Власть. Понятие легитимности
Теоретические проблемы понимания категории государственной власти изучались дореволюционными правоведами Л.И. Петражицким, Н.М. Коркуновым, Л.И. Сорокиным, В.М. Хвостовым.
В мировой политологии современное понимание власти в целом является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действий, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Согласно позитивистсткому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Власть определяется также, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, как способность добиваться цели. Основным принципом организации государственной власти в Российской Федерации в настоящее время является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.[69] «Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве была впервые выдвинута Дж. Локком и затем развитая Ш. Монтескье.[70]
Политическая власть – способность и возможность социальной группы, страты осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть – это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и сфере правовых норм; функция социального руководства и управления.
Проявления политической власти в обществе многообразны (власть государственная, общественная, экономическая и др.). Формы и методы ее осуществления в различных социальных и экономических системах неодинаковы: от консенсуса до насилия, от демократии до тоталитаризма, от учета (достаточно адекватного) потребностей и интересов масс до прямого психологического давления и физического террора, от апелляции к божественным и светским авторитетам до манипулирования сознанием и поведением индивидов.
Политическая власть опирается и на знание и умение; психологические и харизматические свойства лидеров и субъектов политического движения; монополию в области информации, образования и т. д.
Чтобы существовать как компонент современной цивилизации, государство как общественная система достаточно высокого уровня организации, не может и не должна отказываться от «монополии насилия» (М. Вебер); через институты государственной власти (суд, полицию, армию, карательные органы) реализуется воля масс как «общенародный интерес»; защищаются политические права отдельных граждан и внешняя безопасность данной социально-политической системы.
Признаки политической власти: наличие субъекта и объекта властных отношений, монополия на регламентацию политической жизни, механизм регламентации властных политических отношений, постановления, распоряжения, указы и приказы в политической сфере, сопровождаемые реальной угрозой санкций, общественные нормы, закрепляющие полномочия субъектов политической власти.
Важным принципом функционирования политической власти является ее делегирование. При делегировании власти вверх происходит передача субъектом власти части своих полномочий вышестоящему субъекту, обладающими большими возможностями для эффективной реализации этих полномочий.
Основные формы осуществления политической власти: господство, руководство, управление, координация, организация, контроль. Основные средства – право, авторитет, убеждение, традиция, манипуляции, принуждение, насилие. Подлинная демократия предполагает использование политической власти в интересах народа, всего общества.
Существует типология отношений власти по различным уровням и критериям ее функционирования в обществе. Наиболее распространенными из них в современной политологии являются: легитимность (способ обеспечения консенсуса между властью и обществом, узаконения власти в глазах общества); природа используемых властью санкций – позитивных или негативных (награды или кары), степень интенсивности этих санкций (от применения насилия до почти полного отсутствия всяких санкций); средства или каналы коммуникаций, которые власть использует для проведения своих решений в жизнь. Указывают также на такие критерии, как роль власти в распределении экономических ресурсов, раз личная мотивация поведения, а также источники функционирования и достижения определенных целей. Исходя из этого проводится многофакторное определение различных носителей власти.
В настоящее время в политической науке конкурируют три подхода к пониманию легитимности политической власти: системный (принцип «социологизма»), реляционистский (принцип «номинализма», ставят в центр внимания межличностных отношений), бихевиористский (базируется на идее «естественной природы политической власти»).
В современных условиях идет процесс развития власти, в котором выделяются следующие тенденции:
– усиливается интенсивность процессов демократизации политической власти. Идет процесс замены форм политической власти, основанной на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления; повышается роль и воздействие на властные отношения общественных движений и неполитических объединений;
– возрастает фактор легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают усилия для обеспечения легитимности политической власти, то есть признания ее законного характера обществом;
– высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию 16 мая 2003 г. отметил: «Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей»[71].
– злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Идет разукрупнение политической власти, становление системы разделения властей как одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти;
– нарастание конфликтности между различными ветвями власти, что отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность.
Таким образом, согласимся с мнением Ю. Красина, что «политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения придает им статус политических, является источником и основой этой политики, то есть власть – первооснова политики»[72].