Предмет и методология теории государства и права

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Возникновение государства.

Предпосылки возникновения государства сложились еще в первобытном обществе:

1) запрет инцеста как условие воспроизводства рода;

2) общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесла; появление класса купцов);

3) рост производительности труда и возникновение частной собственности;

4) дифференциация общества по имущественному признаку;

5) неспособность родоплеменной организации власти управлять обществом, содержащим классовые противоречия.

Государство возникает в результате перерождения родопле­менной организации в государственную.

В результате экономического развития общества, имущественной дифференциации возникла необходимость в появлении такой организации власти, кото­рая бы смогла защитить интересы имущих и одновре­менно сохранять баланс между ними и экономически зависимыми слоями общества. Такой организацией стало государство.

Существует несколько теорий происхождения государства:

Теологическая теория (Аврелий Августин, Фома Аквинский) объясняет происхождение государства божественной волей. В своей основе имеет мифы и поддерживает идею о том, что земные порядки есть часть общемиро­вых, божественных, а потому понять их сущность и происхождение невозможно.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель). Считает, что государство возникло из разросшейся семьи, глава ко­торой стал главой государства (монархом). Таким образом, власть отца - государственная власть, а монарх - отец всех подданных.

Органическая теория (Г. Спенсер). Проводит аналогию государства с биологическим организмом. Возникновение государства видит в эволюции животного мира.

Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский). Воз­никновение государства считает следствием завоевания, наси­лия, порабощения одним племенем другого. Суть государства в данном случае - обеспечение подчинения слабого сильному.

Психологическаятеория (Г. Тард, Л.И. Петражицкий). Появление государства рассматривает как результат прояв­ления человеческой психики, которой свойственно под­чиняться, подражать, повиноваться.

Теория общественного договора (Д. Локк, Б. Спи­ноза, А.Н. Радищев). Государство возникает в результате заклю­чения общественного договора людьми на основе их сознательно выраженной воли, направленной на отказ от «свободного состояния» и передачу функций управ­ления обществом специально созданному образова­нию - государство.

Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Эн­гельс, В. Ленин). Государство возникает в результате естествен­ного экономического развития общества, раскола об­щества на классы.

Типология государств.

Особенности государства определенного исторического перио­да характеризуются состоянием и уровнем развития общества.

Тип государства - теоретическое обобщение сходных основ­ных черт и важнейших свойств различных государств конкрет­ной исторической эпохи, характеризующихся общими признаками.

Традиционно рассматриваются два основных под­хода к типологии государства:

1) Формационный подход является основой марксистско-ленинской типологии государства. В его основе ле­жит понятие формации - исторического типа общества, основанного на определенном способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, клас­совой сущности государства.

Естественно-исторический процесс смены одной общественно-экономической формации другой опреде­ляет социальное развитие общества. Источником тако­го развития являются революционные изменения в производительных силах и производственных отноше­ниях.

Формационная критерия выделяет следующие ти­пы государства:

- рабовладельческий (главной функцией такого государства является защита собственности рабовладель­цев);

- феодальный (главной функцией такого государства являются защита сословных привилегий феодалов и подав­ление крестьянства);

- буржуазный (основан на капиталистической частной собственности на средства производства и классовой эксплуатации трудящихся буржуазией);

- социалистический (возникает в результате социалистической революции, следствием которой явля­ются уничтожение частной собственности и создание общественной собственности на орудия и средства производства, политическая власть при­надлежит народу);

- переходное государство (концепцию разработал В. Ленин, который считал, что в результате национально-осво­бодительной борьбы зависимых народов в некоторых государств при поддержке мирового социализма некоторые страны могут перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития).

2) Цивилизационный подход (А. Тойнби) учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, культурные, психологические и историче­ские особенности жизни общества определенной циви­лизации, которая влияет не только на социальную, но и на государственную организацию общества. А. Тойнби выделяет 26 цивилизаций (египетскую, китайскую, за­падную, православную, арабскую, мексиканскую, иран­скую, сирийскую и т. д.).

В настоящее время широко распространена классификация государства на тоталитарные, авторитарные, ли­беральныеидемократические. Главным критерием данной классификации является государственно-пра­вовой режим.

5. Множественность определений государст­ва. Понятие государства.

Государство возникло в результате развития общества и явля­ется его основной управляющей системой. На разви­тие государства влияет совокупность исторических, экономиче­ских, социальных, психологических факторов.

На формирование сознания и воли исследователя влияет состояние конкретной исторической эпохи, в ко­торой таковой проживает, что находит отражение в множественности определений государства.

Так, в античном мире государство полностью поглощало чело­века, регулируя все сферы общественной жизни.

Аристотель определял государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей жизни.

Цицерон определял государство как союз людей, объединен­ных общими началами права и общей пользы.

Русские юристы также придерживались социологи­ческого подхода в определении государства. Например, Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин определяли государство как соедине­ние людей под одной властью и в пределах одной тер­ритории.

Юридический подход к определению государства использова­ли Н.М. Коркунов и Г. Еллинек. Последний определял государство как целевое единство индивидов, наделенное каче­ствами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Философский подход (Гегель) трактует государство как порож­дение особых духовных начал человеческого бытия.

Марксистско-ленинская наука определяет государство исхо­дя из его классовой сущности. В.И. Ленин определял государство как машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчи­ненные классы. Данный подход долгое время был гос­подствующим в отечественной правовой науке.

Многогранность государства как общественного и правового явления, его историческая изменчивость не позволя­ют дать какого-либо единообразного универсального определения.

Определение государства помогает сформулировать сущ­ность государства, его предназначение, трактуемые в рамках существующей исторической эпохи:

- государство всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;

- государство использует особый вид управления - государст­венную власть, которая обладает организующей функцией и функцией принуждения и осуществля­ется специальным аппаратом;

- государство обладает суверенитетом и территориально обособлено.

Современные исследователи (например, В.Н. Хропанюк) определяют государство как единую политическую ор­ганизацию общества, которая распространяет свою впасть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и облада­ет суверенитетом.

Виды республик

Парламентарная республика - форма правления, при которой парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним пра­вительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти.

Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент явля­ется главой государства и главой исполнительной власти.

Виды политических систем.

Политические системы классифицируются по сле­дующим основаниям.

По типу социальной среды, в которой возникает и функционирует политическая система, выделяют:

1) тоталитарные политические системы, характе­ризующиеся следующими признаками:

- всевластием бюрократического аппарата;

- уравнительно-распределительной экономикой;

- отсутствием частной собственности (существует лишь государственная и общественная собственность, допускается личная);

- тотальным контролем государства всех сфер жизни общества;

- наличием одной государственной идеологии, по­давлением инакомыслия;

- принадлежностью государственной власти одной политической партии;

- использованием методов принуждения и насилия;

2) либерально-демократические политические системы, характеризующиеся:

- рыночной экономикой, основанной на товарно-денежных отношениях;

- наличием частной собственности, охраняемой государством;

- приоритетом личности над коллективом;

- общесоциальной функцией государства, обеспечением государства прав и свобод граждан;

- политическим плюрализмом;

- возрастанием роли правового регулирования жизни общества;

3) конвергенционные (смешанные) политические системы, возникающие в переходные периоды, при из­менении социальной среды. Для них характерно:

- смешение политических институтов разного назначения и содержания;

- многообразие функций государства;

- короткий период существования, обусловленный последующей эволюцией, переходом данной системы в качественно иное состояние (например, период НЭПа в 20-х гг. в России эволюционировал в распределительное общество сталинского типа).

В зависимости от политического режимаразли­чают демократические и антидемократические виды политических систем.

По характеру взаимодействиявыделяют откры­тые (характеризуются свободным экономическим, технологическим, информационным и другим обменом с другими политическими системами) и закрытые по­литические системы (пресекают всякое взаимодейст­вие с другими политическими системами).

Используя главный критерий классификации - общест­венно-экономическую формацию, марксистская теориявыделяет рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические политические системы общества.

По территориальной принадлежностивыделя­ют европейские, азиатские, североамериканские и другие политические системы.

По национальным особенностямможно выделить арабские, мусульманские, германские, английские и другие политические системы.

Возникновение права.

Право как особый регулятор общественных отно­шений возникло вместе с государством, неразрывно с ним связа­но, является результатом его деятельности при на­личии сложившихся экономических и социальных ус­ловий.

В первобытнообщинном строе роль социальных ре­гуляторов взаимоотношений членов общества выпол­няли обычаи.

Обычай - это правило поведения, формируемое в обществе путем его многократного повторения, кото­рое превращается в привычку, закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение.

В обычных нормах закреплялись основные общест­венные отношения: равенство всех, кровная месть, коллективное и уравнительное распределение продук­тов труда, общая собственность на землю, орудия тру­да, общие родовые обязанности.

Признаки обычая:

- исходит от общества;

- отражает естественно сложившуюся коллективность;

- не знает разделения на права и обязанности;

- воспринимается как общественный долг каждого перед коллективом;

- объединяет в себе личное и общественное;

- охраняется запретами (табу), носящими в основ­ном религиозный характер.

Обычаи, санкционированные государством, формируют обыч­ное право.

По мере развития общества и усложнения общест­венно-политических отношений государство своей законодатель­ной деятельностью дополняет обычные нормы, в даль­нейшем вытесняя их писаными законами государства.

Таким образом, право, в отличие от обычая, - это правило поведения, исходящее уже не от общества, а от государства и устанавливающее обязательные для всеобщего исполнения предписания.

Основные теории происхождения права:

- естественно-правовая (договорная) (Б. Спиноза, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) - считает, что право не имеет божественного происхождения, а является результатом волевой деятельности людей;

- теория историзма (Гуго, Савиньи) - право возни­кает и развивается как историческое явление, основную роль играют правовые обычаи, как проверенные временем правила поведения;

- нормативистская (Г. Кельзен) – рассматривает право «в чистом виде», вне связи с другими обще­ственными явлениями;

- марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) - подчеркивает классовый характер права, связан­ный с материальными факторами;

- психологическая (Л.И. Петражицкий) - право воз­никает благодаря психологическим закономерностям человека, его переживаниям, эмоциям, кото­рые носят императивно-атрибутивный характер;

- социологическая (Л. Дюги) - право формируется самим обществом и распространяет свое действие на всю систему общественных отношений.

Понятие и признаки права.

Право - многогранное социальное явление, оно ис­следуется с различных точек зрения, что объясняет многообразие определений понятия права.

С философских, мировоззренческих позиций право характеризуется как феномен общечеловеческой цен­ности.

С точки зрения практического применения совре­менные исследователи (например, B.C. Нерсесянц) дают следующее так называемое операциональное определение права: право - это исторически измен­чивая, объективно обусловленная справедливая об­щая мера свободы и равенства, получающая посред­ством официального выражения общеобязательную силу.

Право определяют как систему общеобязательных правил поведения, выраженных в нормативно-право­вых актах и носящих общеобязательный характер.

Различают субъективное и объективное право.

Субъективное право принадлежит конкретному лицу и представляет собой обеспеченную государст­венным принуждением возможность выбора для уча­стника правоотношения определенного варианта по­ведения.

Объективное право - это выраженная в системе юридических норм воля политических сил, находящих­ся у власти.

Нижеследующие признаки права помогают выде­лить его среди других регуляторов общественных отно­шений:

1) право исходит от государства, является воплощением го­сударственной воли, выступает государственным регу­лятором общественных отношений, обеспечивая сво­бодное развитие личности, организованность и поря­док в обществе;

2) нормы права общеобязательны для всего на­селения, проживающего на территории определенно­го государства;

3) в необходимых случаях нормы права обеспечиваются государственным принуждением с по­мощью санкций, предусмотренных в самих нормах; к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности;

5) нормы права отличаются формальной определенностью, т.е. устанавливаются государством в официальных актах (законах, судебных решениях);

6) нормы права носят общезначимый характер, т.е. направлены на всех и каждого, кто соответствует указанным в них условиям;

7) нормы права отличаются внутренним единством, согласованностью и логической взаимо­связью, образуя систему права, построение кото­рой является результатом целенаправленной деятельности законодателя.

В правовом государстве право отражает требования общечело­веческой справедливости, служит интересам всего об­щества, учитывает индивидуальные интересы, потреб­ности, права и свободы личности как первоосновы об­щества.

Различение права и закона.

Проблема различения права и закона приобретает особую актуальность в связи с формированием идеи правового государства.

Практическая необходимость данного разграничения определяется тем, что не все законы соответствуют идеалам справедливости, которая в правовом отношении понимается как соответствие существующих законов тому состоянию, которое требует от них общество. Единство существующего и ожидаемого и является целью правового государства, в котором содержание права и закона совпадает и постоянно координируется в соответствии с изменяющимися общественными отношениями.

Право и закон логически соотносятся как целое и часть целого, общее и частное.

Закон представляет собой одну из форм права, так как кроме закона существуют и другие нормативные предписания, также относящиеся к формам выражения права.

Закон как один из видов нормативных правовых актов представляет собой властное предписание госу­дарственных органов, которое устанавливает, изменя­ет или отменяет нормы права.

Право - это возведенная в закон и выраженная в системе общеобязательных правил воля государства.

Право предшествует закону, так как оно непосредст­венно вытекает из потребностей общества. В данном случае оно понимается как право в общесоциальном смысле, т. е. моральное право, право народов, всеоб­щий масштаб и мера свободы.

Право является продуктом общественного развития, и в его создании участвуют и общество и государство.

Право имеет в своей основе общественные отношения, складывающиеся в результате социального взаимодействия и представляющие его выражение, а возникновение общественных отношений не зависит от воли государства, они обусловлены объективными условиями и возникают спонтанно.

Роль государства заключается в закреплении уже возникших, существующих общественных отношений. Способом такого закрепления является закон.

Таким образом, общество посредством государства формируют право, которому обязаны подчиняться все субъекты общественных отношений, в том числе и государство, которое не может не исполнять изданный им же нормативный акт.

На основе различия права и закона современные правоведы выводят следующее понятие правового закона: это выражение и закрепление в праве меры свободы людей на основе формального правового равенства, всеобщей справедливости и необходимая составная часть объективно складывающегося в обществе права.

Существование правового закона возможно только в условиях правового государства.

Источники (формы) права.

Источник (форма) права – это способ внешнего выражения норм права, выражающих государственную волю в соответствующем правовом предписании, санкционированном государством.

Функции источника права:

- оно выражает объективные условия жизни общества;

- нормативно закрепляет государственную волю;

- имеет общеобязательный характер;

- в правовом государстве утверждает приоритетное значение закона как результата демократического правотворчества.

В материальном смысле источник права представляет собой воплощение через правотворческую деятельность государства материальных условий жизни общества.

Источник права как источник познания представляет собой средства познания права, например изучение до­шедших до нашего времени исторических документов.

В формально-юридическом смысле источник права представляет собой нормативно-правовое закрепле­ние воли государства, выраженное в различных правовых пред­писаниях, среди которых различают:

1) правовой обычай - санкционированное государством прави­ло поведения, которое исторически сложилось в ре­зультате многократного повторения людьми в процес­се жизнедеятельности общества. Обычаи становятся правовыми только тогда, когда они получают призна­ние государства и обеспечиваются его принудительной силой, например, Законы XII таблиц, Салическая правда, Рус­ская правда;

2) юридический прецедент – решение судебного или административного государственного органа по конкретному юридическому делу, которое приобретает общеобязательное значение для решения аналогичных дел; является основным источником права в англосаксонской правовой системе (Англия, Канада, США);

3) нормативно-правовой акт – письменное властное предписание государственного органа, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Он содержит общеобязательные правила поведения, обеспеченные охраной государства. В России и ряде европейских стран нормативно-правовой акт является основным источником права (например, конституции, законы, кодексы, постановления);

4) нормативный договор – основополагающее соглашение между субъектами права, содержащее нормы права, регулирующие их взаимоотношения. Нормативный договор является базой для заключения последующих нормативно-правовых актов, его участники добровольно в нем участвуют и возлагают на себя соответствующие обязанности. Например, такие договоры заключаются между субъектами федерации, между федеральными органами и субъектами федерации.

Понятие и виды законов.

Закону принадлежит главная роль в системе норма­тивно-правовых актов.

Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти или принимаемый в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирую­щий наиболее важные общественные отношения.

Признакизакона:

- регулирует основные, наиболее важные общественные отношения;

- принимается в особом законодательном порядке;

- издается высшими законодательными органами государства или принимается всенародным голосованием (референдумом);

- обладает верховенством, т. е. высшей юридиче­ской силой по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые должны исходить из него
и не противоречить ему;

- не подлежит утверждению каким-либо другим государственным органом, может быть изменен или от­менен в строго определенном порядке только орга­ном, его принявшим.

Виды законов классифицируются по следующим ос­нованиям:

1) по юридической силе:

- конституционные (Основной закон (Конституция), федеральные конституционные) - определяют ос­новные начала государственного и общественного строя, правовой статус различных субъектов общест­венных отношений; конституция представляет собой основной закон государства, устанавливающий основополагающие общественные отношения, определяющие порядок и условия существования государства, общества, граждан;

- федеральные (обычные) – принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными законами, развивают и дополняют их содержание, регулируют определенные сферы жизни общества;

2) по сфере действия:

- общефедеральные (регулируют общественные отношения, имеющие значение для всего федеративного государства);

- законы субъектов федерации (принимаются и действуют только в пределах территорий субъектов федерации, не должны противоречить общефедеральным законам);

3) по субъектам законотворчества:

- принятые законодательным органом государства;

- принятые в результате референдума;

4) по отраслям законодательства (конституционные, административные, гражданские, уголовные, трудовые, семейные, земельные и т.д.)

5) по сроку действия:

- постоянные (действуют неограниченный период времени);

- ограниченные (принимаются на определенный срок);

6) по времени вступления в силу:

- немедленно;

- со дня, указанного в законе;

- в порядке общей правотворческой процедуры;

7) по кругу лиц (в отношении граждан, иностранцев, лиц без гражданства);

8) по формальному выражению (конституция, кодекс, закон).

Виды правовых норм.

Правовые нормы можно классифицировать по следующим основаниям, определяющим различные виды норм права:

1) по отраслевой принадлежности, т.е. предмету правового регулирования все нормы права классифицируются по отраслям и институтам права: нормы государственного, гражданского, уголовного, трудового, семейного права и т.п.;

2) по юридической силе, т.е. по месту правотворческого органа, издавшего правовую норму, в системе механизма государства:

- нормы закона;

- нормы подзаконных актов;

3) по характеру содержащихся предписаний:

- обязывающие (устанавливают обязанность совершать определенные действия);

- запрещающие (запрещают совершать определенные действия под угрозой применения мер государственного принуждения);

- управомочивающие (предоставляют право совершать определенные действия по усмотрению субъекта права);

4) по форме предписаний:

- императивные (устанавливают категорическое пра­вило, предусматривающее единственный вариант поведения и не допускающее отклонений от него);

- диспозитивные (предоставляют субъектам права возможность самим устанавливать объем и характер своих прав и обязанностей и устанавливают правило на случай, если субъекты не воспользова­лись своим правомочием);

5) по целевому назначению:

- регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов права);

- охранительные (регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения);

6) по времени действия:

- постоянные (действуют до их официальной отмены);

- временные (действуют определенный срок, по истечении которого они прекращают свое действие);

7) по кругу лиц:

- общие (имеют равное отношение ко всем субъектам права, находящимися на определенной территории);

- специальные (распространяются на определенный круг субъектов);

8) по сфере действия:

- федеральные (действуют на всей территории федерации);

- региональные (действуют в пределах субъекта федерации);

- местные (действуют в пределах муниципального образования);

9) по степени определенности:

- бланкетные (содержат правило поведения);

- отсылочные (непосредственно указывают на другие нормы как на условие своего действия);

10) по юридическому содержанию:

- нормы материального права (регулируют общест­венные отношения);

- нормы процессуального права (регулируют дея­тельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и порядок участия субъектов права в процессе).

Соотношение права и морали.

Право – это система общеобязательных социальных норм (правил поведения), охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие в общественном сознании как непосредственное отражение условий жизни людей. Мораль характеризуется такими субъективными критериями, как добро и зло, справедливость и несправедливость, совесть, честь, достоинство и др.

Право и мораль являются социальными регулятора­ми общественных отношений, действуют в единстве, взаимосвязаны и взаимодополняемы: право способст­вует более глубокому утверждению морали в общест­ве, а влияние морали на право способствует повыше­нию его качественного уровня, помогает праву стре­миться к тому идеальному представлению, которое сложилось о нем в обществе. Мораль способствует расширению нравственной основы права, повышению его авторитета в обществе.

С.А. Комаров выделяет следующие общие черты морали и права:

- право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

- право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

- право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуре общества, идеалах справедливости и свободы.

Отличительные черты права и морали:

- право возникает вместе с государством, а моральные нормы существовали до появления государства;

- содержание морали шире, чем содержание права: право состоит из норм, создаваемых и санкционируемых государством и содержащихся в нормативно-правовых актах, мораль, кроме норм, содержит еще и представления, чувства, идеи;

- в нормах права выражается и закрепляется воля народа, а в нормах морали данная воля выступает в форме общественного мнения;

- содержание норм права конкретизировано и упо­рядочено, а нормы морали характеризуются более широкой свободой толкования и усмотрения;

- требования норм права обеспечены авторите­том государства, а нормы морали реализуются в силу при­вычки, убеждения;

- право и мораль используют различные меры принуждения (право - заранее установленные государством, а моральные нормы изначально не регламентированы);

- праву присущ обезличенный подход к оценке поведения человека, а мораль руководствуется индивидуальным подходом, выявляя мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения.

Правовая культура.

Правовая культура - это реализованная в повсе­дневной жизни система знаний о праве и государстве.

Основные черты правовой культуры:

- правовая культура представляет собой часть куль­туры общества;

- правовая культура представляет собой реализо­ванное правосознание, воплощение представле­ний о правовых явлениях на практике;

- правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и осознанное проявление в действительности представлений, чувств, идей человека;

- правовая культура представляет собой систему различных отношений, складывающихся в области реализации права, которые подвергаются пере­
смотру в связи с изменениями в жизни общества;

- правовая культура, по мнению С.А. Комарова, предполагает: высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления; осознание специфических способов правовой деятельности правоохрани­тельных органов, результатов реализации требова­ний законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Современные правоведы основным фактором фор­мирования правовой культуры называют правовое воспитание, т. е. деятельность, направленную на пе­редачу правового опыта, правовых идеалов и право­вых знаний в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание в широком смысле означает воздействие правовой действительности (деятель­ность правоохранительных органов, юридическая прак­тика) на человека с целью формирования его взглядов в области права.

Правовое воспитание в узком смысле означает пра­вовую пропаганду с целью передачи правовых знаний обществу или определенным группам людей. Право­вое обучение является частью правового воспита­ния, в которое входит и профессиональное обучение юристов.

По мнению B.C. Нерсесянца, качественная оценка правовой культуры предполагает выделение в ней вы­сокого, среднего и низкого уровней.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, призна­ние уважительного отношения к правам другого чело­века, гражданско-правовую активность.

Российское общество характеризуется низким уров­нем правовой культуры, повысить который призва­ны правовая пропаганда, доступность нормативно-правовой базы, меры, направленные на повыше­ние правовой активности граждан, создание положи­тельного правового имиджа правоохранительных ор­ганов.

Понятие системы права.

Система права - это внутренняя взаимосогласо­ванная структура права, определяемая характером ре­гулируемых общественных отношений.

Система права представляет собой упорядоченную взаимозависимую и взаимосвязанную совокупность правовых норм, отражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся общественных отношений.

Первичным элементом системы права является норма права, содержащая правовое предписание. Нор­мы права группируются в институты права, подотрасли и отрасли права.

Признаки системы права:

1) целостность. Правовые нормы, составляющие систему права, действуют не изолированно друг от дру­га, а в неразрывном единстве, они имеют общую целе­вую направленность и реализуются во взаимосвязи;

2) системность. Характеризует внешнее свойство системы права, которому присущи непротиворечи­вость, внутренняя согласованность, взаимоподчинен­ность.

Функциональное качество системы выражается в подчинении ее возникновения и развития интересам государственной власти.

Формализация системы представляет собой ее объ­ективное воплощение в нормативно-правовых актах, в системе законодательства;

3) многообразие. Система права представляет со­бой единство разделения и обособления норм права, содержит неодинаковые по своему содержанию и объ­ему структурные элементы, с одной стороны, характе­ризуется как цельное образование, с другой стороны, подразделяется на составные части;

4) единство объективного и субъективного. Как объективное явление система права складывается под влиянием регулируемых ею общественных отношений, ее строение обусловлено объективными факторами общественного развития, отражающимися в общест­венном сознании и подвергающимися систематизации в результате целенаправленной правотворческой дея­тельности государства.

Структура системы права - это устойчивое един­ство ее элементов и их взаимодействие между собой.

Систему права необходимо отличать от правовой системы. Данные понятия соотносятся как целое и часть. Правовая система - понятие более широкое и включает в себя систему права, юридическую практику и правовую идеологию.

Для системы права характерно ее делениена право частное и публичное.

Частное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих интересы отдельного индивидуума, например лично-имущественные, семейно-брачные.

Публичное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих государственные отношения, за­трагивающие общественно значимые социальные ин­тересы.

Структура системы права.

Структура системы права представляет собой устойчивую связь ее элементов. Все правовые нормы, входящие в систему, составляют единое ц

Наши рекомендации