Политико-правовая мысль раннего христианства
ВВЕДЕНИЕ
Период Средневековья стоит на рубеже между Древним миром и средними веками. Впитав в себя сок древней культуры, он вместе с тем закладывает основы средневекового, миросозерцания. Средневековая правовая мысль представляет собой длительный отрезок в истории становления современной политико-правовой мысли общества, который непосредственно связан с христианской религией. Поэтому основные средневековые политико-правовые доктрины создавалась в основном с помощью Богословов, одному из которых - Аврелию Августину - и посвящена эта работа.
Августин — во всех отношениях олицетворение переходной эпохи своего столетия, когда один обветшавший мир рушится, а другой созидается на его развалинах. Подорванная набегами варваров и внутренней анархией, римская империя была восстановлена на новой основе: речь идет о Поздней империи — первой из тоталитарных государств современного типа. Верховный правитель, овеянный религиозным почитанием, владеет в ней всей полнотой власти. Он управляет с помощью милитаризованного, иерархического, сложного бюрократического аппарата: плановая экономика, государственные предприятия, обязательный синдикализм, кастовость; непомерные налоги, жестокое правосудие и, разумеется, тайная полиция (ведь жизнь протекает в постоянной угрозе заговоров). Это был мир постоянного глобального террора. Угроза гибели - тюрьма, пытки, казнь - постоянно висит над всеми.
Вся жизнь Августина проходила на фоне этих событий. На собственном примере он учит нас искусству жить во времена катастроф и перемен. Многие из выдвинутых им постулатов поддерживаются и в современном обществе – являясь востребованными и актуальными в период современной истории. А это означает то, что важность учений является неоспоримой и в наши дни, полные потрясений и перемен. А значит, данная контрольная работа является своевременной и актуальной.
Изучением данной темы занималось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Так Кахановский В.П. [5] и Миронов В.В, [4] рассматривали учения Аврелия Августина с философской и теологической точек зрения – с позиции их вклада в христианскую культуру. В то время как Воротилин Е.А. [1], Графский А.Г. [2] и Демиденко Г.Г. [3] и уделяли большее внимание политико-правовым аспектам его работ.
Цель данной работы состоит в исследовании политико-правовых учений Аврелия Августина.
Для достижения этой цели нами были выдвинуты задачи:
1. Раскрытие сущности политико-правовой мысли раннего христианства
2. Изучение биографии и основных учений Аврелия Августина
3. Анализ политико-правовой направленности учений Аврелия Августина
Структура работы соответствует выдвинутым цели и задачам и состоит из: введения, заключения, трех разделов и списка использованной литературы.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
1.1 Общая характеристика раннего христианства
Появление христианства как мировой религии в пределах Римской империи стало важным фактором обновления мира, поиска новой модели жизнеустройства. Возникнув в I в. н. э. из учения небольшой «кумранской» общины первых последователей Христа, оно за пять столетий распространилось на все народы Средиземноморья, а затем и всей Европы, оказав огромное влияние на общественно-политическую мысль.
С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед Богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей [2, с. 38-39].
Таким образом, очевидно, что в целом христианство лучше других религий «приспособилось» к новым историческим реалиям.
1.2 Становление теократических политико-правовых доктрин
Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных Богатств.
Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.
Эти теории принимали различные формы и развивалась в трех основных направлениях:
1) государство как форма человеческого общения установлено непосредственно волей Бога и предписано им человеку;
2) государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире совершается по воле Бога;
3) божественное происхождение имеет не само государство, а власть конкретного верховного правителя.
В христианском мировоззрении отождествление носителя верховной власти с Богом невозможно, поэтому власть рассматривается как божественное установление, а обязанность повиноваться власти выводится из предначертания Бога. Огромное значение также отводится роли закона и суда, в жизни христианина – как преодоления пороков человека и установления норм и правил поведения. Присвоив монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, духовенство разработало сложную систему обрядов, служб, догм [5, с. 32-33].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что христианская идеология оказывала все большее влияние на развитие мышления человека того времени. Отражением взглядов христианской церкви этого периода на политику, право нашло свое отражение трудах выдающихся Богословов своего времени. Освещению работ ярчайшего из них - Аврелия Августина мы и уделим внимание.