Северная война. Военные реформы.
Многогранная реформаторская деятельность Петра в полной мере раз- вернулась после начала в 1700 г. войны со Швецией (Северная война). Этот широкомасштабный вооруженный конфликт, ставший тяжелейшим испытани- ем для страны, стимулировал процесс преобразований, во многом определил их характер и темпы.
Продолжавшаяся 21 год Северная война началась для союзников с не- удач. Шведский король Карл XII, талантливый полководец, молниеносным ударом принудил к капитуляции Данию, а в ноябре 1700 г. под Нарвой нанес
поражение русским войскам. После этого Карл XII, считая, что Россия более не является серьезным противником, сосредоточил все усилия на борьбе с Авгу- стом II.
Предоставленную ему передышку Петр использовал весьма умело. Пора- жение под Нарвой ускорило проведение военной реформы, в ходе которой бы- ла создана русская регулярная армия, ядром которой стали гвардейские полки - Преображенский и Семеновский (бывшие - "потешные"). Собственно к модер- низации вооруженных сил царь приступил еще до начала борьбы со шведами. Сделано, однако, было явно недостаточно. Уже в условиях войны, в 1705 г. за- вершился начатый пятью годами ранее переход к рекрутской системе комплек- тования вооруженных сил. Рекрутская повинность распространялась на податные категории населения (крестьян, посадских людей), которым отныне вменялось в обязанность выставлять от определенного числа дворов одного но- вобранца, призывавшегося на пожизненную военную службу. Эта система, со- хранившаяся с известными модификациями до 1874 г., создавала широкие возможности для укомплектования войск необходимым количеством рядового состава. Большое внимание в процессе проведения военной реформы Петр уде- лял вопросам, связанным с обучением и воспитанием офицерского корпуса, ко- торый пополнялся преимущественно дворянами. Для последних служба (военная или гражданская) являлась и пожизненной, и обязательной повинно- стью, причем отбывать ее в Петровскую эпоху приходилось не периодически, как прежде, а на постоянной основе. Для подготовки офицерских кадров были созданы специальные учебные заведения - артиллерийские и инженерные шко- лы. Нужные офицеру знания и навыки дворянские отпрыски приобретали так- же, проходя службу рядовыми в гвардейских полках - Преображенском и Семеновском. Петр I стал подлинным основателем русской национальной во- енной школы, громко заявившей о себе блестящими победами. На полях сра- жений со шведами прославились такие военачальники, как М.М. Голицын, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев. Незаурядные полководческие дарования обнару- жил и сам царь. Накопленный в годы Северной войны опыт строительства су- хопутных вооруженных сил и организаций полевой службы был обобщен в "Уставе воинском", изданном в 1716 г. В целом за сравнительно короткий срок Петр сумел создать мощную армию, способную успешно противостоять вой- скам первоклассных европейских держав. К 1720 г. она насчитывала в своих рядах 79 тыс. штыков пехоты и 42 тыс. сабель кавалерии. Кроме того, около 70 тыс. человек служило в гарнизонных войсках и 40-70 тыс. в иррегулярных формированиях. Быстро развивавшаяся промышленность обеспечивала армию системами оружия, не уступавшими по качеству лучшим европейским анало- гам.
Любимым детищем Петра стал созданный им русский военно-морской флот, строительство которого началось еще в 1695-1696 гг. Именно участие флота во второй осаде Азова обеспечило успех всей операции. После начала Северной войны развернулось сооружение судов на Балтике. Являясь талант-
ливым кораблестроителем, Петр внес огромный личный вклад в создание рус- ской военно-морской мощи. Хорошо показав себя в ходе Северной войны, Бал- тийский флот к концу жизни царя-преобразователя являл собой весьма внушительную боевую величину, насчитывая в своем составе 32 линейных ко- рабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер. Для подготовки офицеров флота создава- лись навигационные школы, ав 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия. Порядок обучения моряков, внутренняя жизнь флота и принципы его боевого применения регламентировались "Уставом морским", изданным в двух частях в 1720 и 1722 гг.
Военные реформы Петра обернулись успехами на полях сражений со шведами. Оправившись от Нарвской "конфузии" и воспользовавшись тем, что Карл XII "увяз" в Польше, русские войска провели ряд удачных операций в Прибалтике. В 1703 г. в устье Невы был основан Санкт-Петербург, ставший для России "окном" в Европу, а вскоре и столицей страны. В 1704 г. русские войска взяли Нарву и Дерпт. Между тем Карл XII, принудив Августа II к капитуляции, в 1708 г. вторгся в пределы России. Этот поход кончился для шведов полной катастрофой, несмотря на переход на их сторону украинского гетмана И.С. Ма- зепы. В решительном сражении под Полтавой 27 июня 1709 г. русские войска под командованием Петра одержали блестящую победу. Шведская армия была частично уничтожена, частично сдалась в лен. Сам Карл XII бежал в Турцию. После победы под Полтавой русские войска добились крупных успехов и в Прибалтике, заняв в ходе кампании 1710 г. Выборг, Кексгольм, Ригу и Ревель.
До окончания войны, однако, было еще очень далеко. В 1710 г. против России выступила Турция. Двинувшаяся в 1711 г. в поход против нового врага русская армия под командованием Петра попала в окружение. Тем не менее с турками удалось заключить мир. Весьма невыгодный для России (по условиям договора Азов пришлось вернуть Османской империи), он все же развязал Пет- ру руки для продолжения борьбы со шведами. Вскоре русские войска заняли Финляндию, принадлежавшую тогда Швеции, а молодой Балтийский флот одержал победы в сражениях при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720). Швеция не могла больше сопротивляться, и в 1721 г. в г. Ништадте был подписан мирный договор, согласно условиям которого к России отходили исконно принадле- жавшие ей земли Ингрии и Карелии, а также часть Финляндии с Выборгом, Эс- тляндия и Лифляндия (Эстония и Северо-Восточная Латвия с Ригой). Россия вышла, наконец, на просторы Балтики. В связи с успешным окончанием войны Петр принял императорский титул. Московская Русь стала Российской импери- ей.
§ 3. Государственные преобразования Петра I.
Развернувшаяся в годы Северной войны реформаторская деятельность Петра не ограничивалась реорганизацией вооруженных сил.Перестроив их на регулярный лад, царь стремился придать "регулярный" облик и всей стране,
всему обществу. Орудием, с помощью которого Петр пытался осуществить эти планы, являлась государственная власть. Царю были близки популярные в то- гдашней Европе идеи философов-рационалистов XVII в., отражавшие в о своей основе разрыв со средневековой концепцией "закрытого и завершенного мира" и отводившие власти роль активной творческой силы, призванной не только водворять правосудие и защищать социум от угроз извне и изнутри, но и пре- образовывать его во имя достижения "общего блага".
Наряду с политико-правовыми теориями рационалистов Петру, одна ко, были не чужды и традиционные представления о самодержавии московского монарха. В этой связи реформаторские начинания царя сопровождались резким расширением сферы государственной регламентации, государственного при- нуждения. "Он, - писал о Петре один из видных представителей славянофиль- ского течения русской общественной мысли И.С. Аксаков, - проник со своей полицею во все изгибы общественного бытия... ничего не оставил в покое, все
регламентировал, все взял в казну, все подчинил команде...". Подобно многим своим современникам (и в России, и в Европе), Петр твердо верил в могущест-
во власти, в ее способность реорганизовать общество сообразно собственным замыслам, в силу разумно составленных регламентов. При этом ломая традици-
онные нормы, со многими из которых должны были считаться его предшест- венники, Петр придал царской власти подлинную беспредельность. Таким образом, "революционные" методы, использовавшиеся Петром для реализации
своих планов (недаром его назовут впоследствии "революционером" и даже "первым большевиком"), вели в конечном счете к упрочению основополагаю- щих принципов государственного устройства, сформировавшихся в предшест-
вовавшую эпоху.
Укрепляя самодержавие, Петр, однако, во многом по-новому относился к обязанностям самодержца. Провозгласив целью своих реформаторских начина- ний "общее благо" (содержание этого "блага" и средства, необходимые для его достижения, царь, естественно, определял лично), Петр порывал, правда, дале- ко не в полной мере, с имевшей глубокие корни традицией отождествления го- сударя и государства. Вся неутомимая деятельность Петра на военном и гражданском поприще являлась впечатляющим примером самоотверженной, сознательной и целеустремленной службы государству, службы Отечеству.
Считая самодержавную власть важнейшим орудием проведения преобра- зований, Петр, естественно, особое внимание уделял проблемам реорганизации подчиненного ему аппарата управления. Архаичные государственные структу- ры Московской Руси явно не вписывались в новую эпоху и, в частности, плохо справлялись с решением тех сложных задач, которые возникли перед ними в связи с начавшейся Северной войной. Реформируя властные структуры, Петр I руководствовался идеями распространенного в тогдашней Европе учения об управлении - так называемого камерализма, пропагандировавшего бюрократи- ческую модель организации государственного аппарата, что предполагало по-
строение его по функциональному принципу, строгое разделение труда внутри административной машины и пр. Унаследованная Петром система управления никак не отвечала этим требованиям. В результате петровских преобразований аппарат власти самодержавия обрел новый облик. Постепенно прекратила свою деятельность Боярская дума. Высшим государственным учреждением страны стал созданный в 1711 г. Сенат. Подчиняясь непосредственно царю, Сенат ру- ководил работой администрации, выполнял законосовещательные функции при монархе и выступал в роли верховной судебной инстанции. Надзор за деятель- ностью Сената осуществлял с 1722 г. генерал-прокурор. Всецело зависевший от воли монарха, Сенат в отличие от Думы являлся чисто бюрократической струк- турой, орудием верховной власти.
На смену приказной системе управления с характерным для нее невысо- ким уровнем специализации при Петре I пришла коллежская система. К ее соз- данию царь приступил в конце 1717 г. В 1723 г. функционировало 10 коллегий, каждая из которых курировала строго определенный круг вопросов государст- венной жизни. Коллегии, за исключением Военной, Адмиралтейской и Колле- гии иностранных дел, подчинялись Сенату. Организационное устройство и порядок работы коллегий определялись изданным в 1720 г. "Генеральным рег- ламентом". Каждая коллегия состояла из "присутствия", в работе которого уча- ствовали президент, вице-президент, советники и асессоры, и канцелярии, возглавлявшейся секретарем и ведшей делопроизводство. Вопросы, входившие в компетенцию соответствующей коллегии, рассматривались ее "присутствием" и решались большинством голосов. Петр I был убежденным приверженцем
принципа коллегиальности, считая "что один не постигнет, постигнет другой". Надзор за деятельностью коллегий с 1722 г. осуществляли прокуроры, подчи-
нявшиеся генерал-прокурору.
Неоднократным реорганизациям подвергался в Петровскую эпоху аппа- рат власти на местах. В 1707-1710 гг. страна была разделена на 6, а затем - на 10 губерний. Последние делились на провинции, а те (с 1719 г.) - на дистрикты. Во главе этих административно-территориальных единиц стояли губернаторы (ге- нерал-губернаторы), воеводы и земские комиссары.
Чиновники всех категорий при Петре I начали обеспечиваться денежным жалованьем. Разработанная под руководством царя Табель о рангах создала но- вую иерархию служебных разрядов в государственном аппарате, при царском дворе, а также в военной сфере, разделив их на 14 классов. Продвижение по ступенькам этой бюрократической лестницы должно было осуществляться в соответствии с принципом "годности", а не "породы". Коренные изменения произошли в сфере управления Православной Церковью. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр не назначил ему преемника. В 1721 г. патриаршест- во было вообще упразднено. Высшее управление церковными делами возлага- лось на Духовную коллегию, переименованную вскоре в Синод. Надзор за деятельностью Синода поручался назначенному монархом обер-прокурору. Не
желая допускать существования в лице Церкви института, пользующегося в своих отношениях с властью известной долей самостоятельности, Петр I под- чинил духовенство жесткому государственному контролю. Превратившись в результате в одно из звеньев правительственного механизма, Церковь утратила способность выступать в роли авторитетной общественной силы, что оберну- лось в конечном счете кризисом Православия, который ярко проявился спустя почти два столетия после петровских реформ, в пору пережитых страной в на- чале XX в. социальных катаклизмов.
В целом реформы Петра привели к созданию более "регулярной", чем прежняя, системы управления государством. Отношения внутри государствен- ного аппарата, порядок его работы определяли отныне (правда, во многом лишь на бумаге) не традиции, не личный произвол, а абстрактные юридические нор- мы, хотя еще и весьма далекие от совершенства. Процесс деперсонификации и рационализации управления, будучи в основе одним из важнейших симптомов перехода от средневековой государственности к современной, стимулировался Петром, рассчитывавшим таким путем усилить контроль за чиновничьим аппа- ратом и, введя его деятельность в рамки выражавших волю монарха норматив- ных актов, пресечь попытки бюрократических структур использовать власть для собственных "нужд". Разумеется, реально бюрократический аппарат, соз-
данный Петром, существенно отличался от того идеала, которым руководство- вался монарх, перестраивая систему управления. Многие юридические нормы,
призванные регулировать работу государственной машины, к жизни имели весьма слабое отношение. Взяточничество и произвол, казнокрадство, низкий уровень исполнительной дисциплины, проявлявшийся в игнорировании даже
царских распоряжений, - все это было характерно для новых учреждений в не меньшей мере, чем для старых. Излечить государственную машину от недугов подобного рода не могла даже железная воля царя-преобразователя.