Политический (государственный) режим
Государственный режим является третьим элементом формы государства. Термин государственный режим не употребляется в конституциях, хотя слово режим иногда в них присутствует, при этом его содержание не раскрывается. Понятие «государственный режим» вошло в научный оборот сравнительно недавно. Поэтому оно недостаточно разработано с содержательной стороны. Гораздо чаще употребляется термин «политический режим». Однако само это понятие используется в разных значениях.
В отечественной литературе под «политическим режимом» понимается совокупность методов осуществления политической (государственной) власти. В зарубежной литературе речь идет о политическом строе в целом. До недавнего времени в отечественной юридической литературе для характеристики третьего элемента формы государства использовалось понятие «политический режим». Однако постепенно утверждается точка зрения, что политический режим и государственный не тождественны.
Политический режим – это совокупность приемов, способов, методов осуществления политической власти. Политическая власть шире по содержанию, чем государственная власть. Государственная власть – один из видов политической власти. Следовательно, политический режим шире по содержанию, чем государственный режим.
Политический режим выходит за рамки элемента формы государства. Он характеризует политическую систему общества в целом. Политический режим складывается в обществе не только в результате деятельности государства и его органов, но и в результате деятельности всех других элементов политической системы общества (политических партий, общественно-политических движений, общественных объединений и др.), а также в результате непосредственных массовых политических выступлений народа, в результате влияния определенной идеологии. Политический режим характеризует состояние демократии в обществе.
Государственный режим – это совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Однако, разделяя понятия «политический режим» и «государственный режим», их нельзя противопоставлять, так как государство является центральным элементом политической системы общества и основным субъектом политики. В обычной ситуации политический режим имеет такую же форму, что и государственный режим. При этом государственный режим образует ядро (сердцевину) политического режима. Вместе с тем в ситуациях экстраординарного характера между политическим режимом и государственным режимом возможны и расхождения.
Наряду с понятием «государственный режим» для характеристики третьего элемента формы государства в отечественной юридической науке некоторыми учеными предложены и другие понятия: политико-правовой режим, государственно-правовой режим и др. Авторы и сторонники этих понятий делают акцент на правовых аспектах осуществления политической (государственной) власти. Однако при этом упускается из виду то, что формы и методы осуществления политической (государственной) власти не исчерпываются только правовыми. Нередко применяются такие формы и методы, которые не урегулированы правом и даже противоречат праву.
Государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретное историческое воплощение. На его формирование оказывают влияние самые разные факторы и прежде всего соотношение социальных и политических сил в обществе. Государственный режим как элемент формы государства обладает достаточно высокой самостоятельностью. Один и тот же режим может существовать в государствах с различными формами государственного правления и формами государственного устройства, и в то же время в странах с одинаковыми формой государственного правления и формой государственного устройства государственный режим может быть различным.
Таким образом, нет прямой зависимости между формой государственного правления и формой государственного устройства, с одной стороны, и государственным режимом – с другой.
Государственный режим является самым изменчивым, самым подвижным элементом формы государства, так как сущность государства проявляется, прежде всего, именно в государственном режиме. Государственный режим имеет определяющее значение среди других элементов формы государства: изменение формы государственного режима может привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства. Доминирующая роль государственного режима среди элементов формы государства приводит некоторых ученых к выводу о том, что государственный режим – это свойство, проявление сущности государства, а не элемент его формы.
В научной литературе имеются различные классификации политических режимов, но не все они могут быть применены к государственным режимам, так как они имеют в виду прежде всего общеполитические характеристики.
Виды государственных режимов: 1) демократические и 2) недемократические.
Демократический режим присущ прежде всего странам с социально ориентированной рыночной экономикой, в которой существует «сильный и устойчивый средний класс», заинтересованный в стабильности демократических методов осуществления государственной власти.
Признаки демократических режимов:
– наличие в государстве демократии, т.е. такой формы организации и осуществления государственной власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти;
– участие населения в формировании государственных органов и в осуществлении государственной власти через институты непосредственной и представительной демократии;
– выборность высших представительных (законодательных) органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
– легитимность органов государственной власти;
– демократический характер выборов (выборы проводятся на основе всеобщего, равного, как правило, прямого, избирательного права при тайном голосовании; выборы имеют свободный и периодический характер);
– разделение государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые ветви и наличие эффективных механизмов взаимодействия органов разных ветвей власти;
– конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных прав и свобод человека и гражданина;
– ограничения прав и свобод человека и гражданина допускаются только на основании и в соответствии с законом;
– защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств (в том числе и со стороны государства, его органов и должностных лиц);
– идеологическое многообразие, отсутствие обязательной или государственной идеологии;
– политическое многообразие (в том числе и многопартийность), существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его;
– гласность, открытость деятельности государственных органов, свобода от цензуры средств массовой информации;
– доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, принятие решений соответственно интересам большинства, сужение сферы действия методов принуждения, насилия;
– наличие механизмов демократического контроля со стороны общества над государственными органами (в том числе и прежде всего – над правоохранительными органами и использование их только по прямому назначению и в соответствии с законом);
– наличие сформированного гражданского общества, включающего автономную личность и эффективно функционирующие общественные объединения;
– многообразие и равная защита форм собственности, свобода экономической деятельности.
Демократические государственные режимы существуют в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и некоторых других.
Возможные частичные нарушения указанных признаков ведут к установлению в отдельных странах либеральных (относительно демократических, полудемократических) режимов, при которых методы осуществления государственной власти характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма.
Признаки либеральных (полудемократических) режимов:
– основное значение имеют демократические методы в формировании государственных органов и осуществлении государственной власти;
– однако роль представительных органов принижается, доминирующее положение занимают органы исполнительной власти;
– система сдержек и противовесов недостаточна, принцип взаимодействия властей нарушен;
– конституционные права и свободы человека и гражданина соответствуют мировым стандартам, однако их защита со стороны государства осуществляется недостаточно;
– против политической оппозиции меры прямого подавления не используются, но она оценивается негативно, ее деятельность ограничивается;
– политическая активность граждан не развита (в том числе из-за трудностей социально-экономического характера, что ограничивает их политическое участие);
– обратная связь между обществом и государством недостаточна.
Полудемократические режимы существуют во многих постсоциалистических странах, в ряде стран Латинской Америки, в Турции, Египте и некоторых других.
Недемократические режимы являются противоположностью демократическим режимам. Они устанавливаются различными способами: путем государственных переворотов или легитимным способом. Окончательное установление недемократических режимов означает отказ от существующих демократических институтов и установление режима личной власти.
Виды недемократических режимов: 1) тоталитарные и 2) авторитарные.
Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, происходившие в обществе в конце XIX–начале ХХ в.:
– вступление общества в эпоху государственно-монополистического капитализма обусловило создание развитой системы массовых коммуникаций, вследствие чего появились технические возможности для идеологического и политического контроля над личностью;
– растущие разделение и специализация труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции;
– усложнение общественных отношений потребовало усиления роли государства в их регулировании, в организации жизни общества.
Тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях (нарастающая нестабильность в обществе: глубокий и затяжной кризис, охватывающий все стороны жизни общества; необходимость решения стратегической задачи, исключительно важной для страны).
В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем можно выделить общие черты, присущие всем формам тоталитаризма, которые отражают его сущность.
Признаки тоталитарных режимов:
– государство осуществляет полный контроль над всеми сферами жизни общества;
– практически полное отчуждение общества от политической власти (однако общество, как правило, не осознает этого, так как в массовом политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа);
– монопольный государственный контроль над экономикой, над средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до контроля за личной жизнью людей и мотивами их поступков;
– абсолютная нормативная регламентация общественных отношений, базирующаяся на разрешительном типе правового регулирования по принципу: разрешено только то, что прямо предусмотрено законом;
– формирование органов государственной власти осуществляется бюрократическим способом по закрытым от общества каналам, недоступным для контроля со стороны общества;
– доминирующий метод осуществления государственной власти – принуждение, выражающееся в его крайних формах насилия и массового террора;
– монопольное господство одной политической партии (другие запрещаются), запрет оппозиции;
– сращивание партийного и государственного аппаратов, осуществление партией функций государства;
– отсутствие разделения властей;
– декларативный, формальный характер основных прав и свобод человека и гражданина при отсутствии гарантий их реализации и защиты;
– массовые нарушения основных прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, его органов и должностных лиц;
– жесткая централизация организации и осуществления государственной власти;
– отсутствие контроля со стороны общества за государственными органами;
– осуществление государственной власти по усмотрению, произволу, без учета мнения большинства населения;
– господство одной обязательной или государственной идеологии, запрет всех или большинства иных идеологий;
– отсутствие гражданского общества и его институтов, полное огосударствление общественных объединений;
– вождизм, культ вождя, его сакрализация;
– наличие крупной собственности (монополистической, государственной), которая является экономической основой тоталитарного режима.
Тоталитаризм имеет две основные разновидности: а) левый тоталитаризм (существовал в СССР в 30–50-х гг. ХХ в. и некоторых социалистических странах: Китай, Северная Корея во 2-й половине ХХ в.); б) правый тоталитаризм (проявляется в форме фашизма, национал-социализма, расизма, мусульманского фундаментализма).
Основное отличие между левым и правым тоталитаризмом связано с их отношением к частной собственности. Правый тоталитаризм сохраняет частную собственность, а левый – национализирует ее и монопольно господствует государственная форма собственности.
Авторитарный режим является своеобразной промежуточной формой между демократическим и тоталитарным режимом. Он представляет собой своеобразный компромисс между демократией и тоталитарным режимом. При этом возможен переход от авторитарного режима как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.
Признаки авторитарных режимов:
– сосредоточение властных полномочий в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов государства при одновременном отчуждении народа от государственной власти;
– нарушение принципа разделения властей и их взаимодействия;
– ограничение роли представительных органов государственной власти;
– фактическое превращения суда во вспомогательный орган, наряду с которым могут существовать и внесудебные органы;
– сужение или сведение на нет сферы действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц и их подотчетности и подконтрольности населению;
– доминирование метода принуждения в осуществлении государственной власти, в то же время характерно отсутствие террора и массовых репрессий;
– наличие частичной цензуры;
– отсутствие единой обязательной или государственной идеологии;
– существование частичного политического плюрализма, имитация многопартийности и недопущение серьезной политической оппозиции;
– отсутствие полного контроля над всеми сферами жизни общества;
– провозглашение и конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина при отсутствии гарантий их реализации и защиты;
– нарушения, ограничения основных прав и свобод человека и гражданина (в том числе со стороны органов государства и должностных лиц);
– неподконтрольность обществу правоохранительных органов и использование их в политических целях;
– низкая политическая активность граждан;
– высокая роль лидера, который, однако, не обладает харизматическими чертами.
Авторитарные режимы существуют в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Сирии, некоторых государствах Латинской Америки.
Таким образом, форма государства представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов:
– формы государственного правления;
– формы государственного устройства;
– формы государственного режима.
Форма государственного правления и форма государственного устройства характеризуют организационную сторону формы государства, а форма государственного режима – ее функциональную сторону.