КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 42 страница
Эти предложения X. принимал с дипломатическим тактом, восторженно выражал свою благодарность, с окончательным же ответом долго медлил.
Земля Запорожских Казаков фактически уже отделилась от Речи Посполитой, Гением гетмана X. она обратилась в своего рода независимое княжество, причем сам X. стал его бессменным правителем. Соседи не отказывали ему в формальном признании, вели с ним непосредственные дипломатические сношения, а молдавский господарь породнился с ним, отдав свою дочь замуж за его сына.
Но удерживать создавшееся положение с каждым годом становилось труднее. Истощались силы, терялась надежда на успешный исход борьбы, нависала угроза поражения и полного порабощения. Изменчивый союзник, крымский хан, в конце концов заключил с Польшей сепаратный мир, на украинские полки надежда была слабая, утомленные Казаки, потеряв веру в успех, во множестве уходили на Запорожский Низ, Донец и Дон. После поражения под Берестечком, пришлось согласиться на условия предложенные Поляками и, подписав их в Белой Церкви 18 сентября 1651 г., отказаться от многих преимуществ Зборовского договора.
После этого X. еще два года вёл переговоры с Москвой, стараясь подготовить достойную почву для передачи московскому царю суверенных прав своего края. Только н середине 1653 г., под давлением рядовых казачьих масс и старшинского окружения, X. начал предварительные переговоры. В Москве уже давно ожидали этого момента, но гетман и тут не спешил. До 6-го сентября 1653 г. царские грамоты адресовались ему со старым титулом: "Божьей милостью короля польского и вел. князя Литовского гетману Войска Запорожского". Собирать же войска в помощь Казакам Москва стала только после того, как до неё дошли сведения, что ради мира Речь Посполитая готова пойти на уступки Казакам, а турецкий султан раз за разом присылает послов к гетману с предложением покровительства и военной помощи.
1-го октября 1653 г. в Москве на Земском Соборе снова был поставлен вопрос о присоединении Земли Запорожских Черкасов и решено, "чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии изволил того гетмана-Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и землями принять под свою государскую высокую руку".
Ответа Казаков ожидали еще три месяца, во время которых X. обсуждал вопрос со Старшинским Советом и передал окончательное его решение на рассмотрение Черной или Всенародной Казачьей Рады, собранной в Переяславе.
8-го января 1654 г. судьба "Земли Запорожских Казаков от Чигорина до Конотона" была решена. Черная Рада постановила идти "под царя восточного, православного". Через три недели после этого Ф. С. Куракин и Ф. Ф. Волконтский, воеводы русских войск, приготовленных к походу, получили приказ двигаться на Гетманщину вместе с уведомлением о том, что царь Алексей Михайлович на "прошение и моление" гетмана , полковников и всяких чинов людей, "чтоб великому государю его царскому величеству ево, гетмана, и полковников, и всего Запорожского Войска Черкас пожаловать, велел всем им со всеми черкасскими городами и с уезды быти под ево царского величества высокою рукою навеки неподвижно".
Казаки получили военную помощь в борьбе с Поляками, а X. повел запоздалые переговоры об окончательных условиях подчинения московскому государю. До этого времени имелись только заверения посла В. В. Бутурлина "словом его царского величества", что Алексей Михайлович не только подтвердит "от века данные" казачьи права и при вольностях стародавних сохранит, "но и паче еще особные свои всякого чипу людем показовати имеет милости".
В Москву приехали казачьи послы Самойло Богданович и Павел Тетеря, которые привезли оттуда "Статьи", утвержденные царем и Боярской Думой 21 марта 1654 г. Эти "статьи" не предусматривали значительного числа частных вопросов, и потому в дальнейшем совместная жизнь с Московитами изобиловала различными недоразумениями. Казакам и их гетману многое было не по душе, но жребий был брошей, другого выхода не представлялось.
X. оставался у власти еще около трех лет. 27 июля 1667 года он скончался от физического недуга. По другим сведениям — погиб в бою с Поляками.
ХМЕЛЬНИЦКИЙ —1) Тимофей Богданович, старший сын гетмана, смелый и авторитетный казачий начальник. 21 июля 1652 г. женился на Домне-Розанде, дочери молдавского господаря Василия Лупула. В следующем году должен был идти с Казаками на помощь своему тестю в его борьбе с другим претендентом на молдавский престол, Георгием Бурдузой. Осажденный войсками Бурдузы в Сучаве, он потерял ногу оторванную вражеским ядром и вскоре умер. Для погребения его тело привезли в Чигирин. 2) Юрий Богданович, второй сын гетмана, был еще при жизни отца, отошедшего от дел, избран "гетманом Войска его царского величества Запорожского" и сохранял это звание три года. Но осенью 1660 г., двинувшись вместе с Русскими во главе Казаков на запад, был окружен Поляками, сдался и согласился подписать договор о возвращении казачьих земель в Речь Посполитую. Казаки в своем огромном большинстве этого соглашения не признали и выбрали нового гетмана. Тогда и польское правительство отказалось от его помощи. Измученный многолетней борьбой, изменчивыми настроениями и непрочностью отношений, Ю. X. решил уйти от всякой политики в монастырь. Под видом паломника он отправился в путь, но вместо тихой обители попал в руки татарского разъезда. Татары привезли его и Крым и сдали хану. Тут он был опознан и хан отослал его турецкому султану в качестве ценного пленника. В Турции не придали значения его недавнему высокому положению, он попал там в одну из камер "семибашенного замка" и просидел в ней узником много лет.
В 1676 году судьба его, вдруг, изменилась. После того как сторонник Турции, гетман Петр Дорошенко капитулировал перед Русскими и перешел на их сторону, случилось то, чего потерявший уже всякие надежды Ю. X. совсем не ожидал. К нему в темницу явился посланный султана и объявил О его решении поручить бывшему гетману задачу объединения Казаков под властью Оттоманской империи. После некоторого колебания X. принял это назначение, был выпущен из каземата и отправлен обратно на казачьи земли с титулом "князя Сарматии". Он обосновался в местечке Немирове недалеко от Брацлава и должен был заняться умиротворением занятых Турками областей Подольской, Брацлавской и части Киевской.
Это ему удавалось не легко, но все же около него собралось несколько тысяч Казаков, недавних сподвижников гетмана Дорошенко. В гг. 1677-79 он участвовал с ними в "Чигиринских походах" Турок и совершил неудачное нападение на казачье Левобережье. Номинальным правителем тех же областей X. оставался и после Бахчисарайского мира (1680 году), по которому Россия признала права Турции на Подолию и Брацлавщину, но осенью того же года он погиб при невыясненных для истории обстоятельствах. По одним данным его судили по какому-то обвинению и казнили сами Турки, а по другим — его убили Сичевики, при нападении на Турок, строивших крепость в устье Днепра, где в это время оказался и X.
ХОД — раздвижной воз, растянутый в длину с драбинами служит для перевозки сена и злаковых, а укороченный употребляется с досками или со специальным кузеном.
ХОЛОДОК - тень от деревьев или постройки в солнечный, жаркий день.
ХОЛОПЫ — в конце Средних веков и несколько позднее этим словом на Руси, обозначались слуги, жившие на иждивении своего хозяина. Такие X. находились при хозяйствах частных лиц, но могли быть и царские X., т. е. такие, которые несли обязанности службы царской.
Русский историк Н. Костомаров дает для XVI в. такое определение: "Холопами в обширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой нибудь службой другому лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались царскими холопами". Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже становился его холопом. "Я холоп твой" для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма "Ваш покорный слуга". В XVII в. слова "холоп, холопство" еще употребляются, как синонимы понятий "слуга, служба". Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о "черкасах", Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: "они де люди вольные и знатные" "и отбрались в наше Московское государство на вечную службу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в вечное холопство". (Акты "Воссоединение Украины с Россией", т. I, стр. 249, М. 1954). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обозначением "служилые люди", "дворовые слуги".
Служилые Казаки тоже числились в Москве царскими Холопами. Они получали от своего хозяина-государя в XVI-XVII вв. корм и жалованье. При этом, когда о них идет речь, в актах всегда подразумевается "прибор людей вольных и охочих", т. е. набор на службу добровольный, без прямого принуждения. В этом и заключалось основное свойство их служебного договора.
ХОМУТОВ Михаил Григорьевич — первый Донской Казачий атаман назначенный не из Казаков. Состоял на посту от 1848 г. по 1862 г.. В 1857 г. он испрашивал разрешения военного министра, "чтобы ему было предоставлено, по сношению с кавказским начальником, не согласившихся брить бороды на службе, переводить с их семействами в Кавказское Линейное Войско, где бороды дозволяются, и о таковых доносить Военному министерству, Предворным ни от казны, ни от Поиска пособия не давать, а только предоставлять двухгодичную льготу, как переселенцу. Государь 3-го августа 1857 г. одобрил это предположение и повелел исполнять".
ХОПЁР — левый приток Дона; берет начало в Пензенской губернии и, минуя Саратовскую, входит в Землю Донских Казаков; здесь пересекает Хопёрский округ и впадает в Дон между округами Верхне-Донским и Усть-Медведицким. Общая длина 910 клм.
ХОПЁРСКИЕ КАЗАКИ — Казаки проживающие от древних лет вдоль реки Хопёр. Персидская география Х-го века (Годуд ал Алэм) указывает там христианское племя В. Н. НД. Р и рядом с ним язычников Брадас (по-видимому, Берендьяров и Бродников). Во время Золотой Орды московские акты вспоминают там же христиан Сарской и Подонской епархии "в пределе Червленого Яра", "по Великую Ворону, возле Хопор, до Дону по караулам". Это "народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци".
При расширении границ Московского царства "передел Червленогв Яра" пошел и Тамбовскую провинцию, а местные Казаки от 1696 г. дали кадры Хопёрской команды, которая размещалась по слободам Алфёровка, Красная, Пыховка и Градская. После восстания Булавина, в той же провинции: русское правительство присоединило земли некоторых верховых казачьих городков, а на месте разрушенного Пристанского городка была воздвигнута крепость Новохопёрск. Ее гарнизон занимала Хопёрская казачья команда. В Полном Собрании законов Российской империи статья от 2 июня 1724 г. говорит: "Которые Казаки живут ныне в Новохопёрской крепости, а уроженцы из Тамбовской провинции разных городов, и служили городовую службу, и в прошлых годах до Азовских походов сошли в донские казачьи городки, и с Донскими Казаками были в походе под Азовом и в разных баталиях. Шведских, и в 1717 г. с службы отпущены и ведено им жить в домах до указу, а те домы ихвором Булавиным разорены и. ныне они живут в оной крепости и служат конную службу".
В 1775 г. Хопёрская команда развернулась в. Хопёрский полк (см.).
ХОПЁРСКИЙ ОКРУГ— вдоль реки Хопёр до ее притока Бузулука; до 1920 г. административный район в Земле Донских Казаков с центром в станице Урюпинской. 17.200 кв. клм., свыше 300 тысяч жителей Казаков и иногородних в станицах: Урюпинской, Алексеевской, Анненской, Акишев-ской, Арженовской, Бузулуцкой, Бурацкой, Добринской, Дурновской, Зотовской, Ивановской, Карповской, Котовской, Кумылженской, Луковской, Мартыновской, Михайловской, Павловской, Песковатской, Петровской, Проваторовской, Преображенской, Тепикинской, Тишанской, Усть-Бузулуцкои, Фйлоновской и Ярыженской.
ХОПЕРСКИЙ ПОЛК —в 1779 г., через четыре года после сформирования, переселен из Новохоперской крепости на Азовско-Моздоковскую Линию. Переселенцы, три тысячи душ об. пола размещены в районе г. Ставрополя, где они основали новые станицы: Ставропольскую, Донскую, Московскую и Северную. Военнообязанные Казаки из этих станиц начали службу на Линии территориально - полковой организацией, за которой сохранялось прежнее название X. П. Полк сохранил то же название и после 1826 г., когда был принудительно переселен вместе с семьями ближе к горам в верховьях Кумы и Кубани. Здесь полк основался в новых станицах: Невинномысской» Беломечётской, Суворовской, Бекешевской и Баталпашинской. В начале нашего века эти станицы выставляли три конных полка, один кадровый, постоянной службы, и два запасных. 1-й X. П. на Кубани считался самым старым. По году сформирования Хопёрской команды (1696) стало считаться не только старшинство этого полка, но и старшинство всего Кубанского Войска. Проживая среди горских аулов, Хопёрцы во многом сблизились с Кавказскими Горцами и по наружности и духовно.
В Русской армии 1-й X. П. состоял "четвертым полком" регулярной Кавказской: кавалерийской дивизии, в составе которой проделал всю Первую Мировую войну на разных фронтах. В 1918 г. Казаки полки одними из первых на Кубани поднялись на борьбу против власти ленинцев в отряде полковника А. Г. Шкуро. Они упорно сражались против красных в составе Добрармии до ее полного поражения.
ХОР — правый приток реки Уссури; в 1920 г. на мосту через X. большевики казнили пленных Казаков: выводя из вагона, разбивали им головы молотом и бросали в реку.
ХОРОНИТЬСЯ —прятаться, укрываться.
ХОРОШХИНБорис Иванович (урал.) — Уральской станицы, генерал-майор; в гг. 1918-1920 возглавлял объединенное Представительство Казачьих Войск при ставке адмирала Колчака. Умер эмигрантом в 1936 году.
ХОРТИЦА— остров на Днепре ниже порогов; 14 клм. длины и 3 клм. ширины; находился во владении Запорожской Низовой Казачьей республики, но после занят Русскими, которые изгнали оттуда Казаков, а поселили немцев-менонитов.
ХОРУНЖИЙ— первый офицерский чин в Казачьей армии; от XIII века в Польше — помощник командира полка или хоругви, водружавшей в бою знамя своей части и оборонявший его от врагов; в ХVI-ХVIII веках тоже самое у Днепровских Казаков.
ХОТОН- татаро-монгольская родовая группа, возглавлявшаяся местным старейшиной: багадуром, сеченем или мергенем.
ХОТУНОК — татарское предместье гор. Новочеркасска.
Во второй половине XVII ст. к Донским Казакам прибился небольшой нагайский хотон. Донцы разрешили ему поселиться около своего Черкасского города. Почти через сто лет после этого А. И. Ригельман надписал в своем плане Старого Черкасска: "Базовых Татар поселение". Впоследствии, когда был основан г. Новочеркасск, этот татарский пригород переселился на его окраину и здесь его имя определили по старой памяти, как X. (уменьшительное от слова "хотон"); называли его также и "Татарской слободкой". Жители Х-ка, мастера, ремесленники и чернорабочие, Казаками не считались и в калачьих полках не служили.
ХОХЛАЧЛ. М (дон.) - сподвижник атамана Булавина, в русских актах его имя пишется как Лунька и Лучка. В начале Булавинского восстания писал и распространял воззвания и письма русским начальникам и воеводам. Затем успешно действовал на Волге во главе крупных отрядов, но 6 июля 1708 г. потерпел поражение под Азовом, где командовал пятитысячным отрядом в звании Походного атамана. Вернувшись после этого в Черкасск был схвачен заговорщиками, противниками восстания и убит ими.
ХРАМОВЫ (дон.) — ст. Островской, старообрядческий казачий род. Михаил Иванович X. выселился с хутора Радуваева и основал отдельный хутор Вешенский с тремя рыбными прудами и доходным садом. Его сын Нестор Михайлович имел с женой Марией, Ивановной (урожд. Самохиной 9 сыновей и 6 дочерей. Все они при помощи отца получили достаточное образование. Самый младший из них Георгий Нестерович, оставшись сиротой, при соввласти личными трудами Добилси диплома высшей школы. Будучи инженером-Конструктором в 1945 г. ушел в эмиграцию и благополучно здравствует в США.
ХРЯК— самец - производитель у домашней и дикой свиньи.
ХРЕБТИТСЯ — хочется, желается.
ХУДОБА — рогатый скот.
ХУДОЙ — дырявый, изношенный.
ХУТИЕВ Георгий Степанович (терск.) — рожд. 1878 г., ст. Черноярской, ген. штаба полковник. В 1904 г„ окончил Тифлисское военное училище, с производством в чин хорунжего; от этого времени служил офицером в Кубанском пластунском батальоне, в составе которого отбыл боевую службу на фронте Русско-японской войны. В 1913 г. получил диплом Военной Академии и причислен к службе ген/штаба, но с началом Первой Мировой войны зачислен в ряды 2-го Кубанского пластунского батальона и, пребывая на фронте, заслужил многие боевые награды, вплоть до Владимира 4-й степени и Золотого оружия. От 1918 г. до конца Казачьей борьбы состоял начальником штаба Терского Казачьего Войска, в 1920 г. эмигрировал заграницу и из Сербии выехал в США. Работал в Нью-Йорке на спичечной фабрике. Умер 18 сентября 1966 г. там же.
ХУТОР — казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители "десятидворные" и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом решающего голоса. В старое время казачий X. назывался посёлком; это же название сохранялось до недавнего времени у Казаков Сибири и Дальнего Востока.
Ц
ЦАП —козёл.
ЦАПАТЬ — подбивать клин.
ЦАРЁВ БОРИСОВ — город основанный Борисом Годуновым в одни из последних годов XVI в. на Донце поблизости к устью Оскола. Построив укрепленный город на татарских "сакмах", ведущих на север, царь Борис предупреждал опасность неожиданных нападений Крымских Татар, а одновременно с этим избавлялся от необходимости считаться с помощью Донских Казаков, с которым у него уже давно были испорчены отношения. Ц. Б., по его словам, и был построен "дляобуздания Донских Казаков" (Сухорукое). Следующей мерой в этом отношении стала закрытая граница между Московией и Долом.
Основываясь на праве сильного, Борис Годунов не постеснялся глубоко внедриться в Старое Поле, половецко-татарские степи, которые никогда до этого Московии не принадлежали. Одновременно с постройкой нового города, он приказал сделать роспись новозанятой земли, рек, лесов, пашенных земель, покосов и всяких других угодий. Не довольствуясь этим, он распорядился, чтобы воеводы, как только "на том месте укрепятца и город почнут делать", тотчас призвали бы к себе с Донца и Оскола атаманов "и лучших' Казаков и "сказали" бы им "государево жалованье", что царь Борис пожаловал, Донец и Оскол со всеми речками, которые впадают вних, "велел от дать им, донецким и оскольским атаманам и казакам без данно и безоброшно, и атаманы б и казаки по Донцу и но Осколу по своим юртам жить и угодьи всякими владеть без данно и безоброшно, а государю те донецкие и оскольсие атаманы и казаки служили и вестей проведовали".
Подарив Казакам не принадлежавшую ему землю, он приказал воеводам разузнать, где расположены их юрты "и с которого юрта атаману и казаки какими угодьи владеют".
Истории известно, как Казаки приняли все мероприятие царя Бориса, как бесправные и враждебные им действия, В ответ на них они способствовали устранению его династии московского престола и сразу после этого разрушили до основания построенный им город Ц. Б.
ЦАРИЦЫНСКАЯ ЛИНИЯ - полоса укреплений, основанная русским правительством в 1719 г. Она должна была пересекать Волго - Донской водораздел, излюбленную дорогу грабительских отрядов кочевников, Турок и Кубанских Татар для нападений на окраины России. Там воздвигли несколько земляных, крепостей, Донецкую, Грачи, Мечетную, Оскор, с принадлежащими им форпостами. На своей земле Донцы согласились занимать их своими гарнизонами, для чего высылали от 800 до 1200 человек. На астраханской же земле службу несло Волгское Казачье Войско.
После того как в 1777 г. основана на юг от нее Азовско-Моздокская Линия, Ц. Л. упразднена за ненадобностью.
ЦАРСКИЙ КУС — первый улов с зимнего багрения рыбы, отсылавшийся Уральскими Казаками в дар царскому двору.
ЦАРЬ — у Русских термин получившийся при сокращении римско - византийского слова "цесарь"; уже в самых древних летописях встречается как основа наименования г. Константинополя: Цесарь-город, Царь-город, Царьград. Около ХШ в. в московских актах царем называются золотоордынские ханы, но начиная от Ивана III (1462-1505) этим званием пользуются и вел. князья московские; они "венчаются на царство" и украшают свой титул словом Царь. До падения династии Романовых оно сохранялось в полном титуле всероссийских императоров и самодержцев (царь польский).
ЦЕПИ — древний способ охраны водных путей от бесконтрольного прохода чужих судов и от морских набегов иноплеменников. Поперек входа в залив или устья реки протягивались на плавучих баканцах массивные стальные цепи, пересечь которые на судне не представлялось возможности без большого шума. Этим способом пользовались Греки, Византийцы, а после них к Турки, перегородившие цепями выход из Дона. Кепы, указанные древними географами у входа в Фанагорийский (Таманский) залив, вероятно, те же Цепи, славянское название, которое Греки не смогли начертать правильно из-за отсутствия у них буквы Ц и обычной замены ее буквой К (как Кесария вместо Цесария, Керкеты вместо Церкеты, Киклады вместо Циклады).
ЦЕРКОВНО СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК — язык славянского текста Священного Писания и Богослужебных книг, первые переводы которых исполнены святыми братьями Кириллом и Мефодием, при помощи изобретенных ими буквенных знаков. Словарь Ц. славянского языка позаимствован от древних Македонцев и, очевидно, от Приазовских Славян; один из первых русских историков В. Н. Татищев (История Российская) подчеркивает, что "в житии Кирилла Селунского, как в римских, так и в наших написано, что Кирилл первее Казар вере Христовой учил и для них буквы сложил (а Нестор сказует в Моравии), а потом Моравам и Болгарам сообщены". Изобретенные Кириллом и Мефодием буквы отвечали также и требованиям фонетики древне - болгарского языка, может быта, потому, что Болгары пришли на Дунай после двухвекового пребывания на берегах Азовского моря и, следовательно, долго общались с теми Славянами, о которых Макарьевские Четьи Минеи говорят: "Козары были народом скифским, языка славянского, а страна их лежала близ Меотийского озера"; такого рода Козар было там так много, что и все Хазары "из-за смешения со Славянами говорили по-славянски, наравне с другими народами севера" (Араб ал Бекри).
В наше время русский филолог-гебраист Н. А. Мещерский в своих статьях не раз высказывает убеждение, что самые ранние переводы на древнеславянский язык исполнены именно в Казарии, а потому в этих переводах, даже много раз переписанных русскими переписчиками "отражены какие-то, оставшиеся нам неизвестными, связи с Хазарией". "Среди христианских подданных Хазарского кагана, несомненно, было очень много Славян, и едва ли славянский язык не был в результате этого своеобразия общим письменным языком для всего населения Каганата" (Византийско-славянскне литературные связи. Виз. Временник, т. XVII, М.-Л. 1960).
ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ —съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христианского мира для разрешения догматических и канонических вопросов веры и для иных церковных дел. Их постановления имели для всех христиан непререкаемую обязательность. До разделения Церквей на Западную католическую и Восточную православную (1054 г.) Ц. С. состояли из всех христианских епископий и назывались Вселенскими. Православная Церковь признает решения семи Вселенских Соборов. Это — Никейский, Константинепольский, Эфесский, Халкедоиский, Константинопольский Второй, Константинопольский Третий и Никейский Второй. Собравшиеся после этого Ц. С. считаются Соборами Поместными, т. е. выражающими частную волю разделившихся христианских Церквей. Высшие духовные иерархи Казачьей Земли принимали участие во всех Вселенских Соборах; подписи епископов и митрополитов Томи и Таны (Тамани и Дона), Скифии Боспорянской и Боспора сохраняются в актах до наших дней: под актом. Первого Вселенского Собора (325 г.) подписался епископ боспорский Донн, Второго (381) — епископ Томи и Таны Геронтий (подпись — между епископами азийскими), Третьего (431) — Тимофей, епископ Скифии Томитанской, Четвертого (451) — Евдоксий, епископ Боспорский и Феотим, митрополит Томитаны и прочей Скифии, Пятого (553) — епископ То- митаны Александр и митрополит боспорский Иоанн, Седьмого — подпись заместителя боспорского епископа Андрея, (в 787 г.).
ЦЕРКОВЬ — собрание верующих, объединенных единством религиозной идеологии. Казаки принадлежат к древней Греческой Церкви в ее двух ответвлениях: Русском Православии и Старообрядчестве. Самые старинные христианские общины на нашей земле составляли часть Церкви Греческой с епископами и митрополитами Томи, Таны и Скифии Боспорянской. На эти кафедры их назначали Константинопольские патриархи, хотя некоторые из них рукоположены Грузинскими католикосами.
Во время власти Золотой Орды, христианские приходы кочевой степи находились в ведении епископов Сарайских, которые подчинялись тому же Константинопольскому патриарху, но уже через митрополитов Московских, хотя им и были предоставлены широкие автономные права. На севере Дона, "передел Червленого Яра" тоже крепко держался Сарайской епархии. Там уже в десятом веке проживало какое-то христианское племя В. Н. НД. Р., вкотором можно угадывать Берендеев русских летописей. Московские митрополиты, начиная от Петра (1308-1326) безуспешно пытались изъять этот "передел" при реках Вороне и Хопре из ведения епископов Сарайских и Подонских, чтобы передать его в епархию Рязанскую. Тогда там проживал "народ христианский воинска чина (....) зовомии Козаци", имевшие "чудотворные иконы в церквах своих". По словам А. И. Ригельмана об этом известно из Краткой Московской летописи. Об этом же свидетельствуют Вкладные книги Донского монастыря в Москве и часовни на Лубянке там же.
Во время развала Золотой Орды, управление церковными делами Казаков перешло к митрополитам Крутицким, носившим также прежний титул епископов Сарайских и Подонских и считавшимся заместителями митрополитов Московских. От 1613 г., со времени царя Михаила Федоровича, связь Казаков с духовным главой, Московским патриархом, была установлена через Посольский Приказ. Днепровские же Казаки в эту эпоху имели верховными владыками Киевских митрополитов, поставленных Иерусалимским или Константинопольским патриархом. Церковные реформы Московского патриарха Никона вначале не отразились на духовной жизни Казачьей Церкви. Днепровские Казаки, вообще, стояли в стороне от московских событий и церковных разногласий, а все другие — оставались при старом обряде и при прежних Богослужебных книгах. Кандидаты в священники указывались Кругами, которые одновременно посылали патриарху их характеристику: "духовен, смирен и неупоен и нам Казакам он угоден". После этого патриарху оставалось только утвердить и благословить нового иерея. Роль духовенства сводилась исключительно к религиозному "окормлению" паствы, без права мешатся в политическую жизнь края.
Такую условную автокефалию Казачьей Церкви в 1718 г. уничтожил император Петр I, подчинивший ее общины ближним русским архиереям. Доном и Тереком ведали епископы Воронежские, которые однако еще сто лет после этого имели много хлопот с казачьим духовенством. Казачьи батюшки оставались тесно связанными со своими станицами и в церковных делах прежде всего считались с казачьим начальством, Кругами и атаманами. "Даже в конце XVIII века Синод получал жалобы Воронежского епископа на то, что Войсковой атаман А. И. Иловайский запрещает ему в отдельных случаях вмешиваться в духовные дела казачьих приходов, а причты их по прежнему определяются с утверждения "казачьего круга и старшин" (А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке).
Для того чтобы прекратить постоянные пререкания между атаманами и русскими епископами, Указами 14 марта и 3 апреля 1829 г. на Дону была учреждена своя Новочеркасская епископская кафедра с подчинением ей приходов Сев. Кавказа. От этого времени атаманы и станицы могли разрешать все церковные дела на месте, а Старообрядчество во многих случаях изжито при помощи миссионерской деятельности русского духовенства, компромисной формой Единоверчества и некоторого давления свыше.