Структура правовых норм. Виды структурных элементов. Различные взгляды на структуру правовых норм.
Структура нормы права - логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
Различные взгляды на структуру правовых норм. Структура нормы права это:
1.идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Традиционно считается, что норма права состоит из 3х элементов:
Гипотеза – указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы.
Диспозиция – содержит само правило поведения, которое следует совершить при наличии условий содержащихся в гипотезе, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения.
Санкция – указание на неблагоприятные последствия за нарушения требований диспозиции.
Структура логической нормы выражается формулой: "если.., то.., иначе".
Словами "если"обозначается гипотеза; "то" - диспозиция; "иначе" - санкция.
Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого
поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет
применена при нарушении нормы.
Виды гипотез:
1) по форме выражения:
а) абстрактные - используется обобщающая формулировка;
б) казуистические - конкретно перечислены обстоятельства действия нормы;
2) по строению:
а) простые - содержат одно обстоятельство, необходимое для действия нормы;
б) сложные - содержат два и более обязательных обстоятельства;
в) альтернативные - содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы;
3) по наличию (отсутствию) юридических фактов:
а) положительные - указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы;
б) отрицательные - указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.
Виды диспозиций:
1) по способу изложения:
а) простые - называет вариант поведения, но не раскрывает его;
б) описательные - описывают все существенные признаки поведения;
в) ссылочные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к другой норме;
г) бланкетные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к бланку (инструкциям, положениям, правилам и т.д.);
2) по составу:
а) простые - содержат только одно правило поведения;
б) сложные - содержат два и более обязательных правила поведения;
в) альтернативные - содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.
Виды санкций:
1) по степени определенности
а) абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа),
б) относительно определенные (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет),
в) альтернативные (лишение свободы на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 1 года, или штраф).
2. объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Например, большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы.
3. единство идеальной и реальной структуры.Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.
4. система диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. Причем связи между ними могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов.
Виды правовых норм.
1) По субъектам правотворчества
а) исходящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент)
б) исходящие непосредственно от гражданского общества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).
2) По социальному назначению и роли в правовой системе
а) учредительные (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.
б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей
i) управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);
ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);
iii) запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения)
в) охранительные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов
г) обеспечительные (нормы-гарантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования
д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления
е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)
ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями
з) оперативные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3) По предмету правового регулирования
а) материальные правила поведения субъектов
i) нормы конституционного,
ii) гражданского,
iii) уголовного,
iv) административного,
v) трудового и иных отраслей права.
б) процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил
4) По методу правового регулирования
а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.
б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.
в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
5) По сфере действия
а) федеральные функционируют на всей территории государства;
б) субъектов федерации на территории субъекта;
в) местного самоуправления - МО;
г) локальныедействуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6) по времени (постоянные и временные),
7) по кругу лиц
а) общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;
б) специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;
8) по сущности:
а) отправные нормы (нормы-начала) - определяют основы правого регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы: - положения конституции, закрепляющие основы политического, государственного, экономического устройства;
б) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (противоречий) между нормами права;
в) нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категории;
9) по назначению:
а) основные - определяет начало правового регулирования общественных отношений, с их помощью закрепляются его правовые категории, понятия, цели и задачи;
б) производные - обеспечивают детализацию основных норм, обычно входит в особенную часть той или иной отрасли права.
51. Формы (источники) права: понятие и характеристика различных источников права в различных правовых системах.
Источник права – это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.
1) Правовой обычай, т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет.
2) Судебный прецедент(Великобритания, США, Австралия и другие страны). Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).
3) Нормативный договор – это соглашение 2 или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Договором нормативного содержания является Федеративный договор 1992 г. "О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации".
4) Нормативный акт- это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Отличительные признаки нормативно-правового акта:
а) издается уполномоченным государственным органом;
б) обладает определенной юридической силой;
в) регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;
г) имеет конкретную сферу применения;
д) охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;
е) обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.
ж) точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
з) занимает строго определенное место в иерархической системе источников права.
и) может быть издан оперативно, в любой своей части изменен.
к) обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п.
Все источники права могут быть классифицированы на 2 группы:
g нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.)
g иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. д.).