В сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 188-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья согласно ее названию определяет сферу применения комментируемого Закона. Ранее подобным образом в ст. 1 Закона о размещении заказов был определен предмет регулирования названного Закона, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

В качестве элементов сферы применения комментируемого Закона часть 1 комментируемой статьи называет:

1) планирование закупок товаров, работ, услуг; 2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключение контрактов; 4) особенности исполнения контрактов; 5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг; 6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроль в сфере закупок.

При этом в п. п. 3 и 7 данной части соответственно в юридико-технических целях введены сокращения:

контракт - для обозначения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени России, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 комментируемого Закона;

контроль в сфере закупок - для обозначения контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Прежде в ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов в рамках определения его предмета указывалось, что названный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (при этом в юридико-технических целях было введено сокращение "размещение заказа"), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов. Соответственно, сфера применения комментируемого Закона расширена за счет включения в нее таких элементов, как: планирование закупок товаров, работ, услуг; мониторинг закупок товаров, работ, услуг; аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроль в сфере закупок.

Часть 1 комментируемой статьи наряду с определением сферы применения комментируемого Закона указывает также его цели - повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Ранее в части 1 ст. 1 Закона о размещении заказов в качестве его целей указывались обеспечение единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Как видно, в ч. 1 комментируемой статьи цели комментируемого Закона определены не так детально.

2. В положениях ч. 2 комментируемой статьи определены изъятия из сферы действия комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 данной части комментируемый Закон не применяется к отношениям, связанным с оказанием услуг, во-первых, международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Россия, и, во-вторых, международными финансовыми организациями, с которыми Россия заключила международные договоры.

Ранее такое правило было закреплено в ч. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов. При этом предусматривалось, что перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ. Соответствующим актом является распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1968-р, которым утвержден следующий Перечень международных финансовых организаций, на которые при размещении заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не распространяются положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 124.

1) международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, в которых участвует Россия:

Международный банк реконструкции и развития;

Международная ассоциация развития;

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;

Международная финансовая корпорация;

Европейский банк реконструкции и развития;

Черноморский банк торговли и развития;

Евразийский банк развития;

Межгосударственный банк;

Международный инвестиционный банк;

Международный банк экономического сотрудничества;

2) международные финансовые организации, с которыми Россия заключила международные договоры:

Европейский инвестиционный банк;

Северный инвестиционный банк.

Согласно п. 2 ч. 2 комментируемой статьи из сферы действия комментируемого Закона изъяты отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральными законами от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <1> и от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

<2> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

Первый из названных Законов согласно его преамбуле (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ <1>) устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения. В преамбуле второго из названных Законов (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ <2>) указано, что этот Закон в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25.

<2> www.pravo.gov.ru. 2011. 9 декабря.

Положение п. 2 ч. 2 комментируемой статьи является нововведением комментируемого Закона. В то же время в данном Законе не воспроизведены положения ч. 4 ст. 1 Закона о размещении заказов, предусматривавшие, что действие этого Закона не распространяется на отношения, связанные: 1) с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ, судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ; 2) с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2011. 21 ноября.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность установления особенностей регулирования отношений, указанных в ч. 1 данной статьи, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <1>. Данное положение согласуется с правилом ч. 1 ст. 2 названного Закона, устанавливающим, что правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа осуществляется в соответствии с БК РФ, ГК РФ, названным Законом, федеральными законами в области обороны и безопасности России, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Названный Закон согласно его ст. 1 устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2012. 30 декабря.

Случаи установления в Федеральном законе "О государственном оборонном заказе" особенностей регулирования отношений, указанных в ч. 1 данной статьи, согласно ч. 3 комментируемой статьи предусматриваются непосредственно комментируемым Законом. Об этих случаях говорится в положениях ч. 2 ст. 16, ч. 21 ст. 22, ч. 6 ст. 33, ч. 3 ст. 34, ч. 5 ст. 41, ч. 25 ст. 95, ч. 10 ст. 96 и ч. 31 ст. 99 комментируемого Закона.

Прежде в ч. 3 ст. 1 Закона о размещении заказов предусматривалось, что иными федеральными законами могут устанавливаться особенности размещения не только государственного оборонного заказа, но и заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв. Речь шла о Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <1>, который согласно его преамбуле устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва и регулирует отношения в данной области.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Комментарий к статье 2

1. В комментируемой статье определены состав и структура законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"), а также предусмотрено и регламентировано издание иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для обозначения таких актов в комментируемой статье введено юридико-техническое сокращение "нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок").

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из комментируемого Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 данного Закона. В точности аналогичное положение содержалось в ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов. При этом не упоминалась Конституция РФ, но то, что законодательство РФ о размещении заказов основывалось на ее положениях, подразумевалось как очевидное, поскольку Конституция РФ, как закреплено в ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Применительно к положениям комментируемой статьи особое значение имеют положения ст. 71 Конституции РФ, относящие к ведению России такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. "г"), установление правовых основ единого рынка (п. "ж"), гражданское законодательство (п. "о"). В соответствии же с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи речь идет о законодательных актах только федерального уровня.

Определение в качестве основ законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ГК РФ и БК РФ, т.е. основных законодательных актов соответственно гражданского законодательства и бюджетного законодательства, предопределено предметом регулирования данных законодательных отраслей. Ранее существование законодательства РФ о размещении заказов прямо предполагали ряд норм части второй ГК РФ (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ <1>), а именно положения п. 2 ст. 525, ст. ст. 768 и 778 данного акта. БК РФ также прямо предполагал существование законодательства о размещении заказов, а именно в п. 1 ст. 72 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.

<2> СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

В части 1 комментируемой статьи также в точности аналогично ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов определено соотношение комментируемого Закона с иными федеральными законами, содержащими нормы права о контрактной системе в сфере закупок: такие нормы должны соответствовать комментируемому Закону. Тем самым определено центральное, системообразующее место комментируемого Закона в структуре законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В данном положении прослеживается аналогия с соответствующими положениями п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ и ст. 2 БК РФ о месте данных Кодексов соответственно в системе гражданского законодательства и бюджетного законодательства.

Перечень законодательных актов федерального уровня, регулирующих отношения, связанные с контрактной системой в сфере закупок, довольно обширен. Составить представление о перечне этих актов позволяет Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, которым внесены изменения, связанные с принятием Закона о размещении заказов (ряд законов содержит лишь отсылочные нормы к Закону о размещении заказов) в следующие акты: Закон РФ "О зерне", Федеральные законы "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "О государственном оборонном заказе", "О военном положении", "О государственном материальном резерве", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", "О коммерческой тайне", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О лотереях", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О связи", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об аудиторской деятельности", "О защите конкуренции", "О банках и банковской деятельности", "О космической деятельности", "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", "О газоснабжении в Российской Федерации".

Кроме того, как говорилось выше (см. введение), в связи с принятием комментируемого Закона авторами его проекта указывалось на необходимость внесения изменений в Федеральные законы "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственном материальном резерве", "О государственном оборонном заказе", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает право Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, ГК "Росатом" в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с контрактной системой в сфере закупок (для обозначения таких актов в комментируемой статье введено юридико-техническое сокращение "нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок").

Прежде в части 2 ст. 2 Закона о размещении заказов говорилось об аналогичных полномочиях только Президента РФ и Правительства РФ, а в ч. 3 указанной статьи устанавливалось право федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены названным Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. Таким федеральным органом исполнительной власти являлось Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России), на что и указывалось в п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" <1>. "Предшественником" названного органа являлось Министерство экономического развития и торговли РФ (с таким же сокращенным наименованием - Минэкономразвития России), преобразованное Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

<2> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч. 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно части 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В части 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ) <1> установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 г. N 418) <1>, издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; 2006. N 29. Ст. 3251.

Полномочия ГК "Росатом" по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности регламентированы положениями ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <1>, согласно ч. 1 которой ГК "Росатом" на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности по вопросам, перечисленным в данной части.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрены случаи издания органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов, регулирующих отношения, связанные с контрактной системой в сфере закупок. Как установлено, данные органы принимают такие акты в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Такие правовые акты должны соответствовать актам законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Закон о размещении заказов не содержал подобного положения. С принятием названного Закона субъекты РФ лишены возможности правового регулирования области отношений, составляющих предмет регулирования данного Закона. Именно такая правовая позиция выражена, например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 25 апреля 2007 г. N 67-Г07-1 <1>. Как указал ВС России, о правильности данной позиции свидетельствует и то, что федеральный законодатель, приняв рамочный Закон о размещении заказов, допустил возможность действия принятых ранее нормативных правовых актов субъектов РФ в данной правовой сфере, однако лишь по тем вопросам, которые исчерпывающе определены в его ст. 65, и только до принятия соответствующего акта Правительством РФ.

--------------------------------

<1> СПС.

Следует подчеркнуть, что в ч. 3 комментируемой статьи речь не идет о нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п. 9 Постановления Пленума ВС России от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" <1>: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

--------------------------------

<1> РГ. 2007. 8 декабря. N 276.

4. Часть 4 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 4 ст. 2 Закона о размещении заказов, закрепляет традиционное для федерального законодателя положение (такое же положение содержится в п. 2 ст. 7 части первой ГК РФ и п. 1 ст. 4 БК РФ), применительно к действию комментируемого Закона с точностью воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что, в случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), применяются правила международного договора. Указанная конституционная норма не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Понятие таких принципов раскрыто в разъяснениях, данных в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2003. 2 декабря. N 244.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <1>. Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ <2>) понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (п. 2 ст. 1).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

<2> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. Разъяснения данных положений даны в п. 5 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <1>, а также в п. 3 названного выше Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5.

--------------------------------

<1> РГ. 1995. 28 декабря. N 247.

Необходимо иметь в виду, что не любой межправительственный акт является международным договором РФ. Это международные акты, которые составляются, как правило, в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, планов и программ сотрудничества, и которые не содержат юридически обязывающих положений. Порядок подготовки, принятия решений о подписании и подписания от имени Правительства РФ с правительствами иностранных государств либо с международными организациями или их органами международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами РФ, регламентирован Положением о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. N 79 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 647.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 3

Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. В Законе о размещении заказов не содержалось такой самостоятельной статьи, но определения основным понятиям давались. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

В отношении определений, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.

Наши рекомендации