Русская культура в xvii в.
XVII в. - своеобразный период в истории русской культуры. Он заверша- ет собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: "древнерусская культура IX-XVII веков", но никогда не про- длим это определение на следующий XVIII в., который, без сомнения, является "новым" периодом в истории нашей культуры.
Такая переходность культуры в XVII в. обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней. Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового ка- нона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взле- ту духа, и сейчас потрясающему наше воображение.
Устное народное творчество. Грамотность и письменность.Появля- ются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего време- ни. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями.
Еще одна яркая черта того времени: усиление влияния устного народного творчества на литературу. В то время трудно провести границу в области куль- туры по сословному принципу, как это будет в последующие столетия. Увели- чивается число грамотных людей в основном в результате расширения самого государственного аппарата. Государству необходимы были грамотные дьяки и подьячие, т.е. чиновники того времени.
Большее распространение получают рукописные книги, особенно сбор- ники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные "Куранты" - своеобразные газеты.
Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в Рос- сии. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Ак- тивно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, "Грамматика" Мелетия Смотрицкого).
Присоединение Украины привело к тому, что в Россию стали проникать "латинские" книги, приезжать образованные люди, обучавшие заинтересован- ных латинскому и польскому языкам. Однако значительная часть высшего ду- ховенства и знати ("грекофилы") отрицательно отнеслись к распространению "латинства"; возникли разногласия касательно путей развития просвещения в России.
Уже с 1640-х гг. стали возникать частные школы. Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Создание этой и других школ подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко- латинского училища (академии) во главе с учеными греками братьями Лихуда- ми. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое обра- зование.
Научные знания.Значительным памятником научных знаний XVII в. яв- ляется "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской нау- ки", составленный Онисимом Михайловым (Радышевским) в 1621 г., в котором много практических сведений из различных областей знания - геометрии, меха- ники, физики, химии. Все они носили практический характер, хотя и не объяс- няли внутреннюю природу явлений. Интересно, например, определение компаса - "часы с матошником и указом магнитовым", "которого нрав от при- рожения подает противу полунощные страны".
Практический характер по-прежнему носили и медицинские знания. Но наряду с этим усиливается интерес к общим вопросам биологии и анатомии. В
1658 г. Епифаний Славинецкий перевел на русский язык знаменитый труд Ве-
залия "О строении человеческого тела".
Расширялись знания в сфере математики и астрономии. В середине века в Россию стали проникать сочинения, знакомившие с гелиоцентрической систе- мой Коперника. Это книга Гевелия "Селенография".
В России стали все больше применяться и использоваться различные ас- трономические приборы.
Территориальный рост страны, приобретшей грандиозные масштабы, вел к расширению географических знаний. Русские землепроходцы стали осваивать Сибирь, обследовали многие реки, морские побережья, составляли карты. В
1627 г. в Разрядном приказе была составлена "Книга Большому чертежу". Соз- давались сводные географические описания, например, "Роспись сибирским го- родам и острогам", "Описание новые земли, сиречь Сибирского царства". На этой уже довольно солидной основе на рубеже XVII и XVIII вв. появился труд
С. Ремизова "Чертежная книга Сибири".
Расширялись знания о соседних странах. Россия открывала для себя Дальний Восток. Уже в 1618-1619 гг. состоялась поездка казаков во главе с Иваном Петлиным из Томска в Пекин и обратно, результатом чего стала "Рос- пись Китайскому государству и Лобинскому и иным государствам, жилым и кочевым, и улусам, и великой Оби, и рекам, и дорогам". В Китай ездили и дру- гие россияне. Особенно известна поездка в 1675 г. Николая Спафария, служив- шего в Посольском приказе. Эта экспедиция дала самое подробное и всестороннее описание Китая из всех существовавших к тому времени.
Общественно-политическая мысль и исторические знания, литера- тура.Одним из основных памятников общественно-политической мысли и ли- тературы оставались попрежнему летописи. Еще несколько десятилетий назад считалось, что в этот период летописный жанр вырождается. Однако научные разыскания 1940-1990-х гг. позволяют говорить о весьма интенсивном развитии как официального, так и частного летописания в ту эпоху, даже о его расцвете в последней четверти "бунташного" столетия (Я.Г. Солодкин). В это время были созданы патриаршие своды, Бельский, Мазуринский летописцы, своды
1652,1686 гг. и многие, многие другие памятники летописания. Наряду с обще- русскими появляются провинциальные, местные, фамильные и даже семейные
летописные сочинения.
Несколько отличаются от обычных летописей Сибирские летописи. В
1636 г. дьяконом сибирского архиепископа Саввой Есипо-вым была составлена так называемая Есиповская летопись. Это скорее литературно- повествовательное произведение, чем летопись в традиционном понятии. Глав-
ный герой - Ермак Тимофеевич, который изображен как борец за распростране- ние христианства в Сибири.
Дальнейший толчок развитию нелетописных форм исторического повест- вования был дан Смутой, которая потрясла умы, создала новые настроения, способствовала выработке других взглядов на мир и на историю. Именно в это время исторические сочинения начинают тесно смыкаться с публицистически- ми. Уже в конце 1610 - начале 1611 г. в Москве стала распространяться ано- нимная "Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском" - патриотический призыв к борьбе с захватчиками.
В 1612 г. был написан "Плач о пленении и о конечном разорении превы- сокого и пресветлейшего Московского государя в пользу и наказание слушаю- щим".
В период Смуты появляются и другие подобного рода произведения. Но важно отметить, что события Смуты продолжали осмысливать и после нее. В
1620-е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный "Временник". В нем он осу- ждает Ивана Грозного за преследования боярской знати и опричнину. Для со-
чинения характерно резко отрицательное отношение к "деспоту" Годунову и к Василию Шуйскому, который также не имел законных прав на престол. Тимо- феев осуждал и "безумное всего мира молчание" - непротивление знати Году-
нову.
В 1620 г. было закончено "Сказание" ("История в память предыдущим родам") келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына. В центре внимания оборона Троице-Сергиева монастыря от интервентов. Настойчиво проводится мысль о том, что внутренние "смуты", вторжение интервентов ста- ли следствием забвения православия.
Во второй половине 1620-х гг. появился своего рода полемический ответ на "Сказание" Авраамия Палицына - "Иное сказание", которое идеализировало царя Василия Шуйского в отличие от отрицательной оценки его Палицыным. В произведениях князя И.А. Хворостинина и в "Повести" И.М. Катырева- Ростовского нашли отражение интересы части верхов общества, оправдывав- шей в известной мере сотрудничество части знати с Лжедмитрием I.
Очень интересна с точки зрения исторических знаний так называемая по- лемическая литература, выходившая из-под пера деятелей "братств" и право- славных шляхтичей Украины. Само название этой литературы первой четверти XVII в. говорит само за себя. Она была направлена против католиков и униатов, доказывала преимущества православного вероисповедания, необходимость ос- вобождения от гнета поляков. Авторы сочинений постоянно обращались за до- казательствами своей правоты к истории, ко временам Киевской Руси и более близким векам. В этих рассуждениях, естественно, много наивного, но само ис- пользование исторического материала весьма показательно.
На основе полемической литературы возник "Синопсис" Иннокентия Ги- зеля - настоятеля Киево-Могилянской академии. "Синопсис" стал первым учеб- ником по русской истории. Из Киева он попал в Московское государство и много раз переиздавался.
В это же время широкое распространение получают "Хронографы", со- держащие обзор всемирной истории. Известен "Хронограф" 1617 г. Своеобраз- ным произведением исторической мысли были четыре повести "О начале Москвы". Они пронизаны фольклорными мотивами, стремятся прославить и возвысить Москву.
В центре внимания писателей того времени все больше оказывались во- просы экономической жизни, политические проблемы. Одним из наиболее ин- тересных памятников общественно-политической мысли второй половины века были сочинения Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, который зани- мался в России исправлением богослужебных книг. Его заподозрили в деятель- ности в пользу католической церкви и сослали в Тобольск, где он прожил 15 лет, после чего вернулся в Москву, а затем уехал за границу. В сочинении "Ду- мы политичны" ("Политика") он нарисовал картину широких преобразований в России.
Со своей программой реформ выступил, как известно, и А.Л. Ордин- Нащокин, которую он изложил в своих трех "памятях", составленных в 1665 г. для земских старост города Пскова, и Новоторговом уставе 1667 г.
В XVII в., как и в предшествующем столетии, литература была тесней- шим образом связана с общественно-политической мыслью, но в то же время происходили существенные изменения в самом развитии литературы, которые
принято определять понятием "обмирщение", секуляризация культуры. Проис- ходило "очень значительное социальное расширение литературы" (Д.С. Лиха- чев).
Зачастую это значило, что в старых формах зрело новое содержание. Взять такой древний канонический жанр, как жития святых. Мы уже видели, что и прежде жития изменялись, по-своему отражая те сдвиги, которые проис- ходили в обществе. Теперь изменения в житийной (агиографической) литерату- ре были гораздо более значительными. Эта форма литературного творчества уже порой используется для бытового повествования. Например, "Повесть об Ульянии Осоргиной" (1620-1630-е гг.), в которой есть и типичные для жития черты, но большое внимание уделяется и описанию повседневных мирских дел. А знаменитое "Житие Протопопа Аввакума" связано с прежней традицией только названием. Это, по сути дела, повесть, которая рассказывает о злоклю- чениях фанатичного борца за старую веру.
Возникают и новые жанры - переводной рыцарский роман, авантюрные повести, поэзия, драматургия. Наиболее существенным новшеством литерату- ры становится "живость" (подвижность, энергичность, динамизм) персонажей (А.С. Демин). Происходит "открытие человека" (Д.С. Лихачев). Пожалуй, наи- более ярко это отразилось в появлении демократической сатиры. В этих произ- ведениях ("Сказание о попе Савве", "Калязинская челобитная", "Служба кабаку", "Повесть о бражнике", "Сказание о куре и лисе", "Повесть о Карпе Су- тулове" и др.) отражается "смеховой мир" Руси того времени, высмеивается не- справедливость общественных порядков.
Потребность общества в занимательном чтении удовлетворяли перевод- ные рыцарские романы и оригинальные авантюрные новеллы (повести). К кон- цу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, которые пришли в Россию разными путями из-за границы. Наиболее известными были "Повесть о Бове Королевиче" и "Повесть о Петре Златых Ключей". Они сохра- няли некоторые черты рыцарского романа, но на русской почве настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор.
В это время совершился переход от исторических литературных героев к вымышленным, к созданию чисто литературных образов. В первую очередь это относится к бытовой повести, которая поднимала многие житейские, мораль- ные, нравственные проблемы. Людей того времени стали интересовать пробле- ма взаимоотношения поколений, свобода воли, поиски своего пути в жизни. Герои повестей, отвергая заветы старины, покидают родительский дом в поис- ках счастливой доли. Таков молодец в "Повести о Горе-Злочастии", купеческий сын Савва в "Повести о Савве Грудцыне", "Повесть о Фроле Скобееве". По- следняя, может быть, не самая талантливая, но типичная. Обедневший дворя- нин всеми правдами и неправдами стремится попасть в верхи общества Положительных персонажей в произведении нет.
К числу замечательных произведений русской литературы того времени относятся казацкие повести. В 1623 г. казаками было составлено "Написание о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь". Выдающимися произведениями явля- ются повести "Об Азовском взятии и осадном сидении".
Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, которое в свою очередь связано с барокко в русской литерату- ре. Это, прежде всего, деятельность белорусского ученого и просветителя Си- меона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), которого пригласили в Москву для обучения царских детей. Его произведения отличаются орнамен- тальностью, пышностью, отражая идею "пестроты" мира, переменчивость бы- тия. В 1678-1679 гг. появились два сборника его стихотворений - "Ветроград многоцветный" и "Рифмологион". Первое произведение - своего рода энцикло- педия, в которой содержатся данные, почерпнутые из различных областей зна- ния: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.
"Рифмологион" содержит панегирические стихи, написанные "на случай", т.е. по поводу различных событий в царской семье. В 1680 г. Симеон Полоцкий переложил на стихи "Псалтирь", и эта книга долгое время использовалась как учебное пособие. Направление в литературе, возглавляемое Полоцким, получи- ло дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Медведева и Ка- риона Истомина.
Архитектура.В русской архитектуре XVII в. также занимает особое ме- сто. С огромной силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, "обмирщению" искусства.
Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодче- ство. Лома в городах строились, в основном, из дерева. Это были двух- и трех- этажные хоромы (в 1688 г. царь запретил строительство трехэтажных домов из- за постоянной опасности пожаров). Деревянное зодчество становилось все бо- лее разнообразным, усилилось стремление к декоративности, усложняются композиции, силуэты. Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дво- рец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 ком- нат с 3000 окон. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, "гульбищами", кокошниками, крылечками.
В деревянном зодчестве в начале века преобладали простые по конструк- ции и внешнему оформлению постройки, но к концу столетия они становятся декоративными, многообъемными. Эта тенденция получает завершение в Церкви Преображения села Кижи (1714). Ближайшей предшественницей этого удивительного творения северных мастеров была Покровская церковь села Ан-
химово на реке Вытегре (1708). Эти церкви - "гимн луковичной главе" (М.А. Ильин). 22-главый Кижский храм в основе - восьмерик с четырьмя прирубами. Грани восьмерика и уступы прирубов имеют бочки, увенчанные главами. Не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность выражали живопис- ные и нарядные деревянные храмы этого времени. Рост каменного строительст- ва был напрямую связан с усилением государственной власти. Еще в конце XVI в. возник Приказ каменных дел, сконцентрировавший лучшие силы в этой об- ласти. Усовершенствовались приемы каменного зодчества, значительно услож- няются объемы построек. К основному массиву примыкают различные приделы и пристройки, получают распространение крытые паперти - галереи и т.д. Мас- тера начинают широко применять цветные изразцы, сложные кирпичные пояса и другие декоративные детали, из-за чего фасады построек приобретают не- обычайно нарядный, красочный вид.
Одним из таких сооружений был Теремной дворец в Кремле, построен- ный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шатуриным. Это трех- этажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким "теремком". Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придавали дворцу просто сказочный вид. В церковной архитектуре развивается шатровый стиль. Наиболее известные постройки такого типа - "Дивная" церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье Д. Пожарского. Своего рода эталоном храмового зодчества исследователи считают церковь Троицы в Ни- китниках, построенную в 1634 г. в Китай-городе на средства выходца из Яро- славля, богатого купца Григория Никитникова. Этот храм дошел до нашего времени. В нем с особой силой проявился принцип "дивного узорочья". Возво- дились и многошатровые храмы, например московская церковь Рождества Бо- городицы в Путинках (1649-1652).
Восходящая к никитниковской церкви линия развития русского зодчества получила продолжение в многочисленных храмах второй половины века Это московские церкви Николы в Пыжах (1657-1670), Григория Неокесарийского (1657-1669). Декоративность внешнего вида сооружения особенно сильно про- явилась в постройках Павла Потехина, в частности, в церкви Троицы в Остан- кине (1687- 1688), замечательные по красоте церкви в селе Тайнинском, Николы в Хамовниках (1679), Козьмы и Дамиана в Садовниках (1657-1662).
Значительно изменился Московский Кремль. В 1624-1625 гг. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую (Фролов- скую) башню в ее нынешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль.
«Обмирщение» зодчества вызвало противодействие со стороны церкви. Никон в 1650-х гг. установил новые, строгие правила церковного зодчества. Он запрещал шатровый стиль, стремясь вернуть монументальные строгие формы.
Деятельность Никона привела к появлению целого ряда построек, отличавших- ся торжественностью и монументальностью. Это построенные Д. Охлебниным и А. Мокеевым Патриаршие палаты в Кремле с большим Крестовым залом, большие здания Земских приказов (1680-е гг.), Царицыны палаты Саввино- Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650-1652). Подобно сказочному городу раскинулся на берегу озера Неро так называемый Ростовский кремль - митрополичья резиденция, возведенная ростовским митрополитом Ионой Сы- соевичем в 1670-х гг.
Поражает своей монументальностью и величием Ново-Иерусалимский монастырь, где патриарх Никон хотел воссоздать подобие главной христиан- ской святыни - Храма в Иерусалиме над «гробом господнем». Еще ранее возво- дятся здания Валдайского Иверского монастыря.
Заказчиками церквей выступали не только «власти предержащие», но и прихожане - жители посадов и сел. Поэтому говорят даже о посадском направ- лении в зодчестве. Характерным здесь является культовое строительство в Яро- славле, одном из крупных ремесленно-торговых центров. Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого».
В 1671 - 1687 гг. прихожанами был построен грандиозный собор Иоанна Предтечи в Толчкове. Замечательные постройки появились и в других городах Поволжья. Среди них - Воскресенские церкви в Костроме и Романове- Борисоглебском (Тутаеве) и др. Развитие церковной архитектуры XVII в. вен- чает группа памятников, объединяемая условным понятием «московское ба- рокко» («русское барокко», «нарышкинское барокко»). Наиболее известные по стройки такого типа - церкви Покрова в Филях (1693), Спаса в Уборах (1694-
1697), Троицы в Троицком-Лыкове (1698-1703).
Все эти сооружения систематически объединяет конструктивная основа - восьмерик на четверике и наличие яруса звона, т.е. совмещение собственно храма и колокольни. Богатое декоративное убранство отличается особой замы- словатостью. Близки к памятникам московского барокко по внешним призна- кам (богатство декоративной отделки) постройки строгановского стиля в Нижнем Новгороде и Сольвычегорске.
Живопись.В первой половине века продолжали жить и развиваться строгановская и годуновская школы. В 1640-1650-х гг. наметилось слияние этих стилей, что отразилось в настенной живописи Ризоположенской церкви (1644), Успенского (1642-1648) и Архангельского (1652-1653) соборов Москов- ского Кремля, церкви Николая Надеина в Ярославле (1640-1641), собора Савво- Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650). Но в XVII в. зарождаются и новые тенденции, которые причудливо перемешиваются с прежними тради- циями. Все это порождает сложную исследовательскую проблему, чреватую разными, подчас противоположными, оценками.
Ученые XIX в. (Ф.И. Буслаев, Г.В. Филимонов, Н.В. Покровский) считали XVII столетие временем подъема русского искусства. После 1910 г., когда со- стоялась первая выставка иконописи, отношение к живописи XVII в. резко из- менилось. Многие стали воспринимать его уже как «разруху», «упадок». Впервые отчетливо это было сформулировано в многотомной истории русского искусства И. Грабаря.
Ныне в литературе акценты расставлены, судя по всему, правильно. Уми- рала древнерусская, но не русская живопись (Г. Карпов). Однозначно оценить живопись XVII в. очень трудно. Одно ясно - в живопись хлынуло «живство». Сами мастера пытались в своих сочинениях («Послание к Симону Ушакову» (1656-1658) Иосифа Владимирова, «Слово к люботщательному иконного писа- ния» (1666-1667) Симона Ушакова) обосновать новый подход к живописи.
Высшая стадия развития живописи в это время - творчество С. Ушакова. Художник, работавший в Оружейной палате, стремился уже по-новому изо- бражать человеческое лицо, пусть еще плоскостно, иконописно, но гораздо ближе к жизни. Знаменитым произведением Ушакова является его «Спас неру- котворный», а также икона на традиционный сюжет «Троицы». Ее не спутаешь с «Троицей» Андрея Рублева. На смену глубокой одухотворенности и возвы- шенности явилось тяжеловатое, «плотское» изображение фигур, появились вся- кого рода реалистические детали.
Интересным явлением живописи того времени была школа ярославских мастеров. Их творчество в наибольшей степени характеризуется стремлением вырваться из сковывающих рамок канона, использовать привычные образы русской жизни.
Проявлением интереса к человеку, его психологии, внешнему виду стало и появление «парсунного» письма, портретных изображений. В первой полови- не века эти портреты выполнялись еще в иконописной традиции как, например, изображения Ивана Грозного и князя М.В. Скопина-Шуйского. Во второй по- ловине столетия изображения стали приобретать более реалистический харак- тер (изображения Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и др.).
Музыка и театр.Этот век оказался переломным и для развития русской музыки. Церковная музыка становится более праздничной. Появляются «кан- ты» - музыкальные произведения, которые исполнялись вне церкви; особое
«партесное» пение для трех голосов. Возникает и новая, линейная запись нот- ного текста
Основой для развития музыки по-прежнему является русская народная песня - яркая, образная, богатая жанровым разнообразием и мелодичностью. Большой популярностью пользовался народный скомороший театр. Он часто преследовался властями, но народ любил театр Петрушки с его героями и умо-
рительными остротами, часто направленными против тех же властей и людских пороков.
Появляется и театр нового вида, созданный по инициативе А.С. Матвеева Труппа театра была набрана из жителей Немецкой слободы. В 1672 г. состоялся первый спектакль в Преображенском. Правда, зрителями были только члены царской семьи и их приближенные. Ставились в основном переводные пьесы на библейские темы. Первая представленная пьеса - «Артаксерксово действо».