Тема 3. образ индо-буддийской культуры
Первые центры культуры в Индии в III и II тысячелетиях до н.э. —Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд.
К числу древних цивилизаций на территории Индостана относится и Хараппская. В середине 3 - нач. 2 тыс. до н.э. в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура. Ее центром был город Мохенджо-Даро. Построенный по строгому плану из обожженного кирпича город имел две части: цитадель, где размещались власти и жреческая элита и нижнего города, где размещались основные городские постройки. Город имел канализационную систему, отстойники для грязной воды. В каждом доме была комната для омовений. Город хорошо снабжался водой. Хараппцы жили сельским трудом, пользовались плугом, выращивали большое число огородных культур. Занимались прядением, ткачеством, изготовлением изделий из золота и серебра, сплавов металлов. Они знали ковку, плавку, литье металлов. Характерной чертой цивилизации является существование письменности. После нескольких столетий расцвета наступил закат цивилизации.
В долине Ганга возникало множество поселений с 1600 г. до н.э. Области этой реки с 11 в. до н.э. стали заселяться индоарийскими племенами. Постепенно из большого числа поселений первостепенное значение приобрела Магадха. Рост этого государства подготовил условия для организации крупной империи Маурьев (4 в. до н. э.), которая распалась, образуя множество новых государств. В свою очередь объединявшихся в новые империи. Характерной чертой социальной жизни древней Индии является деление всего населения на касты, социально-профессиональные слои. Такое деление сохраняется в Индии в новейшее время.
Характерная черта культуры Индии – множество взаимодействующих между собой религий: брахманизм с его позднейшими формами — индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения.
Составляющие древнеиндийской мифологии: ведийская мифология и индуистская мифология.
Противостояние и взаимовлияние буддизма и индуизма. Пуру-шартха в комплексе индийской культуры: дели человека -кама (чувственное удовольствие), артха ( практически -хозяйственная выгода), дхарма (религиозно-нравственный долг), мокша (высший идеал освобождения).
Буддийские ценности: непривязанность, ненасилие, трансцендентальное незнание. Идеал человека - святой, мистик, аскет. Ортодоксальные (ведические) и неортодоксальные (джайнистские, буддистские и пр.) воззрения в древнеиндийской культуре.
Характеристика структурных составляющих индо-буддийского типа ментальности: отношение к сверхъестественному, представления о знании, любви, жизни и смерти, восприятие труда, собственности, богатства, прекрасного и безобразного, времени и пространства
Достижения древних индийцев в самых различных областях вошли в золотой фонд мировой культуры, в огромной мере обогатив Юго-Восточную, Центральную Азию и Дальний Восток. Ранней религией Древней Индии был ведизм. Веды - совокупность мифологических представлений древних племен. Они включают в себя гимны, мифы, описания ритуалов, заклинания и почитаются как священные тексты. Ведизм не был общеиндийской религией, а почитался лишь определенной группой племен, воздавших "Ригведы" и другие ведийские сборники. Ведийская религия - политеистическая. Главным богом считался бог грозы - Индра. Хранителем мирового порядка и справедливости бог Варуна, бог огня - Агни и т.д. В Ведах еще нет строгой иерархии богов. В ведийских гимнах в мифологизированной форме делаются попытки объяснить тайны Вселенной. Ведизм вошел составной частью в более позднюю религию индуизм, в которой на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается иерархия в пантеоне. Особую роль в индуизме играют три бога - Брахма, Вишну и Шива, триединство богов. Постепенно особую роль стали играть боги Вишну (бог охранитель) и Шива (бог разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны (героя племени ядавов) родилось новое направление в вишнуизме - кришнаизм.
Значительно позднее в Индии утвердился буддизм. Как и всякая религия, буддизм содержал идею о спасении, о достижении нирваны. На долгом пути к "освобождению" необходимо следовать основным заповедям и, прежде всего, четырем благородным истинам. В древней Индии была развита философии, главными достижениями которой было атомистическое учение, логика, вопросы человеческой психологии. Древняя Индия подарила миру эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", творчество писателя Калидасы, сборник рассказов и притч, основанных на фольклорном материале "Панчатантра". Сохранившаяся религиозная архитектура первых веков нашей эры представлена пещерными храмами (индуистскими, буддийскими и джайнскими), ступами, в которых по преданиям хранились реликвии Будды. Из пещерных храмов наиболее значимыми являются комплексы в Карле и Эллоре. К 5 в. относится наземный индуистский храм в Санчи.
Литература
1. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.
2. Бонгард–Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
4. Культура Древней Индии. М., 1975.
5. Культурология. Учебник для вузов 9-е изд. под ред. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 576 с.
6. Культурология. Учебное пособие под редакцией В.А. Фортуновой и Л.Е. Шапошникова. М., 2003.
7. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/
8. Wikipedia: the Free Encyclopedia. URL: http://www.wikipedia.org