Глава 2. медиа-карта города губахи

Историческая справка

Прежде чем говорить о специфике СМИ города, необходимо коротко представить его историю и уровень развития социальных институтов на сегодняшний день, так как это, несомненно, обуславливает особенности СМИ.

Губаха была основана в 1755 году, тогда она представляла собой шахтерский поселок. Сегодня «Кизеловский угольный бассейн» – понятие историческое, на его территории нет ни одной действующей шахты. С закрытием шахт связано погружение города в глубокую экономическую и социальную депрессию.[20]

Оживление началось с развитием химической промышленности, когда были построены два крупных предприятия: Губахинский коксохимический завод (сегодня – ОАО «Губахинский кокс») и ПО «Метанол» (сегодня – ОАО «Метафракс»). «Метафракс» – крупнейший в России производитель метанола. Численность сотрудников – 2100 человек, что составляет 23% от работающего населения Губахи (данные 2008 года).[21] «Метафракс» - градообразующее предприятие города, он играет важную роль в развитии не только экономики, но и социальной сферы. Наряду с городской администрацией предприятие является организатором многих культурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований, спонсором социальных проектов.

Принимая во внимание то, что в структуре промышленности города химическая отрасль занимает первое место, а также то, что после закрытия шахт на их территории остались груды отработанной породы, неудивительно, что Губаха долгое время была в числе первых по масштабам загрязнения среды среди городов Западного Урала. Не так давно производство метанола было модернизировано, и экологическая проблема перестала быть столь острой. Но тем не менее экологическая ситуация в городе неблагоприятная и нестабильная, поэтому она должна быть одной из тем освещаемых в СМИ.

Среди культурных учреждений города хотелось бы отметить студию-театр «Доминанта». Коллектив театра неоднократно становился призером всероссийских фестивалей, но при этом, как ни странно, известен не всем губахинцам. Возможно, одна из причин этого недостаточное число публикаций. Работа девяти сотрудников Губахинского городского историко-краеведческого музея также достойна освещения в прессе. В среднем за год музей посещает около 11 тысяч человек.

В области спорта Губаха прежде всего ассоциируется с горными лыжами. Горнолыжная база расположена на горе Крестовой, которая является одним из семи геологических памятников на территории города. Но именно склоны Крестовой привлекают в Губаху наибольшее количество туристов.

При анализе характеристик местных газет важно учитывать такой показатель, как численность населения. Общая численность населения Губахи около 27,2 тысяч человек. Однако демографическую ситуацию в городе смело можно назвать критической: в 2007 году естественная убыль населения составила свыше девяти промилле, а сальдо миграции — минус 140 промилле.[22]

В ходе дальнейшего исследования СМИ будем учитывать условия города, в котором они издаются, а также попытаемся оценить, насколько полно освещаются существующие проблемы, насколько качественно выполняются функции, которые должны осуществлять СМИ в сложившейся ситуации.

2.2. Газета «Уральский шахтер»

«Уральский шахтер» позиционирует себя, как общественно-политическая газета. Для уточнения типологических характеристик был осуществлен мониторинг публикаций. В ходе мониторинга применялся метод контент-анализа.

На подготовительном этапе были выбраны материалы для анализа – публикации, размещенные на сайте газеты во втором полугодии 2009 года. На втором этапе были выбраны единицы измерения – существительные характеризующие явления девяти сфер жизни: политика, экономика, социальная сфера, культура и др.

Единицы анализа были внесены в кодировочный бланк, каждой из них приписано числовое обозначение (см. таблицу 1 в приложении)

Контент-анализ выявил рейтинг тематических предпочтений: более чем половина материалов (53%) относятся к социальной сфере (подробные результаты контент-анализа – см. таблицу 2 в приложении). В эту категорию включены материалы о сфере ЖКХ, социальных выплатах, обеспечении правопорядка, а также о людях в связи с их личными достижениями. 28% материалов рассказывают о политических событиях, примерно по 5% приходится на культуру, образование, историю и спорт.

Темы экономики, здравоохранения, экологии поднимаются менее чем в 3% материалов.

В газете отсутствуют скандальные материалы и материалы, обсуждающие частную жизнь элиты, редко встречаются материалы развлекательного характера.

Такое разделение тематического спектра является характерным для общественно-политических газет. Именно так и позиционирует себя «Уральский шахтер».

Основным содержательным недостатком газеты можно назвать недостаточную глубину анализа проблем. Так, в 63% материалов присутствует только рассказ о событии. Подобным образом освещаются, надо заметить, и значительное число Земских собраний, решений администрации и прочих политических событий.

Среди материалов на экономические темы отсутствует анализ проблем, связанных с глобальным экономическим кризисом.

Тема экологии представлена статьями о мусорных свалках, животных, занесенных в Красную книгу и прочих проблемах, существующих повсеместно. Специфические экологические проблемы Губахи не поднимаются. В 20% от общего числа материалов проблема ставится, но не анализируется. Анализ проблемы чаще всего появляется в материалах, являющихся ответом на обращение читателей в газету.

«Уральский шахтер» активно сотрудничает с аудиторией. Около 15% публикаций появляются как отклики на проблемы, о которых рассказывают читатели. Обратная связь осуществляется также посредством читательских комментариев к материалам, размещенным на сайте газеты.

Содержание сайта отличается от содержания печатных номеров, во-первых, отсутствием рекламы и во-вторых, наличием статей из других СМИ, они составляют около 10%. Чаще всего это материалы, рассказывающие о событиях российского и мирового масштаба. Общее количество материалов, в которых рассматриваются проблемы, выходящие за рамки муниципалитета – около 27%.

Представляется, что цель «Уральского шахтера», как общественно-политической газеты, – содействовать решению локальных проблем, на уровне частной жизни, на уровне учреждения. В качестве примера успешных действий на этом поприще можно привести акцию, направленную на сбор средств на лечение ребенка, инициатором которой стала газета.

2.3. Газеты «Новый век» и «Вестник Метафракса»

«Новый век», как и «Уральский шахтер», позиционирует себя как общественно-политическую газету. Однако существенным фактором, противоречащим этому, является то, что газета учреждена ОАО «Метафракс» и издается на средства предприятия. Это дает основание полагать, что «Новый век» – корпоративное издание.

В ходе мониторинга, материалом которого стали электронные версии номеров за 2 полугодие 2009 года, было подсчитано число упоминаний о предприятии – один из показателей того, насколько газета ориентирована на создание имиджа компании. Выяснилось, что компания «Метафракс» и ее руководители упоминаются в 28% статей.

В целом содержание газеты сходно с содержанием «Уральского шахтера». Наибольшее внимание уделяется социальной тематике (38%). Однако около 15% материалов, отнесенных в ходе исследования к этой категории, представляют собой рассказы о жизни людей, их профессионализме (рубрика «Дела и люди»). Проблематика в таких материалах отсутствует.

«Новый век» еще более поверхностно, чем «Уральский шахтер», освещает события. В 80% материалов журналисты ограничиваются констатацией фактов и собственным эмоциональным откликом на произошедшее. Несмотря на то что 6% материалов, так или иначе, связаны с экономикой, ни в одном из них нет упоминания о мировом кризисе.

Издание, в котором отсутствуют проблемные статьи, нельзя считать общественно-политическим. В пользу того, что «Новый век» – корпоративная газета, говорит и то, что ее финансирование полностью осуществляется компанией «Метафракс». Газета распространяется бесплатно, реклама практически отсутствует. Сайт, на котором размещены архивы газет, посвящен не «Новому веку», а предприятию в целом, его целевой аудиторией являются деловые партнеры «Метафракса». А наличие газеты служит дополнительным фактором создания позитивного имиджа компании. Этому же способствует бесплатное распространение газеты среди пенсионеров.

С другой стороны, «Новый век» отличается от большинства корпоративных изданий. Во-первых, целевая аудитория газеты выходит за рамки сотрудников компании: «Новый век» распространяется в трех городах Пермской области. Соответственно и тираж газеты намного превышает средний тираж корпоративного издания. Во-вторых, газета выходит три раза в неделю, тогда как корпоративные издания в большинстве случаев являются ежемесячными.

Исходя из указанного выше, можно охарактеризовать «Новый век», как газету корпоративную по функциональности, но имеющую масштаб распространения и тематику общественно-политического издания. «Метафракс» издает и бесплатно распространяет «Новый век» с целью информировать аудиторию о деятельности компании, но и о текущих событиях. Однако события излагаются односторонне, не анализируются. Возможно, это связано с тем, что деятельность «Метафракса» в целом и его руководства в частности оказывает сильное влияние на качество жизни большей части населения Губахи. Значит, обсуждения проблем города не всегда возможны без критики в адрес предприятия.

«Вестник Метафракса» – вторая газета учрежденная ОАО «Метафракс». По характеристикам она полностью соответствует корпоративному изданию. Выходит тиражом 450 экземпляров с периодичностью два раза в месяц и распространяется бесплатно среди сотрудников компании. Тематика сужена до освещения событий, связанных с деятельностью завода.

После того как в ходе мониторирования были уточнены типологические характеристики изданий и их качественные особенности представляется возможным составление медиа-карты города.

Составление медиа-карты

Итак, медиа-карта представляет собой базу данных, в которой собраны и систематизированы сведения о СМИ. В медиа-карту города Губахи включены газеты «Уральский шахтер», «Новый век» и «Вестник Метафракса». Собраны и систематизированы такие сведения о них, как тип издания, тематическая направленность, постоянные рубрики, тираж, способ распространения, область распространения, периодичность, типографические характеристики (см. таблицу 3 в Прил.).

В отличие от медиа-карт, составляемых специалистами по связям с общественностью для повышения эффективности взаимодействия со СМИ, целью составления медиа-карты в рамках данного исследования – является создание систематического представления о характеристиках СМИ города Губахи.

Основываясь на данных, включенных в медиа-карту, а также на изученные в ходе работу исследования, можно сделать выводы о состоянии медиа-пространства Губахи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследований местной журналистики, обуславливается тем, что «особенностью развития России в настоящее время является регионализация всех сторон жизнедеятельности социума: смещение на местный уровень политической активности, властных полномочий и ответственности, различных общественных интересов».[23]

Основываясь на результатах проведенного исследования, посвященного составлению медиа-карты города Губахи Пермского края, можно сделать следующие выводы.

1. СМИ в городе представлены двумя общественно-политическими изданиями – «Уральский шахтер» и «Новый век». Они имеют сходную тематическую направленность: большинство материалов посвящено социальной сфере, а именно проблемам ЖКХ, обеспечению правопорядка, рассказам о жизни и профессиональном опыте жителей города. В «Новом веке» второе и третье места по числу публикаций занимают соответственно вопросы образования и культурные события. «Уральский шахтер» много внимания уделяет освещению административных собраний и принимаемых ими решений.

Основная цель газет – информирование о текущих событиях города. «Уральский шахтер» стремиться, кроме того, содействовать решению проблем отдельных граждан.

Работа «Нового века» координируется в соответствии с корпоративными целями учредителя газеты – ОАО «Метафракс». Это просматривается не только в статьях, связанных непосредственно с предприятием, но и в стремлении создать идеалистическую картину жизни.

«Несмотря на огромное количество печатных изданий, бурно развивающийся рынок электронных СМИ, позиции районных газет достаточно прочны. Только они могут удовлетворить потребность читателя в местной информации».[24] Представляется, что главная роль и «Уральского шахтера», и «Нового века» заключается именно в освещении событий местного уровня.

2. В ходе исследования также был выявлен основной содержательный недостаток губахинских газет – недостаточная глубина анализа проблем города. Системный аналитический подход к освещению реальности заменяется простым «зеркальным» отражением событий.

Например, материалы на тему культуры содержат только констатацию фактов проведения культурно-массовых мероприятий без оформления их во взаимосвязанную совокупность.[25]

Политическая сфера тоже освещается подобным образом. В газетах печатаются нормативно-правовые акты, издаваемые администрацией, заметки и отчеты о Земских собраниях, но анализ того, как то или иное решение администрации повлияет на жизнь граждан, отсутствует.

В прессе Губахи не поднимаются специфические экологические проблемы города и связанные с ними проблемы здоровья. В материалах на эти темы журналисты зачастую ограничиваются размышлениями о проблемах, существующих по всей России.

Учитывая то, что материалом исследования были публикации за период с июня по декабрь 2009 года, удивительно, что ни в одной из них не было упоминания о мировом экономическом кризисе. Этот факт наглядно демонстрирует, что в исследованных СМИ игнорируются важные проблемы общества.

3. Отмечены положительные стороны губахинской прессы. Вопреки тому, что «исследователи (С.Г. Корконосенко, Г. В. Лазутина, И. В. Чередниченко и многие другие) констатируют, что социальная тема не занимает в СМИ места, адекватного потребности в ней общества…»,[26] анализ публикаций «Уральского шахтера» и «Нового века» показал, что газеты имеют социальную направленность. К плюсам изданий можно отнести и то, что рассказывая в своих материалах о достойных уважения людях, журналисты стремятся сформировать систему ценностей, в которой нравственные качества будут стоять на первом месте. В «Уральском шахтере» и «Новом веке» отсутствует пропаганда идеалов потребительского общества.

Безусловно, на сегодняшний день нельзя говорить о качественном выполнении СМИ города Губахи их функций. Однако изданиям удается сохранять стабильные тиражи, а значит, быть востребованными у аудитории.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий / А.И. Акопов – Иркутск, 1985. – С. 36.

2. Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. – СПб., 2005 – 336 с.

3. Жога Г. Сода, соль, солярка / Г. Жога// «Эксперт Урал», 2009, – №37

4. Засурский И. И. Масс–медиа второй республики [Электронный документ] // http://www.smi.ru/99/10/02/247081.html (проверено 24.05.10)

5. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. [Электронный документ] // http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm/ (проверено 24.05.10).

6. Ким М.Н. Разработка методик контент-анализа СМИ для уточнения их содержательно-типологических характеристик. [Электронный документ] // http://www.mediaspb.pu.ru/upload/files/doc_1231664714.doc / (проверено 16.05.10).

7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко – М., 2001. – 287 с.

8. Кулев В. С. Муниципальная власть как медиаресурс власти / В. С. Кулев // Трансформация СМИ в современном мире: материалы Международной науч.-практ. конф. – Москва, 2009. – С. 369

9. Мосеев В. А. Демократизация региональной печати 1990-2007 гг. (на примере газеты «Пермские новости») / В. А. Мосеев // Социокультурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Пермь, 2008. – С. 36

10. Опарин А. Системы мониторинга и анализа СМИ / А. Опарин // «PC WEEK», 2003. - № от 16.12

11. Севостьянов А. В. Влияние кризиса на современный медиарынок / А. В. Севостьянов // Трансформация СМИ в современном мире: материалы Международной науч.-практ. конф. – М., 2009. – С. 36

12. Середа Н. Д. Социальные вопросы в региональных СМИ: проблема ответственности / Н. Д. Середа // Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций 19-21 вв.: материалы Международной науч.-практ. конф. – Ставрополь, 2009. – С. 170

13. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования. [Электронный документ] // http://www.forum3000.ru/departaments/social/tavokin/6/paragraph_5.html / (проверено 29.05.10).

14. Халтурина М. Л. Роль местной печати в формировании культурно-исторических традиций малых городов России / М. Л. Халтурина // Трансформация СМИ в современном мире: материалы Международной науч.-практ. конф. – М., 2009. – С. 386

15. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2007. – С. 46

16. Мониторинг и аналитика СМИ. Словарь терминов [Электронный документ] // http://prime-time.ru/glossary/ (проверено 16.05.10)

17. Методика мониторинга электронных и печатных СМИ [Электронный документ] // http://islamtat.ru/publ/57-1-0-658 (проверено 16.05.10).

18. Общая характеристика корпоративных СМИ [Электронный документ] // http://www.adme.ru/struktura/obschaya-harakteristika-korporativnyh-smi-horosho-325341-16929/ (проверено 16.05.10)

19. «Химия Урала: моногорода и кризис» [Электронный документ] // http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=5916 (проверено 19.05.10)

20. Сайт города Губахи. Общая информация. [Электронный документ] // http://newgubakha.ru/joom/content/view/15/32/ (проверено 19.05.10)

Материал исследования:

21. Электронный архив газеты «Уральский шахтер» // http://ural-shahter.ru/ (проверено 24.05.10)

22. Электронный архив газеты «Новый век» // http://www.metafrax.ru/ru/press/new-century/ (проверено 24.05.10)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Кодировочный бланк

Признак, градация признака Коды  
1. Группа, к которой принадлежит автор · Штатный журналист · Официальное лицо · Читатель · Материалы других СМИ    
 
 
2. Количество проблем, рассматриваемых в публикации · одна · более одной      
3. Глубина анализа проблемы · рассказ о событии · постановка проблемы · анализ причин и последствий проб №1 проб №2  
4. Локальность проблем, поднятых в публикации · страна, мир · область · город · предприятие, учреждение · частная жизнь проб №1   проб №2    
5. Сфера общественной жизни · экономика · политика · культура · образование · спорт · социальная сфера · экология · здравоохранение · история        
*6. Упоминание о предприятии · да · нет        
           

Таблица 2

Наши рекомендации