РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В XVII – XVIII ВВ.

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

Понятие "традиционного общества" и "модернизации".

С точки зрения изменения технологических процессов мы можем выделить в истории человечества две революции (если под революцией понимать "коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому"): неолитическая и модернизация.

Неолитическая революция традиционно трактуется как исторический период перехода в эпоху неолита (около 8-3 тыс. до н.э.) от присваивающего к добывающему типу хозяйства и связана с зарождением скотоводства, животноводства, земледелия, возникновением городских поселений, ремесел, письменности и рациональных знаний.

Модернизация связана с переходом от аграрного (традиционного) общества, характеризующегося низким уровнем производительности труда и преобладанием в экономике сельского хозяйства, к индустриальному, для которого характерна центральная роль научно-технической деятельности, машинное производство и общенациональный рынок.

Традиционное общество Индустриальное общество
- преобладание натурального хозяйства; - наличие сословной иерархией; - стабильность структуры; - социокультурная регуляция процессов основана на традиции; - господство религии. - распространение крупного машинного производства; - урбанизация; - утверждение рыночной экономики; - возникновение социальных групп предпринимателей и наемных работников; - становление демократии, гражданского общества и правового государства.

Модернизация является сложным и глобальным процессов, протекающим во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества, характеризующимся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции. Естественно, что модернизационные процессы весьма пролонгированы во времени.

Обычно выделяют два типа модернизации:

1. "первичная" (Западная Европа, США) охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушающая традиции наследственных привилегий и провозглашающая равные гражданские права и демократию;

2. "вторичная" или "догоняющая" (Россия, Турция). Ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.

"Догоняющая" модернизация предполагает, что одни элементы общества "убежали" вперед, более или менее соответствуют развитию в передовых странах, а другие – отстают или еще отсутствуют. "Догоняющая" модернизация является цикличным процессом, когда чередуются эволюционное и революционное начало.

Согласно теории "догоняющего развития" Россия находится во втором эшелоне модернизации, т.е. ее стартовые условия и возможности значительно отличались от передовых стран Западной Европы, таких как Англия и Франции.

табл. 1. Фазы модернизации[20]

Фазы модернизации Содержание модернизационного процесса Хронологические рамки
Европа Россия
  Доиндустриальная или протоиндустриальная Переход от естественных производительных сил к общественным; от индивидуального аграрного и ремесленного производства к мануфактуре; от личной зависимости к рыночным отношениям.   XVI – XVII вв.   XVIII – XIX вв.
  Промышленный переворот или раннеиндустриальная   Переход от мануфактуры к машинному или фабрично-заводскому производству; от ручных орудий труда к механическим; расслоение общества на буржуазию и пролетариат.   XVII – XIX вв. Конец XIX - начало XX, 1930 -1940 гг.
  Позднеиндустриальная Преобразование процесса труда на основе научной инженерной организации; возникновение поточно-конвейерного производства; смягчение классовых противоречий. 1900 – 1929 гг. - США; 1930 – 1950 гг. - Западная Европа 1950-1960 гг. - Япония   1950 – 1960 гг.

Россия в XVII в.

Династия Романовых пришла к власти в то время, когда перед страной, потратившей много сил на историческое выживание, встал кардинальный вопрос дальнейшего пути в условиях все нараставшей цивилизационной отсталости России от передовых стран Западной Европы. Ликвидация последствий Смуты и восстановление хозяйства были главной задачей общества вплоть до второй половины 17 в. В 1645 г. на престол взошел второй представитель этой династии Алексей Михайлович.

Если на западе за время Смуты Россия понесла территориальные потери, то на востоке, юге и юго-востоке были присоединены огромные земли, прежде всего за счет Сибири. Уже в 1639 – 1640 гг. русские выходят на побережье Охотского моря, в 40-х – начале 50-х гг. достигают Амура. В орбиту российской государственности вошли многие народы Сибири, самыми многочисленными из новых подданных российского государства были буряты и якуты. В конце XVII в. русские казаки обеспечили присоединение Камчатки. Коренное население присоединенных территорий было обязано платить особую подать мехами пушных зверей – ясак. Специфические условия Сибири привели к тому, что здесь не сложилось помещичье или вотчинное землевладение и не получило распространение крепостное право.

Земледелие сохраняло ведущие позиции в хозяйстве большинства населения. В XVII в. происходит дальнейшее усиление эксплуатации крепостных крестьян, выражающееся в росте барщины, натурального и денежного оброка. Растет социальная дифференциация внутри крестьянства. С одной стороны, появляются зажиточные крестьяне, занимавшиеся откупами, торговлей, арендующие землю у помещиков. С другой стороны, увеличивается число разорившихся крестьян, которые с разрешения помещика уходили на заработки.

Российская действительность середины XVII в. выглядела как клубок сложных проблем – внутренних и внешних. Однако главной оставалась военная слабость, которая привела к страшному разорению во времена Смуты. Военная модернизация оставалась главным вопросом, и это толкало к необходимости реформ.

Со второй половины 17 в. в России наблюдается тенденция к проникновению западноевропейских идей меркантилизма, основанных на теории активного торгового баланса. На основе концепции европейских меркантилистов правительство царя Алексея Михайловича принимает ряд государственных мер, направленных на защиту России от посягательств иностранных купцов во внешней торговле. При этом правительство единодушно во мнении, что благоприятный торговый баланс складывается тогда, когда государство активно вмешивается в экономику страны, проводя политику протекционизма. Основными составляющими этой политики, окружение Алексея Михайловича, считало установлении высоких таможенных пошлин, введение поощрительных премий на отечественные товары, содействие развитию различных отраслей промышленности.

В XVII в. в России наблюдается перерастание ремесла в мелкотоварное производство. Ремесло, ранее связанное с заказом, в XVII в. все более ориентируется на рынок. Купцы-скупщики сыграли значительную роль в восстановлении сельского хозяйства после разорения Смутного времени. Они скупали товары сельских и городских производителей и пускали его в оборот на рынках и ярмарках.

К концу столетия в соответствии с природно-географическими условиями в основном сложились районы ремесленного производства. Металлургия была наиболее развита в Карелии, Тихвине, Устюжне железопольской, Серпухове, Туле. Кожевенное ремесло получило распространение в Ярославле, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани. Многие сельские пункты превращались в центры промышленно-торговой деятельности. К концу столетия в России насчитывало не менее 300 городов. Самым крупным из них была Москва, в которой проживало около 200 тыс. жителей.

Таким образом, купечество и дворянство, поддерживаемые правительством, создают фундаментальную основу для роста товарной специализации, что, естественно, приводит к появлению первых мануфактур - крупных по тем временам предприятий, основанных на разделении труда и использующих ручной труд.

Знаменательным явлением XVII в. можно считать развитие мануфактурного производства. К существовавшим ранее казенным предприятиям прибавились частные заведения, основанные отечественными и зарубежными купцами. Тульско-Каширский комплекс металлургических заводов, основанный в 1632 г. А. Винниусом, стал началом распространения в России доменного производства. Широкое распространение получила мануфактура на соляных промыслах Прикамья и Старой Руссы. Здесь активной действовали купцы-землевладельцы Строгановы.

Рабочая сила для мануфактур обеспечивалась за счет найма или закрепления за предприятиями определенных групп населения, обычно крестьян. Такое сочетание свободного и принудительного труда стало характерной чертой крупной промышленности России в этот период. От феодального поместья эти предприятия отличались тем, что труд оплачивался в денежной форме.

Становление мануфактур происходит в регионах России с развитым товарным производством. Однако, в отличие от стран Западной Европы, отечественные мануфактуры основывались на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал. Западноевропейская мануфактура функционировала на основе вольнонаемного труда, поэтому, концепция меркантилистов не могла быть полностью реализована правительством в крепостнической России. Вместе с тем довольно обширная сеть частных мануфактур создает благоприятные условия для складывания и дальнейшего развития Всероссийского внутреннего рынка. Усиленное заимствование теории меркантилистов дает свои положительные результаты, о чем свидетельствует, активное участие купечества в продаже отечественных товаров на рынке и их заинтересованность в получении максимальной прибыли с дальнейшим вложением ее в зарождающиеся торгово-промышленные регионы страны.

К XVII в. относится становление крупных российских ярмарок – Макарьевской около Нижнего Новгорода, Ирбитской на Урале, Свенской около Брянска. Существовало множество более мелких торгов и торжков. В конце века началась торговля с Китаем. Центром русской торговли с Западной Европой был Архангельск, а через Астрахань устанавливались связи со странами востока.

Все большее значение приобретает торговля с Ираном и Средней Азией, т.к. к этому периоду в России присоединяются все территории Поволжья, в результате чего Россия принимает грандиозные евразийские очертания. Укрепление внешнеторговых связей России с государствами Средиземноморья, Западной Европы, Ираном и Средней Азией приводит к формированию крупных областных торговых центров ремесленного производства, возникновению торговых ярмарок всероссийского значения и складыванию Всероссийского внутреннего рынка. Это вызвало настоятельную потребность в появлении правового акта на обще государственном уровне. Этим актом стал Торговый Устав от 1653 г., регламентирующий правоотношения между русскими купцами и чужеземными торговцами. Торговый Устав, введя единую рублевую пошлину для купцов, и отменив ряд внутренних пошлин, тем самым значительно укрепил позиции русского купечества на внутреннем рынке.

Подкрепляя выбранный курс на защиту интересов российского купечества, правительство издает Новоторговый Устав от 1667 г. в духе меркантилизма и протекционизма, направленный на создание опорных пунктов торговли на внутреннем рынке.

Окружение царя Алексея Михайловича, возглавляемое боярином Морозовым, предполагало решить все проблемы реформирования налоговой системы страны по голландскому образцу. Они предлагали заменить прямые налоги косвенными - путем введения соляной пошлины, которую будут вынуждены платить все. Однако реформаторы просчитались, и через два года после введения соляного налога, в декабре 1647 г., он был отменен. Пытаясь пополнить пустую казну, власти принимали меры строгой экономии, было урезано жалование стрельцов и сокращены придворные штаты; снова усиленно взыскивались недоимки за прошлые годы. Так же не оправдала надежд на пополнение казны чеканка медной монеты по курсу серебряной. В то же время положительные результаты дала перестройка управления вооруженными силами по окружной реформе 1680 г. Большое значение имело упорядочение таможенных сборов за счет отмены мелких пошлин и объединения их в рублевую пошлину.

В XVII в. в России начало развиваться производство капиталистического типа, но из-за широкого распространения феодально-крепостнических отношений этот процесс шел медленно. Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны.

Господствующее положение в России XVII в. занимало боярство, в состав которого входили потомки бывших великих и удельных князей.

Дворяне составляли верхний слой служилых людей по отчеству. Этот слой феодалов включал в себя лиц, служивших при царском дворе (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы), а также городовых, т.е. провинциальных дворян и детей боярских. К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору или по набору: стрельцы, пушкари, ямщики, служилые казаки, казенные мастера.

Крестьянство состояло из двух основных категорий: частновладельческие и черносошные. Наиболее бесправной категорией были частновладельческие. К этой группе принадлежало более 80 % крестьян, с учетом церковно-монастырского и дворцового хозяйства. Они работали в пользу феодалов на барщине, вносили денежный и натуральный оброки. Обычной практикой становилась продажа крепостных, передача в приданое и включение их другие сделки между землевладельцами. Более смягченная форма зависимости была во владениях монастырей и иерархов церкви. Дворцовое крестьянство также не испытывало жесткого давления со стороны дворцовой администрации. Черносошное крестьянство проживало на окраинах страны – Поморье, Урал, Сибирь, Юг. Они объединялись в общины, несли тягло в пользу государства, были лично свободными и могли покинуть место жительства при условии, что найдут себе замену.

Довольно сложной была структура городского населения. Они имело пестрый состав: вотчинники и помещики с дворней, служилые приборные люди, купцы, тяглецы посада, ищущие заработка пришлые "гулящие люди".

Верхушку городского населения составляли купцы. Наиболее богатые торговые люди объединялись в три корпорации – гостей, гостиную сотню и суконную сотню. Члены этих объединений имели некоторые льготы в торговле.

Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Они объединялись в тяглую общину. В России XVII в. были четыре основные категории ремесленников: дворцовые, казенные, записные и тяглые, т.е. посадские люди. Посадские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли тягло – повинности в пользу государства, выбирали старост и сотских. В посадской среде происходила постоянная борьба между "лучшими" и "молодшими" людьми. Особенно острые конфликты возникали из-за распределения государственных налогов. Городская верхушка стремилась переложить налоговое бремя на низшие слои.

Новым явлением для XVII в. было наличие наемных работников в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте, особенно речном. Таких людей обычно называли "гулящими людьми". К ним относились вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги. Из их числа набирались служилые люди по прибору.

В обстановке роста социальной напряженности в конце 40-х гг., вызванной неудачными реформами налоговой системы, был созван Земский собор 1648 – 1649 гг., в работе которого приняло участие более 300 человек, в основном из числа дворян и верхушки посадского населения. Работа собора завершилась принятием "Соборного уложения".

Подготовкой "Соборного уложения" занималась специальная комиссия - "приказ князя Н.И.Одоевского". В Уложении содержалось около тысячи статей, разбитых на 25 глав. Это был первый русский законодательный документ, изданный типографским способом в количестве 2 тыс. экземпляров. Его рассылали для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Уложение 1649 г. продолжало действовать вплоть до 1832 г. и было переведено почти на все европейские языки.

Уложение регламентировало все сферы общественной жизни: несение службы, выкуп пленных, паспортный режим, таможенную политику, положение различных слоев населения и даже семейные отношения. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего сословия феодалов. Ограничивалось церковное землевладения, что отражало тенденцию к подчинению церкви государству, хотя самодержавная власть брала православную церковь под особое покровительство. Глава 11 "Суд о крестьянах" предоставляла феодалам право бессрочного розыска беглых крестьян. Крепостное право получило законодательное оформление – феодалы могли полностью распоряжаться личностью и имуществом крестьянина. Крепостнические отношения распространялись и на посадское население, которое навечно прикреплялось к посаду. Это же относилось и к черносошными и дворцовым крестьянам.

В XVII в. временами резко возрастала социальная напряженность. Это было вызвано ужесточением крепостного права, произволом центральной и местной администрации, неудачными финансовыми опытами, тяжестью многочисленных войн. Самой распространенной формой протеста была подача челобитных в центральные и местные органы власти.

В 30-х гг. XVII в. в ряде городов и уездов севера страны прошли выступления против злоупотреблений воевод. В конце 40-х гг. по городам и уездам прокатилась волна народных восстаний. Самым мощным из низ было восстание в Москве в июне 1648 г. Во время это восстания было убито несколько высокопоставленных чиновников, разграблено множество купеческих и боярских домов. Правительство потеряло контроль над положением в столице и вынуждено было пойти на уступки.

Локальные восстания 1648 г. в Поморье, на юге России и в Сибири показали стремление повстанцев в ряде случаев установить выборное управление вместо изгнанных царских воевод. Особенно ярко эта тенденция проявилась в ходе псковского восстания 1650 г., когда городом управляла "всегородняя изба" - выборный орган местного населения.

Мощное восстания произошло в июле 1662 г. в Москве, получившего название "медный бунт". Неудачная попытка введения медных денег, рост дороговизны, продолжавшаяся русско-польская война вызвали массовое возмущение в столице. Несмотря на то, что восстание было подавлено, правительство вынуждено было отменить медные деньги и вернуться к серебряным.

Кульминацией народных выступлений XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Движение это зародилось в станицах донского казачества. Дон был одним из основных районов, в который стекались беглые крестьяне. Обороняя границы России, донские казаки часто предпринимали успешные походы против Крыма и Турции, возвращаясь с богатой добычей.

В 1667 г. под руководством С.Т.Разина голутвенные (неимущие) казаки захватили Яицкий городок (современный город Уральск) и сделали его своим опорным пунктом. В этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому народу принесла атаману неслыханную популярность.

Весной 1670 г. С.Т.Разин начал новый поход на Волгу, который уже имел антиправительственный и антикрепостнический характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, Казки, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Вместе с русскими и украинцами в походе участвовали представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва.

В мае 1670 г. Разин захватил Царицын, а затем направился вверх по Волге. По пути он рассылал "прелестные письма", призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга. Восстание охватило огромную территорию – от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья.

В октябре 1670 г. правительственный отряд разгромил основные силы повстанцев. Тяжело раненный Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, но был выдан правительству зажиточными казаками. Летом 1671 г. С.Т.Разин был казнен в Москве на Красной площади.

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, ограничивавшихся разгромом имения своего барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей.

Восстание С.Т.Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы.

В условиях укрепления самодержавной монархии в России и нарастания социальной напряженности в обществе в середине XVII в. резко обострились отношения между церковью и государством.

Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Разночтения неминуемо вели к возникновению различных ересей, что ослабляло церковь. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства.

Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.

Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправление русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.

Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований.

Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол в 1652 г. Никон. Благодаря его деятельности был осуществлен комплекс мер, определивший содержание и характер церковной реформы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Все нововведения были одобрены церковным Собором, состоявшимся весной 1564 г. в Москве при участии восточных патриархов.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви. В результате этого произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Лидером этого движения стал протопоп Аввакум. На церковном Соборе 1656 г. при участии восточных патриархов новшества в церковных обрядах получили одобрение, а старообрядцы были преданы анафеме и подверглись ссылке и заточению.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывающих ухудшение своего положения с реформой церкви. Наиболее мощно протест проявился в Соловецком восстании 1668 – 1676 гг.

Дальнейшее расширение противостояния связано с личностью самого Никона, который считал, что "священство" выше "царства", активно вмешивался в дела светской власти и вступил в открытый конфликт с влиятельными придворными вельможами и самим царем Алексеем Михайловичем.

Открытое противостояние Алексея Михайловича и Никона произошло летом 1658 г., когда патриарх демонстративно покинул столицу. В 1666 г. церковным собор с участием двух восточных патриархов лишил Никона патриаршего сана.

Разрешение "дела Никона" в пользу светской власти означало, что церковь не могла впредь вмешиваться в государственные дела. Противостояние Никона с Алексеем Михайловичем является последним открытым конфликтом церкви с государственной властью, после которого речь идет лишь о степени подчиненности церкви светским властям.

Церковный собор 1666 – 1667 гг. подтвердил необходимость реформ, которые проводились теперь уже под личным контролем царя.

Несмотря на жесточайшие репрессии, старообрядческое движение в России принимало все более широкий размах. Раскольники спасались бегством на окраинные земли России, уходили в Заволжье и Сибирь, глухие районы Севера и Прикамья, на Дон. В этих местах они основывали свои скиты, вносил вклад в хозяйственное освоение ранее не обжитых земель. В XVIII в. царское правительство было вынуждено официально признать существование раскольничества. Русская православная церковь лишь в 1971 г. по решению Поместного собора сняла с раскольников проклятие.

К середине XVII в. Россия, восстановив экономику, смогла сосредоточить внимание на решении первоочередных задач внешней политики. Основными внешнеполитическими задачами были: 1) обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морям; 2) возврат потерянных ранее земель на юго-западе и воссоединение с украинским и белорусским народами; 3) достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана – вассала Турции. Важнейшей акцией в этом направлении была борьба за воссоединение с Украиной.

Большая часть Украины и Белоруссии в первой половине XVII в. входила в состав Речи Посполитой. Население этих стран подвергалось тройному гнету: крепостническому, национальному и религиозному.

Весной 1648 г. на Украине развернулась народная война во главе с Богданом Хмельницким против Польши. Русский народ сочувствовал борьбе украинцев и отряды донских казаков, русских крестьян и горожан принимали в ней участи. Русское правительство помогало продовольствием и оружием. Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Русского государства. Созванный осенью 1653 г. в Москве Земский собор постановил принять Украину Малороссийскую под государеву руку. 8 января 1654 г. Переяславская рада по предложению гетмана Хмельницкого постановила о воссоединении Украины с Россией. В марте 1654 г. послы Хмельницкого приехали в Москву и после переговоров с правительством получили от царя жалованную грамоту, в которой подтверждались права и вольности казаков и всех жителей Украины.

В результате русско-польской войны 1654 – 1667 гг. по Андрусовскому перемирию к России отошли Смоленск и левобережная Украина и город Киев. Запорожье перешло под совместный контроль Украины и Польши.

Умиротворение на западных границах сопровождалось ухудшением обстановки на южных. Последовали русско-крымские войны, а затем войны с Турцией. 13 января 1681 г. в Бахчисарае был подписано перемирие на 20 лет. Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева.

В течение XVII в. развивалась система центральных учреждений – приказов, число которых не было постоянным.

Органы местного управления на протяжении XVII в. почти не претерпели изменений. Административной единицей был уезд. Во всех уездах действовали назначаемые правительством воеводы из дворян. В лице воеводы объединялось военная, административная, судебная и финансовая власть. Воеводское управление постепенно сменило все остальные формы местного управления, что способствовало укреплению централизованного аппарата власти на местах.

Централизация управления на местах проявилась и в создании военно-административных округов-разрядов, возглавляемых воеводами. В разряды объединялось несколько уездов.

Низшим звеном управления были крестьянские и посадские старосты, работавшие под контролем местной общины. Во владениях феодалов управление было сосредоточено в руках назначаемых господином приказчиков.

Таким образом, во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит монарху. Монарх правит, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию, ему подчиняется церковь как идеологическая сила в обществе. Абсолютизм в России формировался на базе господства феодально-крепостнической системы.

Переход России к абсолютизму завершился в результате преобразований первой четверти XVIII в., но уже с середины XVII в. наметилась тенденция к эволюции сословно-представительной монархии.

40-е – 80-е гг. XVII в. явились временем начала становления в России абсолютизма, показали объективную необходимость абсолютизации власти, во многом предопределили дальнейшую судьбу и развитие этой формы правления в нашем государстве. Как всякий начальный этап глобальных изменений, рассматриваемый период характеризовался сочетанием и борьбой новых форм, явлений и тенденций с теми, которые составляли сущность предшествующего этапа. На протяжении царствований Алексея Михайловича и Федора Алексеевича параллельно шли два важнейших процесса: 1) отмирание или ограничение роли государственных органов и общественных институтов, не совместимых с абсолютизмом; 2) нарастание признаков, непосредственно характеризовавших эту форму правления. Эти процессы послужили причиной складывания новой модели системы государственной власти, изменения принципов взаимоотношений общества и государства. Силами, игравшими важнейшую роль во всех изменениях, были царская власть и высшее общество.

Процесс отмирания и ликвидации структур и институтов, противоречивших абсолютизму, в области системы государственной власти выразился в прекращении деятельности Земских соборов, ограничении роли Боярской думы, а в области систем регулирования социально-служебного положения – в отмене местничества, служившего в период сословного представительства основой функционирования всех других регуляторов.

Политика центральной власти, направленная на ограничение роли или ликвидацию государственных структур или социальных институтов, ограничивавших процесс абсолютизации царской власти, выразилась в ряде мер:

1. Царская власть попыталась создать такую систему государственной власти, в которой функции всех органов были урезаны в пользу царя. Начало этого процесса было связано с переходом от практики созыва полных Земских соборов к совещаниям с сословными комиссиями и формальной реставрацией самодержавия в России. Вслед за этим значительное число государственных структур испытало тенденцию к сокращению численности (уменьшение состава Комиссии на Москве, практика совещаний царя с ограниченным составом Боярской думы). Предпринимались попытки передоверить ряд полномочий целостного звена государственного механизма одной из составлявших этого звена или государственному новообразованию (практика переадресования полномочий и ряда функций всей приказной системы Тайному приказу; практика решения важных дел царем с Ближней думой вместо Боярской думы). Эта модель системы государственной власти сложилась в царствование Алексея Михайлович и представляла собой наиболее ранний вариант властной системы абсолютизировавшегося государства.

2. Царской властью проводилась политика, направленная на ограничение и последующую ликвидацию местничества.

С конца царствования Алексея Михайловича и при Федоре Алексеевиче строительство системы государственной власти перешло на новый качественный уровень, создавалась более совершенная модель власти. При этом численность штата государственных структур стала увеличиваться за счет бюрократического элемента. При Федоре Алексеевиче произошел стремительный рост приказного штата за счет подьячих, количество которых возросло в два с лишним раза.

В области государственной службы становление абсолютизма выразилось в развитие новой служебной идеологии, главными постулатами которой стали принципы "почетности всех служб государю" и "годности к государевой службе".

Постулат о почетности всех служб государю стал важнейшим фактором, способствовавшим окончательному падению заинтересованности аристократии в местничестве. При его реализации царская власть стала назначать на непрестижные службы лиц родовитых.

Принцип "годности к государевой службе" знаменовал переход от службы в зависимости от происхождения и служебного положения рода к службе, основанной на способностях и талантах конкретного должностного лица.

Становление абсолютизма выразилось не только в создании принципиально новой единой системы органов государственной власти и управления, но и в попытках построения унифицированной системы регулирования социально-служебного положения представителей высшего общества, то есть тех должностных лиц, кто входил в абсолютизировавшиеся государственные органы. Появились предложения выделить в рамках всех служб и должностей военное, гражданское и придворные направления, установить соответствие служб на основании степеней. Предложение послужило прообразом "Табели о рангах".

После смерти Алексея Михайловича на русский престол был возведен Федор. Руководящие посты в государстве получили родственники юного царя по матери – Милославские. После его бездетной смерти по традиции следующим царем должен был стать его брат Иван, но ввиду его слабого здоровья, бояре и патриарх Иоаким решили провозгласить царем младшего сына Алексея Михайловича от второй жены Н.К.Нарышкиной – Петра.

Опираясь на стрельцов, группировка Милославских, руководящую роль в которой играла царевна Софья, начала борьбу за власть.

В конце XVII в. в связи с реформой в армии роль стрельцов упала. Обязанность платить налоги и пошлины с промыслов, частая задержка жалованья, социальная дифференциация и злоупотребления полковников являлись причиной роста недовольства стрельцов.

В результате восстания стрельцов в мае 1682 г. царями были провозглашены Иван и Петр при регентстве царевны Софьи. Главным событием семилетнего правления Софьи были два неудачных Крымских похода.

В 1689 г. власть в стране перешла к Петру Алексеевичу, после смерти в 1686 г. Иван, он становится единственным правителем России. Термин “самодержавие” приобрел смысл единовластие.

Реформы Петра Великого.

В конце XVII - начале XVIII вв. Россия была огромной континентальной державой. Ее общая площадь занимала порядка 15,5 млн. км2. При этом государство не имело выходов к морям - Балтийскому и Черному, что принципиально ограничивало ее внешнеполитические и экономические возможности. Балтийское море контролировала Швеция, а Черное - Турция. Отсутствие морских путей во многом изолировало Россию. Попытки решения задачи выхода России к морским побережьям предпринимались предшественниками великого императора.

Главной задачей стоящей перед Петром I была борьба за выход к морю. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успехи зависело преодоление экономической отсталости. Преобразования, которые произошли в России при Петре 1, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственную и социальную сферы, церковные дела.

Первоначально вектор внешнеполитической деятельности императора был направлен в южном направлении. В 1695 г. русские войска осадили Азов - турецкую крепость в устье Дона, но из-за слабой организации военного дела в России и отсутствия флата, взять Азов не удалось. Построив зимой и весной 1696 г. флот, Петр 1 летом этого же года захватил Азов. Однако ряд турецких крепостей закрывал выход в Черное море русским судам. Война с Турцией требовала больших усилий, правительство Петра 1 рассчитывало создать антитурецкую лигу с привлечением ряда европейских государств.

В 1697-1698 гг. Петр I во главе российской д

Наши рекомендации