Государственная служба в федеральных органах налоговой полиции
Этот вид федеральной государственной службы регулируется Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993г. с дополнениями и изменениями от 17 декабря 1995г. и «Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» от 20 мая 1993г.
Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, созданной в 1992 году по аналогии с подобными структурами во Франции, Италии и США.
Систему органов налоговой полиции составляют: Федеральная служба налоговой полиции (на правах государственного комитета Российской Федерации); ее территориальные органы – управления по субъектам Федерации (Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Башкортостан); местные органы налоговой полиции – межрайонные отделы управлений Федеральной налоговой полиции.
Службу налоговой полиции возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции, который осуществляет общее руководство деятельностью органов налоговой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов.
Начальники управлений Федеральной службы налоговой полиции по республикам назначаются на должность и освобождаются от должности Директором ФСНП России по согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации.
Управления (отделы) ФСНП России по краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам возглавляются начальниками, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Директором ФСНП России. Управления налоговой полиции краев, областей образуют коллегии, персональный состав которых утверждается Директором ФСНП России.
Местные органы налоговой полиции возглавляются начальниками, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности начальниками управлений (отделов) ФСНП России по субъектам РФ.
В структуру ФСНП России входят управление делами, отдел регистрации и архивных фондов, информационно-аналитическое управление, организационно-инспекторское управление, оперативное управление, управление физической защиты, следственное управление, управление кадров, центр общественных связей, управление собственной безопасности, правовое управление, управление международных связей, административно-хозяйственное управление и некоторые другие.
По сути аналогичные подразделения входят в структуру и территориальных органов налоговой полиции.
В федеральных органах налоговой полиции не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных органов налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Основными задачами федеральных органов налоговой полиции являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Служба в органах налоговой полиции РФ – вид государственной службы граждан РФ, состоящих на должностях в ФСНП или в его органах.
Служба в органах налоговой полиции строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности органов НП соответствующим органам государственной власти и управления, сочетания гласных и негласных форм деятельности.
Сотрудником налоговой полиции является лицо, занимающее должность в федеральных органах налоговой полиции и имеющее специальное звание. Сотрудникам присваиваются пожизненные специальные звания младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава налоговой полиции - от прапорщика до генерал-полковника налоговой полиции (в Республике Башкортостан - начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по РБ генерал-лейтенант Кульмухаметов Э.В.).Специальные звания сотрудникам НП присваиваются с учетом их профессиональной квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет, занимаемой должности и других требований, предусмотренных настоящим Положением.
Сотрудникам выдается форменная одежда, а после прохождения соответствующей подготовки они имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.
Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции подробно определены порядок приема на службу и перемещения по службе ее сотрудников, их служебные обязанности, права, условия присвоения специальных званий, требования к служебной дисциплине, порядок денежного и вещевого довольствия, представления льгот, гарантий и компенсаций за службу и другие вопросы. Это позволяет обеспечить качественные параметры кадрового состава федеральных органов налоговой полиции.
На службу в органы налоговой полиции принимаются в добровольном порядке граждане РФ не моложе 20 лет, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. На должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов налоговой полиции принимаются граждане, имеющие соответствующее юридическое, финансовое, экономическое среднее специальное или высшее образование.
Должности лиц, имеющих специальное звание, замещаются назначением на должность, либо путем заключения индивидуальных контрактов на определенный срок. Прием на службу оформляется приказом начальника соответствующего органа налоговой полиции в соответствии с его компетенцией и подписанием контракта. Контракт о службе в органах НП заключается между гражданином РФ и ФСНП в лице руководителя соответствующего органа НП. Форма и условия контракта утверждаются ФСНП. В контракте оговариваются обязательство гражданина выполнять возложенные на него обязанности по службе в органе НП и обязательство ФСНП обеспечить социально – правовые гарантии и необходимые условия для службы принимаемому на службу сотруднику, предусмотренные законодательством, настоящим Положением и по соглашению сторон. Для граждан, впервые поступающих на службу в органы НП, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах НП не менее трех лет.
Перемещение по службе сотрудника НП производится:
а) на вышестоящую должность – в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника;
б) на равноценную должность – при необходимости для более целесообразного использования сотрудников либо по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту с их согласия;
в) в связи с поступлением в учебное заведение с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебного заведения;
г) на нижестоящую должность – при сокращении штатов и невозможности перемещения на равнозначную должность; по состоянию здоровья на основании заключения ВВК; по личной просьбе; по служебному несоответствию в аттестационном порядке; в порядке дисциплинарного взыскания;
д) в порядке прикомандирования к органам государственной власти и управления.
В целях определения служебного соответствия сотрудников проводятся аттестации. Сотрудник, заключивший контракт о службе в налоговой полиции на определенный срок, проходит аттестацию при продлении контракта, а сотрудник, проходящий службу без контракта - каждые пять лет службы. Сотрудники проходят аттестацию также при их представлении к назначению на вышестоящую должность, перемещении на нижестоящую должность или в другой орган налоговой полиции, а также в случаях служебного несоответствия, грубого нарушения или систематического нарушения служебной дисциплины, совершения проступков, не совместимых с требованиями, предъявляемыми к личным качествам сотрудника налоговой полиции. Порядок проведения аттестации определяется Директором Федеральной службы налоговой полиции.
Основаниями для прекращения службы в органах НП могут быть: увольнение со службы в органах НП; лишение специального звания; прекращение гражданства РФ; смерть сотрудника НП; окончание срока действия контракта или его расторжение.