График проведения и содержания СРСП
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. Проректора-директора Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
___________________________
«_____» ________________ 2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине«Политология»
для студентов специальности:
5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм, 5В050207- Переводческое дело , 5B050507 - Менеджмент
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин
Астана 2011 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан к.ф.н., доцентом Малгараева З.Б.
Обсужден на заседании кафедры гуманитарных и естественных дисциплин
Протокол № ____ от «_____»________________________ _______ г.
Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.
________________ «_____» ________________________ ________г.
Одобрен Советом Высшей школы экономики, бизнеса и социальных наук
Протокол № _____ от «_____»____________________ __________ г.
Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
________________ «____»_______________________ _________ г.
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. Проректора-директора Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К. _____________________________
«_____» ________________ 2011г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины«Политология »
Специальность 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм, 5В050207- Переводческое дело , 5B050507 - Менеджмент
Форма обучения - дневная
Всего 2 кредита
Курс 1 Семестр 1,2
Лекции 20 часов
Практические, семинарские 10 часов
СРСП 30 часов
СРС 30 часов
Экзамен 1,2 семестр Трудоемкость 90 часов
АСТАНА 2011 г.
1. Преподаватель курса: Малгараева Зауре Боранкуловна, кандидат философских наук, доцент.
Научные интересы: теория демократии, сравнительный анализ политических систем, теория доказательств.
Научная школа: аспирантура и защита кандидатской диссертации по специальности 09.00.11 – социальная философия.
2. Пререквизиты дисциплины. Для наиболее полного усвоения курса «Политология» желательно предварительное изучение следующих предметов:
- Философии в качестве научной методологии анализа современных политических процессов и категориального аппарата социальных и гуманитарных дисциплин;
- Всемирная история в качестве эмпирической базы анализа социально-политических процессов в истории человечества;
- Социология в качестве методологического инструментария анализа общественных отношений и процессов, происходящих в обществе
- Психология в качестве дисциплины, раскрывающей поведенческие аспекты политических процессов.
3. Постреквезиты дисциплины. После изучения курса «Политология» изучение следующих дисциплин будет более плодотворным: «История международных отношений», «История дипломатии», «Внешняя политика Республики Казахстан» и др.
Цели и задачи дисциплины.
Политология – это интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом, ее субстанциональном, институциональном, функциональном выражении, о «технологии» политических процессов. Методы политологии сочетают в себе как общенаучные: системный, структурный, функциональный, структурно-функциональный, сравнительный, так и специальные: нормативный, социологический, институциональный, антропологический, психологический и др.
Политическая наука институционализировалась к середине 20 века. В 1949 году в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, где были определены основные блоки политической науки:
- политическая теория: политическая теория и история идей;
- политические институты;
- партии, группы и общественное мнение;
- международные отношения
Цель преподавания дисциплины. Политика – это поиск гармонии между человеком, обществом и государством, это важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Особенно возрастает роль и значение политики в переломные эпохи, когда подвергаются радикальной трансформации сами основы жизнедеятельности человека, мировоззренческие установки. Такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время Казахстан. Очевидно, что для его духовного возрождения особую актуальность приобретает переосмысление всей системы социальных и гуманитарных наук. Уяснение и правильное понимание политических реалий современного мира составляет цель преподавания дисциплины.
Задачи изучения дисциплины. Курс политологии должен помочь студентам разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах современного общества, как власть, гражданское общество, правовое государство, политика, формы политической системы, политические режимы, политическая культура. История политической мысли, как часть политологии, позволит студентам определить социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы. Студент, изучающий политологию, должен овладеть не только обширными знаниями, методами научного анализа, но и уметь творчески исследовать политические явления прошлого и настоящего с тем, чтобы прогнозировать будущее политического развития общества и государства. Но главное, что должно быть усвоено в результате изучения политологии – это знание основных закономерностей развития политической жизни, функционирования политической системы и политических институтов, политической культуры и формирования гражданской позиции, которая будет проявляться у специалистов в их будущем труде и на общественном поприще.
Содержание дисциплины
Тематический план лекций
№ | Тема, цель и задачи | Реком. лит-ра* | Проблемные вопросы, цели и задачи занятия |
Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии. 1 час. Цель – формирование общего представления о политологии и политике. Определение значения и роли политологических знаний в будущей профессии. Задачи: 1. Определение предмета политологии, ее возникновение и становление. 2. Изучение методологических основ и задач политологии. 3. Анализ содержания основных парадигм и школ политологии. 4. Определение значения и роли политологических знаний в будущей профессии. | 7,10,11,13,14,17,18,22,25 | 1. Формирование представления о политике как амбивалентном явлении. 2. Знакомство с различными средствами и способами изучения мира политического. | |
Основные этапы становления и развития политической мысли. 2 часа. Цель – формирование общего представления об основных этапах становления политических идей, выявление логики историко-политического развития. Задачи: 1. Исследование политических идей древней Греции и древнего Востока. 2. Знакомство с политическими взглядами деятелей Просвещения. 3. Определение специфики и развития политических взглядов на территории Казахстана. | 11,21,23,24,26,38,44,45 | 1.Выявление логики становления историко-политической мысли. 2.Определние особенностей становления политической мысли на казахской земле для современного этапа становления Казахстана. | |
Политика как явление общественной жизни. Субъекты политики. Гуманитарная сущность, демократическое содержание и нравственный характер политики. 1 час. Цель – определение места политики в системе общественной жизни сквозь призму компаративистского метода; определение значимости сравнительного метода в развитии научного знания. Задачи: 1 Определение объекта и предмета сравнительной политологии 2. Определение методов сравнительной политологии 3.Конкретизация методологии современной сравнительной политологии 4 Понятие политики и ее происхождение 5. Элементы политики, функции политики | 12,34,35,38,4,40,44,45 | 1. Выявление историко-политической значимости сравнительной политологии, определение ее места и эвристической значимости 2.Определение сложной противоречивой природы политики, ее места в жизни современного человека | |
Политическая элита и политическое лидерство. 1 час. Цель – Определение значимости элит в современном обществе.Исследование сущности, задач, системы рекрутирования политической элиты в условиях демократического развития. Задачи: 1. Знакомство с основными концепциями политических элит. 2. Исследование сущности, задач, системы рекрутирования политической элиты. 3. Исследование сущности, задач, системы рекрутирования политического лидерства. | 54,44,45,68 | 1.Формирование общего представления о месте и роли политических элит в системе современного общества. 2. Проблема формирования элиты в демократическом обществе | |
Политика суверенного государства РК на этапе ускоренной модернизации в свете ежегодных посланий Президента народу Казахстана.1 час Цель – определение основных направлений политики Казахстана на этапе ускоренной модернизации Задачи:
| 52,49,35,30,12, 75, 76, 77 | 1.Формирование общего представления о политике суверенного Казахстана на этапе ускоренной модернизации 2.Определение логики социально-политического и экономического развития Казахстана на основе Посланий Президента | |
Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 1 час. Цель– определение места политической власти в системе общественных отношений. Исследование генезиса, сущности, парадигм власти. Задачи: 1. Исследование генезиса, сущности, парадигм власти. 2. Определение содержания, функций, основных элементов системы политической власти. 3. Знакомство с природой политического господства, ее классификациями. | 29,32,23,58,9 | 1.Понимание политической власти как сложного явления. 2.Определение возможностей и пределов использования политической власти в современном мире. | |
Политическая система. Политический режим и его типы.1 час Цель - формирование общего представления о типах политических систем и их адаптации к современным реалиям, понимание сущности политических режимов, исторических условий из возникновения и реализации, основополагающих различий между их видами.. Задачи: 1. Определение сущности и структуры политической системы. 2. Выявление специфических функций и задач политической системы в структуре общества. 3. Понимание сущности политических режимов, а также основополагающих различий между их видами. 4. Определение понятия, типов политических режимов, а также многообразия их проявления в современном мире. | 53,39,40,35 | 1. Формирование значимости научных представлений о политической жизни как политической системы. 2. Активизация чувства гражданской ответственности в аспекте понимания политической системы. | |
Теории и модели современной демократии.2 часа. Цель – осознание многовариативности типов демократии и сущностной необходимости ее становления в Казахстане. Задачи: 1. Определение специфики представлений о демократии в Античности и Средневековье. 2. Знакомство с различными концепциями демократии, определение их различий и сходства. 3. Выработка общего представления и сущностных черт демократии как политического режима. | 54, 7,44,45,23 | 1. Формирование общих представлений о многовариативности демократических процессов, сложности реализации демократических принципов. 2. Определение критериев демократизации, их сходства и различий 3. Демократия в современных традиционных обществах | |
Избирательные системы. 1 час. Цель - формирование системных представлений об избирательной системе, основных понятий, основных типов избирательных систем, характеристиками избирательного права и избирательных процедур 1 Ознакомление с понятием избирательной системы и основных видов выборов 2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная кампания 3.Избрательная система в Казахстане | 54, 7,44,45,69,70 | 1. Избирательные системы: история становления. 2. Особенности избирательного процесса 3. Специфика избирательной системы в Казахстане | |
Формы правления и государственное устройство. 1 час. Цель – определение основных форм правления, сущностных характеристик. Определение форм государственного устройства, их значение в развитии общества Задачи: 1.Определение форм правления. Их проявлений в современном мире. 2.Разновидности республик Принцип сдержек и противовесов в различных видах республик 3. Формы государственного устройства. Позитивные и негативные стороны унитарного, федеративного устройств | 60,62,64,54 | 1. Определение соотношения между формами правления и политическим режимами 2. Особенности распространения типов республики в зависимости от социально-политического развития государства 3. Соотношение между формами государственного устройства и политическими режимами | |
Правовое государство и гражданское общество.1 час Цель – осознание важности формирования гражданского общества и правового государства в Казахстане.Формирование представлений о необходимости становления гражданского общества как инструмента развития демократии и многообразии видов его проявления. Задачи: 1. Определение сущности и основных принципов правового государства. 2. Формирование представлений о необходимости становления гражданского общества как инструмента развития демократии и многообразии видов его проявления. 3. Анализ специфики становления гражданского общества и правового государства в Казахстане. | 23,37,48,44,45 | 1.Формирование представления о сущности, роле и функциях гражданского общества и правового государства в современном Казахстане. 2.Актуализация исторических форм проявления гражданской инициативы. | |
Политические партии, партийные систем и общественные движения Формы взаимоотношения государства и гражданского общества, партийная система в Казахстане.1 час. Цель – анализ сущности и роли политических партий и общественно-политических движений в развитии демократического общества. Задачи: 1. Определение сущности, функций, типов партий. 2. Анализ различий между типами партийных систем. 3. Изучение роли, функций и значения в жизни общества общественно-политических движений. 4. Анализ становления многопартийности в Казахстане, роли общественно-политических движений. | 59,60,54,48 | 1.Формирование представлений о необходимости развития партийного движения как одного из способов демократизации общества. 2. Анализ опыта политической деятельности партии «Алаш-Орда». | |
Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан.2 часа. Цель – формирование представлений о политической культуре как сложном социальном феномене. Изучение сущности, факторов, условий развития политического сознания. Задачи: 1. Изучение сущности, факторов, периодов развития политической культуры. 2. Определение сущности и значения политической социализации. 3. Анализ видов политического поведения и участия. | 67,44,45,56,16,57 | 1.Формирование представлений о политической культуре, роли в формировании демократических институтов и традиций. 2.Формирование гуманистической политической культуры в Казахстане, идеологии, идеи национального единства. 3. Политическая социализация в Казахстане: возможности, перспективы, тенденции | |
Мировая политика и международные отношения. 1 час Цель – определение мировых центров силы, тенденций развития международных отношений для определения геополитического статуса Казахстана в современном мире. Задачи: 1. Понятие мировой политики 2. Система международных отношений 3. Международные политические институты | 71,72,73,74,57,53,47,35,30 | 1.Определение тенденций мировой политики, закономерностей функционирования 2. Выявление специфики формирования внешней политики РК в условиях многополярного мира | |
Особенности современного мирового политического процесса.1 час. Цель – определение тенденций, путей, проблем современного мирового политического процесса Задачи: 1.Понятие мирового политического процесса 2. Особенности современного мирового политического процесса 3. Факторы мирового политического процесса: демографические проблемы проблемы терроризма, преступности, наркомании; экологические проблемы | 49,50,52, 69,72,52,53,47,42,12 | 1.Формирование понимания о тенденциях мирового политического процесса, геополитических факторах. 2. Выявление роли глобальных проблем цивилизации, их влиянии на мировые политические процессы | |
Национально-государственные интересы Казахстана в новой геополитической конфигурации мира.1 час. Цель – определение места и роли современного Казахстана в условиях многополярного и многовекторного мирового развития. Задачи: 1. Определение места и роли Казахстана в системе международных отношений. 2. Национально-государственные интересы Казахстана 3. Определение основных тенденций внешней политики Казахстана в новой геополитической конфигурации мира. | 69,72,52,53,47,42,12 | 1.Формирование национально-государственных интересов, их значение в развитии государства 2. Формирование национально-государственных интересов РК 3. Геополитическая конфигурация в 21 веке, основные проблемы Центрально-Азиатского региона | |
Основные приоритеты внешней политики, внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире. 1 час. Цель – определение основных приоритетов внешней политики Казахстана в контексте обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире Задачи: 1.Определение основных приоритетов внешней политики РК 2. Внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении Безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе 3. Международные организации, сотрудничающие с Казахстаном в рамках обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе | 69,72,52,53,47,42,12 | 1. Формирование общих представлений о внешней политике государства 2. Специфика внешнеполитических инициатив Казахстана в условиях нарастания военной угрозы, многополярности международных отношений. 3. Казахстан в современных международных организациях. Мирные инициативы Казахстана. |
Тематический план семинарских занятий
№ | Тема занятия, объем в часах | Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов | Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. заданияи др. виды) | Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе | Реком литература | ||||||||||||||||||||||||||||||
Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии.1 час. 1.Предмет, объект политологии. 2. Функции политологии 2.Основные парадигмы политологии. | Устный опрос. | Работа с практикумом под ред. Проф. Василика М. | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Гаджиев К.С. Методологические принципы политологии // Вестник МГУ сер.12 Социально-политические исследования Кривогуз И.О. О предмете политологии // общественные науки и современность, 2005. № 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Основные этапы развития политической мысли.1 час. 1.Политические идеи мыслителей Древней Греции. 2.Политические взгляды мыслителей Нового времени. | Устный опрос. | На выбор подготовить слайды по отдельным мыслителям (указание биографических данных, трудов, основных положений) | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Платон Госудаство // Собр. Сч.: в 4-х т. М., 1994. Т.3 Гоббс Левиафан // Соч.М., 1986. Т.3 Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения М., 1995. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Политическая элита и политическое лидерство.1 час. 1. Понятие «элита». Основные теории политических элит Парето, Михельса, Моски. 2. Типологии и функции политического лидерства. Заполните таблицу классификаций политического лидерства по М. Веберу, Херманн М..
| Устный опрос | Письменная сдача таблицы Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность, 2002. № 4 Блондель Ж. Политическое лидертво. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. Зяблюк Н.Г. Лббизм в США как политический институт // США: экономика, политика, идеология. 2003. № 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 1 час. 1.Сущность и содержание власти. Структура власти. 2. Основные парадигмы определения власти. Заполните таблицу:
| Устный опрос | Письменно сдать таблицу. Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. 2002. Бурдье П. Социология политики Канетти М. Масса и власть. М., 1997. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М. 1996 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Политическая система. Политический режим и его типы.1 час. 1. Понятие, структура, типология политических систем. 2. Политические режимы. Заполните таблицу:
| Устный опрос. | Письменно сдать таблицу Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Арендт Х. Истоки тоталитаризма. 1996 Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Теории и модели современной демократии.1 час. 1.Определение, содержание, основные этапы развития демократии. 2. Классические теории демократии. | Устный опрос | Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6 Р. Даль.Теория полиархии. Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 2006. № 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Правовое государство и гражданское общество.1 час. 1. Концепции происхождения государства. 2. Гражданское общество: признаки и функции. 3. Правовое государство: признаки и функции. | 1.Работа с учебником и первоисточниками. 2.Устный опрос. | Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2000. Белов Г.А. Права человека. М.. 2003 Мамут Л.С. Государство: плюсы представлений // Общественно-политические наук и современность. 1996. № 4 Боер В.Я. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб, 1999 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Политические партии, партийные систем и общественные движения. 1 час. 1.Определение политической партии. Сущность и разновидности партийных систем. 2.Сущность и роль общественно-политических движений. 3. Заполните таблицу:
| Устный опрос | Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. Письменная сдача таблицы | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. вып..4 Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал 1993. № 3 Сколько в Казахстане партий? / Политика/Интернет-газета. Казахстан. Политические партии в Казахстане. А., 2006 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан. 1 час. 1.Политическая идеология. Типология 2.Политическая культура. Типология Алмонда, Вербы. Функции политической культуры. 3.Проблемы разработки национальной идеи Республики Казахстан | Устный опрос | Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. СПб., , 1996. Пивоваров Ю.С. Политическая культура Методологический очерк. М., 1999 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Национально-государственные интересы Казахстана в новой геополитической конфигурации мира.1 час. 1. Геополитика. Основные концепции 2. Геополитическая структура мирового сообщества 3. Геополитическое положение современного Казахстана | Устный опрос | Работа с практикумом под ред. проф. Василика М. Круглый стол | http://www.politicalscience.boom.ru http://www.nauki-online.ru/o-politike-i-polito. | Поздняков Э.А. Геополитика Рахманова Г.Б. Казахстан и проблемы безопасности в Центральной Азии, А.. 2006 Чжен Кун Фу Геополитика Казахстана. А.. 1999 Звягинская И. Становление государств в Центральной Азии. Политические процессы Бакаев Л. Национальная безопасность Республика Казахстан. В контексте истории и современности. А., 2005. Международный терроризм. М., 2005 Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения. А., 2006 |
График проведения и содержания СРСП
№ | Название темы | Содержание задания по теме | Рекомендуемая.лит-ра | Форма проведения срсп | Неделя проведения, объем в часах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии. | 1. Письменно подготовить и прокомментировать различные определения и высказывания о политике. 2. Заполнить таблицу по методам политологии
| Гаджиев К.С. Методологические принципы политологии // Вестник МГУ сер.12 Социально-политические исследования Кривогуз И.О. О предмете политологии // общественные науки и современность, 2005. № 4 | 1.Устный опрос 2.Сдача заданий | 1 час 3 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные этапы становления и развития политической мысли | 1. Конспект работы Н.Макиавелли «Государь». (Пользоваться Хрестоматией по политологии под ред. Василика стр.125-135, или из Хрестоматией по ТГП под ред. Мухаева стр.90-100). | Хрестоматия по политологии под ред. Василика Хрестоматия по ТГП под ред. Мухаева Антология политической мысли в 4-т. | 1.Проверка конспекта 2. Обсуждение работы | 1 час 4 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Политика суверенного государства РК на этапе ускоренно модернизации в свете ежегодных посланий Президента народу Казахстана | 1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. 2. Основные программы развития Республики Казахстан Студентам разбиться на подгруппы, каждая из которых готовит материал по основным положениям одной из программ развития Казахстана (Программа – 2030, Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана) | Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана Программа Казахстан -2030 http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/reference_info/strategy2030 | Круглый стол | 1 час 5 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. | 1. Заполните таблицу:
(аристократия, бюрократия, райтократия, партократия, медиакратия, геронтократия, технократия, плутократия, демократия, теократия, автократия) | Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. 2002. Бурдье П. Социология политики Канетти М. Масса и власть. М., 1997. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М. 1996 | Сдача письменных заданий. Устный опрос. | 1 час 6 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории и модели современной демократии |
| Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. 2002. Бурдье П. Социология политики Канетти М. Масса и власть. М., 1997. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М. 1996 Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6 Р. Даль.Теория полиархии. Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 2006. № 9 | 1 час 7 неделя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории и модели современной демократии | 1. Написать конспект одного из предложенных авторов из хрестоматии под ред. Р. Мухаева: Даль Роберт Алан (стр.932-949), Сартори Джованни (стр.963-979); или из хрестоматии М. Василика: Сартори (стр.386-400), Р.Даль (стр400-416), А.Токвилля «Демократия в Америке». 2. Дискуссия. Демократия – будущее человечества или явление западной цивилизации. Студентам разделиться на две группы. Одна группа отстаивает позицию «Демократия – будущее человечества», другая – «Демократия – явление западной цивилизации». План выступления: 1. Определение демократии 2. Признаки и принципы демократии 3. Положительные и отрицательные стороны различных концепций демократии 4. Исторические примеры | Хрестоматия по политологии под ред. Василика Хрестоматия по ТГП под ред. Мухаева Антология политической мысли в 4-т. Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6 Р. Даль.Теория полиархии. Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 2006. № 9 | Сдача конспекта Дискуссия | 1 час 8 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Избирательные системы | 1. Понятие избирательной системы. Основные виды выборов. 2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная кампания. 3. Заполнить таблицу.
| Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2000. Белов Г.А. Права человека. М.. 2003 Мамут Л.С. Государство: плюсы представлений // Общественно-политические наук и современность. 1996. № 4 Боер В.Я. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб, 1999 г. Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6 | Устный опрос. Письменная сдача таблицы | 1 час 9 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы правления и государственное устройство | 1.Формы государственного устройства. 2. Заполните таблицу:
3. Дискуссия на тему: «Плюсы и минусы различных форм государственного устройства» | Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2000. Белов Г.А. Права человека. М.. 2003 Мамут Л.С. Государство: плюсы представлений // Общественно-политические наук и современность. 1996. № 4 Боер В.Я. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб, 1999 г. | Сдача таблицы. Проведение дискуссии. | 1 час 10 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы правления и государственное устройство | Заполните таблицу.
| Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 2001. Тихомирова В.А. Государство на рубеже столетий // Государство и прав. 1997. № 2 Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 2004. Михайловская И.Б и др. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. М., 2008 | Сдача таблицы | 1 час 11 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы взаимоотношения государства и гражданского общества, партийная система в Казахстане. | Круглый стол. «Политические партии в Казахстане: история и практика». Студентам предлагается объединиться в подгруппы, выбрать политическую программу одной партии Казахстана и публично ее защищать (не более 3 партий) При подготовке акцентировать внимание: 1. политическая платформа; 2.формы взаимоотношений партии с государственной властью 3 организация работы с гражданами | election.kz/pls/portal/url/page/ele. kazakhstan.orexca.com/rus/kazak. | Круглый стол | 1 час 12 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан | 1. Основные политические идеологии современности. Проведение круглого стола. Студентам разбиться на подгруппы, выбрать один из видов идеологий. На круглый стол выносятся следующие проблемы:
| Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. СПб., , 1996. Пивоваров Ю.С. Политическая культура Методологический очерк. М., 1999 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4 | Круглый стол | 1 час 13 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Политическое сознание и политическая культура | Студентам разбиться на подгруппы и подготовить материалы по одному из видов политических культур: мусульманская политическая культура, православная политическая культура, конфуцианско-буддийская политическая культура и т.д. При подготовке освятить следующие вопросы: Религиозная основа, морально-нравственные основания, экономические стимулы культуры, основные приоритеты, негативные аспекты, успехи и результаты. | .Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. СПб., , 1996. Пивоваров Ю.С. Политическая культура Методологический очерк. М., 1999 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4 | Круглый стол Студентам предлагается подготовить слайды по типам культуры | 1 час 14 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кризисные и конфликтные ситуации в политике, способы их предупреждения и разрешения | 1. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения 2. Этнополитические конфликты (рассмотреть на примере конкретных этнополитических конфликтов) | Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал. 1997. №7 Празаускас А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 2005. № 4 | Устный опрос | 1 час 14 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мировая политика и международные отношения | Написать конспект одного из предложенных авторов. Из Хрестоматии по политологии М. Василика, либо Антологии политической мысли (научный зал): 1. Д.Растоу (стр.656-672) 2. А.Пшеворский А. (стр.672-692) 3. С.Хантингтон (стр. 692 – 704); Бжезинского «Великая шахматная доска» | Хрестоматия по политологии под ред. Василика Хрестоматия по ТГП под ред. Мухаева Антология политической мысли в 4-т. Ю. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения Цыганков П.А. Международные отношения. М., 2001 Лейбин В.М. Глобальная проблематика: научные исследования и дискуссии. М., 2001 | Обсуждение конспектов | 1 час 15 неделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные приоритеты внешней политики, внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире. | Студентам разбиться на группы и подготовить сообщение на одну выбранную группой тему: «Развитие казахстанско-китайских отношений в аспекте геополитической картины мира: экономика, культура»; «Развитие казахстанско-российских отношений: экономика, культура»; «ШОС: проблемы и перспективы». При анализе взаимоотношений рассмотреть следующие аспекты: 1.Основные приоритеты внешней политики 2. Внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире | Поздняков Э.А. Геополитика Рахманова Г.Б. Казахстан и проблемы безопасности в Центральной Азии, А.. 2006 Чжен Кун Фу Геополитика Казахстана. А.. 1999 Звягинская И. Становление государств в Центральной Азии. Политические процессы Бакаев Л. Национальная безопасность Республика Казахстан. В контексте истории и современности. А., 2005. Международный терроризм. М., 2005 Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения. А., 2006 | Круглый стол | 1 час 15 неделя |