Прямое действие отдельных источников европейского права.
В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет универсального характера. Его реализация в жизнь зависит от вида источника права Европейского Союза, в котором закреплена соответствующая норма:
- нормы регламентов ("законов" Союза) имеют прямое действие в полном объеме; более того, государствам-членам запрещено подменять регламенты своим внутренним законодательством (например, издавать нормативные акты, воспроизводящие предписания регламентов);
- нормы учредительных договоров имеют прямое действие, если они достаточно четко закрепляют субъективное право или обязанность, в том числе обязанности государств-членов.
Например, ст. 23 Договора о ЕС 1957 г., отменяющая таможенные пошлины или эквивалентные сборы внутри Сообщества, позволяет любому хозяйствующему субъекту предъявлять судебные иски, если какое-либо государство или иной субъект потребует уплаты подобного сбора.
С другой стороны, ст. 136 Договора о ЕС, согласно которой "Сообщество и государства-члены... ставят целями содействие занятости, улучшение условий жизни и труда...", не является нормой прямого действия, так как из нее невозможно вывести четкое субъективное право, которое можно отстаивать в судах.
Аналогичные условия действуют для норм, которые закреплены в соглашениях (международных договорах), заключенных ЕС с третьими странами, в том числе с Россией;
- директивы (основы законодательства Союза), по общему правилу, не имеют прямого действия, так как их нормы подлежат трансформации в национальное законодательство. Иными словами, директива действует "опосредованно", через изданные на ее основе нормативные акты государств-членов, в которых и закрепляются соответствующие права и обязанности частных лиц.
Но как быть, если некоторое государство-член не приняло в установленный срок (срок трансформации) необходимые меры в соответствии с директивой ЕС? Суд Европейских сообществ постановил, что в подобных условиях физические и юридические лица вправе опираться на положения директивы в спорах с государственными органами и учреждениями.
Таким образом, при определенных обстоятельствах директивы все же могут непосредственно наделять людей субъективными правами. В то же время содержащиеся в директивах обязанности частных лиц приобретают законную силу только после их трансформации в национальное законодательство.
Итак, директивы, в отличие от регламентов и учредительных договоров, способны обладать только вертикальным, но не горизонтальным прямым действием;
- в праве Европейского Союза существуют также источники, которые вовсе не имеют прямого действия. К ним относятся акты, принимаемые по вопросам общей внешней политики и политики безопасности - ОВПБ, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере – СПСО.
30 Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов.
Принцип- лояльной- интерпретации- (принцип- косвенного- действия).- Толкование норм национального права насколько возможно должно соответствовать целям и содержанию европейского права (в том числе нормам еще не трансформированных директив). Толковать национальное право институты и органы- ЕС-не-вправе.-
Принцип имущественной ответственности государств-членов перед частными лицами. (принцип "Francovich", введенный Судом в решении 1991 г. по одноименному делу)
Ч.л, кот причинен ущерб вправе требовать от гос-участника компенсации. Иск рассматрив нац.суды.
Наруш права должно быть дост.серьезным, чтоб треб возмещ ущерба.
Условия-для-привлечения-государства-к-ответственности:-
1. Директива-не-трансформирована-(или-трансформирована-не-верно);-
2. Цель-директивы-подразумевает-предоставление-прав-частным-лицам;-
3. Эти-права-должны-быть-определяемыми-исходя-из-положения-директивы;-
4. Должна- иметь-место- причинная- связь-между- нарушением- государством- членом-
права-сообщества-и-нанесенным-заявителю-ущербом.
31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание.
Понятие-и-характерные-признаки-компетенции-ЕС.-
Компетенция - совокупность-предмета-ведения-и-полномочий-ЕС.-
Предмет ведения – круг вопросов, в отношении которых ЕС может принимать норм акты и иные решения
Полномочия ЕС – совокупность прав и обязанностей союза в лице его институтов и органов, при осуществлении определенных действий в рамках предметоведения
Характерные черты компетенции ЕС
1. Является властной, проявляется в том, что ЕС имеет право принимать норм акты и обязательные решения, которые носят императивный характер
2. Общей тенденцией развития компетенции ЕС является расширение предметов ведения и углубление полномочий
3. Производный характер компетенции – государства-члены наделили ЕС компетенцией
4. Компетенция ЕС не однородна по структуре, т.е. вирируется в зависимости от предмета ведения
Характерчерты: Властная – издание-НПА.
Делегированная – передана-государствами-членами-ЕС.-
Формирование-по-мере-развития-интеграции,поступательное-расширение,углубление.
Принципы-реализации-компетенции-Европейского-Союза:
1. Принцип- наделения- компетенцией- («принцип- ограниченных- полномочий»).-
Проявление:-
Союз- в- своей- деятельности- не- должен- выходить- за- рамки- полномочий,-
предоставленных-ему-государствами-членами.-(П.2-ст.5-ДЕС);-
Органы-Союза-действуют-только-в-пределах- своих-полномочий- (п.2- ст.-13-
ДЕС).-
Механизм- наделения- союза- полномочиями- –- уполномочивающие- статьи- («правовые- базы»)-Проблематика.-Статьи[лазейки:-ст.-114,-115,-352-ДФЕС.-
2. Принцип-подразумеваемых-полномочий:--
В узком смысле – предоставленные- полномочия- подразумевают наличие любых других-полномочий,-которые-разумно-необходимы-для-реализации-первых.-
В- широком- смысле- –- поставленная- цель- или- закрепленная- функция-
подразумевают- любые- полномочия,- которые- разумно- необходимы- для- их-
достижения.-Правовая-база-–-ст.352-ДФЕС.-
Ограничения-в-применении:-
Сложный-порядок-принятия-решений;-
Запрет-на-применение-порядка-ОВПБ;-
Запрет- применения- для- обхода- норм- запрещающих- гармонизацию- в-
определённых-сферах.-
3. Принцип-субсидиарности.-
ЕС-должен-принимать-меры-только-тогда,-когда-цель-не-может-быть-достигнута-на-более-низком-(национальном)-уровне.-
- Закрепление:-
Ст.-1-ДЕС-–-в-широком-смысле.-
Ст.5-ДЕС-п.3-–-в-узком-смысле.-
Протокол- о- применении- принципов- субсидиарности- и-пропорциональности-(приложение-к-ЛД)-
Гарантии-соблюдения:-коллективное-право-вето-национальных-парламентов;-
Право-инициировать-обращение-в- суд-ЕС- с-исками-об-аннулировании-законодательства-ЕС.-
4. Принцип-пропорциональности- (соразмерности- –-действия- союза-по- содержанию,-
форме,- интенсивности- предпринимаемых- мер- должны- строго- соответствовать- его-целям).-