Теории происхождения государства. Теории происхождения государства многообразны
Теории происхождения государства многообразны. Это множество связано с конкретно-историческими условиями их возникновения, с господствующим в обществе мировоззрением. Каждая концессия, теория возникновения и сущности государства и права ~ это всегда одна из основных составных частей мировоззрения. Это естественно, ибо эти представления охватывают основополагающую для жизни общества сторону. Господство в обществе теологического мировоззрения не могло не охватить и взгляды о государстве и праве, и в русле такого мировоззрения складываются теологические взгляды на государство и право, как это имело место в древности на Востоке и в средние века в Европе. Господство рационалистических взглядов в обществе ведет к рационалистическим теориям. В Древнем Риме право, например, рассматривалось как проявление естественного разума, а государство — как дело народа (так переводится слово «республика»).
Теологические теории происхождения государства и права являются исторически первыми, ибо исторически первым было и религиозное мировоззрение. Согласно этим взглядам государство и право имеют божественное происхождение: государство создано Богом, а право — это божественная воля, божественное откровение.
3 Теория государства и правайс
Учение о божественном происхождении государства и права возникло еще в древнем мире, и прежде всего в теократических монархиях Египта, Вавилона, Иудеи и др. Отметим, что и сами теократические монархии являются определенным продолжением сакрализации (обожествления) носителей власти (вождей, царей и т. и.) в до государственном обществе. Эта сакрализация в ряде случаев была одним из факторов возникновения государства.
Согласно этим взглядам,например, египетскийфараонсчиталсяземным богом, потомком богов небесных. Фараон не умирает, азаходит в свой вечныйгоризонт, становится богом Озирисом.
В законах вавилонского царя Хаммурапи записано: «Бог Мархдух создал черноголовых и поставил меня, Хаммурапи, править черноголовыми».
Теологических взглядов на происхождение и сущность государства и права придерживаются все идеологии, связанные с современными основными мировыми религиями: христианством, исламом, индуизмом, иудаизмом. Особенно велико их влияние было в средние века. Вспомним хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал светскому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один — папе римскому, другой — королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной, а во втором — независима. Но оба варианта исходят из божественного источника власти. Теория «Москва —- Третий Рим» тоже есть проявление божественного обоснования власти русского царя.
Ныне продолжают существовать и действовать религиозные правовые системы (иудейское право, исламское право, индусское право). Источниками этого права являются прежде всего священные книги каждой религии, и нормы, в них содержащиеся, рассматриваются как божественные откровения. Таким образом, теологические взгляды на государство и право — это не только история, но и наша действительность.
Патриархальная теория. Согласно этой теории государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти. Представителями этой теории были Аристотель, Кон-66
фуций, русский социолог и теоретик народничества И, Михайловский и др. Р. Фильмер с помощью этой теории обосновывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки зрения, короли являются преемниками библейского патриарха Адама, которому от бога дана не только отеческая, но и королевская (царская) власть над своим потомством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов — к королям. Эта теория является антиисторической. В действительности же, как мы видели, вначале возникает род, а семья складывается гораздб позднее в силу упорядочения отношений полов и в связи с изменениями в производственной сфере.
Договорнаятеория.В соответствии сэтой теорией государство возникло в результате договора междулюдьми для обеспечения их общей пользы, общих интересов.Зачаткиэтойтеории встречаются уже удревних мыслителей(греческие мыслители Эпикур,Микофон, Тразимах. китайскийМо Цзы). В классическомвиде эта теориясложилась в XVII— XVIII вв. и тесносвязана с теорией естественногоправа. Представители этойтеории — Т. Гоббс, Д. Локк,Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, в России — А. Н. Радищев.
Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной, монархии (Т. Гоббс), другие — для защиты конституционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению феодализма (Ж.-Ж. Руссо).
Представители этойтеории исходили из того, что государству предшествует естественноесостояние людей,которое понималось по-разному.Т Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех, Людиэгоистичны, недоверчивы,но все равны, каждыйимеет право на все, каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе.Люди находятся в постоянной" вражде, страхе, нет местатрудолюбию, таккак плодытрудане гарантированы от захвата.Здесь нет справедливости, ибо нет закона, нет закона,ибо нет общей власти.Познав же разумом естественный закон,который гласит, чтокаждыйдолжен добиватьсямира. людизаключают договор и создают новую форму общения — государство.При этом они отказываются от части своихестественных прав в пользумонарха,которыйи представляетобщую власть, держит людей о страхе и направляетих к общему благу.
^ 67
Ж.-Ж. Руссо рисуетестественное состояние как«золотойвек» человечества, всеобщегосчастья. Вес равны,свободны,нет частнойсобственности и государства.Причины возникновения государстваРуссо видитв способностях человека ксовершенствованию и порченравов. Человек изобретает и совершенствует орудия труда,переходит к металлическим орудиям, к оседлости, к земледелию.Появляется частная собственность, которой способствует не толькоповышение производительности труда;но и порча нравов, результатомчего сталзахватбезнравственными членами общества общественной земли и т.д. Появляется имущественное неравенство. Богатые, не имея достаточных сил длязащиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться,установитьправила справедливости и мира. На основе общего соглашения — договора — создается новая ассоциация людей — государство.
Руссо во многом приблизился к историческому объяснению происхождения государства, однако излишнее значение придавал порче нравов и сознательным действиям, направленным на создание государства. Руссо делает из своих взглядов революционные выводы. С его точки зрения, власть королей держится уже не на договоре, а на насилии. Они нарушили общественный договор, узурпировали власть, нарушив права народа, поэтому народ вправе на насилие ответить насилием и свергнуть монарха. Всякая власть, с его точки зрения, может быть основана только на общественном договоре, общественном согласии.
Следует отметить, что идеи общественного договора не утратили своего значения и в наше время. Призывы к общественному договору, общественному согласию раздаются и сейчас. Что же касается теории, то она во многом антиисторична, сами представители этой теории выдвигают ее как гипотезу, даже как вымысел, фикцию.
Теория насилия. Согласно этой теории государство есть результат войн и насильственных действий. По теории внешнего насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) частная собственность, классы и государство есть результат завоевания одних племен другими, более сильными и воинственными. Племя победителей присваивает их землю, собственность, затем принуждает побежденных работать на себя, платить дань, чо-дати. Вследствие такого насильственного соединения племен
возникает деление на классы, племя завоевателей становится господствующим классом.Принудительный аппарат, который создают завоеватели, превращается в государство.
Е. Дюринг считалпервичным в возникновении частной собственности и государства принуждение, насилиеодной части общества по отношению к другой (теория внутреннегонасилия). Экономическиеже факторы у него носятвторичный характер.
Насилие само по себе неможет создать ни собственности, ни классов. Оно можетсыграть определеннуюроль лишь в перераспределении ужевозникшей частнойсобственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной ступени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудийтруда является производителем и болеесовершенного оружия.Однако насилие, завоевание,бесспорно, может быть фактором,который способен ускоритьвозникновение государства, еслиобществоужесозрело для этого,достигло определенногоуровня развития. Заметим, что завоевание территорийДревнего Рима древними германцамиускорило возникновение упоследнихгосударства.
В заключение отметим,что здесьрассмотрены далеко нс все теории происхождениягосударства. Можно назвать и такие теории, как психологическая,органическая и до.
Глава 5. ОБЩЕСТВО, ЕГО "ИНСТИТУТЫ, ВЛАСТЬ
5.1. Общество и его институты
Общество — это совокупность индивидов и социальных групп и классов и складывающихся между ними отношений. Социальные группы — это такая совокупность индивидов, которая имеет свои собственные интересы и своей деятельностью оказывает влияние на поведение других людей. К социальным фуппам не следует относить объединения лиц, выделенных по полу, возрасту, цвету глаз и т. д.
Социальные группы могут быть большими и малыми, временными и постоянными, формальными и неформальными. Неформальные группы характерны личными, неформальными связями (семья, туристическая группа, группа соседей и т. д.). Формальные группы в основе имеют не личные, а формальные связи. Их члены могут даже не знать друг друга (партии, акционерные общества и т. д.).
Между индивидами, группами и классами складываются самые различные отношения. Ведущее место в этих отношениях принадлежит производственным, экономическим отношениям (отношениям собственности, распределения материальных благ, отношениям, вытекающим из общественного разделения труда), которые составляют основу всех иных общественных отношений: политических, нравственных и т. д, Каждое общество связано с определенной территорией, нг которой оно живет и функционирует.
В целях упорядочения отношений в обществе, управления общественными делами, процессами, разрешения различного рода конфликтов, поддержания порядка, достижения определенных целей общества или отдельных социальных групг в обществе стихийно складываются или сознательно созда-
ются различного рода социальныеинституты. Институт(тйЕииШгп — установление) — этонекое образование (учреждение, организация и т. п.), созданное для осуществления определенных задач.Это весьма широкое понятие.Социальными институтами являютсягосударство и право в целом, моральи обычаи как социальные регуляторы,политические партии, общественные объединения, церковь, семья и т. д.В тоже времяотдельные органы государстваили составные части права такженазываются институтами,например институтпрезидентства, институтконституционного суда, институтнеобходимой обороны в уголовном праве, институтбсзвинов-ной ответственности в гражданскомправе и т. д.
Наряду с понятием общества в науке существует понятие гражданского общества. Гражданское общество как явление рассматривается в сопоставлении с государством. Схематично, несколько упрощенно гражданское общество можно рассматривать как сферу за рамками самого государства. Гражданское общество — это система субъектов и отношений, в определенной мере независимая от государства, сфера, где господствуют частный интерес, частная собственность, экономически независимые, свободные, юридически равноправные субъекты. Гражданское общество — это «царство экономических отношений» (К. Маркс). Эти отношения составляют костяк, основу гражданского общества, а гражданское общество — социально-экономическую основу государства.
Гражданское общество складывается из таких институтов, как семья, церковь, независимые от государства средства массовой информации, предпринимательские структуры, политические партии, профсоюзы и иные общественные объединения и т. п. (о соотношении гражданского общества и государства см. 11.2).
5.2. Государственная власть и ее обоснование
Понятие и структура власти. В политико-юридической литературе отсутствует единообразное понимание власти. Это не только вытекает из многозначности самого термина «власть», но и обусловлено различными философско-методо-логическими подходами к данному явлению. Необходимо указать также на то, что власть — сложное, многостороннее явление, проявляющееся в разных организационных формах,
методах и способах ее осуществления, системе отношении, целях и т. д. Сложность, многосторонность этого явления находит отражение в различных характеристиках, приписываемых власти, в соответствующих словосочетаниях: власть буржуазная, власть трудящихся, власть парламента, власть Советов, власть президентская, правительственная, прокурорская, законодательная, судебная, исполнительная, партийная, единоличная, диктаторская, тоталитарная, авторитарная, бюрократическая, демократическая, коллегиальная, сильная, крепкая, твердая, централизованная, принудительная, мягкая, жесткая, законная, узурпированная, формальная и реальная и т. д. Этот перечень характеристик власти при желании можно было удвоить или даже утроить.
Отношение к власти различного рода социальных субъектов отражается в следующих выражениях: власть завоевывается, берется, отнимается, охраняется, учреждается, реформируется, передается, делегируется, покупается и подкупается, принуждается, дискредитируется, узурпируется и т. д.
Функционирование и развитие власти выражается в словосочетаниях: власть укрепляется, усиливается, ужесточается, централизуется, ослабляется, бездействует, разрушается, распыляется, децентрализуется, реформируется, деформируется и т.д.
В нашей литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу, другие — как волевое отношение (властеотноше-ние) властвующего и подвластного субъектов, третьи — как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам, четвертые — как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается так же, как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Ни одно из приведенных определений власти не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Но очевидно и то, что для анализа власти необходимо выбрать одно из них в качестве стержневого системообразующего, опираясь на которое можно было бы свести в единую структуру (идеальную модель) все моменты, стороны, признаки, методы существования и функционирования власти.
Таким исходным определением могло бы стать определение власти как функции любой формальной или неформальной человеческой группы и общества в целом. «Общество, — писал Ф. Энгельс, — порождает известные общие функции, без которых не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую отрасль разделения труда внутри общества. Вместе с тем они приобретают особые интересы также и в противоположность тем, кто их уполномочил: они становятся самостоятельными по отношению к ним, и появляется государство». (Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 302)-
Коль скоро рождаются и существуют общественные функций, необходим и носитель этих функций — субъект власти. Носителем, субъектом политической власти является прежде всего государство, его органы и иные политические институты, формирующиеся из людей.
Каждая общественная функция проявляется в человеческой деятельности. Власть проявляется в деятельности субъектов власти, носящей различный характер.
Каждая общественная функция, а значит, и власть имеет свой объект воздействия. В качестве такого объекта выступают общественные отношения. Но коль скоро последние выражаются только в поведении, в действиях людей, то объектом власти и являются в конечном счете другие люди, подчиненные власти. В ходе функционирования власти неизбежно возникают особые^тношения между властвующим и подвластным субъектами (властеотношения). В этих властеотношени-ях происходит навязывание воли властвующего воле подвластного. Эти две воли могут совпадать и не совпадать. Для навязывания своей воли властвующий должен обладать определенным арсеналом средств, методов и способов, определенной силой.
Всякая деятельность в обществе, всякие отношения регламентируются социальными нормами. Это относится и к властной деятельности, властеотношениям. В их основе лежит определенная нормативная система. Так, в результате определенного упрощения, огрубления действительности путем абстракции, идеализации создается идеальная теоретическая модель (структура) власти. Ее необходимыми элементами являются: субъект власти, объект власти, властеотношения, деятельность властвующих, формы, методы и способы властной деятельности и социальная нормы, ее регламентирующие.
Субъект власти. В бесклассовом, родовом строе субъектом, носителем властиявляется общество, все его взрослые члены, конституирующиесяв родовое собрание. Но ужеи здесь мы видимотдельных носителей власти(старейшины, военные начальники). В государственно-организованном обществе происходит институционализация власти, создаютсяее специальныеинституты (системаорганов государства), выделяется особая группа людей,осуществляющих власть и составляющих людской субстрат этих институтов. Выделениетаких людей есть следствиепорождения обществомнеобходимых управленческих и иных функций, т. е- разделения труда. С выделением из общества субъектов властиуправление начинает осуществлятьсяна функциональной основе.
Следует различать вопросы: кому служит власть и кто ее осуществляет (управляет)? Смещение их, как верно подчеркивает Е. Вятр, становится причиной теоретических недоразумений. Ответ на первый вопрос равносилен ответу на вопрос: интересам каких классов, групп служит власть? Это связано прежде всего с анализом соответствующей конституции. Однако, как показывает опыт, и не только нашей страны, могут существовать и институты неконституционные, оказывающие решающее влияние на политику государства, цели, методы и способы осуществления власти. Речь идет о роли партийных органов в тоталитарных государствах при однопартийных системах. Второй вопрос может, быть раскрыт при ответах на более детальные вопросы: какие институты являются средоточием власти; из кого складывается группа политических руководителей и высших государственных и партийных функционеров; каковы психические и иные черты, которыми обладают указанные лица?
Здесь имеет значение характеристика группы политического руководства с точки зрения происхождения ее членов, степени обновляемости группы, возможности пополнения ее людьми из других сфер жизни (непрофессиональными политиками). Все это раскрывает степень открытости руководящей группы, которая может трансформироваться в политическую элиту, элиту власти, если сосредоточит у себя всю власть, оставляя другим членам общества лишь исполнительные функции. Если эта группа социально изолирована, она пополняется из своей особой, замкнутой среды.
Властеотношения. Власть проявляется в отношениях, в которых властвующий субъект подчиняет себе волю подвла-
стного, направляет (модифицирует) поведение последнего. Властвующий и подвластный четко разделены. Очевидно, что речь идет о конкретных субъектах власти и подчинения, о конкретных властсотношениях. На макроуровне в масштабах общества властвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) могут совпадать в одном субъекте (народ) или не совпадать (правящая элита и народ). Совпадение в одном субъекте властвующего и подвластного имеет место в демократическом обществе, где народ — не только объект, но и субъект власти, источник власти и суверенитета. Несовпадение субъекта и объекта власти имеет место в тоталитарном обществе, когда она узурпируется узкой элитой правящих.
Диалектика совпадения властвующего и подвластного в демократическом государстве должна проявляться в личностном и институциональном плане. Каждый гражданин государства — лицо не только подвластное, но он вправе и должен выступать в качестве частичного (как член общества) первоначального носителя и источника власти. Он должен и вправе принимать участие в формировании институтов власти (участвовать в выборах, вьвдвигать свою кандидатуру для занятия властных должностей и т.д.), контроле за их деятельностью, быть инициатором их реформирования, роспуска, участвовать в принятии решений в рамках институтов непосредственной демократии (референдумов, сходов, собраний и т. п.). Ни один гражданин не должен выступать только как властвующий или только как подвластный. Это касается и лиц, занимающих самые высокие должности в политической системе и в механизме государства (президент, премьер-министр и др.). В конечном счете и они должны быть подвластны народу с помощью институтов демократии (представительных органов, выборов, референдумов и др.). То же самое можно сказать и об отдельных институтах власти. Каждый из них в одном отношении выступает как субъект власти, а в другом — как объект власти. Даже орган верховной власти должен иметь над собой высшую власть народа. Эта подвластность народу любого института власти может проявляться не только в институтах непосредственной и представительной демократии, но и в подчиненности всех органов закону как выразителю общей воли народа — пето ез1 зирга 1е§ет (никто не находится выше закона).
Властеотношения проявляются в том, что одна сторона — властвующий (управляющий) — подчиняет себе волю другой стороны — подвластного, модифицирует, направляет его поведение в необходимое русло. Подчинение власти при определенных условиях (сознательности, дисциплинированности) может напоминать или «мягкое руководство дирижера или резкие формы диктаторства». Во втором случае речь идет уже не просто о подчинении, а о навязывании воли властвующего подвластному, о преодолении, подавлении, модификации воли последнего, и прежде всего принудительными средствами. Идеальной ситуацией является такая, когда подвластный оценивает саму власть, ее цели, методы положительно, одобряет их и поддерживает. Очевидно, что это может быть лишь в случаях, когда власть действует в интересах подвластных, управляемых. Но ясно и то, что общество складывается из разных классов и социальных групп, имеющих собственные интересы, которые зачастую не только не совпадают, но противоречат друг другу. Отсюда вытекает, во-первых, что подчинение власти, основанное на одобрении деятельности ее носителей, их целей и методов абсолютно всеми членами общества, практически недостижимо, поэтому власть стремится сформировать и другие мотивы подчинения, такие, как конформизм, легализм, оппортунизм, дабы достичь минимизации принуждения. Во-вторых, власть вынуждена сводить интересы к общему знаменателю, разрешать их .конфликты, определять приоритетные интересы.
Необходимость власти в обществе тесно связана с конфликтами между индивидуумами и группами в сфере распределения благ и общественных ролей (должностей), по распределению этих благ. Поэтому зачастую создается трехэлементная модель власти: субъект (система), осуществляющий власть, и два субъекта (группы), находящиеся в конфликте. Властвующий субъект (в разных версиях) выступает как лицо или независимое и нейтральное, или заинтересованное, отдающее предпочтение определенной группе — либо экономически сильной, либо экономически слабой.
Способы осуществления власти. Любая власть как функция, порождаемая любым обществом, проявляется в деятельности соответствующих субъектов, власть государства — в деятельности его органов и должностных лиц. Основные направления этой деятельности обычно именуются функциями
государства. Эти функции, а следовательно, государственная власть осуществляются с помощью различных форм и методов, в первую очередь в виде принятия решений, различающихся по форме (т. е. нормативных и индивидуальных) и по содержанию деятельности системы органов, призванных реализовывать эти решения, осуществлять надзор за их осуществлением и принимать необходимые меры в случае их неисполнения.
Принуждение как атрибут власти. Властвующий субъект при необходимости может поставить подвластного в ситуацию принуждения. Ситуация принуждения — это такое состояние, когда подчиненный субъект оказывается перед выбором одной из только неблагоприятных последствий своих будущих действий, опираясь на свою шкалу ценностей, т. е. выбирает меньшее зло. Принуждение использует тот, кто создает для другого субъекта ситуацию принуждения, угрожает наступлением еще большего зла, чтобы склонить подвластного к определенному поведению. Очевидно, что государственная власть опирается на принуждение, осуществляемое уполномоченными на то агентами государства, т. е. его органами (должностными лицами). В отличие от тоталитарного правовое государство использует не любые виды принуждения, которые в состоянии осуществлять его органы, опирающиеся на организованную силу, а только такие, которые предусмотрены правом и осуществляются в процедурах, им определенных. Такое принуждение, следовательно, является не только государственным, но и правовым.
Ситуации принуждения, вкоторых может оказаться субъект, такжеочерчиваются нормами права. Это общие, абстрактные, типичные,возможные длялюбого подвластногосубъекта ситуации.Они могутпревратиться в реальные вследствие действийсамого субъекта иликакого-то стечения обстоятельств.
Государственная власть осуществляется не только путем принятия правовых решений нормативного и индивидуального характера, опирающихся на принуждение, но и более мягкими способами: с использованием рекомендаций, советов, пожеланий, призывов, не являющимися по своей природе правовыми средствами. Мягкими являются и некоторые правовые способы осуществления власти, когда государство не использует жесткие обязательные предписания и признает
свободу действий подвластных субъектов, ставней определенные правовые рамки, призванные оградить других лиц от произвольных действий. К числу мягких способов осуществления власти относятся и такие, как взятие на себя обязательства вознаграждения за определенную деятельность (премии, обещания, награды, установление различного рода льгот — налоговых, трудовых, пенсионных и т. п.).
Основания власти. Каждое явление в природе и обществе имеет свое основание, это относится и к власти. Общество порождает необходимые властные функции, поскольку в самом обществе имеются для этого основания. К их числу относятся экономическая и социальная^ структуры общества, требующие определенного порядка и согласованности их элементов.
Экономическая основа власти коренится в общественном характере производства, требующем порядка, устойчивости экономических отношений, ограждения их от произвола отдельных лиц. Это положение получило достаточное обоснование в литературе, как и то, что социальная сущность и характер власти с точки зрения ее демократизма, зависят от форм собственности и способов распределения. Монопольная государственная собственность неизбежно требует централизованного распределения, а значит, и создания бюрократической системы управления. Появляются также дистрибьюторы (распределители), функционирование которых обеспечивается и охраняется деятельностью всех остальных государственных органов (должностных лиц). В результате складывается тоталитарный, всеохватывающий механизм власти. Плюрализм собственности и ее субъектов ведет к плюрализму управленческих и дистрибутивных, а в конечном счете и политических отношений. Не случайно политические перемены в наших условиях сопровождаются реформой собственности и распределения.
Социальная основа власти коренится в расслоении социального организма на классы и иные социальные группы о различными, часто не совпадающими или даже противоречивыми интересами. Коллизии интересов возможны в любом обществе. Власть необходима для того, чтобы привести эти интересы к какому-то общему знаменателю (достичь консенсуса), отдать при необходимости предпочтение общезначимым интересам, в ряде случаев поддержать и охранить инте-
ресы меньшинства, а также разрешить в случаенеобходимости конфликты между членамисоциума.
Вопросы о социальнойоснове и о социальном источнике илегитимации властитесно связаны. Общество — этоне только совокупность нескольких поколенийлюдей, но и система различныхотношений (экономических,политических, нравственных, семейных и т. п.).В этом плане оно — основа, первопричина, порождающая власть.Однако можно выделить основу власти в более узком смыслекак ее источника. Демократические доктрины и политические документысовременности в качестве источникавласти рассматривают народ. Эта идея заложена вконституциях многих современныхгосударств, гдеона обычно выражается в словах «власть принадлежитнароду», «народ являетсяисточником власти».
Легитимация и узурпация власти. Провозглашение суверенитета народа, даже и в конституциях, -- лишь заявление о необходимости его реализации. Государственная власть (суверенитет) осуществляется системой органов государства. Народный же суверенитет становится государственным при условии легитимации государственной власти. Законной и социально обоснованной является лишь легитимная власть (1е§1пта ро1:е51а5). Она основана на определенной системе норм и принципов, принятых в соответствующем объединении людей (формальной или неформальной группе) или во всем обществе. Так, власть отца основана на нормах морали, религиозного иерарха — на догматах веры, органа общественной организации —- на действующих в ней правилах. Государственная власть легитимируется нормами права. Например, власть монарха основывается на Правовых обычаях, законах о престолонаследии или конституции: ро1е51а§ ге^к ^пз 5{1, поп 1п]ипае (власть короля проистекает из права, а не из его нарушения). Актом легитимации демократической власти яв-- ляются выборы коллегиальных представительных органов власти. Легитимная власть — это власть, установленная в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами права. В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ст. 7) фактически перечисляются условия такой легитимации. Чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства-участники проводят свободные выборы с разумной периодичностью, предусмотренной законом: допускают свободную состяза"
•70
тельность кандидатов; гарантируют всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании; уважают право граждан добиваться политических или государственных постов, создавать политические партии; обеспечивают проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности и т. д. Если актом легитимации высших органов власти и местного самоуправления являются, как правило, выборы, то легитимация иных звеньев власти происходит также путем конкурса и назначения, осуществляемых выборными или иными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, предусмотренном законом. Именно с точки зрения ле-гитимности представительные органы должны рассматриваться как основополагающие, первичные органы, составляющие политическую основу общества. Все другие органы выступают как вторичные, производные, формируемые представительными органами, выражающими суверенитет народа. Исключения могут составлять лишь органы, выбираемые непосредственно народом (судьи, президент и др.). Очевидно, что легитимными должны быть не только способы учреждения органов государства, но и цели и методы осуществления ими власти.
Нелегитимная власть является узурпаторской. Она представляет собой прежде всего захват власти незаконными методами с опорой на грубую силу или нарушение процедуры выборов, использование власти в целях, не предусмотренных законом, и методами, противоречащими ему. Следовательно. узурпировать можно и власть, легитимно установленную, если злоупотреблять ею, т. е. использовать в незаконных целях и незаконными методами, или грубо нарушать порядок смены носителей власти (игнорировать сроки перевыборов, новые акты легитимации, ведущие к смене носителей власти, и т. п.). Заметим, что народ имеет право на восстание против нелеги-тимной, узурпаторской власти. Это косвенно признается во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН, в преамбуле которой сказано, что охрана законом прав человека необходима для того, чтобы он не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения.
Термин «узурпация власти» обычно употребляют, когда говорят о ее высших эшелонах. Что касается отдельных должностных лиц, то применительно к ним используются такие
понятия, как «превышение власти», «злоупотребление властью». Эти действия в правовом государстве уголовно наказуемы.
Любая, в том числе и государственная, власть должна иметь основание и в системе норм нравственности. В своем функционировании она должна ориентироваться на общечеловеческие нравственные ценности и способствовать их утверждению. Изречения римских юристов гласят: ро1епНа поп ез1 та! ас! Вопит (власть существует только для добра), ро1епИа <1еЬе15е§щ ^5^^^^ат^ поп ап1есес1еге (власть должна следовать за справедливостью, а не предшествовать ей). Власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным ценностям и нормам, безнравственна точно также, как и та, которая образована, учреждена аморально. Нравственно необоснованная власть, как правило, является и властью нелегитимной, ибо законы обязывают носителей власти соблюдать и нормы нравственности. Нарушение этих норм властвующими субъектами при определенных условиях юридически квалифицируется как превышение власти, злоупотребление ею или дискредитация ее. Чтобы это обосновать, достаточно обратиться к нормативным актам, регламентирующим деятельность органов милиции, прокуратуры, судов, или к законам о статусе депутатов.
Власть экономически, социально, юридически, нравственно обоснованная и эффективно действующая, утверждающая ценности, принятые в обществе, становится в его глазах авторитетной. Авторитет власти облегчает ее действие, минимизирует необходимость государственного принуждения, стабилизирует общество, способствует достижению его целей.
Государственная власть нуждается также в идеологическом обосновании. Целью такого обоснования является оправдание власти, ее целей и методов, повышение ее престижа. Основой каждой власти является идеология как совокупность систематизированных идей, связанных с интересами и практикой определенного класса (социальной группы), оценивающих общественные отношения, провозглашающих и обосновывающих цели и способы их достижения. Идеологии, как известно, бывают разные: религиозная, либерально-демократическая, социал-демократическая^ коммунистическая, националистическая, расистская, теократическая, элитарная и т. д-Каждая из них может рассматриваться как система ценностей,
на которые ориентируются соответствующие классы и социальныегруппы, стремясь их утвердить, развить. Государственная власть выступает наиболееэффективным средством утвержденияэтих ценностей,а отсюда вытекают борьба за эту властьили стремлениевоздействовать на нес, дабынаправить в нужную сторону.Идеологическим будетобоснование ценностей, на которые ориентируется власть, доказыванис,того,чтоони имеют непреходящее,общесоциальнос значение для соответствующихклассов, групп и каждого отдельного человека. В идеологическом обосновании используются не только собственно идеи и ценности, но и идеологическиештампы,лозунги.Вот несколькопримеров из недалекого прошлого:
«Сталин —это Ленин сегодня»-,«Сталин — вождь всех народов», «Л. И. Брежнев —верный ленинец», «Государство— этомы» и т.д. Господствующаяв обществе идеологияимеетцельюсформировать законопослушного гражданина сцелью снизить интенсивностьгосударственного принуждения.Смене политики государства предшествует или сопровождает ее сменаидеологических ориентации и установок.Примертому— реформа советской политической системы,которую сопровождает ревизия идеологии, служившей оправданием практики тоталитарного государства, всевластия партийно-государственной верхушки. На сменутаким ценностям,какдиктатура пролетариата, монопольная рольпартии, идеологический монополизм, приоритет классовых интересов, исключение разделения владей и т. д., приходятдругие: примат общечеловеческих ценностей надклассовыми, международного права наднациональным, правачеловека, законность, гласность, разделениевластей, экономический, политический и идеологическийплюрализм, социальная защищенность, правовое государствои др.В связи с этим возникает вопрос о закрепленииидеологических воззрений и установок в законодательстве, ипрежде всего в конституциях. Ни однаконституция не можетбыть дсидеологизированной. Другое дело,насколько они идеологизированы. Анализконституций современных развитых странпоказывает, что всеони провозглашают общечеловеческие ценности (приверженность правам человека,принципу народного суверенитета, правовому государству,вечному миру и т. д.), т.е. они идеологизированы умеренно, не провозглашают уз ко групповых или узкоклассовых интересов.
Глава 6.ГОСУДАРСТВО