СССР во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг.
3.1. Консервация политического режима в период «застоя».
Пришедшая к власти после смещения Н.С.Хрущева «команда Л.И.Брежнева» не имела единой, позитивной программы деятельности. Существовала негативная установка: прекратить преобразования, нарушавшие стабильность существования бюрократии. Это означало прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, т.к. грозило подрывом всей политической системы.
Новые веяния в политике начались сразу после смещения Н.С.Хрущева: в 1964 г. восстановили единство партийных и советских органов, разделенных в 1962 г; в 1966 г. из Устава КПСС изъяли указания о нормах и сменяемости партийных органов и секретарей; Л.И.Брежнев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС; начался процесс тихой ресталинизации. Вместе с тем, жизнь требовала некоторой модернизации идеологических установок: была сконструирована концепция «развитого социализма». Впервые вывод о вступлении СССР в эту стадию прозвучал в 1967 г. В основе новой концепции лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, что предполагало бесконфликтность развития. Таким образом, концепция развитого социализма опиралась на вполне реальное создание индустриального общества в СССР, что и было объявлено как факт построения развитого социализма. Одной из основных его характеристик стало «развитие социализма на его собственной основе», т.е. на фундаменте индустриального общества. Эта концепция позволила, с одной стороны, констатировать «большие успехи», достигнутые страной под руководством партии, а с другой – снять определенность в достижении конкретных целей (построение коммунизма).
Брежневская команда взяла курс на подавление всякого инакомыслия. Начало реакции в 1965-1966 гг. знаменовал политический судебный процесс над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским за публикацию за границей литературных произведений. Ужесточилась цензура. Начало 1970-х гг. ознаменовалось травлей многих советских экономистов, историков, представителей других гуманитарных наук, чьи работы не вписывались в утвердившиеся каноны официальной идеологии. Появилась новая форма репрессий против инакомыслящих – внесудебное помещение в психиатрические клиники. Возобновилась высылка граждан СССР за границу. В ответ оппозиция расширила формы протеста – помимо распространения литературы через «Самиздат», появилось движение «подписантов» и правозащитное движение. Сторонники этих форм протеста требовали соблюдения законности в конкретных случаях. В движении диссидентов выделялось несколько направлений: национальные и национально-демократические (армянское, грузинское, украинское, литовское); движение репрессированных народов за возвращение на родину (крымско - татарское, месхетинское); движение за выезд (евреев в Израиль, советских немцев в ФРГ). Значительное развитие получили религиозные движения (евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.).
Ужесточение внутренней политики и преследование инакомыслия получило идеологическое обоснование в виде тезиса об обострении идеологической борьбы двух систем в условиях мирного сосуществования. Итогом теоретических установок брежневской администрации стала новая Конституция СССР 1977 г. – «Конституция развитого социализма». В шестой статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе: «КПСС – руководящая и направляющая сила общества, ядро его политической системы».
Изменились реальные механизмы власти, соотношение сил в партийной верхушке. Неуклонно укреплялась личная власть Л.И.Брежнева. Параллельно с этим шло моральное разложение общества. В нем как бы легализовалась двойная мораль, двойные стандарты жизни – официальные и реальные. Сформировались целые номенклатурные кланы в результате сращивания партийного аппарата с теневой экономикой и уголовными элементами. Начался конфликт «правящего сословия» с официальной идеологией. Все в более широких кругах населения СССР нарастало отчуждение от государства и ощущение, что жизнь устроена несправедливо. Данные явления были возможны лишь в системе, в которой партийно-государственный аппарат обладал всевластием и стоял над Конституцией.
Политическая система оставалась прежней. Для нее было по-прежнему характерно отрицание разделения властей, парламентаризма; политический монополизм и превращение партийных структур в надгосударственные. Тезис об общенародном государстве был декларацией. Партийные органы командовали Советами. Членство в партии превратилось для граждан в необходимое условие служебной карьеры. Активно шел процесс морального разложения общества.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, главным противоречием между властью и обществом, сложившимся в эти годы, стало противоречие между существующей политической системой и новыми потребностями и запросами стремительно выросшего в интеллектуальном и культурном смысле населения страны. Серьезным фактором в эти годы стал глубокий нравственный кризис, формирующийся по мере углубления разрыва между декларациями и лозунгами официальной пропаганды, с одной стороны, и реалиями жизни – с другой.
3.2. Социально-экономические преобразования во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг.
Реформы Н.С.Хрущева показали, что одним администрированием достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Среди экономистов все чаще высказывалась идея о необходимости экономических методов руководства. Начало экономической реформе положили решения мартовского и сентябрьского 1965 г. пленумов ЦК КПСС.
Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством. Его пытались реформировать на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников в росте производства. Однако главный акцент в политике на селе был сделан на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, а также на увеличении капиталовложений. Предложенные меры не предусматривали ликвидацию административных методов управления, предоставление колхозам и совхозам реальной хозяйственной самостоятельности, а потому обрекали аграрную политику на неудачу. Достичь существенных результатов не удалось. Несмотря на то, что в период уборки урожая привлекалось 20% всего активного населения страны, потери урожая ежегодно составляли от 30 до 40%.
Начало радикальной экономической реформе в промышленности положил сентябрьский 1965 г. пленум ЦК КПСС. Главная цель реформы: усилить экономические рычаги и расширить самостоятельность предприятий как хозрасчетного звена. В распоряжении предприятий оставалась часть прибыли. Параллельно предусматривалось реформирование системы ценообразования. Главным критерием оценки деятельности предприятия должен был стать объем реализованной, а не валовой продукции.
Внедрение рыночных механизмов при сохранении административных рычагов управления привело к обострению противоречий. Сохранение системы фондирования не позволило установить прямые связи между предприятиями и ввести систему оптовой торговли средствами производства. В итоге хозрасчет предприятий оказался без материального обеспечения. Начался постепенный возврат к более детальному планированию. Существующая система оказалась неспособной обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества. Свертывание реформы особенно ускорилось после «пражской весны» 1968 г., когда попытки обновить социализм с помощью рыночных механизмов вылились в Чехословакии в массовое движение и вызвали испуг у советского руководства.
Со свертыванием реформы началось неуклонное падение темпов промышленного роста. Падала эффективность и производительность труда.
Неудачное реформирование привело к резкому отставанию СССР от стран Запада в 1970-80-е гг. Национальный доход СССР в середине 1980-х гг. составлял примерно 20% от уровня США. В эти годы западные страны осуществили переход на качественно новый этап развития – от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. СССР пропустил новый научно-технический и цивилизационный виток развития. Структурные преобразования экономики не были проведены. Наиболее опасным стало технологическое отставание. Позднеиндустриальная модернизация в СССР так и не произошла. Во-первых, из-за нехватки ресурсов, которые во все возрастающих масштабах направлялись в «оборонку», добычу все более дорогого сырья и энергоносителей, распыления капиталовложений. Во-вторых, из-за того, что в СССР так и не успел сложиться социальный субъект позднеиндустриальной модернизации, Не было ни обширного слоя менеджеров-технократов, который мог бы взять на себя власть и на предприятиях, и в стране; ни боевых профсоюзов, не желающих мириться с тяжелыми условиями труда и низкими зарплатами. Экономическая ситуация ухудшилась в связи с вступлением СССР в войну с Афганистаном (1979-1989 гг.) По оценкам экспертов, не подчиненной целям обороны в СССР осталось только 20% народного хозяйства.
Власть не учитывала изменений, происходящих в обществе. Между тем, они были весьма значительными. В 1960-70-е гг. изменилась демографическая ситуация в стране. Последствия войны привели к снижению рождаемости. Усилились процессы урбанизации. Число городов с числом жителей более миллиона выросло с 3 до 23. Значительно вырос образовательный уровень населения. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Улучшилось материальное положение населения. Главную роль в этом сыграл массированный экспорт нефти, газа и импорт за счет «нефтедолларов» зерна, оборудования, товаров широкого потребления. Таким путем удавалось искусственно поддерживать социальную стабильность.
В 1970-80-е гг. в социально-экономическом развитии страны стали проявляться негативные тенденции: сокращение прироста трудовых ресурсов; удорожание стоимости сырья и материалов, вызванное освоением труднодоступных районов Сибири; моральный и физический износ основных производственных фондов; рост расходов на окружающую среду; прогрессирующее ухудшение состояния дел в системе образования, здравоохранения, в сфере культуры и науки; снижение темпов строительства жилья; дисбаланс между постоянно растущей денежной массой и скудным рынком потребительских товаров и услуг, который привел к появлению дефицита и инфляции.
Таким образом, обострение противоречия между потребностями развития производительных сил и закостеневшей структурой экономических отношений вело страну к экономическому кризису. Возникли деформации в системе общественной собственности, в сфере распределительных отношений и отношений обмена. Это привело в итоге к отчуждению производителей от средств производства и от власти, к утрате ими чувства хозяина, к искажению принципов социальной справедливости и оплаты по труду.
3.3. СССР и мир в середине 1960 - начале 1980-х гг.
В этот период перед советской внешней политикой стояла триединая задача: недопущение распада мировой социалистической системы, нормализация отношений с Западом, поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира». Главная черта политики - еще большая ее идеологизация. В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера. Мирное сосуществование было объявлено новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. Было объявлено о достижении военно-стратегического паритета между СССР и США.
К концу 60-х – началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Период разрядки международной напряженности (начало 70-х гг.) ознаменовался заключением важных договоров: о нераспространении ядерного оружия, об ограничении систем противоракетной обороны, об ограничении стратегических наступательных вооружений, четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Стороны толковали его по-разному: СССР больше интересовали проблемы безопасности, Запад же придавал принципиальное значение статьям о соблюдении прав человека. Период разрядки оказался недолгим. США и СССР попытались использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности в ГДР и ЧСССР. Усилилось противостояние в региональных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Эфиопия и др). Окончательный крах разрядки произошел после введения советских войск в Афганистан в 1979г.
По отношению к социалистическим странам СССР проводил так называемую «доктрину Л.И.Брежнева»: через заключение межгосударственных договоров и путем создания межгосударственных учреждений была обеспечена теснейшая экономическая и военная интеграция стран СЭВ и Варшавского Договора, которая значительно ограничивала суверенитет этих стран. Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под полного контроля Москвы («пражская весна» в Чехословакии; отдаление Китая, Румынии, Югославии; выход Албании из ОВД; выступления рабочих в Польше и др.)
ТАКИМ ОБРАЗОМ, внешняя политика советского руководства в 1965-1985 гг. прошла путь от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) – к разрядке международной напряженности (70-е гг.) и от нее – к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. В результате наметившееся вхождение СССР и стран «социалистического лагеря» в мировое содружество так и не состоялось, отодвинув перспективу их перехода к постиндустриальному обществу.