Предмет и методология теории государства и права
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Возникновение государства.
Предпосылки возникновения государства сложились еще в первобытном обществе:
1) запрет инцеста как условие воспроизводства рода;
2) общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесла; появление класса купцов);
3) рост производительности труда и возникновение частной собственности;
4) дифференциация общества по имущественному признаку;
5) неспособность родоплеменной организации власти управлять обществом, содержащим классовые противоречия.
Государство возникает в результате перерождения родоплеменной организации в государственную.
В результате экономического развития общества, имущественной дифференциации возникла необходимость в появлении такой организации власти, которая бы смогла защитить интересы имущих и одновременно сохранять баланс между ними и экономически зависимыми слоями общества. Такой организацией стало государство.
Существует несколько теорий происхождения государства:
Теологическая теория (Аврелий Августин, Фома Аквинский) объясняет происхождение государства божественной волей. В своей основе имеет мифы и поддерживает идею о том, что земные порядки есть часть общемировых, божественных, а потому понять их сущность и происхождение невозможно.
Патриархальная теория (Платон, Аристотель). Считает, что государство возникло из разросшейся семьи, глава которой стал главой государства (монархом). Таким образом, власть отца - государственная власть, а монарх - отец всех подданных.
Органическая теория (Г. Спенсер). Проводит аналогию государства с биологическим организмом. Возникновение государства видит в эволюции животного мира.
Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский). Возникновение государства считает следствием завоевания, насилия, порабощения одним племенем другого. Суть государства в данном случае - обеспечение подчинения слабого сильному.
Психологическаятеория (Г. Тард, Л.И. Петражицкий). Появление государства рассматривает как результат проявления человеческой психики, которой свойственно подчиняться, подражать, повиноваться.
Теория общественного договора (Д. Локк, Б. Спиноза, А.Н. Радищев). Государство возникает в результате заключения общественного договора людьми на основе их сознательно выраженной воли, направленной на отказ от «свободного состояния» и передачу функций управления обществом специально созданному образованию - государство.
Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Государство возникает в результате естественного экономического развития общества, раскола общества на классы.
Типология государств.
Особенности государства определенного исторического периода характеризуются состоянием и уровнем развития общества.
Тип государства - теоретическое обобщение сходных основных черт и важнейших свойств различных государств конкретной исторической эпохи, характеризующихся общими признаками.
Традиционно рассматриваются два основных подхода к типологии государства:
1) Формационный подход является основой марксистско-ленинской типологии государства. В его основе лежит понятие формации - исторического типа общества, основанного на определенном способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности государства.
Естественно-исторический процесс смены одной общественно-экономической формации другой определяет социальное развитие общества. Источником такого развития являются революционные изменения в производительных силах и производственных отношениях.
Формационная критерия выделяет следующие типы государства:
- рабовладельческий (главной функцией такого государства является защита собственности рабовладельцев);
- феодальный (главной функцией такого государства являются защита сословных привилегий феодалов и подавление крестьянства);
- буржуазный (основан на капиталистической частной собственности на средства производства и классовой эксплуатации трудящихся буржуазией);
- социалистический (возникает в результате социалистической революции, следствием которой являются уничтожение частной собственности и создание общественной собственности на орудия и средства производства, политическая власть принадлежит народу);
- переходное государство (концепцию разработал В. Ленин, который считал, что в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов в некоторых государств при поддержке мирового социализма некоторые страны могут перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития).
2) Цивилизационный подход (А. Тойнби) учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, культурные, психологические и исторические особенности жизни общества определенной цивилизации, которая влияет не только на социальную, но и на государственную организацию общества. А. Тойнби выделяет 26 цивилизаций (египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и т. д.).
В настоящее время широко распространена классификация государства на тоталитарные, авторитарные, либеральныеидемократические. Главным критерием данной классификации является государственно-правовой режим.
5. Множественность определений государства. Понятие государства.
Государство возникло в результате развития общества и является его основной управляющей системой. На развитие государства влияет совокупность исторических, экономических, социальных, психологических факторов.
На формирование сознания и воли исследователя влияет состояние конкретной исторической эпохи, в которой таковой проживает, что находит отражение в множественности определений государства.
Так, в античном мире государство полностью поглощало человека, регулируя все сферы общественной жизни.
Аристотель определял государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей жизни.
Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Русские юристы также придерживались социологического подхода в определении государства. Например, Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин определяли государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Юридический подход к определению государства использовали Н.М. Коркунов и Г. Еллинек. Последний определял государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Философский подход (Гегель) трактует государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия.
Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его классовой сущности. В.И. Ленин определял государство как машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Данный подход долгое время был господствующим в отечественной правовой науке.
Многогранность государства как общественного и правового явления, его историческая изменчивость не позволяют дать какого-либо единообразного универсального определения.
Определение государства помогает сформулировать сущность государства, его предназначение, трактуемые в рамках существующей исторической эпохи:
- государство всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;
- государство использует особый вид управления - государственную власть, которая обладает организующей функцией и функцией принуждения и осуществляется специальным аппаратом;
- государство обладает суверенитетом и территориально обособлено.
Современные исследователи (например, В.Н. Хропанюк) определяют государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою впасть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Виды республик
Парламентарная республика - форма правления, при которой парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти.
Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент является главой государства и главой исполнительной власти.
Виды политических систем.
Политические системы классифицируются по следующим основаниям.
По типу социальной среды, в которой возникает и функционирует политическая система, выделяют:
1) тоталитарные политические системы, характеризующиеся следующими признаками:
- всевластием бюрократического аппарата;
- уравнительно-распределительной экономикой;
- отсутствием частной собственности (существует лишь государственная и общественная собственность, допускается личная);
- тотальным контролем государства всех сфер жизни общества;
- наличием одной государственной идеологии, подавлением инакомыслия;
- принадлежностью государственной власти одной политической партии;
- использованием методов принуждения и насилия;
2) либерально-демократические политические системы, характеризующиеся:
- рыночной экономикой, основанной на товарно-денежных отношениях;
- наличием частной собственности, охраняемой государством;
- приоритетом личности над коллективом;
- общесоциальной функцией государства, обеспечением государства прав и свобод граждан;
- политическим плюрализмом;
- возрастанием роли правового регулирования жизни общества;
3) конвергенционные (смешанные) политические системы, возникающие в переходные периоды, при изменении социальной среды. Для них характерно:
- смешение политических институтов разного назначения и содержания;
- многообразие функций государства;
- короткий период существования, обусловленный последующей эволюцией, переходом данной системы в качественно иное состояние (например, период НЭПа в 20-х гг. в России эволюционировал в распределительное общество сталинского типа).
В зависимости от политического режимаразличают демократические и антидемократические виды политических систем.
По характеру взаимодействиявыделяют открытые (характеризуются свободным экономическим, технологическим, информационным и другим обменом с другими политическими системами) и закрытые политические системы (пресекают всякое взаимодействие с другими политическими системами).
Используя главный критерий классификации - общественно-экономическую формацию, марксистская теориявыделяет рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические политические системы общества.
По территориальной принадлежностивыделяют европейские, азиатские, североамериканские и другие политические системы.
По национальным особенностямможно выделить арабские, мусульманские, германские, английские и другие политические системы.
Возникновение права.
Право как особый регулятор общественных отношений возникло вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при наличии сложившихся экономических и социальных условий.
В первобытнообщинном строе роль социальных регуляторов взаимоотношений членов общества выполняли обычаи.
Обычай - это правило поведения, формируемое в обществе путем его многократного повторения, которое превращается в привычку, закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение.
В обычных нормах закреплялись основные общественные отношения: равенство всех, кровная месть, коллективное и уравнительное распределение продуктов труда, общая собственность на землю, орудия труда, общие родовые обязанности.
Признаки обычая:
- исходит от общества;
- отражает естественно сложившуюся коллективность;
- не знает разделения на права и обязанности;
- воспринимается как общественный долг каждого перед коллективом;
- объединяет в себе личное и общественное;
- охраняется запретами (табу), носящими в основном религиозный характер.
Обычаи, санкционированные государством, формируют обычное право.
По мере развития общества и усложнения общественно-политических отношений государство своей законодательной деятельностью дополняет обычные нормы, в дальнейшем вытесняя их писаными законами государства.
Таким образом, право, в отличие от обычая, - это правило поведения, исходящее уже не от общества, а от государства и устанавливающее обязательные для всеобщего исполнения предписания.
Основные теории происхождения права:
- естественно-правовая (договорная) (Б. Спиноза, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) - считает, что право не имеет божественного происхождения, а является результатом волевой деятельности людей;
- теория историзма (Гуго, Савиньи) - право возникает и развивается как историческое явление, основную роль играют правовые обычаи, как проверенные временем правила поведения;
- нормативистская (Г. Кельзен) – рассматривает право «в чистом виде», вне связи с другими общественными явлениями;
- марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) - подчеркивает классовый характер права, связанный с материальными факторами;
- психологическая (Л.И. Петражицкий) - право возникает благодаря психологическим закономерностям человека, его переживаниям, эмоциям, которые носят императивно-атрибутивный характер;
- социологическая (Л. Дюги) - право формируется самим обществом и распространяет свое действие на всю систему общественных отношений.
Понятие и признаки права.
Право - многогранное социальное явление, оно исследуется с различных точек зрения, что объясняет многообразие определений понятия права.
С философских, мировоззренческих позиций право характеризуется как феномен общечеловеческой ценности.
С точки зрения практического применения современные исследователи (например, B.C. Нерсесянц) дают следующее так называемое операциональное определение права: право - это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу.
Право определяют как систему общеобязательных правил поведения, выраженных в нормативно-правовых актах и носящих общеобязательный характер.
Различают субъективное и объективное право.
Субъективное право принадлежит конкретному лицу и представляет собой обеспеченную государственным принуждением возможность выбора для участника правоотношения определенного варианта поведения.
Объективное право - это выраженная в системе юридических норм воля политических сил, находящихся у власти.
Нижеследующие признаки права помогают выделить его среди других регуляторов общественных отношений:
1) право исходит от государства, является воплощением государственной воли, выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе;
2) нормы права общеобязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства;
3) в необходимых случаях нормы права обеспечиваются государственным принуждением с помощью санкций, предусмотренных в самих нормах; к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности;
5) нормы права отличаются формальной определенностью, т.е. устанавливаются государством в официальных актах (законах, судебных решениях);
6) нормы права носят общезначимый характер, т.е. направлены на всех и каждого, кто соответствует указанным в них условиям;
7) нормы права отличаются внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью, образуя систему права, построение которой является результатом целенаправленной деятельности законодателя.
В правовом государстве право отражает требования общечеловеческой справедливости, служит интересам всего общества, учитывает индивидуальные интересы, потребности, права и свободы личности как первоосновы общества.
Различение права и закона.
Проблема различения права и закона приобретает особую актуальность в связи с формированием идеи правового государства.
Практическая необходимость данного разграничения определяется тем, что не все законы соответствуют идеалам справедливости, которая в правовом отношении понимается как соответствие существующих законов тому состоянию, которое требует от них общество. Единство существующего и ожидаемого и является целью правового государства, в котором содержание права и закона совпадает и постоянно координируется в соответствии с изменяющимися общественными отношениями.
Право и закон логически соотносятся как целое и часть целого, общее и частное.
Закон представляет собой одну из форм права, так как кроме закона существуют и другие нормативные предписания, также относящиеся к формам выражения права.
Закон как один из видов нормативных правовых актов представляет собой властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Право - это возведенная в закон и выраженная в системе общеобязательных правил воля государства.
Право предшествует закону, так как оно непосредственно вытекает из потребностей общества. В данном случае оно понимается как право в общесоциальном смысле, т. е. моральное право, право народов, всеобщий масштаб и мера свободы.
Право является продуктом общественного развития, и в его создании участвуют и общество и государство.
Право имеет в своей основе общественные отношения, складывающиеся в результате социального взаимодействия и представляющие его выражение, а возникновение общественных отношений не зависит от воли государства, они обусловлены объективными условиями и возникают спонтанно.
Роль государства заключается в закреплении уже возникших, существующих общественных отношений. Способом такого закрепления является закон.
Таким образом, общество посредством государства формируют право, которому обязаны подчиняться все субъекты общественных отношений, в том числе и государство, которое не может не исполнять изданный им же нормативный акт.
На основе различия права и закона современные правоведы выводят следующее понятие правового закона: это выражение и закрепление в праве меры свободы людей на основе формального правового равенства, всеобщей справедливости и необходимая составная часть объективно складывающегося в обществе права.
Существование правового закона возможно только в условиях правового государства.
Источники (формы) права.
Источник (форма) права – это способ внешнего выражения норм права, выражающих государственную волю в соответствующем правовом предписании, санкционированном государством.
Функции источника права:
- оно выражает объективные условия жизни общества;
- нормативно закрепляет государственную волю;
- имеет общеобязательный характер;
- в правовом государстве утверждает приоритетное значение закона как результата демократического правотворчества.
В материальном смысле источник права представляет собой воплощение через правотворческую деятельность государства материальных условий жизни общества.
Источник права как источник познания представляет собой средства познания права, например изучение дошедших до нашего времени исторических документов.
В формально-юридическом смысле источник права представляет собой нормативно-правовое закрепление воли государства, выраженное в различных правовых предписаниях, среди которых различают:
1) правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, которое исторически сложилось в результате многократного повторения людьми в процессе жизнедеятельности общества. Обычаи становятся правовыми только тогда, когда они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, например, Законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда;
2) юридический прецедент – решение судебного или административного государственного органа по конкретному юридическому делу, которое приобретает общеобязательное значение для решения аналогичных дел; является основным источником права в англосаксонской правовой системе (Англия, Канада, США);
3) нормативно-правовой акт – письменное властное предписание государственного органа, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Он содержит общеобязательные правила поведения, обеспеченные охраной государства. В России и ряде европейских стран нормативно-правовой акт является основным источником права (например, конституции, законы, кодексы, постановления);
4) нормативный договор – основополагающее соглашение между субъектами права, содержащее нормы права, регулирующие их взаимоотношения. Нормативный договор является базой для заключения последующих нормативно-правовых актов, его участники добровольно в нем участвуют и возлагают на себя соответствующие обязанности. Например, такие договоры заключаются между субъектами федерации, между федеральными органами и субъектами федерации.
Понятие и виды законов.
Закону принадлежит главная роль в системе нормативно-правовых актов.
Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти или принимаемый в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признакизакона:
- регулирует основные, наиболее важные общественные отношения;
- принимается в особом законодательном порядке;
- издается высшими законодательными органами государства или принимается всенародным голосованием (референдумом);
- обладает верховенством, т. е. высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые должны исходить из него
и не противоречить ему;
- не подлежит утверждению каким-либо другим государственным органом, может быть изменен или отменен в строго определенном порядке только органом, его принявшим.
Виды законов классифицируются по следующим основаниям:
1) по юридической силе:
- конституционные (Основной закон (Конституция), федеральные конституционные) - определяют основные начала государственного и общественного строя, правовой статус различных субъектов общественных отношений; конституция представляет собой основной закон государства, устанавливающий основополагающие общественные отношения, определяющие порядок и условия существования государства, общества, граждан;
- федеральные (обычные) – принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными законами, развивают и дополняют их содержание, регулируют определенные сферы жизни общества;
2) по сфере действия:
- общефедеральные (регулируют общественные отношения, имеющие значение для всего федеративного государства);
- законы субъектов федерации (принимаются и действуют только в пределах территорий субъектов федерации, не должны противоречить общефедеральным законам);
3) по субъектам законотворчества:
- принятые законодательным органом государства;
- принятые в результате референдума;
4) по отраслям законодательства (конституционные, административные, гражданские, уголовные, трудовые, семейные, земельные и т.д.)
5) по сроку действия:
- постоянные (действуют неограниченный период времени);
- ограниченные (принимаются на определенный срок);
6) по времени вступления в силу:
- немедленно;
- со дня, указанного в законе;
- в порядке общей правотворческой процедуры;
7) по кругу лиц (в отношении граждан, иностранцев, лиц без гражданства);
8) по формальному выражению (конституция, кодекс, закон).
Виды правовых норм.
Правовые нормы можно классифицировать по следующим основаниям, определяющим различные виды норм права:
1) по отраслевой принадлежности, т.е. предмету правового регулирования все нормы права классифицируются по отраслям и институтам права: нормы государственного, гражданского, уголовного, трудового, семейного права и т.п.;
2) по юридической силе, т.е. по месту правотворческого органа, издавшего правовую норму, в системе механизма государства:
- нормы закона;
- нормы подзаконных актов;
3) по характеру содержащихся предписаний:
- обязывающие (устанавливают обязанность совершать определенные действия);
- запрещающие (запрещают совершать определенные действия под угрозой применения мер государственного принуждения);
- управомочивающие (предоставляют право совершать определенные действия по усмотрению субъекта права);
4) по форме предписаний:
- императивные (устанавливают категорическое правило, предусматривающее единственный вариант поведения и не допускающее отклонений от него);
- диспозитивные (предоставляют субъектам права возможность самим устанавливать объем и характер своих прав и обязанностей и устанавливают правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием);
5) по целевому назначению:
- регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов права);
- охранительные (регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения);
6) по времени действия:
- постоянные (действуют до их официальной отмены);
- временные (действуют определенный срок, по истечении которого они прекращают свое действие);
7) по кругу лиц:
- общие (имеют равное отношение ко всем субъектам права, находящимися на определенной территории);
- специальные (распространяются на определенный круг субъектов);
8) по сфере действия:
- федеральные (действуют на всей территории федерации);
- региональные (действуют в пределах субъекта федерации);
- местные (действуют в пределах муниципального образования);
9) по степени определенности:
- бланкетные (содержат правило поведения);
- отсылочные (непосредственно указывают на другие нормы как на условие своего действия);
10) по юридическому содержанию:
- нормы материального права (регулируют общественные отношения);
- нормы процессуального права (регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и порядок участия субъектов права в процессе).
Соотношение права и морали.
Право – это система общеобязательных социальных норм (правил поведения), охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.
Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие в общественном сознании как непосредственное отражение условий жизни людей. Мораль характеризуется такими субъективными критериями, как добро и зло, справедливость и несправедливость, совесть, честь, достоинство и др.
Право и мораль являются социальными регуляторами общественных отношений, действуют в единстве, взаимосвязаны и взаимодополняемы: право способствует более глубокому утверждению морали в обществе, а влияние морали на право способствует повышению его качественного уровня, помогает праву стремиться к тому идеальному представлению, которое сложилось о нем в обществе. Мораль способствует расширению нравственной основы права, повышению его авторитета в обществе.
С.А. Комаров выделяет следующие общие черты морали и права:
- право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;
- право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;
- право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуре общества, идеалах справедливости и свободы.
Отличительные черты права и морали:
- право возникает вместе с государством, а моральные нормы существовали до появления государства;
- содержание морали шире, чем содержание права: право состоит из норм, создаваемых и санкционируемых государством и содержащихся в нормативно-правовых актах, мораль, кроме норм, содержит еще и представления, чувства, идеи;
- в нормах права выражается и закрепляется воля народа, а в нормах морали данная воля выступает в форме общественного мнения;
- содержание норм права конкретизировано и упорядочено, а нормы морали характеризуются более широкой свободой толкования и усмотрения;
- требования норм права обеспечены авторитетом государства, а нормы морали реализуются в силу привычки, убеждения;
- право и мораль используют различные меры принуждения (право - заранее установленные государством, а моральные нормы изначально не регламентированы);
- праву присущ обезличенный подход к оценке поведения человека, а мораль руководствуется индивидуальным подходом, выявляя мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения.
Правовая культура.
Правовая культура - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве.
Основные черты правовой культуры:
- правовая культура представляет собой часть культуры общества;
- правовая культура представляет собой реализованное правосознание, воплощение представлений о правовых явлениях на практике;
- правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и осознанное проявление в действительности представлений, чувств, идей человека;
- правовая культура представляет собой систему различных отношений, складывающихся в области реализации права, которые подвергаются пере
смотру в связи с изменениями в жизни общества;
- правовая культура, по мнению С.А. Комарова, предполагает: высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов, результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.
Современные правоведы основным фактором формирования правовой культуры называют правовое воспитание, т. е. деятельность, направленную на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.
Правовое воспитание в широком смысле означает воздействие правовой действительности (деятельность правоохранительных органов, юридическая практика) на человека с целью формирования его взглядов в области права.
Правовое воспитание в узком смысле означает правовую пропаганду с целью передачи правовых знаний обществу или определенным группам людей. Правовое обучение является частью правового воспитания, в которое входит и профессиональное обучение юристов.
По мнению B.C. Нерсесянца, качественная оценка правовой культуры предполагает выделение в ней высокого, среднего и низкого уровней.
Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, гражданско-правовую активность.
Российское общество характеризуется низким уровнем правовой культуры, повысить который призваны правовая пропаганда, доступность нормативно-правовой базы, меры, направленные на повышение правовой активности граждан, создание положительного правового имиджа правоохранительных органов.
Понятие системы права.
Система права - это внутренняя взаимосогласованная структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Система права представляет собой упорядоченную взаимозависимую и взаимосвязанную совокупность правовых норм, отражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся общественных отношений.
Первичным элементом системы права является норма права, содержащая правовое предписание. Нормы права группируются в институты права, подотрасли и отрасли права.
Признаки системы права:
1) целостность. Правовые нормы, составляющие систему права, действуют не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, они имеют общую целевую направленность и реализуются во взаимосвязи;
2) системность. Характеризует внешнее свойство системы права, которому присущи непротиворечивость, внутренняя согласованность, взаимоподчиненность.
Функциональное качество системы выражается в подчинении ее возникновения и развития интересам государственной власти.
Формализация системы представляет собой ее объективное воплощение в нормативно-правовых актах, в системе законодательства;
3) многообразие. Система права представляет собой единство разделения и обособления норм права, содержит неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы, с одной стороны, характеризуется как цельное образование, с другой стороны, подразделяется на составные части;
4) единство объективного и субъективного. Как объективное явление система права складывается под влиянием регулируемых ею общественных отношений, ее строение обусловлено объективными факторами общественного развития, отражающимися в общественном сознании и подвергающимися систематизации в результате целенаправленной правотворческой деятельности государства.
Структура системы права - это устойчивое единство ее элементов и их взаимодействие между собой.
Систему права необходимо отличать от правовой системы. Данные понятия соотносятся как целое и часть. Правовая система - понятие более широкое и включает в себя систему права, юридическую практику и правовую идеологию.
Для системы права характерно ее делениена право частное и публичное.
Частное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих интересы отдельного индивидуума, например лично-имущественные, семейно-брачные.
Публичное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих государственные отношения, затрагивающие общественно значимые социальные интересы.
Структура системы права.
Структура системы права представляет собой устойчивую связь ее элементов. Все правовые нормы, входящие в систему, составляют единое ц