Внешнеполитические ориентиры России
Под внешней политикой понимается разновидность политики, регулирующей взаимоотношений между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.
Внешняя политика государства формируется под воздействием как внешних, так и преимущественно внутренних факторов, является продуктом их сложной взаимосвязи. Так, становление и развитие внешней политики Российской Федерации в конце XX в. испытывает на себе воздействие основных проблем и противоречий внутренней общественной жизни, особенно по вопросу выбора пути социально-экономического развития страны и проведения реформ. С другой стороны, на ее формирование воздействует вся система современных международных отношений.
В основе концепции внешней политики Российской Федерации лежат принципы обеспечения ее национальных интересов, территориальной целостности страны, защиты ее граждан от внешней угрозы, создания условий для активного и полноправного участия России в формировании всей системы международных отношений. В п. 1–3 ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится: “Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”.
Концепция национальных интересов и безопасности современной России находится в стадии становления. Ведущее место в ней занимают защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех ее граждан; обозначение регионов и стран на которые распространяются жизненно важные интересы страны; базовая установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.
Исходя из современного международного и внутреннего положения России, можно выделить ее основные, жизненно важные национальные интересы и цели: .
• осуществление демократических реформ в интересах подавляющего большинства населения, создание правового и социального государства;
• создание необходимых условий для эффективного развития национальной, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей достойного уровня жизни общества; [c.453]
• сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, урегулирование внутренних этнонациональных конфликтов;
• неуклонное поддержание способности России (вторая ядерная мощь в мире) противодействовать любым военным угрозам;
• понимание того, что омываемая 13 морями Россия, как великая держава, должна иметь соответствующий флот;
• обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны;
• утверждение неотъемлемого права России на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов;
• активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений;
• всемерное противодействие усилению влияния других великих держав на постсоветском пространстве, активное содействие обеспечению безопасности и стабильности во всем этом ареале;
• сохранение для России доступа к природным ресурсам;
• поддержание равновесия сил в Восточной и Центральной Европе, Восточной Азии и других прилегающих к России регионах, противодействие попыткам НАТО продвижения к ее границам;
• защита интересов российских граждан и собственности за рубежом;
• защита интересов русскоязычного населения в ближнем зарубежье;
• поддержка своими действиями приемлемой и выгодной для России демократической, многополюсной системы международных отношений;
• развитие равноправных, взаимовыгодных отношений по всем географическим азимутам, взаимодействие со всеми региональными цивилизациями, как державы, выражающей интересы евразийской цивилизации.
Целесообразно выделять интересы внутреннего развития России, ее интересы и политику в странах ближнего и дальнего зарубежья. Внутренние национальные интересы России – это прежде всего достижение политической стабильности, сохранение единства и целостности Державы, устойчивый экономический рост, создание сильного федеративного социально-правового государства.
Политика России в ближнем зарубежье – это прежде всего налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, ядром которого может стать союз славянских государств и Казахстана. “Основной приоритет на данном направлении – это поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства”11. [c.454]
Политика России в “дальнем зарубежье” направлена на обеспечение ее интересов как великой державы (включение в состав “восьмерки”), развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция, арабские государства и др.), широкое использование своего геополитического статуса тихоокеанской державы и др.
В целом геостратегическое положение России в современном мире следует признать нормальным для осуществления глубокой модернизации общества и обеспечения его национальных интересов. Решение основных задач, стоящих перед ней на рубеже третьего тысячелетия, зависит преимущественно от развития внутренней политики и ее субъективных факторов. Известный российский политолог А. С. Панарин полагает, что Россия может сыграть важную объединительную, синтезирующую роль в глобальной политике XXI в. Он пишет: “Что касается России – страны, живущей на перекрестке великих миров Востока и Запада, Севера и Юга, то у нее нет иного способа избежать распада по линиям водораздела указанных миров, как предложить народам Евразии новый мощный суперэнергетический синтез. Таким синтезом может стать новая мироустроительная идея, обращенная в будущее”12.
Россия нужна всему мировому сообществу как “цивилизационная самоценность, как лидер огромного евразийского пространства, обеспечивающего стабильные и плодотворные отношения между великими цивилизацями Запада и Востока. Мир нужен России как источник современного опыта социально-экономического и политического развития, как важнейший потенциал содействия в радикальной модернизации, как благоприятная среда, в которой идет поиск ее новой идентичности”13.
Для самостоятельной работы
1. Объясните различия между понятиями международные отношения и мировая политика.
2. В чем сущность геополитики и каков ее понятийно-терминологический язык?
3. Какую пользу может принести включение понятия “геополитика” в категории “внешняя политика” и “мировая политика”?
4. Каковы основные черты нового мирового порядка?
5. На каких факторах основывается новый мировой порядок?
6. Каковы основные направления современной внешней политики России? [c.455]
Примечания
1 Подробнее об этом см.: Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1997.
Вернуться к тексту
2 Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 733.
Вернуться к тексту
3 Павлов В.И. Тематика курса “Мировой политический процесс” // Вестиик Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 1995. № 3. С. 61.
Вернуться к тексту
4 Мировой политический процесс // Политическая теория и политическая практика / Под ред. А.А. Миголатьева. М., 1994. С. 314.
Вернуться к тексту
5 Вартанян А.А. Политика и мораль. К вопросу о мировом политическом порядке. М., 1997. С. 313.
Вернуться к тексту
6 Дугин А.Г. Основы геополитики. Геполитическое будущее России. М., 1997. С. 12.
Вернуться к тексту
7 Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997. С. 38.
Вернуться к тексту
8 См.: Ушков А.М. Современная геополитика // Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. С. 181.
Вернуться к тексту
9 Киссинджер Г. Дипломатия. С. 741.
Вернуться к тексту
10 См.: Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США. М., 1997. С. 664-665.
Вернуться к тексту
11 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М., 1994. С. 312.
Вернуться к тексту
12 Панарин А.С. Реванш России: российская стратегическая инициатива в XXI в. М., 1998. С. 15.
Вернуться к тексту
13 Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Мунтян М.А. Мировое политическое развитие: век XX. М., 1995. С. 365.
Вернуться к тексту
ГЛАВА 19
ЧТО ВЕК ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ НА XXI в.
“Надо различать физический и социологический смысл понятия “будущее”. В физическом смысле оно обозначает время, которое следует за данным временем, считающимся настоящим. В социологическом смысле оно обозначает то состояние людей и их объединений, которое придет на смену состоянию их в настоящем”. А.А. Зиновьев |