения.
В 1818 г. на базе Союза спасения возникла более широкая по составу тай- ная организация - Союз благоденствия (около 200 человек). Убежденные, что "сила общественного мнения" правит миром, члены Союза стремились овла- деть этой силой и использовать ее против самодержавия и крепостничества. В этой связи вокруг Союза благоденствия действовали разнообразные литератур- ные и иные общества, такие, как "Зеленая лампа" (ее членом являлся А.С. Пуш- кин), Вольное общество любителей российской словесности, Общество для распространения ланкастерских училищ и др. Состав Союза благоденствия в политическом отношении был довольно пестрым. В эту организацию входили и сторонники частичных улучшений существующих порядков, вовсе не склонные участвовать в антиправительственном заговоре, и приверженцы конституцион- ной монархии (или даже республики), допускавшие или считавшие просто не- обходимыми для реализации своих планов насильственные акции. В 1821 г. на Московском съезде Союза благоденствия было принято решение о самороспус- ке этого общества с тем, чтобы отсеять случайные элементы. Московский съезд заложил основы для возникновения двух новых организаций - Северного и Южного обществ.