Во всемирно-историческом процессе. киевская русь

План

1. Средневековье как этап всемирной истории.

2. Исторические условия и особенности образования древнерусского

государства.

3. Киевская Русь в ХI-ХП вв.

1. Термин «средние века» был впервые введен итальянскими гума­нистами. Римский историк ХV века Флавио Бьондо, написавший «Исто­рию от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения - античности (от лат. «древность, старина» - цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилиза­ции и культуры в ряду эпох: античность - средние века - новое время). Гуманисты оценивали в первую очередь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достиже­ний культуры Возрождения средние века им виделись как период оди­чания и варваризации античного мира, как время испорченной «ку­хонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической на­уке .

В ХУП в. профессор Галльского университета в Германии И. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от раз­деления Римской империи на Западную и Восточную части (заверши­лось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.

В ХVП и, особенно, ХVШ в. (век Просвещения), которые оз­наменовались убедительными успехами светского рационального мыш­ления и естественных наук, критерием периодизации всемирной истории стали служить не столько состояние культуры, сколько отноше­ние к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий. Начало нового времени соответственно связывали с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением – явлениями, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

В последствии термин «средние века» стали отождествлять с термином «феодализм», который появился в ХVШ в. сначала как судебный термин, а потом, как ругательное обозначение «старого порядка», используемое его критиками. Слово «феодализм» является производным от слова «феод», им обозначали особый тип условного земельного держания, которое сеньор предоставлял вассалу за военную, как правило, службу. Содержание понятия «феодализм» определяется представителями различных школ по-разному.

Автор разделяет точку зрения, согласно которой под «феодализмом» следует понимать аграрное (доиндустриальное) европейское об­щество эпохи средневековья и начала нового времени, для которого характерны сочетание крупной земельной собственности с подчинен­ным ей мелким крестьянским хозяйством при корпоративной (сослов­ной) организации как правящего слоя, так и непосредственных прои­зводителей (крестьян, ремесленников) и господство религии в духо­вной сфере, т.е. в культуре, идеологии, мировоззрении людей.

Большинство историков нижней границей средних веков считают V век н.э. - падение Западной Римской империи, а верхней - ХVП в., когда в Англии произошла буржуазная революция. Внутри тыся­челетнего периода Средневековья выделяют обычно три этапа:

- Раннее Средневековье (V-X вв.) - идет процесс складыва­ния основных структур, характерных для Средневековья;

- Классическое Средневековье (XI-ХV вв.) - время максима­льного развития средневековых феодальных институтов;

- Позднее Средневековье (ХV-ХVП вв.) - начинает формиро­ваться новое капиталистическое общество.

Основными цивилизационными регионами эпохи средневековья бы­ли Азия и Европа. В Азии в соответствии со специфическими особен­ностями культурного наследия, географической среды, системы веде­ния хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Важнейшими характеристиками данной цивилизации стали арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство, араб. – «покорность») возник в VП в.н.э. на Аравийском полуострове. В основе этой религии лежит вера в единого Бога Аллаха и Мухамеда в качество его посланника, безусловная покорность воле Бога, вера в божественное предопределение.

Ислам сформировался в арабской среде. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама вы­росло могущественное государство - Арабский Халифат. В период ра­сцвета этого государства в него входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия.

Объединение многих бывших разрозненных враждовавших госу­дарств в единую державу способствовало развитию экономического культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского Халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, ира­нское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов в первую очередь с достижениями в области точных наук - математики, астрономии, гео­графии и др. Однако дальше этого арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу не распространялось из-за религиозных разли­чий. Христианская Европа ненавидела ислам, видя в Мухамеде вопло­щение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец XI - конец XIII вв.).

Период Средневековья исключительно важен для западноевропей­ской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор не­редко определяют характер политического, экономического, культур­ного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направ­ление в христианстве, в наибольшей степени способствующее станов­лению буржуазных отношений - протестантство; складывается городс­кая культура, во многом определившая современную массовую запад­ноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получают практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному общест­ву.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным и бази­ровалось на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества было хозяйство крестьянина (непосредственного производителя) в услови­ях частной собственности феодалов на главное средство производст­ва того времени - землю. Западноевропейское Средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Если в Древнем Риме каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианст­во, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, скла­дывания единой европейской цивилизации.

В период раннего Средневековья шел процесс расселения германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. бы­ла создана обширная империя - Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы, и вскоре после смерти Карла его империя распалась. К Х-ХI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владении. Формально вас­салы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в данный период почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

В период классического Средневековья укрепляется централизо­ванная власть в большинстве западноевропейских стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно тогда начинается практическое осуществление принципа разделения властей, и возникают первые парламенты - сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент - кортесы - появился в Испании (конец ХП - начало ХШ вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В ХIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парла­ментом закрепляются законодательные функции и намечается опреде­ленное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя король формально был намного выше парламента, и именно он созывал и распус­кал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.

Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в ХШ в. в Италии, а затем (в ХIV в.) во Франции. Политические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противо­борства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические.

Важной характеристикой средневекового общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выража­лось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, оптимизму лишь в ХVП - ХVШ вв. И не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, суще­ственной чертой которого будет желание западноевропейцев позитив­но преобразовывать мир.

2. До возникновения государства Русь на территории Восточной Европы не существовало устойчивых государственных образований. Исключением были лишь греческие колонии Северного Причерноморья - Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Фанагория и др. Во второй половине I тысячелетия до н.э. создали государство скифы - кочевники причерноморских степей, которые занимали огромные территории между Дунаем и Доном. Однако держава скифов пала под ударами других ираноязычных кочевников - сарматов, пришедших из-за Дона и Волги. В лесной и лесостепной зонах, где расселились славяне, до второй половины I тысячелетия н.э. зачатков государственности не обнару­жено.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего Средневековья. В Западной Европе в V-VП вв. шло рассе­ление германских племен, которые завоевали территорию Римской им­перии. Здесь сложились так называемые «варварские» королевства - Франкское, Вестготское, и др. До Великого переселения народов славяне жили в большем, по сравнению с германцами, отдалении от границ Римской Империи и в миграционный процесс они включились лишь в VI в. н.э. Возникает вопрос о том, где располагалась «прародина» славян? В настоящее время большинство исследователей полагают, что накануне выхода славян в VI н.э. на сцену Великого переселения народов под названием «словене» они занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север - по Восточноевропейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам относятся нынешние болгары, сербы, хорваты, черногорцы, словенцы, македонцы; к западным - поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы; к восточным - русские, украинцы и белорусы.

В процессе расселения восточных славян по Восточноевропейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В VI-VШ вв. в результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственные, а территориально-политический характер. Славянс­кие общности имели двухступенчатую структуру: несколько относи­тельно небольших образований, которые можно условно определить как «племенные княжества», составляли, как правило, более крупные «союзы племенных княжеств». Создание территориально-политичес­ких общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности.

На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно двенадцать славянских союзов племенных княжеств. В среднем Поднепровье (от низовьев рек Припяти и Десны до реки Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти - древляне, западнее древ­лян до Западного Буга - волыняне (другое название – бужане), в верховьях Днестра - хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI-VП вв. на несколько частей), ниже по Днестру - тиверцы, а в Поднепровье южнее полян - уличи. На днепровс­ком Левобережье в бассейнах рек Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование север, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) - радимичи, на Верхней Оке - вятичи. Между При­пятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верхо­вьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадавшее с общеславянским самоназванием.

С VI в. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию от­дельных социальных групп. Родовая знать концентрировала в своих руках не только богатство, но и власть. Выделяются военные вожди, совершавшие походы за добычей. Вокруг них складывалась отряды профессиональных воинов и советников - дружины. В то же время большую роль играло народное ополчение, а для решения важнейших вопросов созывалось народное собрание - вече.

В VШ-IХ вв. происходит интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завя­зываются торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком важное значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию. Развитие тор­говли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов, которые располагались на речных, торговых путях (Новгород, Полоцк, Смоленск, Киев, Ростов). В скандинавских, сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов – «Гардариком».

В начале IX в. идет постепенный процесс складывания государствен­ности у восточных славян. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый из них форми­руется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого протогосударственного объединения был Киев. Второе протогосударственное объединение складывается на Севере с центром в Ладоге, за­тем - Новгороде. О том, что происходило там до 60-х гг. IXв., известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского князя Рюрика. Монах-летописец Нестор в «Повести временных лет» сообщает, что в 862 г. враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья - в Белоозере и Изборске. Преемник Рюрика Олег в конце IX в. захватил Киев и объединил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописным данным, в 882 г. Олег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира - варягов, освободивших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. Таким образом, Олег объединил в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя – «матерью городов русских». Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды (в 907 и 911 гг.) он совершал походы на Константинополь (Царьград). Их итогом стали два выгодных для Руси договора с греками. По преданию, умер Олег от укуса змеи.

После Олега княжил Игорь (912-945 гг.), по летописи - сын Рюрика. Его потомков принято называть Рюриковичами. Игорь продолжал деятельность своего предшественника, подчинив своей власти восточнославянские объединения между Днестром и Дунаем. Он также совершал походы на Константинополь (в 941 г. – неудачно, в 944 г. – был заключен взаимовыгодный договор). Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Он был убит в 945 г. древлянами при попытке повторно собрать с них дань.

После гибели Игоря остался сын Святослав, которому в это время было 4 года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Она жестоко отомстила древлянам, разорив их земли, истребив их знать. Вместе с тем Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - место сбора дани. Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение. Вернувшись из Константинополя, Ольга официально передала власть сыну Святославу (957-972 гг.).

Святослав, прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его жизнь прошла в почти непрерывных походах и сражениях. Он покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Булгарию (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме) и Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Ки­евом. Святослав покорил северокавказские племена ясов и касогов (предков осетин и адыгейцев); на захваченном Таманском полуострове (Восточное Приазовье) образовалось русское Тмутараканское княжество. Князь Святослав совершил также два похода на Балканы. Возвращаясь из второго дунайского похода, он был убит печенегами, устроившими засаду у днепровских порогов.

После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших брата Ярополк и 0лег погибли. Победителем стал младший сын Святослава Владимир, который правил с 980 по 1015 гг. Именно в этот период завершилось оформление древнерус­ской государственности.

Вопрос о начале государства Русь породил длительную дискуссию между так называемыми норманнистами и антинорманнистами. Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Бу­дучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственнос­ти на Руси. Именно эта «теория» была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу страну и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Этот процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ог­раничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр. Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорно взаимосвязи между варягами (норманнами - от сканд. «человек севера») и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою - и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако утверждение о том, что Рюрик пришел с братьями Синеусом и Трувором в настоящее время признается ошибочным, так как фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древнешведском звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор (верная дружина)».

В свою очередь крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоле­ние былой замкнутости, установление регулярных сношений с близкими и дальними соседями, наконец, этническое объединение северо­русских и южнорусских племен - характерные черты продвижения сла­вянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Сам факт «призвания» пришельцев со стороны не должен влиять на наши патриотические чувства, порождать комплекс неполноценности наших предков. Призвание династий со стороны было в прошлом обычным делом, тем самым поднимался авторитет правителей. Видимо, именно этим можно объяснить наличие множества иностранных правителей у других народов. Еще за сто лет до появления древнерусской летописи бритты обратились к предводителям англосаксонских дружин со словами «землю обильную и пространную, множеством благ обильную они вручают их власти», что весьма созвучно с известными строками из «Повести временных лет»: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Вместе с тем, признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по целому ряду других причин. Где сколько-ни­будь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? на их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варя­гов русской службы, оформляло лишь на двух языках - русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в ска­ндинавских сагах служба русским князьям определялась как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь - страна несметных богатств.

Знаменитый русский историк В.О.Ключевский отмечал: «Князья не установили на Руси своего государственного порядка, и не могли установить его. Их не для того и звали, и они не для того пришли. Земля звала их для внешней обороны, нуждалась в их сабле, а не в учредительном уме». Ученик В.О.Ключевского академик С.Ф.Платонов, признавая варяжскую природу великокняжеской власти, тем не менее, подчеркивал: «Влияние варягов было крайне ничтожно; они не нарушали общего порядка прежней жизни. Водворение варяжских князей в Новгороде, а затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины, подверглись на Руси быстрой славянизации».

Дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о происхождении названия «Русь». Сторонники патриотической точки зрения выводят термин «Русь» из названия племени «рось», которое появилось на берегу реки Рось. Впоследствии, утверждают они, «рось» трансформировалось в «рус». Но эта точка зрения противоречит летописной версии, которая знает только «полян», живших в Поднепровье. Лингвисты же утверждают, что трансформация «рос» в «рус» невозможна.

Современные историки и лингвисты склоняются к мнению, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское, «русь» - это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов. Так, финское население называло варягов - викингов. И это совпадает с версией «Повести временных лет», где «рус» выступает как название одного из норманнских племен, представителем которого является Рюрик.

Вопрос о языковом происхождении термина "Русь" не имеет не­посредственного отношения к проблеме происхождения Русского госу­дарства, подобно тому, как определение языковой принадлежности племенных названий «бритты» и «саксы» совершенно не повлияло на решение вопроса о возникновении Великобритании (Англии) как госу­дарства.

Новейшие исследования свидетельствуют о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был связан с северными зе­млями, откуда он пришел затем на Юг. В киевский период «Русь» бы­ло первоначально династическим именем. Затем значение этого тер­мина распространилось, по-видимому, на весь социально-верхушечный слой, состоявший из объединения славянских, чудских и варяжских элементов. К ХП в. варяжская династия Рюриковичей в течение не­скольких поколений совершенно «ославянилась», а «Русь» стала именем этническим. Параллельно термин «Русь» стал употребляться в качестве территориальной единицы. В IX в. Русь представляла собой небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. В ХП в. понятие «Русь» в терри­ториальном смысле уже употреблялось в более широком объединяющем значении как название всех южнорусских земель. В это же время стало складываться представление о Руси как о стране.

С формированием древнерусской государственности было тесно связано принятие христианства, ставшее крупнейшим событием в по­литической и культурной жизни Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения горо­да Киева князем Владимиром в 988 г. Однако принятие правосла­вия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в I в.н.э., который, якобы, после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа направился проповедовать его учение в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея, не существует. Однако имеются источники, которые указывают, что бабка Владимира - княгиня Ольга - была христианкой. Христианами были некоторые видные дружинники князя Владимира.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени и понимал, что язычество с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями перестала отвечать новым услови­ям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, под­нять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество не обеспечивало эт­нокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.

В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выслушав представителей этих культов, князь, как писал лето­писец Нестор, сделав выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. Выбирая православие, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский пат­риарх признавал определенную зависимость церкви от государства, допускал использование различных языков в богослужении, а не то­лько латыни. Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами.

Конкретно-исторический процесс принятия христианства был связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии. В 987 г. византийские императоры Василий и Константин упросили Владимира помочь им подавить восстание Варды Фоки в Малой Азии. Князь оказал помощь на том условии, что сестра императоров Анна будет отдана ему в жены. Соглашение было достигнуто, и шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежника. Однако Василий и Константин нарушили свое обещание. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь) и тем самым принудил императоров прислать к нему Анну. Только после этих событий, наглядно продемонстрировавших политическую самостоятельность и силу Руси, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. Вернувшись домой, он устроил массовое крещение жителей Киева. Распространение христианства на Руси шло как путем убеждении, так и путем принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую религию.

Принятие христианства изменило статус Руси в системе международных отношений, сделав ее цивилизованным субъектом, придерживающимся общепринятых норм и правил поведения. Церковь поднимала значение княжеской власти, борясь со взглядами на князя как чисто военного главу, которого можно прогнать или даже убить. Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. Церковь опекала нищих, больных, убогих. Церковь повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала на их нравственность. Под влиянием христианства развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение

Принятие христианства в православном варианте имело некоторые негативные последствия в международном плане. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути, в изоляции от остального христианского мира, исповедующего католицизм.

3. Древнерусское государство не было статичным обществом. Его политическая структура и экономические отношения претерпевали определенные изменения. На первом этапе своего существования Киевская Русь была относительно централизованным государством. Во главе его стоял киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель. При жизни князя-отца его сыновья сидели наместниками в главных городах и платили дань. Носителем верховной власти считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место «садился» не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом, князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Установленный принцип часто нарушался, что сильно запутывало ситуацию. Эта система существовала до конца XI в.

Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались бояре. Младшие дружинники носили название «отроки» или «гриди». Бояре часто выступали в качестве воевод, отроки же становились младшими администраторами. Дружинники сначала заменяли всеобщее вооружение народа, затем прев­ратились в административно-военный слой, а позднее - в сословие фе­одалов. Княжеско-дружинная власть была до поры ограничена элемен­тами самоуправления, сохранившегося с предыдущих времен. Это «ве­че» - народное собрание, которое было особенно значимым на окраи­нах страны.

Основой социально-экономического строя государства было фео­дальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дру­жинники, а после принятия христианства и церковь эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения - холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависи­мость. К свободным смердам относились общинники, имевшие хозяйст­во и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производи­тели теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Главной формой эксплуатации в Х-ХП вв. являлась натуральная (продуктовая) рента. Закрепившаяся структура общества нашла свое отражение в созданном по инициативе Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) кодексе законов под названием «Русская правда».

Величественная и обширная Русь все же оставалась нестабильным государственным образованием. Государственное единство поддерживалось, в значительной степени, военной мощью киевских князей. Хозяйственное развитие, рост городов, усиление феодальной аристократии сопровождалось стремлением к независимости. Уже в середине века в Древней Руси стали все отчетливее обнаруживаться признаки дробления государства, а к концу века начался его распад. Князь Владимир Красное Солнышко раздал 12 своим сыновьям наделы в разных землях. Подобным образом поступали и другие князья. После его смерти наступило время усобиц, конфликтов, соперничества.

В результате этой жестокой борьбы в 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав, впоследствии названный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла пика своего могущества, была ликвидирована опасность печенежских набегов. В годы его княжения в Киеве возводится грандиозный 13—купольный Софийский собор, основан Печерский монастырь. Широко проводилось обучение грамоте, переписка и перевод книг с греческого на русский язык, в Софийском соборе было устроено книгохранилище. С именем Ярослава, как отмечено выше, связано составление "Русской правды". При нем впервые в 1051г. киевским митрополитом становится не византийский, а русский государственный деятель и писатель Илларион.

О широком международном признании Русского государства свидетельствуют широкие династические связи между киевским и европейскими правящими домами. Так, сам Ярослав был женат на шведской принцессе, дочь Анна была замужем за французским королем, дочь Елизавета - за венгерским королем, третья дочь Анастасия была женой норвежского короля. Его сын Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха. Поэтому внук Владимир получает прозвище Мономах. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля, внучка - за германского императора. Перед смертью Ярослав, призывал сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьям в надежде на то, что теперь управлять государством будет не один человек, а весь княжеский род. Но усобицы не стихали, каждый из сыновей стремился завладеть Киевским княжеством, возникло множество суверенных земель - княжеств. Их число росло: к середине ХII в. - 15, к началу ХШ в. - уже около 50.

В период феодальной раздробленности местные князья проявили большую заботу о благополучии, культурном и хозяйственном развитии своих земель: появились новые города, заметно росли ремесла, торговля, вотчины, оставляемые по наследству, расширялись площади обрабатываемых земель. И все же такой бурный рост длился до тех пор, пока нормальное, естественное развитие не затронул фактор внешнего завоевания. В период феодальной раздробленности чрезвычайно ослаб общий военный потенциал страны. Существенно снизилась интенсивность международной торговли. Но главное - пос

Наши рекомендации