Жизненное самоопределение молодежи. Гендерные стереотипы в массовом сознании молодежи
Религиозность российской молодежи. Проблема религиозных сект.
В религиозную практику включено абсолютное меньшинство россиян, что свидетельствует скорей о поверхностномхар-ре веры. Так же верят в Бога значительно меньше людей,чем православных. С реди неверующих значительная доля православных, что говорит скорей о культуре, а не о религии. При опросе мол.людей было выявлено: около 17% опрошенных высказывается в пользу того, чтобы православие стало гос-ной политикой. 40% выступают за равенство религий. Наиболее серьезное отношение к религии у молодых мусульман, нежели у православных. Поэтому можно говорить о внецерковной религиозности молодежи. Данный феномен обозначил Лукман, который говорил о приватной религии.В конце 80х гг.20в. духовное поле России подверглось беспрецедентной экспансии со стороны псевдохристианских откровенно сатанинских сект, которые пришли с востока и запада. Особое внимание подобные организации обратили на учащихся молодых людей. Осн.личностными причинами вовлечения молодых людей в секты являются неудовлетворенные потребности, неудов-ть господствующей системой ценностей в семье, соц.группе, обществе в целом, неудов-ть собственным соц-ным статусом, различные кризисные явления в жизни. В 2001г. французское законодательство закрепило сформулировало осн.признаки секты:1.дестабилизация сознания вовлеченных в нее людей;2.навязывание своим последователям необходимости разрыва всех связей с прежним окружением;3.покушение орг-ции на физ-кое здоровье;4.вербовка и вовлечение в свою орг-цию людей детского возраста;5.антиобщ-ные призывы;6.нарушение существующего общественного порядка;7.нарушение правовых и этических норм об-ва;8.разл.финансовые махинации;9.попытка проникновения во властные структуры. Результат сектанского тоталитаризма-отвержение мира и всех,кто вне секты (разделение людей на два лагеря:мы-люди, олицетворяющие добро и они-носители ложных ценностей,злых помыслов). Самое опасное для истины и свободы человека явл-тся традиционные религии. Такая идеология единственно истинного учения дает слепое повиновение членов секты ее лидеру. 4 вида контроля в секте (Хаин):1.контроль поведения, т.е. регулирование физической реальности индивида (того,с кем живет, общается, что ест, пьет, контроль свободного времени, контроль над принятиями личных решений).2.контроль мышления (доктрина секты-абсолютная истина и рассматривается как единственный путь решения всех проблем).3.контроль эмоций (глушение внутреннего сопротивления и сомнений адепта в правильности сделанного выбора. Окончательная точка этого контроля-внушение фобий,что за пределами секты его жизнь заканчивается).4.контроль информации (в секте адепты лишаются возможности получения объективной инфо,а, значит, и объективной оценки своего положения).
Жизненное самоопределение молодежи. Гендерные стереотипы в массовом сознании молодежи.
Гендерная специфика жизненного самоопределения молодежи актуальна с т.з 2х позиций:1.исследование жизненного самоопределения приобретает особое значение в условиях трансформации разл.сфер общественной жизни, которая влияет не только на макросоц-ные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, культуру;2.изучение этой проблематики важно в ситуации, когда в об-ве декларативно признается генд-е равенство, а на практике существует гендерная асимметрия. Под жизненным самоопределением молодежи можно понимать процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни. Под соц-ным самочувствием понимается общее мироощущение чел-ка, общ.оценка им своей жизни, ощущение ее устроенности или неустроенности. Обычным эмпирическим индикатором служит эмоциональное состояние опрошенных, отражающее ур-ньсоц-го оптимизма/пессимизма. Психическое состояние молодежи с дезадаптивным типом отличается психолог-кой напряженностью(свойственно девушкам в больш-ве).Такое состояние самочувствия определяется как пограничное, характеризуется отсутствием жизненных перспектив. Уровень адаптивности молодежи фиксируется с помощью самоидентификации. Характер самоопределения молодежи в трудовой сфере можно определить как прагматический,личностно-ориентационный. Гендерная специфика в том, что для девушек более характерна содержательная мотивация на фоне престижа гос.структур, а юноши предпочитают трудоустройство в коммерческой сфере при статусной мотивации. Гендерно-сексуальное самоопределение молодежи происходит внутри пространства, для которого характерны новые и ценностно-нормативные измерения. Одной из важных характеристик сексуального поведения выступает возраст начала половой жизни. Начало секс.отношениймол.мужчин определяется юношами между 15-16 годами, а девушками 17-18. Показатели, характеризующие отношение к возрасту начала секс.жизни, свидетельствует о стереотипности мышления. Более раннее начала секс.жизни юношей подтверждается их положительным отношением к секс.связям до брака. Сопоставление мнений юношей и девушек о разл.формахсекс.отношений, а так же абортах констатируют след-ее:неодобрительное отношение к внебрачным связям супругов-34%юношей и 52%девушек; неодобрительное отношение к случайным секс-ным связям-40% юношей и 72% девушек; неодобрительное отношение к абортам одинаково высказываются и юноши и девушки-около50%. Девушки более либерально относятся как к мужскому, так и женскому гомосексуализму. Это проявляется в нейтральных оценках. Юноши демонстрируют критическое отношение к этому(особенно к мужскому). Мол.люди признают сущест-ниегенд.неравенства. Осн.сферой дискриминации женщины по ответам девушек явл-сяполит.сфера, трудоустройство; согласно ответам юношей одной из сфер дискриминации явл-ся трудоустройство, так же признают наличие дискриминации мужчины, которая выражается в преимущественном праве матери на воспитание ребенка после развода. Настоящий мужчина-это (по мнению девушек):способный морально и физически постоять за себя и свою семью;обеспечить мат-но, умеющий самостоятельно принимать решения, умный и сильный, благородный в отношениях с женщиной, надежный и ответственный. (по мнению юношей):сильный, умный, рассудительный, самодостаточный, способный постоять морально за себя и семью. Понятия на стоящая женщина и хорошая жена:близкими их считают 26%девушек,каждая 10я девушка считает это сочетание невозможным, абсолютное большинство юношей(83%) разграничивают эти понятия. Для девушек хар-но, что идеал мужчины и идеал мужа полностью совпадают, а образ женщины и жены различен. Тенденция популярности незарегистр.браков и малодетности объясняется в первую очередь мат-ным неблагополучием.