Общественно-политическая мысль, исторические знания, литерату-
ра.Основным памятником общественно-политической и исторической мысли, как, впрочем, и литературы, были летописи. Летописание отражало те процессы социальной и политической жизни, которые шли на Руси. Уже в различных
трактовках одних и тех же событий, которые нашли отражение в тверской и
московской летописях, видно своеобразное проявление ожесточенной полити- ческой борьбы, развернувшейся между этими двумя центрами.
Любое значительное стремление претендовать на гегемонию сопровож- далось составлением летописи, которой старались придать общерусское значе- ние и звучание. Так появилась Лаврентьевская летопись, составленная в 1377 г. по заказу суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.
Московские записи появились со времени основания первого каменного Успенского собора (1326), но уже в 1408 г. в Москве был составлен не местный, а общерусский летописный свод - знаменитая Троицкая летопись. Она не дош- ла до нашего времени - сгорела во время московского пожара 1812 г., но иссле- дователь М.Д. Приселков восстановил эту летопись по ссылкам на нее у Н.М. Карамзина.
В связи с созданием нового большого Успенского собора возник Москов- ский летописный свод 1480 г. - одно из самых значительных произведений рус- ского летописания.
В следующем XVI столетии официальный характер московского летопи- сания усилился. В нем широко используются различные официальные доку- менты. По мнению Я.С. Лурье, летописание велось в этом столетии с большей тщательностью и полнотой, чем в предшествующее время, господствовало официальное и сугубо централизованное летописание. Летописи XVI в. почти никогда не "спорят" между собою; они лишь послушно реагируют на измене- ния в государственной политике.
Одним из таких памятников официального московского летописания яв- ляется Воскресенская летопись (по Воскресенскому монастырю в Новом Иеру- салиме), которая доведена до 1540-х гг.
При Иване Грозном был составлен "Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича", охватывавший события с 1534 по 1553 г. и посвя- щенный обоснованию необходимости самодержавной власти. В начале 1550-х гг. была завершена работа над огромным компилятивным летописным сводом - Никоновской летописью, авторы которой весьма вольно обращались со своими источниками. В третьей четверти XVI в. при участии самого Ивана Грозного была составлена "Царственная книга" - большая, богато иллюстрированная ру- копись. Но в опричном 1568 г. официальное летописание прекратилось. Вновь оно возобновилось через 60 лет, но уже не при царском, а при патриаршем дво- ре.
Надо отметить, что в области исторического знания уже в XVI в. намети- лись изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так, новой по форме изложения
была составленная в третьей четверти XVI в. "Книга степенная царского родо- словия". Здесь изложение велось не по годам, а по "степеням" или "граням", т.е. исторический материал группировался по правлениям князей и митрополитов. Основная идея - союз великокняжеской власти с церковью, исключительное значение православия и церкви в истории России. Этой идее подчиняется изло- жение самого материала, которое начинается не от Ноя, а от первых христиан- ских князей на Руси - Ольги и Владимира. Однако следует отметить, что многие события русской истории передаются неточно.
Новый тип исторического сочинения - "История о Казанском царстве", которая посвящена определенному сюжету - покорению Казани Иваном Гроз- ным. Здесь также нет погодного изложения материала. Среди исторических со- чинений, выпадающих из летописной традиции, надо назвать также "Повесть о
прихождении Стефана Батория на град Псков" и "Историю о великом князе Московском" князя А.М. Курбского. Последний является, видимо, первым ис- ториком правления Грозного. Он делит это правление на два периода - первый,
когда Иван правил вместе с мудрыми советниками, и второй, наступивший по- сле падения Избранной Рады, когда из-за того, что он стал преследовать своих советников, его постигли неудачи во внутренних и внешних делах.
С образованием единого государства усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему получили даль- нейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции
1512 г., описывающий события византийской, южнославянской и русской исто- рии.
Литературу Древней Руси очень трудно отделить от исторических знаний, так как в основе литературных произведений лежали исторические факты, да и сами эти произведения нередко входили в качестве составных частей в летопи- си.
Во второй половине XIII-XV в. центральной темой литературы стала борьба русского народа против завоевателей. До нас дошел целый ряд повес- тей, посвященных этим событиям. Одним из значительных произведений стала "Повесть о разорении Рязани Батыем", которая находится в одном из сборников XVI в. Это произведение воспевает мужество русских людей перед лицом страшной опасности. В нем идет речь о богатыре Евпатии Коловрате, который, узнав с нападении Батыя на Рязань, быстро прибыл из Чернигова и, догнав монголов в Суздальской земле, напал на них. Разорению Руси монголами по- священо и сочинение Серафима Владимирского. "Повести об Александре Нев- ском и псковском князе Довмонте" повествуют о борьбе с немецкими и шведскими захватчиками. Повесть об Александре Невском открывалась "Сло- вом о погибели Русской земли" - произведением, изумительным по своему па- фосу и поэтическому звучанию.
Целый цикл произведений возникает под влиянием Куликовской битвы. Это и летописная повесть, вошедшая в состав многих летописей, и появившаяся в конце XIV в. "Задонщина", автором которой был "Софоний старец рязанец". Данное произведение идейно, да и стилистически тесно связано со "Словом о полку Игореве", оно показывает живую связь московского периода нашей ис- тории с Киевской Русью. Не менее широко бытовало на Руси "Сказание о Ма- маевом побоище", близко стоящее к народному эпосу. Отдельная повесть посвящена печальным событиям 1382 г. "О московском взятии от царя Тох- тамыша и о пленении земли Русской".
Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повес- ти. Яркий пример такой повести - "Повесть о Петре и Февронии Муромских", повествующая о любви крестьянской девушки и князя - "Тристан и Изольда" на русской почве. Тут есть и болезнь, вызванная брызгами крови убитого змея, и совместное правление двух любящих супругов, соединение их тел в одном гро- бу после смерти и т.д.
Литература рубежа веков в наибольшей степени оказалась связана с об- щественно-политической мыслью. В посланиях Сильвестра развивались мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходи- мости ограничения монастырского землевладения, о "мудрых подвижниках ца- ря". Сильвестр же написал (или отредактировал) знаменитый "Домострой" - своеобразную энциклопедию домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. Выходец из русских земель Великого княжества Литовского И.С. Пересветов служил долгое время польскому королю, затем чешскому и венгерскому. В конце 1550-х гг. он оказался на службе у великого князя московского. В своих челобитных он, ссылаясь на печальную судьбу Византии, предлагал в качестве образца мудрого и сильного правления турецкого Магмет-султана. Многое, о чем писал Пересветов, вовсе отсутствовало в Турции, но ему важно было обос- новать идею централизованной дворянской монархии.
Поддерживал царскую власть, но по-своему, и митрополит Макарий - сторонник идеи сильной церкви. Из круга его сподвижников вышел целый ряд произведений, направленных к прославлению и возвеличиванию церкви. Был создан грандиозный свод житий святых "Великие Четьи Минеи". Это была пре- тензия на своего рода религиозную энциклопедию.
Церковные идеи встречали сопротивление со стороны различных кругов общества. Так, в середине XVI в. возникла "Беседа валаамских чудотворцев Сергия и Германа", в которой звучала резкая критика современного монашества и монастырского землевладения.
Одним из ярчайших памятников общественно-политической мысли и ли- тературы того времени была переписка Грозного и Курбского. Последний - крупный военачальник и близкий царю человек - в 1564 г. бежал в Литву. Он
написал письмо Грозному с объяснением своего поступка, тот ответил. Завяза- лась переписка. Если Курбский был, как уже отмечалось, сторонником правле- ния государя с опорой на знать, то Грозный старался доказать божественное происхождение самодержавной власти.
Кроме послания Курбскому, Ивану Грозному принадлежит еще несколь- ко посланий разным лицам. В них он старался обосновать осуществлявшиеся им мероприятия в области внутренней и внешней политики. Используя идею божественного происхождения царской власти, Грозный хотел поднять ее на недосягаемую высоту. Причем понятие неограниченной власти у него заметно отличалось от взглядов Пересветова по этому вопросу. Пересветов выдвигал идею сильной власти, которая управляла бы на основе определенных законов. Грозный же настаивал на абсолютной свободе воли самодержца, оправдывая любой произвол с его стороны.
Очень интересны сочинения Ермолая Еразма. Его сочинение "Благохотя- щим царем правительница и землемерие", пожалуй, впервые обращало внима- ние на тяжелое положение населения, предлагало изменить систему налогообложения.
Архитектура.Первым городом Северо-Восточной Руси, где после наше- ствия снова началось каменное строительство, стала Тверь. Здесь в 1285-1290 гг. был построен главный храм - Спаса-Преображения. Построен он был в духе установившейся в Северо-Восточной Руси традиции. Это был шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами. После- дующие политические перипетии надолго ослабили каменное строительство.
Крупнейшим центром развития архитектуры в XIV-XV вв. был Великий Новгород. Здесь уже в 1292 г. был построен один из интереснейших памятни- ков новгородского зодчества: церковь Николы на Липне. Это традиционная схема четырехстолпного одноглавого храма. Но в конструкцию было внесено много новых деталей, которые придали зданию массивность и монолитность. "Идеал новгородца - сила, и его красота - красота силы", - писал И.Э. Грабарь.
Характерно, что изменилась даже кладка: от кладки, чередовавшей слои камня и кирпича, новгородцы перешли к кладке из грубо отесанной известня- ковой плиты, с использованием валунов и частично кирпича. Это создавало не- ровную волнистую поверхность и еще более усиливало впечатление грубоватой силы и мощи. Теперь на смену монументальным зданиям XI-XII вв. пришли небольшие сооружения, что исследователи правомерно связывают с дальней- шей демократизацией социального строя Новгорода. Это, в свою очередь, по- влекло за собой выработку новых приемов их художественного и строительно- технического решения. В первой половине XIV в. вырабатывался новый стиль новгородского зодчества, который расцвел во второй половине столетия.
Один из классических памятников - церковь Федора Стратилата на Тор- говой стороне (1360-1361). На примере этой церкви видно стремление к наряд- ному, декоративному убранству постройки, что отличает эти сооружения от более суровых и строгих построек предшествующего времени. Еще более ярко это стремление проявилось в церкви Спаса на Ильине (1374), чья обработка фа- садов и апсид еще более разнообразная и богатая. Впрочем, вскоре новгородцы начинают избегать декоративности, возвращаются к старым строгим формам.
В XV в, новгородцы старались следовать уже выработанным ранее прие- мам, причем не только предшествующего столетия, но и более раннего време- ни. Это церковь Петра и Павла в Кожевниках, которая подражает храму Федора Стратилата. А возведенное в 1454 г. новое здание церкви Иоанна Предтечи на Опоках было выполнено в еще более древних традициях. Сохранились и граж- данские постройки. Это Грановитая палата (1433) и Часозвоня (1443).
Своеобразна архитектура Пскова - этого западного стража Руси. Стены псковского кремля протянулись на 9 км. Значительное влияние на архитектуру Пскова оказало и то, что после 1348 г. он обособился от Новгорода и стал само- стоятельным городом-государством. Большинство псковских храмов - неболь- шие кубического вида постройки с одной главой, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений. Внешний облик этих церквей прост и лаконичен. Характерны каменные звонницы, состоявшие из нескольких пролетов. Постройки украшались темно-зелеными поливными из- разцами. Такие памятники, как церковь Василия на Горке (1413), церковь Бого- явления (1446), заново построенная в 1365- 1367 гг. Троица, являются ярчайшими памятниками псковского зодчества.
Во второй четверти XIV в. началось каменное строительство в Москве. В
1326-1333 гг. были построены четыре небольших каменных храма в Кремле, не сохранившиеся до нашего времени. В 1367 г. в Москве был возведен каменный кремль, и начинается полоса нового интенсивного каменного строительства. Крупнейшей постройкой века был Успенский собор в Коломне. Были восста- новлены древние соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. В ар- хитектуре преобладали традиции Владимиро-Суздальской Руси. Древнейшие московские памятники представляют собой крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами, но выполнены они с меньшим декоративным убран- ством, чем владимирские храмы. Убранство московских храмов скромнее, чем владимирских, но в нем появились новые мотивы - килевидные арочки и "дыньки" в порталах, ставшие характерной особенностью московского зодчест- ва. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества явля- ются Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), собор Саввино-Сторожевского монастыря там же (1505) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря под Москвой (1422).
С образованием единого государства в архитектуре наметился новый подъем, признаки которого стали проявляться уже во второй половине XV в. Увеличился сам размах строительства, стали восстанавливаться ветхие здания. Так, в 1492 г. приступили к реставрации сильно обветшавших за столетие ка- менных стен Московского Кремля. Руководил работами Василий Дмитриевич Ермолин. Но подъем строительной деятельности выразился не только в рестав- рационных работах, но и в сооружении новых каменных зданий. Каменное строительство охватывает и гражданские постройки. В конце века распростра- няются кирпич и терракота. На смену традиционному белокаменному строи- тельству приходит кирпичная кладка.
В рамках складывающегося Российского государства начинает формиро- ваться и общерусский архитектурный стиль. Ведущая роль в этом процессе принадлежала московским мастерам, но активно участвовали мастера и других земель, особенно Пскова и Новгорода. Новое московское искусство отличалось от предшествующего владимиро-суздальского значительно большей простотой форм. Мощный толчок формированию нового стиля дала перестройка Москов- ского Кремля. После победы над Новгородом в 1471 г. Иван III решил пере- строить обветшавший Успенский собор. Митрополит Филипп собрал значительные средства для этого. Собор стали строить по образцу Успенского собора во Владимире, но недостроенное здание рухнуло. Вызванные из Пскова мастера установили причину разрушения здания, но сами за возведение нового не взялись. В марте 1475 г. в Москву приехал знаменитый болонский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти вместе с сыном Андреем и учеником Петром. Итальянец, заложив здание, отправился во Владимир, а затем через Ростов - в Ярославль и Устюг. Там он познакомился с традициями русского зодчества.
В 1479 г. Успенский собор был закончен. Это не слепое подражание со- бору во Владимире, а совершенно новое сооружение. Внешне собор выглядит очень впечатляюще. Все здание проникнуто торжественной величавостью и вместе с тем очень четким, строгим ритмом. Так же впечатляющ он и внутри. Благодаря высокой строительной технике архитектор увеличил внутренний объем собора. В 1514-1515 гг. собор был расписан фресками и приобрел наряд- ный вид. В 1485 г. началось сооружение новых стен кремля, которое закончи- лось только в 1516 г. В результате были возведены ныне существующие стены Кремля, охватившие всю его современную территорию в 26,5 га. Сложилась внутренняя планировка Московского Кремля. В центре находилась Соборная площадь с Успенским собором и высокой башней церкви Иоанна Лествичника, которая позже была заменена колокольней Ивана Великого.
К северу от Успенского собора поднялся трехглавый собор Богоявленско- го монастыря, а на юго-западной стороне площади сооружено здание Благове- щенского собора. Его строили псковские мастера, и он воплотил в себе синтез разных архитектурных школ - Владимиро-Суздальской и псковско-
новгородской. В 1487-1491 гг. итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьет- ро Антонио Солари построили Грановитую палату - огромный зал, своды кото- рого опирались на мощный столп. В 1505-1508 гг. при Василии III Алевиз Новый построил усыпальницу великих князей - Архангельский собор. В начале XVI в. был построен и собор Чудова монастыря. Будучи своеобразным сочета- нием русских национальных традиций и черт архитектуры итальянского Воз- рождения, Московский Кремль стал уникальным произведением мирового зодчества.
Рос и формировался не только Кремль, но и сам город - столица огромно- го государства. На протяжении XVI в. пришлось строить еще три кольца укреп- лений: в 1530-е гг. посад окружила стена Китай-города, в 1580-е гг. Федор Конь построил стену Белого города (территория нынешнего Бульварного кольца), а в
1591-1592 гг. была возведена 15-километровая деревянная стена, проходившая по линии современного Садового кольца. Изменения в вооружении, появление огнестрельного оружия поставило новые задачи перед создателями оборони-
тельных сооружений. Стали возводиться гораздо более мощные каменные сте- ны с башнями, бойницами и дозорными вышками.
Были построены мощные укрепления в Ивангороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове. Подверглись перестройке укрепления многих монастырей, в том числе Троице-Сергиева, Симонова, Пафнутьева Бо- ровского, Соловецкого, Кирилло-Белозерского и др. Образцом русского крепо- стного зодчества является построенный Федором Конем Смоленский кремль.
Дальнейшее развитие зодчества в первой половине XVI в. привело к по- степенному изживанию местных особенностей в архитектуре. В культовые со- оружения проникли чисто светские элементы. Особенно это было заметно в небольших посадских или монастырских церквях. Теперь зачастую это были бесстолпные с единым нерасчлененным пространством храмы, что достигалось совершенствованием системы сводчатых перекрытий. Наблюдается и стремле- ние к некоторой декоративности. Монументальные постройки возводились или под влиянием Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, или в духе ран-немосковской традиции XIV в., для которой характерно трехглавое завершение. К первому типу относятся большие соборы в Хутынском монасты- ре под Новгородом, в Тихвине, Ростове, соборы Дмитрова и др.
Когда речь идет о втором типе, надо упомянуть типичный собор Покров- ского монастыря в Суздале, построенный в 1518 г. Но все чаще в зодчестве на- блюдается стремление вверх. Развитие "вертикализма" было характерным явлением в это время. Еще в XIV в. была поставлена в Московском Кремле столпообразная церковь Иоанна Лествичника. В 1505-1508 гг. итальянец Ч. Фрязин поставил столп Ивана Великого. Этот "столп" высотой восемьдесят метров стал главной вертикалью столицы.
В XVI в. в русском зодчестве развился так называемый шатровый стиль. Это были каменные шатровые церкви без внутренних столбов с единым внут- ренним пространством. Исследователи считают, что шатровые каменные церк- ви возводили "на деревянное дело", т.е. по образцу деревянных шатровых построек.
Классическим образцом шатрового стиля считается церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532). Общая высота здания более 60 метров. Здание полностью подчинено осевому движению по вертикали. Более тяжело- ват и статичен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове недалеко от Коломенско- го. Но и это было накопление опыта шатровой архитектуры. Шедевром шатрового стиля в архитектуре явился Покровский собор на Красной площади в Москве, называемый часто по одному из его приделов собором Василия Бла- женного. Он был возведен в честь покорения Казани мастерами Бармой и По- стником Яковлевым. Собор как бы объединяет девять небольших церквей, символизируя объединение русских земель под властью Москвы.
Шатровой архитектуре приходилось преодолевать сильную консерватив- ную тенденцию, которая исходила со стороны власти, стремившейся развивать другие архитектурные традиции. Так, по заказу Ивана Грозного в 1568-1570 гг. был построен громадный собор в Вологде, который упрощенно повторил фор- мы Успенского собора в Москве. Столь же тяжелым и массивным, как собор в Вологде, оказался и собор Троице-Сергиевой лавры. И все-таки шатровый стиль пробивал себе дорогу. Выдающимся произведением новой шатровой ар- хитектуры был храм Бориса и Глеба, построенный в 1603 г. под Можайском. Известен собор Авраамия монастыря в Ростове, построенный мастером Андре- ем Малым.
Живопись.В послемонгольский период начинает возрождаться русская живопись. Формируются художественные школы, имевшие существенные ре- гиональные различия. Так, в Новгороде в XIV в., как и в зодчестве, в живописи сложился новый стиль. В новгородских фресках этого времени на смену тяже- ловатым приземистым фигурам пришли узкие, вытянутые изображения людей, многослойные композиции, обогащалась цветовая гамма.
Крупнейшим художником конца XIV в. был Феофан Грек, приехавший из Византии и органически соединивший византийское мастерство с русскими традициями живописи. Он работал в Новгороде и в Москве. В Новгороде со- хранились росписи Грека в церкви Спаса на Ильине. Одухотворенная живопись Феофана Грека - одно из самых ярких проявлений того экспрессивно- эмоционального стиля, который проявлялся и в литературе. Замечательным па- мятником новгородской живописи второй половины XIV в. был и погибший комплекс фресок Волотовской церкви. Они, по словам В.Н. Лазарева, выполне- ны в более резкой, стремительной манере.
Отличались определенными особенностями и фрески Ковалевской церк- ви, разрушенной фашистами. Здесь, как считают искусствоведы, особенно ярко проявилось влияние южнославянской художественной традиции.
Новгородское иконописание постепенно освободилось от следования об- разцам фресковой живописи и уже в конце XIV в. сложилось в самостоятельное направление живописного искусства. Зачастую новгородские иконы были по- священы популярным в народе святым Особо популярными были житийные иконы, которые выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окруженного со всех сторон "клеймами" с отдельными эпизодами из жизни святого.
Псковская живопись XIV в. была более архаичной. Это видно на примере известных фресок Снетогорского монастыря.
Интересна московская живопись XIV в. Москва постепенно притягивает лучших мастеров живописного искусства. Так, Феофаном Греком были распи- саны церкви Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. Он украсил стены терема князя Владимира Андреевича видом Москвы, распи- сал дворец великого князя Василия Дмитриевича. Эти работы до нас не дошли, кроме икон Благовещенского собора. Феофан выполнил в нем "Деисус" - ком- позицию из трех фигур: Христа и молящих его о прощении человеческих гре- хов Богородицы и Иоанна Предтечи.
Помимо "феофановского" направления, в московской живописи конца XIV - начала XV в. исследователи отмечают также наличие ряда произведений с византийской и южнославянской (сербской) художественными традициями.
Вершиной русской живописи этого времени стало творчество Андрея
Рублева. Мы практически не знаем его биографии. Известно, что он родился ок.
1360 г., а умер 29 января 1430 г. Рублев был монахом Троице-Сергиева, а потом
Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохо- ром из Городца он расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал в вос- станавливающемся Успенском соборе во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. Рублев принимал участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работал над фресками Спасо-Андроникова монастыря.
Рублев создает свою художественную школу, которую отличает мягкость и глубокая человечность, столь несхожие с феофановской суровостью. Самое известное произведение Рублева - икона «Троица», созданная для собора Трои-
це-Сергиева монастыря. Скорее всего, она была написана в 1425-1427 гг. Сю- жет иконы основан на библейском рассказе о явлении старцу Аврааму и его супруге Саре трех ангелов - олицетворения троицы: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Рублев сознательно упростил и сюжет, и композицию иконы. Он
сосредоточил внимание на выражении идеи единства и нерасторжимости трех лиц Троицы. Изображения ангелов спокойны, внутренне одухотворены. Краски чисты и гармоничны. В иконе очень спокойный, но в то же время последова- тельный и четкий ритм кругового движения. Творчество Андрея Рублева - одна из вершин национального художественного творчества.
С конца XV в. ведущее положение в живописи заняла Московская школа, что было следствием образования единого государства. Крупнейшим художни- ком этого времени был Дионисий, который родился около 1440 г. (или 1450), а умер, как предполагают исследователи, после 1519 г. Не сохранились ранние фресковые работы Дионисия, которые он сделал в 1460-1470-х гг. в Рождест- венском соборе Пафнутьева Боровского монастыря и фрески Успенского собо- ра Иосифо-Волоколамского монастыря (1481 - 1486).
Наиболее хорошо сохранились известные росписи Ферапонтова мона- стыря. Для Дионисия и его круга свойственно богатство и праздничность деко- ративного убранства. Светлые и радостные краски фресок напоминают прозрачностью и нежностью полутона акварелей. Как считают некоторые ис- кусствоведы, в отличие от Андрея Рублева, которого интересовал прежде всего внутренний мир человека, у Дионисия больше стремления к внешней красиво- сти и декоративности. Дионисий и его ученики изготавливали и житийные ико- ны.
Государство начинает оказывать все большее воздействие на развитие живописи. Стоглавый собор 1551 г. возводит иконописание Рублева в канон. Художники должны были работать под контролем церковной и светской вла- сти. Живопись стали более тесно связывать с текстом библейских сюжетов, со- ответствия которым теперь стали требовать от художников гораздо настойчивее. Композиции становятся дробными, лаконизм художественных средств был утрачен.
Довольно характерным памятником живописи первой половины XVI в. являются фрески московского Благовещенского собора, выполненные под ру- ководством мастера Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изо- бражены византийские императоры и русские князья, что символизировало преемственность российской великокняжеской и византийской власти.
Особенно сильно государственные тенденции стали проявляться в прав- ление Ивана Грозного. В середине века была создана большая икона «Церковь воинствующая». Она была написана по случаю победы над Казанью и имела замысел подчеркнуть значение церкви и религии. К концу XVI в. выработалось своеобразное художественное направление, сосредоточившее главное внимание
на живописной технике. По имени известных промышленников и купцов Стро- гановых это направление получило название строгановской школы. Она дос-
тигла замечательного мастерства в изображении фигур, одежды, прорисовки
деталей. Техническое мастерство весьма ценилось, и работы перестали быть анонимными. Нам известны имена крупных мастеров строгановской школы: Прокопия Чирина, Никифора, Истомы, Назария и Федора Савиных.
Наряду со строгановской школой получила распространение так назы- ваемая годуновская школа, стремившаяся вернуться к монументальным фор- мам, характерным для конца XV в.
Глава VII. РОССИЯ В XVII в.