Культура в Чехии послебелогорского периода

Первый из двух слоев чешской культуры был представлен народной песней, устной и письменной чешской словесностью, народным театром. Формы этого слоя примитивны, в нем нет произведений непреходящего значения. Второй слой - наднациональный, создававшийся умственной и художественной элитой всех входивших в государство народов. Такая культура обладает определенной идеологической направленностью, официальным характером и способностью воздействия на культуру народную. Именно наднациональная культура создала в Чехии ценности общечеловеческого значения. Это - храмы и дворцы, мосты и гидротехнические сооружения, планировка городов и методы их застройки, парковая культура, живопись и т.д. Образовательная функция этой культуры сохраняется до нашего времени, идеологическая же функция отошла на задний план. Развивавшаяся в Чехии официальная культура не может считаться чешской. Чешский язык не использовался ни в литературном творчестве, ни в науке, где преобладал латинский. Люди искусства редко были представлены лицами чешской национальности, это - выходцы из многих стран Европы; чешская же интеллигенция эмигрировала или была истреблена.
Официальная послебелогорская культура отличалась острой идеологической направленностью, однобоко служа интересам контрреформации. Церковь отрицательно относилась к успехам экспериментальных наук, тормозила развитие свободной мысли. Однако в области изобразительного искусства, где господствовал стиль барокко, создаются настоящие шедевры.

Школа и образование
В послебелогорский период основным типом средней школы стали в Чехии иезуитские гимназии, хорошо организованные и материально обеспеченные. Были и школы других орденов, например, пиаристов. Иезуиты овладели также Пражским и Оломоуцким университетами. В 1654г. Пражский университет, официально объединенный с Клементинской коллегией иезуитов, стал именоваться Карло-Фердинандовым. Профессорами философского и теологического факультетов были только иезуиты. Духу контрреформационного католицизма были подчинены также юридический и медицинский факультеты. Господствовала схоластика, естественные науки сильно отставали по уровню преподавания от лучших примеров в Европе.
В Европе XVII-XVIII вв. особенно больших успехов достигла физика. Широко использовался экспериментальный метод, прогрессировала механика, влиявшая на другие области физики и вообще на естественные науки. Наступил век великих открытий Галилея, Торичелли, Паскаля, Ньютона. Была полностью опровергнута аристотелевско-птолемеевская геоцентрическая система строения вселенной, утвердился гелиоцентрический принцип. Это стало основой материалистического мировоззрения. В Пражском же университете продолжала господствовать геоцентрическая система, основой физики оставалось учение Аристотеля.
Новые открытия подрывали церковные догматы. Церковь преследовала естествоиспытателей, по ее вине научный прогресс обошел земли Габсбургской монархии.

Богуслав Бальбин
Важнейшую идеологическую функцию выполняла в послевоенной Чехии историография, главной фигурой которой был иезуит Богуслав Бальбин (1621-1688), глубоко изучивший сокровищницу документов по истории Чехии. Католик и иезуит, он считал рекатолизацию Чехии благотворной, но осуждал политику монархии в отношении Чехии. В сочинении “Извлечения из чешской истории” он выступает прежде всего как патриот. Особенно четко эта ориентированность Бальбина прослеживается в труде “Защита языка славянского, преимущественно чешского”, изданном лишь в 1775г. Бальбин скорбит о переживающем упадок Чешском королевстве, о чешском языке. Изучив библиотеки и архивы, этот автор разработал план создания энциклопедии Чехии в 30-ти томах под названием “Различные исторические сведения о Чешском королевстве”. При жизни Бальбина вышло 10 книг “Энциклопедии”, в конце XVIII в. - еще две. Эрудиция Бальбина и его собирательская деятельность, знакомство с новейшими методами обработки источников ставят этого ученого XVII в. в ряд предшественников критической историографии периода просвещения и национального возрождения.

Томаш Пешина из Чехорода
Еще одним историком XVII в., оставившим значительный след в науке, является Томаш Пешина из Чехорода (1629-1680). Бюргер по происхождению, он быстро стал пражским каноником и деканом капитулы св. Вита в Праге. Сочинение о чешской истории он решил составить по-чешски, чтобы с ним могли ознакомиться все соотечественники. На чешском языке он написал краткую историю Моравии (1663), а также издал на латинском языке сочинение о военной и политической истории Моравии (1677). Наиболее известен труд Пешины с призывом к христианам объединиться против турецкой опасности.
Следует иметь в виду, что представители чешской барокковой историографии были тесно связаны с контрреформационным католицизмом и отличались социальной консервативностью. Но их патриотизм, стремление собрать как можно больше свидетельств по отечественной истории повлиял на последующие поколения.


Изобразительное искусство. Архитектура.
Архитектура также выражала устремления контрреформации. Как и во всем искусстве, в ней тоже господствовал стиль барокко: монументальность храмов, сложный план сооружений, богатое украшение алтарей, множество скульптур и золота, настенная роспись. Строительство осуществлялось мастерами из разных стран. Некоторые иностранные архитекторы использовали местные чешские традиции, переосмысливая иноземные образцы. Криштоф Динценгофер (ум. 1722), архитектор баварского происхождения, создал “чешское барокко”, построив несколько костелов, в том числе и ныне существующий храм св. Микулаша в Праге. Вершиной барокковой архитектуры в Чехии является творчество Килиана Игнаца Динценгофера, сына Криштофа (1689-1751), строителя костелов в Праге, Карловых Варах и др. местах. Выдающимся скульптором того же периода был Матиаш Бернард Браун (1684-1738), по происхождению тиролец. Его экзальтированные фигуры, демонстрирующие игру света и тени, и ныне оказывают сильнейшее влияние на эмоции зрителей. До настоящего времени в Праге можно видеть скульптуру св. Луитгарды, установленную Брауном в 1705г. Не менее, чем Браун, известен Фердинанд Максимилиан Брокофф (1688-17311), украсивший в 1714г. своей скульптурой Франца Ксаверского Карлов мост в Праге, автор и ряда других выдающихся произведений.

Живопись

В области живописи выдающимся мастером был Карел Шкрета-Шотновский (1610-1674), творчество которого делится на духовное и светское. Он создал многочисленные алтарные композиции и картины на библейские сюжеты, выполненные по заказам иезуитов, протекцией которых художник пользовался до конца жизни. Светская живопись Шкреты - почти исключительно портреты, отличающиеся большой реалистичностью.
Своего расцвета барокковая живопись достигла в творчестве Петра Яна Брандла (1668-1735), писавшего жанровые сцены и композиции на мифологические темы. Наиболее известны его портреты и алтарные образы (например, “Апостол Павел”).
Крупнейшим портретистом Центральной Европы в начале XVIII в. был Ян Купецкий (1667-1740), сумевший переосмыслить элементы зарубежной живописи и создать портреты художественной значимости международного уровня, хранящиеся в галереях Праги.

Музыкальная культура

Музыкальная культура Чехии также развивалась как неотъемлемая часть религиозных обрядов. В храмовой музыке укрепились новые формы - кантаты, оратории. Органист Адам Михна из Отрадовиц создал канционал, отдельные песни которого живут до нашего времени. Организатором музыкальной жизни была и шляхта, учреждавшая капеллы из народных музыкантов под руководством обученных канторов. Храмовая музыка меняла и мелодии народных песен. Чешская музыка периода барокко достигла высокого уровня, но в Европе практически не была известна и на ее музыкальное развитие не влияла.

Наши рекомендации