Тема 3. русь между востоком и западом ( xiii - xv вв.)
План
1. Установление монголо-татарского ига на Руси, его формы и последствия.
2. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого
русского государства.
3. Пруссы: социальный строй, культура. Борьба с Тевтонским Орденом в
1233-1283 гг. Государство Тевтонского ордена: основные направления
внутренней и внешней политики.
4. Великое княжество Литовское: общественный и государственный строй.
Взаимоотношения с русскими землями в XIV-XV вв.
1. XIII-XV вв. – период складывания в Европе средневековой цивилизации в условиях острой политической и религиозной борьбы, возникновения новых форм государственности - сословно-представительных монархий в Англии, Франции, германских княжествах, Польше, Чехии, христианских государствах Пиренейского полуострова, Испании, утверждения органов сословного представительства: кортесов в Испании, парламента в Англии, генеральных штатов во Франции и Нидерландах, риксдага в Швеции, фолькетинга в Дании, сейма в Польше. Это период, когда состоялось в 1466-1472 гг. путешествие в Индию нашего соотечественника, купца Афанасия Никитина; совершаются великие географические открытия: 1492-1493 гг.- начало открытия Америки Христофором Колумбом, 1497-1499 гг. – экспедиция Васко да Гама, открытие морского пути в Индию.
XIII-XV вв. для Руси – период самоотверженной борьбы за независимость и создания своего государства. Раздробленная Русь столкнулась с тяжелыми испытаниями: с Востока на нее обрушились монголы, с Запада – немецкие, шведские, датские рыцари, литовские, польские, венгерские феодалы. Северо-Западная и Северо-Восточная Русь подвергалась 160 внешним набегам и войнам. Агрессия крестоносцев была остановлена, Северо-Западная Русь избежала онемечивания и порабощения. Северо-Восточная Русь была завоевана монголами. Почти на два с половиной века она стала вассалом и данником Золотой Орды. В этот же период произошло объединение русских земель вокруг Москвы, в результате которого образовалось единое Русское государство, с конца XV в. оно стало называться Россией.
В начале XIII в. монгольские племена, которые проживали в Центральной Азии, вступили в период разложения родового строя и формирования государственности. В 1206 г. на курултае – съезде представителей монгольской знати – правителем Монгольской державы был провозглашен Темучин, принявший имя Чингисхана. Ему удалось создать весьма боеспособное войско, которое имело четкую организацию и железную дисциплину. В 1207-1215 гг. монголы захватили Сибирь и Северо-Западный Китай, в 1219 г. начали вторжение в Среднюю Азию, а в 1222 г. – в Закавказье. 31 мая 1223 г. на реке Калке состоялась первая битва русских дружин, сражавшихся совместно с половцами, против монголов. Объединенное русско-половецкое войско было окружено и разбито. Однако после сражения победители не стали продвигаться дальше на Русь. Следующие несколько лет монголы воевали в Волжской Булгарии. В 1235 г. на всемонгольском курултае было принято решение о начале большого похода на Запад. Его возглавил внук Чингисхана Бату (Батый).
В канун Батыева нашествия на территории, занятой преимущественно древнерусским населением (а также и эстами, финнами, карелами, вепсами, ижорами, мордвой и др.), насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около тридцати. При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей старшим князьям не было единства и военного. Поэтому трудно было противостоять войску Батыя, насчитывавшего 135 тыс. отборных воинов и 240 тыс. воинов из числа покоренных монголами народов.
В течение 1237-1241 гг. разобщенные в военно-политическом отношении русские земли подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов оставили у русских людей впечатление шока. Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси.
В научной и учебной литературе (как и на уровне обыденного сознания) утверждались некоторые стереотипы и заблуждения, связанные с Золотой Ордой и по отношению к понятиям «монголы», «татары», «монголо-татары», «татаро-монголы». Словесный гибрид «монголо-татары» возник в XIX веке и укоренился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. А этноним «монголы» являлся самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли «татарами». Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, которая с XII в. упорно именовала всех монголов «татарами», что соответствовало европейскому понятию «варвары». Этноним «татары» был перенесен в Европу из Китая задолго до похода Батыя, русские летописи население Золотой Орды называли «татарами», хотя хорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами, а «Золотую Орду» называли просто «Орда».
Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Своеобразие этих отношений становится понятным в контексте той исторической эпохи: раздробленная Русь в XIII в. подвергается двойной агрессии - с Востока и с Запада. Русский историк Г.В.Вернадский писал: «…устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта Русь не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Выбор был сделан в пользу Востока».
Значительную роль в этот период сыграл великий князь Александр Ярославович (1220-1263 гг.). В исторической литературе неоднозначно трактуется его место и роль в истории Руси. Александр, прозванный потомками «Невским», прожил короткую жизнь, годы его великого княжения (1252-1263 гг.) совпадали с самым тяжелым периодом ордынского ига. Неоднозначность оценки вытекает из видимого противоречия в образе Александра Невского. С одной стороны, это выдающийся полководец, выигравший все сражения, в которых участвовал, сочетавший решительность с расчетливостью, человек большой личной храбрости; с другой - это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного покровителя, не пытавшийся организовывать сопротивление самому опасному врагу Руси той эпохи - монголам, более того способствовавший им в установлении системы эксплуатации русских земель. Заручившись дипломатической поддержкой Орды, страхуя свои тылы, Александр подавил попытки шведов в 1240 г. (Невская битва) и немцев в 1242 г. (Ледовое побоище на Чудском озере) проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим: он выделил в них те стороны и качества, которые могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада, предотвратить поглощение Северо-Западной Руси католической Европой и тем самым спасти русское Православие - основу самобытности.
Александр Невский - человек своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Он был, выражаясь современным языком, «прагматиком»: выбирал тот путь, который казался ему более выгодным для укрепления его земли и для него лично. Когда назревал решительный бой, он давал решительный бой; когда наиболее перспективным и значимым казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение. В результате в период великого княжения Александра Невского не было ордынских набегов на Владимиро-Суздальскую землю. Александр добился признания Новгородом верховного права великого князя Владимирского. Это стало впоследствии одним из факторов, благодаря которым Северо-Восточная Русь превратилась в ядро нового Российского государства. Предпочтение новгородцами владимирского стола киевскому было решающим событием в процессе перехода номинальной столицы Руси из Киева во Владимир. Но эти долгосрочные последствия политики Александра Невского не были следствием того, что он изменил объективный ход исторических событий; напротив, Александр действовал в соответствии с объективными обстоятельствами своей эпохи, действовал расчетливо и энергично.
Александр Невский вскоре после смерти был канонизирован церковью; имя его продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя: в 1725 г. был учрежден орден святого Александра Невского, а в 1942 г. - советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья).
Монгольское иго не являлось изобретением только для русских княжеств. Это была имперская политика чингизидов в отношении всех завоеванных народов, основы которой разрабатывались задолго до похода на Русь. Можно назвать это «комплексом политических и экономических мер». Русскую специфику составляла лишь одна черта – угнетатель жил вдалеке, не на завоеванной территории.
Иго как система властвования представляла собой достаточно гибкую и меняющуюся политику, учитывавшую исторические реалии того времени. Иго 1238-1480 гг. условно можно разделить на три периода: первый – 1238 -1310 гг., второй – 1310-1400 гг., третий – XV в. Русь сохранила свою государственность, но находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды. Необходимо различать экономические и политические формы вассальной зависимости.
Экономические: 1. Уплата ежегодной дани – «выхода». 2. Содержание монгольских гарнизонов в русских землях. 3. Отработка повинностей (извоз, строительство и т.д.) в пользу завоевателей. 4. Создание выгодных условий для ордынских купцов.
Политические: 1. Получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение. 2. Карательные набеги монгольских орд на русские земли. 3. Террор в отношении русских князей.
Наибольшую тяжесть Русь испытала на протяжении всего XIII в. В этот период она перенесла самое кровавое завоевание, а затем его постоянные военные подтверждения. Монгольское нашествие нанесло жестокую травму русскому народу. Завоеватели в течение первого десятилетия после нашествия не брали дань, занимались только грабежами и разрушениями. В 1257-1259 гг. была проведена перепись населения для определения суммы дани ее плательщиков, числа рекрутов в монгольские войска. Елюй Чуцай (1190 -1244 гг.), советник Угедея выдвинул идею: не сравнивать с землей завоеванные города, а облагать их данью в пользу имперской казны. Новые формы иго приняло при ханах Узбеке (1312-1341 гг.) и Джанибеке (1341-1357 гг.), когда изменилась структура монгольского властвования на Руси, и основной упор был сделан на экономическое угнетение.
Самым тяжелым для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси ордынской данью или «выходом».
В результате переписи населения, проведенной ордынцами в 50-е гг. XIII в. в северо-восточных русских княжествах и Новгороде, взимание «выхода» приобрело повсеместный и регулярный характер; размеры ежегодного ордынского «выхода» стали исчисляться в денежном выражении. Хотя свидетельства о размерах ордынской дани не систематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее они дают общее представление о средствах, перетекавших из русских земель в Орду. Так, в конце XIV в. платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств Дмитровского, Галицкого, великого княжества Владимирского составляли 5 тыс. руб. в год. С одного Московского княжества собирали одну тысячу рублей «выхода». Общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15тыс. руб. в год.
Размеры ордынского «выхода» несколько колебались, да и не всегда он и выплачивался. Так, Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371 и в 1374-1380 гг. Его сын Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял «выхода» в 1396-1409 гг. Иван III в 1479г. отказался платить дань хану Большой Орды Ахмаду, чем вызвал его поход на русские земли в 1480 г. Временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжения второй половины XIV и XV вв. пестрят указаниями на условия распределения между князьями ордынской дани. Кроме дани, с населения русских княжеств взимались чрезвычайные ханские «запросы», т.е. внеочередные ордынские платежи. Русские люди обязаны были принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами. Отказ выплачивать дань, принимать послов и другие проявления политической самостоятельности русских князей вызывали со стороны Орды жестокие репрессивные меры. На Русь посылались войска, опустошавшие владения непокорных правителей.
11 ноября 1480 г. - окончательное свержение почти 250-летнего ордынского господства над Русью. Русское государство обрело формальный суверенитет. Последствия ордынского ига были тяжелыми. Большие опустошения, произведенные Батыем, последующими карательными экспедициями, тяжелый податной пресс, наложенный завоевателями на покоренное население русских княжеств, привели к затяжному экономическому упадку русских земель. На протяжении первых 50 лет ордынского господства в княжествах Северо-Восточной Руси не было основано ни одного города. Общее количество городов не изменилось с 30-х гг. XIII в. до середины XIV в., и только со второй половины XIV в. оно начало возрастать. После иноземного завоевания в русских городах исчез ряд ремесел, они возродились только в XVI в.
В результате чужеземного господства на Руси произошли серьезные демографические изменения: перестали существовать южное Переяславское и Киевское княжества; сократилась территория расселения древнерусского народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевники; западные и южные княжества постепенно подпали под власть Литвы и Польши. Основным регионом обитания древнерусского народа стали лесистое волго-окское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасные в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности. Под воздействием военных нападений ордынцев жители плодородного Владимиро-Суздальского княжества стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого Владимирского княжества. Отток населения из центра привел к образованию новых периферийных княжеств, усиливших феодальную раздробленность. К 70-м гг. XIII в. на русском Северо-Востоке помимо домонгольских княжеств возникают княжества Московское, Тверское, Костромское и другие, между которыми начинается борьба за ханские ярлыки на «Владимирский стол».
Ордынское иго повлияло на складывание особенностей русского государства: усиление личной власти великого князя и бесправие феодалов.
Иго привело не только к длительному разрыву экономических и политических связей между Северо-Восточной и Юго-Западной Русью, но и резкому упадку политического авторитета Руси на европейской арене. Внешние связи русских земель были в значительной степени переориентированы на Восток.
Вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени влияния ордынского ига и его последствиях на развитие средневековой Руси принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить две крайние точки зрения. Первая: иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на быт, жизнь и государственность русских. Эту точку зрения разделяли С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский. Традиционна она была и для советской историографии. Вторая: иго оказало большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Впервые эту мысль высказал Н.М. Карамзин. Он считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Точку зрения Н.М. Карамзина развивали Н.И. Костомаров, Н.П. Загоскин и др. В XX в. эти идеи развивали «евразийцы» (Г.В. Вернадский, В.В. Леонтович, Л.Н. Гумилев), которые считали Московское государство составной частью Великой Монгольской империи. В.В. Леонтович утверждал, что и крепостное право заимствовано Россией у монголов.
Против второй точки зрения есть очевидные аргументы. Яса Чингисхана - правовой кодекс монголов - на территории Руси не действовала. Не создали они и специальных законов для нее. На Руси действовали собственные правовые нормы (они нашли отражение в судебниках). Монголы не устранили русских князей, не создали своей династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Не имели они и постоянного наместника или наместников с определенными функциями. Баскаки назначались, не имели функций управления, а наблюдали за сбором дани. Таким образом, систематического управления Русью со стороны Орды не было. Управление находилось в руках русских князей, сношение с Ордой – в руках великого князя. Итак, нет оснований утверждать, что в период ордынского нашествия Северо-Восточная Русь была составной частью Золотой Орды. Речь может идти о ее зависимости от Орды, влиянии ига на процесс формирования характера русского народа и Московского государства. Причем, это влияние было не прямое, а опосредствованное: влиял сам факт господства над русской землей и атмосфера насилия на протяжении двух с лишним столетий. Стремясь вернуть независимость, создавая свое государство с центром в Москве, русские многое перенимали из общественной организации противника.
2. Почти два столетия продолжался процесс объединения русских княжеств Северо-Восточной Руси в единое государство. К началу XIV в. сложились экономические, социальные, духовные предпосылки образования единого русского государства. Ведущую роль играл внешнеполитический фактор – необходимость противостояния Орде, Ливонскому ордену, Великому княжеству Литовскому.
В процессе политического объединения на Руси можно выделить четыре этапа: 1. Конец XIII – первая половина XIV вв. Усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой. 2. Вторая половина XIV – начало XV вв. Успешное развитие процесса объединения и зарождения элементов единого государства. 3. Вторая четверть XV в. Феодальная война. 4. Вторая половина XV – начало XVI вв. Образование единого русского государства.
Широкие слои населения – и феодалы, и горожане, и крестьяне – были заинтересованы в централизации. Такой характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к концу XV в. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей.
Необходимо обратить внимание на особенности формирования единого государства на Руси: оно создается на феодальной основе и как многонациональное; на Западе – на капиталистической основе и как национальное. При всей хронологической близости образования централизованных монархий на Руси и в Западной Европе Российское государство отличалось от западных своей колоссальной территорией и ее непрерывным ростом, многонациональностью и особенностями организации власти. Это было огромное государство, площадь которого к началу XVI в. достигла 2,8 млн. км2.
С начала XIV в. тенденция к централизации Руси стала проявляться более отчетливо. Начинается новое возвышение Великого княжества Владимирского. Владимирский князь стоял во главе феодальной иерархии, территория его княжества включала достаточно плодородные земли, что привлекало сюда бояр. Великокняжеский престол, несмотря на призрачность своего величия, служил гарантией незыблемости границ княжества. Видимо поэтому борьба вокруг ордынского ярлыка между князьями не только не затихала, но и становилась все более яростной.
Наиболее ярыми претендентами на него были Московское и Тверское княжества, иногда в этот спор вмешивались Суздальско-Нижегородские и Рязанские земли. Борьба за Владимирский престол не являлась схваткой сторонников и противников единства русского государства. В ней решался вопрос, какое из княжеств станет ядром будущего объединения. Возможности Московского и Тверского княжеств были примерно равны с точки зрения защищенности их границ, удобства торговых путей, опыта князей и их качеств, как государственных деятелей. С 1310 до 1390 гг. произошло 19 междоусобных войн, только во время десяти из них имели место бои и взятия городов. Количество и сила ордынских нападений на Русь продолжали уменьшаться.
Как отмечал русский историк С.Ф. Платонов, возвышение и победа Москвы над своими конкурентами были предопределены многими причинами: ее географическим (срединным) положением, давшим ей и населению средства; личными способностями первых московских князей, которым нельзя отказать в умении пользоваться обстоятельствами, в их политической неразборчивости и хозяйственности. Москве помогло сочувствие к ней высшего духовенства, которое покинуло запустевший Киев и связало свою судьбу с Северо-Восточными землями (первым это сделал в 1299 г. митрополит Максим, переехавший во Владимир – на – Клязьме.)
Свою роль сыграла и политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя разглядеть главного соперника, а также отсутствие по – настоящему сильных соперников: Новгород не вмешивался в распри, а Тверь страдала от междоусобий местных князей. Нельзя обойти вниманием и сочувствие, проявленное к Москве русским боярством, которое всегда стремилось встать на сторону сильного и удачливого.
Апогея борьба между княжествами достигла при Иване I Даниловиче (Калите), правившем в 1325- 1340 гг. В 1327 г. он взял на себя подавление народного восстания в Твери против монгольских баскаков. В награду за это получил ярлык на великое княжение и право на сбор дани для Орды во всех русских землях. Он с большой энергией принялся за дело, обложив страну удвоенной данью, часть которой утаивал от хана. Московское боярство богатело и усиливалось, что привлекало феодалов из других земель. В 1328 г. столица княжества была перенесена из Владимира в Москву.
Уже к 1380 г. Москва усилилась настолько, что великий князь Дмитрий Иванович (в будущем «Донской») сумел вступить в открытую борьбу с Ордой. Отразив в 1375 г. очередные претензии тверского князя, он решил воспользоваться усобицами в стане монголов, где за 20 лет сменилось 20 ханов.
Куликовская битва, состоявшаяся в ночь с 7 на 8 сентября 1380г. имела огромное значение как в политическом, так и в психологическом плане. Она еще больше подняла значение Москвы как центра объединения русских земель, вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы. В то же время победа не означала освобождения от монгольского ига. Дальнейшее объединение и освобождение русских земель было замедлено жестокой княжеской междоусобицей второй четверти XV в. (1425-1453 гг.), получившей название «феодальной войны».
Феодальная война дорого обошлась стране: сожженные села, сотни убитых, усиление зависимости Московского княжества от Орды. С другой стороны, она подтвердила необходимость процесса объединения русских земель, показав опасность новых княжеских усобиц. Ход событий непрерывно убыстрялся, исподволь копившиеся предпосылки объединения, достигнув критической массы, подгоняли процесс консолидации земель. Он получил завершение в правление Ивана III (1462-1505 гг.). Княжение Ивана Васильевича явилось важнейшим этапом в процессе создания единого Русского государства: это время образования основной территории России, окончательного освобождения от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства.
Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый, настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем дела своего отца Василия II, княжившего с перерывами с 1425 по 1462 гг.
Ивану III удалось изменить весь облик государства, превратить его из сильного княжества в мощную централизованную державу. К 1485 г. Иван III с большим успехом осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. Иван III стал называться «Великим князем всея Руси». Время раздробленности закончилось. Единое русское государство получило название «Россия», «Российское государство». При Иване III был введен в 1497г. российский государственный герб - двуглавый орел. Московское государство стало известно в странах Западной Европы: установились дипломатические отношения с Германией, Венгрией, Данией и Турцией.
В социально-экономической и политической областях в XIV-XV вв. происходят серьезные перемены. Изменился принцип наследования: нормой стала передача княжеской власти и владений от отца к старшему сыну, а не к младшему брату. К концу XIV в. верховная власть перешла в руки московских князей. Одновременно шел процесс ограничения «свобод» бояр к перемещению: в договорах различных княжеств особо подчеркивался отказ принимать бояр и служилых людей из других княжеств. Подобное положение было выгодно сильным княжествам. Постепенно происходит, хотя и медленно, усиление дворянства одновременно с изменением его дворянского статуса. Помещики перестали селиться непосредственно при князьях и начали получать небольшие наделы на условиях несения воинской службы. Положение крестьян почти не изменилось: они имели практически те же вольности и права, что и в предыдущем столетии. Основные стороны их жизни по-прежнему регулировала община
XIV-XV вв. были отмечены бурным развитием ремесла и сельского хозяйства в Северо-Восточной Руси. Повсеместно происходит дифференциация существовавших технологий и появление новых. Так, в кожевенном производстве помимо сапожников появляются новые профессии: сумники, ременники, уздечники, чеботари и др.
Получили распространение на Руси водяные колеса и водяные мельницы, пергамент стал активно вытесняться бумагой, увеличился размер железных рабочих деталей сохи. Сельское хозяйство развивалось несколько медленнее, чем ремесло. Увеличилось количество домашних животных, а значит, и внесение органических удобрений на поля.
XV в. характеризовался интенсификацией церковной жизни на Руси. Это объяснялось двумя основными причинами:
1) ослаблением, а затем и падением византийского патриаршества, что усилило давление католицизма;
2) обострением процесса государственного размежевания православных народов в рамках Руси и Литвы.
Женитьба Ивана III на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, в 1472 г. не только укрепила позиции московского самодержавия, но и повысила статус русской церкви. Во внутриполитической жизни деятельность русской церкви и особенно митрополита была направлена на поддержку московских князей и прекращение междоусобиц. Слово митрополита было далеко не последним в решении политических вопросов.
XV в. был временем активного роста помещичьего землевладения и постепенного оттеснения им боярского землевладения. Со второй половины XV в. начинается процесс активного распространения и юридического оформления поместной системы. Расширение социального слоя помещиков способствовало усилению централизованного московского государства.
Первые элементы юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV в. Первым общегосударственным юридическим актом, ограничивающим свободу крестьянских переходов, был Cудебник 1497 г., согласно которому крестьяне могли «отказаться» от боярина или помещика, только один раз в году – в Юрьев день (осенний). Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси.
В целом за время ордынского ига Русь прошла большой политический, экономический, социальный и культурный путь развития. Высокая интенсивность развития сопровождалась и высокой степенью социальной мобильности. Практически все боярские и наиболее богатые купеческие фамилии были сменены выходцами из более низких социальных слоев. Серьезному обновлению подверглись и княжеские роды.
Объединение русских земель в единое государство завершилось в первой четверти XVI в. великий князь Василий III был прозван «последним собирателем земли русской». Он положил конец системе уделов. В 1510 г. к Москве был присоединен Псков с его областью, в 1514 г. – Смоленск, в 1517 г. – Рязанское княжество, в 1517-1523 гг. – княжества Стародубское и Новгород – Северское.
Правление Василия III (1505-1533 гг.) падает на время экономического и политического подъема страны. Страна не подвергалась разорительным вторжениям иноземцев. Правительство не вело изнурительных войн. Усиление налогового гнета не достигло еще той степени, которая была характерна для середины XVI в. Все это не замедлило сказаться на экономике страны. Росли города, в которых увеличилось население, и возводились каменные здания церковных сооружений. Осваивались новые земли внутри страны, увеличивалось число сельских поселений на Севере, в ранее необжитых районах.
Все последующие задачи внутренней и внешней политики России будет решать сын Василия III Иван IV Грозный.
3. Пруссы - собирательное название племен, населявших в средневековье земли между устьями рек Вислы и Немана. Их предки, называемые античными историками «эстии» (т.е. «живущие на востоке»), впервые приходят в Прибалтику во II в. до н.э. Пруссы входили в единую балто-славянскую языковую общность. Древнепрусский язык относился к западной группе балтийских языков. Имя народа «пруссы» появилось в VIII в. н.э. – так их называли славяне балтийского Поморья. Сами себя они так никогда не называли, в их обиходе было принято именование групп людей согласно землям, которые они занимали: сембы - из Самбии, натанги - из Натангии, барты - из Бартии, вармы - из Вармии и т.д. Свою землю пруссы называли «Ульмигания», «Ульмигерия», «Ульмеригия». Эти имена имеют восточно-германское происхождение и обозначают «Островное царство». Вплоть до XII в. европейцы считали островом прародину пруссов - полуостров Самбия, окруженный водами Балтийского моря, заливов и рек Преголи и Деймы. Древние кельты и германцы называли землю пруссов «Озерикта» и «Аустеравия», что на русский язык переводится «Восточная страна».
С X в. Пруссия как страна пруссов упоминается в документах папской курии. Так в описи церковных имений римской католической церкви, которые подлежат христианизации, указана земля «Пруссия», за которой расположена «Руссия». Источником таких сведений была Польша, ближайший сосед пруссов. Польша приняла католичество в 966 г., входила в орбиту влияния папского Рима и стремилась подчинить соседей- язычников.
В начале XIII в. в Пруссии, по данным летописца Петра Дусбурга, существовало 11 земель: Помезания, Погезания, Галиндия, Бартия, Надровия, Скаловия, Вармия, Натангия, Самбия, Судовия, Сассовия (Любовия). Общая площадь земель составляла примерно 42 тыс. км.2 с населением около 170 тыс. человек. Границы земель были весьма условны. Территория нынешней Калининградской области (15,1 тыс. км.2) охватывает, кроме Самбии, северные части земель Натангии, Вармии и Бартии, полностью Надровии и южную часть Скаловии.
Какие существуют источники для изучения социального строя и культуры пруссов? Пруссы не имели письменности. Сохранились в рукописной копии XIV-XV вв. немецко-прусский словарь на 802 слова (составленный примерно в XIII в.); словарь на 100 слов, составленный доминиканским монахом Симоном Грунау в первой половине XVI в., а также 2 катехизиса, изданные параллельно на немецком и прусском языках в г. Кенигсберге в 1545 и 1561 гг. Прусский язык перестал существовать к концу XVII в. В то же время немецкими и российскими лингвистами отмечалось сохранение языка в географических названиях: река Преголя (по-прусски «Прегора») переводится как «бездонная, глубокая». Название земли Вармия произошло от прусского слова «красная» и объясняется широким распространением обрывистых берегов из красной глины на Вислинском (Калининградском) заливе.
Первые достоверные сведения о территории и населении юго-восточной Прибалтики появляются в трудах античных ученых Плиния Старшего, Помпония Мела, Корнелия Тацита, Клавдия Птоломея, Марка Аврелия Кассиодора. Во второй половине I в.н.э. в Риме возник большой спрос на янтарь. По янтарному пути, пролегавшему от города Аквилеи в Северной Италии через Нижний Дунай вниз по течению р. Вислы и юго-восточному берегу Балтийского моря, римские торговые караваны везли серебряные и бронзовые монеты, предметы быта, оружие. Пруссы обменивали эти товары на янтарь.
Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своем труде «Естественная история» поместил рассказ о поездке в 62 г. н.э. посланца императора Нерона за янтарем для устройства гладиаторских игр. Квинт Атилий Прима вместе с охраной добрался до страны янтаря и привез такое огромное количество янтаря, что «…сетки, защищавшие балкон деревянного цирка (театра) от диких зверей, скреплены были янтарем, а вся арена и носилки для убитых гладиаторов и все прочее снаряжение, необходимое для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в самой пышности каждого отдельного дня этих игр». Воины из охраны Квинта Атилия Примы не устояли перед соблазном легкого обогащения: они отдавали нагрудные знаки отличия легионеров и воинские пояса местным жителям в обмен на «солнечный камень». По сообщению Плиния Старшего самый крупный кусок янтаря, привезенный тогда в Рим, весил 4,26кг. Само же население Самбии не слишком ценило сокровища, которыми изобиловала их земля.
Римский ученый Корнелий Тацит (55-117 гг. н.э.) сообщал: «…правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображения кабанов. Это у них, заменяющая оружие, - защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов…Они обыскивают море…и на берегу собирают янтарь, который сами называют «глэзиум». Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются и не имеют об этом точных сведений. Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы… Собирается он в грубом виде, приносится без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением».
Впоследствии термин «эстии» сменяется новым этнонимом – «пруссы», который в форме «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман.
Ценную информацию о материальной культуре, орудиях труда, предметах быта, одежде, снаряжении и оружии, внешнем облике пруссов дает археология. Первые археологические раскопки на территории Восточной Пруссии произошли в 1724 г., т.е. на 14 лет раньше, чем расчистки развалин города Помпеи близ г. Неаполя (1738 г.) Германские археологи и историки предвоенного времени внесли большой вклад в изучение истории пруссов. В 1844 г. в г. Кенигсберге создается Общество «Пруссия» по изучению древностей. К концу XIX в. накопились обширные материалы по истории края в архивах этого общества и в музейных хранилищах Королевского замка. К сожалению, многие материалы погибли во время штурма г. Кенигсберга в апреле 1945 г.
В послевоенный период 40-х – 60-х гг. на территории Калининградской области производились раскопки советскими археологами. С 1974 г. на территории Калининградской области ведутся археологические раскопки Балтийской экспедицией Института археологии РАН под руководством д.и.н., профессора В.И. Кулакова. Многолетние археологические исследования позволили сделать вывод о том, что материальная культура пруссов была достаточно высока. Они знали способы обработки бронзы, железа, дерева, кости; сами для себя изготовляли оружие, железные шлемы, кольчуги, орудия труда - ножи, серпы, топоры, пилы, косы-горбуши, рыболовные крючки, железные лемеха и т.д. Пруссы вели торговлю с соседями: Польшей, Швецией, Данией, Великим Новгородом, Киевом. Купцы этих стран привозили соль, изделия из золота и серебра, стеклянные и металлические украшения. Пруссы получали металлургическое сырье и готовые бронзовые изделия с Кавказа и Балкан.
К началу XIII в. ведущим направлением хозяйства у пруссов стало подсечное