В чем состоит полож и отриц парламентаризма?
Что такое суверенитет с точки зрения власти государства?
21. К чему аппелирует правовой суверенитет? Правовой суверенитет всегда апеллирует к авторитету правовых норм. Возникает из авторитета законов
22. В чем двойственность национального единства? Поэтому в современном мире теоретическая основа солидарности понимается двойственно:
1. Солидарность как этническое происхождение. Индивид как частица народа.
2. Солидарность как гражданское единство. Индивид – гражданин свободной страны.è Высшим проявлением цивилизованного национализма можно считать гражданский национализм. Гражданская солидарность, не сводящаяся к этнической ксенофобии.
23. Как этнич нац относится к гос гр? апеллирует к таинственному национальному духу, в котором есть внерациональное единство. è Поэтому не признавал государственных границ.
24. На чем акцентирует внимание патриотизм в отличии от национализма? Патриотизм акцентирует внимание на солидарности, которую он противопоставляет этническому национализму.
25. Какие властные последствия имеет факт голосования с точки зрения минималистской модели демократии? Факт голосования имеет властные последствия, потому что голосование показывает реально соотношение сил, интересов и ценностей. Голосование – мирная альтернатива мятежу.
26. какое решение будет пол демократич с т зр агрегативной модели демократии? Равенство индивидуальных интересов дает возможность принять коллективное демократическое решение. А на основании равенства интересов все должны согласиться с решением.
27. Какие аргументы приобретают силу при согласительной демократии? Принципиальное отличие этой модели от агрегативной - требование большей сознательности и внимания к аргументам оппонента. Люди должны быть гражданами!
è силу приобретают те аргументы, которые нельзя разумно отклонить.
28. какая идеология отстаивала принцип представительства как основного способа демокр правления? Идея представительства привнесена в демократию либерализмом!!
29. В чем различие между фирмой и политической партией? НО различием между фирмами и партиями является то что: фирмы идут на любые изменения ради прибыли, а партия (значимая) имеет идеологию, обладающую самостоятельной ценностью. Следовательно, партия не может пойти на радикальную смену идеологии ради увеличения электоральной поддержки.
В чем состоит полож и отриц парламентаризма?
1. Парламентаризм в пропорц. Системой ки
При такой системе влиятельных партий больше, чем две. Для партий принципиально участие в деятельности исполнительной власти, правительство коалиционное, формирование коалиций облегчается наличием дисциплинированных партий, партийной дисциплине способствует пропорциональная система выборов. Ключевые акторы - крупные партии со сторой партийной дисциплиной. Партии связаны с избирателями строгим набором обязательств, механизм контроля над обязательствами будет носить характер инструктирования, а не делегирования. При формировании коалиций легче договориться о специфических инструкций, а не общих. Основа правительственной программы - набор специфических инструкций. Лоббисты ориентированы на руководство крупнейших партий. Лоббирование - закрытый и эффективный процесс. Правительство парламентское, правительство формируется из того, кто в партии захотел. Можно и в парламенте и в правительстве быть
2. с мажоритарной системой
Двухпартийная система, партии достаточно дисциплинированы из-за парламентаризма, но не так сильно, как при пропорциональной системе. Доминирование победившей партии очевидно и она не нуждается в строгой партийной дисциплине. Нет коалиционных правительств. Это дает возможность проведения идеологоческий политики, а не политики согласования интересов. ФОрмируется политика медиарного идеологизированного избирателя. Из-за этого более частая смена власти. Двухпартийная система видет к формированию четкого теневого кабинета. Лоббирование ориентировано на партийную депутатскую элиту, но связь с лоббистами менее развитая, чем в пропорциональной. Такая связь как правило не оформляется организационно.
3. Президентство с пропорциональной сис-мой
-президенство и зак.орган власти плохо согласованы друг с другом
-парламентская политика-партийная политика
-депутат в основном карьерные партийные деятели
-кандидат в президенты не обязательно принадлежит какой-то партии
-избранный президент имеет личный мандат доверия избирателей.
-политические столкновения президента и парламента системно неизбежны
-парламентские партии часто шантажируют президента, а президент стремится ослабить дисциплину партии.
4. Президентство с мажоритарной сис-мой
Партии здесь не являются необходимым элементом функционирования системы. Роль партий слаба даже в ходе выборов.
Единственный мощный ресурс партийного влияния — первичные выборы кандидата в президенты.
Полит.карьера не является партийной (парт.функционеры роли не играют, надо быть конгресмэном).
Индивидуальные акторы здесь играют самую заметную роль.
Данная модель больше всех напоминает обычную общественную организацию или бизнес-корпорацию (поэтому влтяние парти слабое)
Поэтому для данной модели характерно делегирование и а не инструктирование со стороны избирателей.
- 1. Тип ключевых акторов
- Является ли модель голосований в парламенте стабильной
- Легче ли сформировать блокирующую конфигурацию, чем принимающую решения
- Возможно ли существование организованной оппозиции
- Какой тип отношений будет между ключевыми акторами и избирателями
- Формируют ли лоббисты коалиции с парламентскими партиями
7. Что будет получать основной актор за поддержку
Пар-зм с пропор | Пар-зм с маж | През с пропор | През с маж сист | |
Тип ключ акт | Только партии | Партии домин среди др акт | Сочет парт и инд акт(през важнее) | Только инд акт(през важнее) |
Число ключ акт | По числу парт от 5 до 10 | Как правило 2 | От 5 до 100 | Нескол сотен |
Явл ли полит карьера партийной? | да | да | Да для парл-ев, но не обяз през | Не обяз для всех |
Явл ли модель голос в парл-те стаб? | Да скорее всего в период электр периода | «...» кроме некот индив акторов | Нет, модель голос меняется относит к реш-ию | Нет, «...» |
След ли парл голос парт позицией? | да | Да, искл некот индив акторов | Не обяз, хотя парт голос может иметь знач-ие | нет |
Явл ли побед коал мин? | да | да | Не обяз | нет |
Легче ли сформ блок кон-ию чем принимаю? | Только если есть 2 партии в парл-те | Да, «...» | Да и особ если есть 2 палаты | «...» |
Ключ акт ориент на общ или спец интересы? | Чаще всего на спец инт-сы | И то и др | През-т — общ, парл парт-част | През-т и партии-общ инт |
Пред ли пол акт позиц за рамки парт прог-мы? | нет | Возм в некот случаях | Возм, през-т | Возм, през-т и знач кол-во парлам-ев |
Возм ли сущ орган оппозиции | нет | да | Нет, през-т блокирсозд оппоз | «...» |
Явл ли пол проц серийный или непрер? | Сер, пол реш приним от форм од коал к др | Оба варианта | непрерывный | непрерывный |
Возм ли блок реш как шантаж своих инт? | Да для мелких партий в коалиции | Почти невозм за искл некот инд пол акт | Да оч часто | нет |
Тип отн мд изб и ключ акт | Инстр-ие, пол-ки будут им спец хар | Инстр-ие (инст буде им общ хар) | Делегир- през, инстр-парл парти | Делегир доминирует |
Будет ли эл-т сигминтир и будут ли ключ акт выдв сторон | Да в значит степени | Да в значит степ | Возм для парл партий | В оч огран объеме |
Явл ли лоб-зм сконц или рассред проц? | Оч конц, парт лидеры -осн цели, лоббир закр проц, эффект и деш | Оч сконц, парт лидеры -цели, лобб менее эфф и более затратр | Рассредоточен, часто закрытый | Рассредот,Цели-инд акт, проц откр для наблюд, сам затрат и эфф |
Форм ли лоб-ты коалиц с парл партиями? | Они способ, но не обяз делают это | Они способ | Возм при поддержке пр-та | нет |
Стрем ли лоб изм st quo или сох | Могут успешно менять | «...» | Огран с сохр статуса | Сохр- осн вид деят-ти лобб |
Лоб орг созд до или после благопр для себя решен | до | до | Оба варианта | В основном после |
Что буд полут осн акт за поддер лобб-ов | Голоса изб-ей | Голоса изб и/или деньги | Голоса изб и/или деньги | деньги |
Возм ли отдача от лоб-зм а для самих лоб-ов | Да, лоб-ты получ выгоду | Возм, но не обяз | «....» | нет(лоб -проф, получает з/п) |
- В чем преимущество национальных ценностей перед ценностями справедливости и человеческого достоинства
нация дает людям легко понимаемые ценности верности и единства в противоположность сложным понятиям справедливости и достоинства.
Народное чувство правильного и логичного всегда будет основано на простых, легко постигаемых вещах. Это чувство всегда будет упрощением.
- 2 принц. Вопроса природы человека
– о человеческой сущности
-о характере общества, в котором люди живут
2. Биологич. Факторы доминирования, возможно ли науч. Изучение политики
политическая наука обречена анализировать дополитические чел.качества , научное понимание политики можно только при понимании биологических и генетических факторов- до сер 20 века Бихевиоризм
3. Почему для современного феминизма ..... второго пола не рождены женщ а стали ими
Современный феминизм не пользуется понятиями М и Ж, говорит 1, 2 пол.
Гендер — социальный пол.
Носители второго пола не были рождены женщинами в соц.смысле, они стали женщинами.
Обусловл. Не биоллогич.различиями, а мужскими социальными стереотипами.
4. Каковы фундаментальные характеристики индивида с точки зрения либерализма
1)идентификации самого себя и возможность существования независимо от других. 2) уникальность и индивидуальность индивида 3) вера в универсальность человеческой природы
5. Почему с точки зрения Шмита право на ЧП имеет принцип. Значение
ЧП приостанавливает действие существующих норм. кто имеет право на ЧП, имеет право на все остальное.Правило не доказывает ничего исключение доказывает все
6. Почему полит. Враг всегда публичен
Враг не есть моральное зло. Он чужой и иной. Именно поэтому он не может быть личным.
7. Что такое власть с точки зрения структурной модели
Власть возникает только в определенных устойчивых общественных структурах. Сама структура взаимодействия между людьми обладает собственной логикой развития, и эта логика относительно независима от поведения индивида.
8. В чем различие обязующ (?) смысла власти и авторитета
Властью обладает тот, кто может заставить. Авторитетом — тот, кто мжет требовать повиновения.
9. Какое соглашение и доверие ассоциируется с позитив и негатив н. властью
Негативное видение власти ассоциируется с либерализмом (т.к.негативное определение свободы и отсюда негативное определение власти)
Позитивное видение власти:
Власть как основанное на доверии полномочий.
Если негативную власть можно интерпретировать как соглашение или договор, то позитивную власть интерпретируем как доверие.
10. Почему власть чистого деспот. Огранич.
Власть чистого деспотизма очень лимитировано,. т.к.он властвует только над тем, что он непосредственно видит, контролирует.
11. Почему в демокр. Обществах значение легитимности повышается ?при демокр абсолютное большинство должно признавать сущ порядок
12. Когда с т. Зр. Гоббса становится возможно доверие к друг другу
В условиях недостатка ресурсов — война всех против всех.
Преодолеть могло только взаимное доверие людей друг другу.
только готовность к всеобщему повиновению делает возможным доверие людей друг к другу.
13. Хабермас В чем противоречие либ. Демократии
Если либ.дем. - (?), то она убивает свою легитимность сама. Это приводит к опасному последствию.
В либ.дем.власть находится под влиянием двух сил:
- желание большинства жить благополучно
- потребность капит.экономики, требующей концентрации капитала.
14. Как определ. справедливое общество консерваторы и последовательн. Либер
Современные консерваторы, классические либералы --- общество равных возможностей.
Соц-дем (соц-либ): общество равных условий.
Классический либерализм : равные права --- справедливое общество, но право равных возможностей неизбежно влечет за собой меритократию
15. 2 фундаментал вопроса к изучению гос –
1.является ли Г структурой правящих институтов и легальных норм?
2.или это отражение системы умонастроений и поведенческих стереотипов ГО?
16. Как представ. Гос. Социологич подход
2 компонента:
- государство — способ организации общества, одна из форм общественной жизни.
Трактуется эта форма в основном экономически.
- и)Государство как один из способов управления организацией человеческой жизни.
Через государство люди организуют свое существование.
Благодаря государству существует цивилизованное современное общество.
К.Маркс, Э.Дюркгейм, отчасти М.Вебер (но несколько под другим углом зрения)
Подход авторитетен, но в основном развит в социологии, а не сфере полит.наук.
И потом он начинает терять свою стройность и ясность по мере усложнения общества.
17. Как трактует гос конституц. Нормативн. Теор
Конституционная теория.
Наиболее влиятельная и сложная идея в современном мире.
Государство как комплекс ценностных институтов.
Именно эти конституционные институты обеспечивают государственный авторитет правовыми, историческими, моральными или философскими нормами.
Благодаря этим нормам происходит институционализация государственной власти.
К.были ценностью, обладали нормативным, ценностным содержанием, трактовались как священный текст.
18. Как трактуется суверенитет в гос. Как порождение современности
Суверенитет — открытая проблема современной политики.
В понимании до сих пор непреодолимые противоречия.
- суверенитет абсолютен и неограничен, образуется
возникает только после того, как возникает разделение общества и государства.
19. Основ аргумент бихевиоризм против конц. Гос.
- Бихевиоризм
(против концепции государства)
Тезис о неопределенности:
государство, с точки зрения бихевиоризма, невозможно определить.
- какова исследовательская задача теории политики по отношению к фактам и ценностям
При изучении политики нельзя отделить факт от ценностной интерпретации. Факты и ценности влияют друг на друга. Задача: не разделять факты и ценности, а видеть, где они влияют друг на друга
- Каков наиболее фундаментальный вопрос природы человека?
Кто есть человек на самом деле
- Почему сторонники пластичной природы человека являются сторонниками соц оптимизма и утопии
Говорят, что общество влияет на изменение природы человека. Если можно все изменить, то можно все изменить к лучшему.
- Каково, по мнению Арендт, единственное политическое устройство по жизни
Демократия участия
- Почему постмодернизм считает, что современной власти не нужно быть принудительной
Современная власть – это не принуждение к действию, а дрессировка мышления, власть лишает человека способности делать самостоятельные суждения. Соврем власть навязывает определенную картину мира, следовательно, ее не нужно принуждать. Нужен микроанализ власти, смотреть, как ведет себя человек в обыденных ситуациях. Власть – это всегда плохо.
- на чем основано позитивное видение власти
Позитивная власть:
- древнее негативной
- основана на доверии полномочия
- помогает раскрыть собственные достоинства
- Власть ДЛЯ
- Доверие
- Изначально является репрессивно-иерархической – противоречие
- Это власть суверена, родителей и тп.
- власть ВО имя
- как соотносится государство как порождение современности с частной жизнью граждан
Государство как публичный институт отделено от частной жизни граждан
- в чем идеологическая ограниченность трактовки государства как явления модерна
если государство основано на силе, то оно старше современности. Значит модернистская трактовка признает только либеральное государство
- как различаются правительство и государство с точки зрения принуждения и насилия
Правительственное воздействие принудительное, не является насильственным. Государство всегда имеет право применять насилие, когда экономическое и моральное воздействие не действует.
- в чем состоит непреодолимое противоречие суверенитета
- он абсолютен и неограничен, образуется единством правящих и управляющих
- суверенитет возникает только после разделения общества и государства
- из чего возникает политический суверенитет
апеллирует к власти, возникает из ее реальной силы
- что обеспечивает национальное самосознание с точки зрения гражданского национализма
Гражданская солидарность