Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Сравнение языка и речи

Язык - это совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - это процесс использования языка. Рассмотрим сравнительные характеристики языка и речи:

1. Язык стабилен, речь динамична по определению. Язык - это то, что есть в толковом словаре: каждый знак определен конкретным значением, а речь динамична; следовательно, речь - это резервы развития языка. Слово в речи существует до тех пор, пока оно может обретать новый смысл. Чтобы сохранять язык, надо его расширять! Солженицын: "Я представляю себе язык, как сферу, и обнаруживаю, что эта сфера не такая уж обширная. И я, как писатель, как человек, от которого зависит речь своего народа, оказываюсь на вершине этой сферы, и там я начинаю изобретать новые слова".

2. Язык - общественное явление, это важная часть социальных факторов; речь изначально индивидуальна (она может быть как внешней, так и внутренней).

3. Отличие по способу овладения; Выготский: родную речь мы осваиваем, как речь, а иностранный язык мы осваиваем, как язык (сначала - лексикон, совокупность знаков и правила оперирования ими, а потом, может быть, и речь; а на родной речи мы сперва говорим, а потом узнаем грамматику и т.д.).

Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств.

1.4 Устная речь- это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например, поднятая рука в знак приветствия.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу", в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Устная речь может бытьподготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.


1.5 Письменная речь. Основная функцияписьменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Основное свойствописьменной речи - способность к длительному хранению информации.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например, в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например, художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
Тема 1. Независимый Казахстан. Язык и его основные функции. Виды и формы речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. - student2.ru Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое язык?

2. Что такое речь?

3. Каковы основные уровни языка?

4. Каковы основные виды речи?

Практические задания.

Задание 1. Проанализируйте пословицы о языке. На какие функции языка указывают отдельные пословицы (например, общение, воздействие)?

Язык твой - лев: если удержишь его - защитит тебя, если выпустишь – растерзает (арабская пословица).

Язык твой - конь твой: если сбережешь его - сбережет тебя, если распустишь его – унизит (арабская пословица).

Острый язык – дарование, длинный – наказание (русская пословица)

Не пройми копьем, пройми языком! (русская пословица)

Язык камни рушит (осетинская пословица)

Прямое сердце и острый язык заставляют других обижаться (китайская пословица).

Языком не спеши, а делом не ленись (русская пословица).

Задание 2. Прочитайте высказывания о языке. Обратите внимание на то, с чем сравнивается язык, какие даются советы.

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. - А. Куприн

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! - И. Тургенев

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. - Ф. Энгельс

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. – С. Довлатов

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. - Святой Августин

Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. – Вольтер.

Язык - одежда мыслей. – С. Джонсон

Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке. – И. Гете

Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели. – А. Ривароль

Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом. – Д. Драйден

Язык есть вековой труд целого поколения. – В. Даль

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. – Пифагор

Язык - инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. – П. Вяземский

Язык похож на надтреснутый котел, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды. – Г. Флобер

Задание 3. Выразительно прочитайте стихотворение В.М. Хлыновского.

Мой Казахстан
Мой Казахстан, страна моя,
Родной цветущий край.
Люблю твои бескрайные просторы,
Твоих степей безудержный разбег,
В лесистых обрамленьях горы,
Твоих озёр, морей огромные глаза,
И радужный, высокий, мирный небосвод.
Люблю твои аулы, города,
Люблю твои поля и нивы,
Люблю смотреть, как строишь ты себя,
Твои прекрасные кварталы и массивы.
Смотрю на интересных мне людей,
На их стремленье сделать жизнь красивей
И думаю, цвети, твори, мой Казахстан,
Пусть будет много мировых свершений.
Я вижу, мой родной, ты создаёшь,
Ты созидаешь всё,
Для вслед идущих и грядущих поколений.

В.М. Хлыновский

Знаете ли Вы, что…

Самая сильная мышца в теле — это язык!

Задание 4. Проанализируйте пословицы о речи.

На каждую речь есть свой ответ (арабская пословица)

Хороший рассказчик в пути – это полпути (украинская пословица)

Думай дважды, говори раз (башкирская пословица)

Хорошего человека по началу речи узнают (калмыцкая пословица)

Надо уметь и говорить, и слышать (японская пословица)

Людская речь – завеса, а за ней порою клад, порою жало змеи (персидская пословица)

Коль хочешь голову сберечь свою, обдумывай получше речь свою (дагестанская пословица)

Речь громкая порой ничем не блещет, речь тихая бывает речью вещей (азербайджанская пословица).

Задание 5. Прочитайте стихотворение В.М. Хлыновского. Определите форму речи. Обоснуйте свой ответ.

Алма-Ата
Красавица моя, Алма-Ата,
Прекрасней нет тебя на свете.
Стоишь ты у отрогов Алатау,
Нет города красивее, чем этот.
И улиц, что гитарною струной
Натянуты от края и до края.
И площадей, и скверов, и дворцов,
Прекраснее твоих пока не знаю.
А как прекрасен профиль твой весной,
А как он разноцветен летом.
Он изумителен осенний, золотой,
А вот он кружевами инея одетый.
Причудливая россыпь огоньков,
Что видим с Кок-Тюбе порой ночною.
И свечками светящихся домов,
Проспекты убегающие строем.
Прекрасна ты, моя Алма-Ата,
Достойна представлять страну на свете.
Твоя пусть будет вечной красота,
А новые проспекты краше этих.

В.М. Хлыновский.

Задание 6. Составьте диалог о главных городах Казахстана.

Задание 7. По репликам догадайтесь, какой вопрос был задан.

- …

- Мне очень понравился город Алматы.

- …

- Я живу в общежитии.

- …

- У меня ещё не было времени осмотреть город.

- …

- Не могу с Вами не согласиться.

Задание 8. Используя теоретический материал, данный выше, составьте таблицу «Характеристика языка и речи».

Задание 9. Перепишите данный отрывок, вставляя буквы и знаки препинания.

… Их названия св…детельствуют о том что первая звучащ..я речь а вторая графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить какая из форм возникла раньше то каждый ответ..т устная. Для появления письменной формы необходим., был., создать графические знаки которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков не имеющих пис..мен(?)ости устная форма является единствен(?)ой формой их существования.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущ…й не вид..т своего читателя а мож..т только мысленно пре..ставить его себе. На письменную речь не вл..яет р..акц..я тех кто ее читает. Напротив устная речь предполагает наличие собеседника слушателя. Говорящий и слушающий не только слыш..т но и вид..т друг друга. Поэтому устная речь нередко завис..т от(того) как ее воспринимают. Реакция одобрения или (не)одобрения реплики слушателей их улыбки и смех все это может повлиять на характер речи изменить ее (в)завис..мости от этой реакции а то и прекратить.

Говорящий создает творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пиш..щий имеет возможность совершенствовать написан(?)ый текст возвращаться к нему исправлять.

(Л. Введенская, А. Пономарева.)

Задание 10. Прочитайте диалог. В чем заключается ирония? Какие ошибки совершает Лёня?

— Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Эти слова — сорняки, они засоряют речь.
— Ну, а кто всё время говорит «ну»?
— Да ты сейчас только что сказал «ну».
— Ну, что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
— Опять говоришь так.
— Ну, как же с тобой говорить?
— Говори без «ну» и без «значит».
— Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

Задание 11. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания

Независимый Казахстан

25 октября 1990 года - особая дата для граждан Казахстана, символизирующая завершение старого этапа истории и начало новой страницы развития Республики.25 октября 1990 года – день суверенитета, который стал переломным в Казахстанской Истории. Первым основополагающим законодательным актом страны стала Декларация независимости. Это правовой, политический и идеологический документ, отражающий основные принципы общественности, прав и свобод человека, собственности, политического плюрализма и разделения власти. Эти фундаментальные положения легли в основу Конституции. 16 декабря 1991 года в Казахстане был принят Конституционный закон о независимости в Республике Казахстан. В 2001 году Казахстан праздновал 10-ю юбилейную годовщину своей независимости.

Республика Казахстан является молодым независимым государством. Однако за этот период в стране произошли значительные крупномасштабные государственные преобразования. Был учрежден 2-х палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая столица. Не так давно появились Вооруженные силы, Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот. Существовавшая система экономики радикально преобразована, сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Также были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах. В республике существуют 16 политических партий и 25000 неправительственных организаций, обеспечивающих политическое многообразие и социальную стабильность. Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной свободной от ядерного оружия. Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости нашего государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.

Некоторые этапы становления независимого Казахстана:

Год

· 25 октября – Декларация о государственном суверенитете КазССР

Год

· 29 августа – Президентским Указом закрыт Семипалатинский ядерный полигон.

· 2 октября – Полет первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова в космос.

·
1 декабря – состоялись первые всенародные выборы Президента Республики Казахстан, на которых главой государства избран Нурсултан Назарбаев

· 10 декабря – Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан

· 16 декабря – Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подписал Конституционный Закон РК "О государственной независимости Республики Казахстан".


1992 год

·4 июня – глава государства подписывает Законы “О Государственном флаге Республики Казахстан”, “О Государственном гербе Республики Казахстан”, “О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан”.
1993 год

· 28 января Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенной Республики Казахстан.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.

Год

· 1 марта - создается Ассамблея народов Казахстана в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в республике.

· 30 августа – на общереспубликанском референдуме принята новая Конституция Республики Казахстан. 15 сентября - издан Указ Президента, в соответствии с которым столицей страны будет город Акмола.

· 16 декабря - в Алматы открыт монумент Независимости.

Год

·24 января – принят Закон “О языках в Республике Казахстан”.

Год

· 10 июня – состоялась Международная презентация новой столицы Казахстана – Астаны

Год

· 1 марта – создана Республиканская партия “Отан” (в нее объединились Демократическая партия, Партия “Народное единство Казахстана”, Либеральное движение Казахстана и Движение “За Казахстан-2030”).

Ответьте на вопросы:

1. Почему 25 октября 1990 является особой датой ?

2. Какой документ является основополагающим актом страны?

3. Когда был принят конституционный закон о независимости?

4. Какие произошли крупномасштабные государственные преобразования в Казахстане?

5. От какого оружия добровольно отказался Казахстан?

6. Сколько стран признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном?

7. Каковы основные этапы развития независимого Казахстана?

Задания для СРСП

1 Составление таблицы: структура языка, уровни языка, основные единицы уровней языка.

2 Составление схемы видов и форм речи на основе содержания прочитанного текста.

Независимый Казахстан

16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. В нем Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.В первой половине 1992 руководство республики выработало основные стратегические направления развития Казахстана, изложенные в работе Н.Назарбаева “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей: формирование социальной рыночной экономики; создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека; введение национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней конвертируемости; завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.Были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей. На первом этапе - 1992-1995 гг. - разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительского рынка товарами.На втором - 1996-2005 гг. - постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков - капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности. Третий этап, продолжительностью 5-7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных государств. В марте 1993 года Президент подвел итого первого этапа (1991-1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания. В торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4.5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% их общего количества. В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.

В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие “Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. (2 этап). Согласно Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы: объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации; объекты, приватизация которых запрещена - земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир - все это составляет исключительную собственность государства. 12 ноября 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту - тенге.

3 Определение основных функций языка.

4 Проведение викторины «Что мы знаем о Казахстане?» с использованием сведений об истории, географии, экономике и культуре страны.

Задания для СРС

Составление сообщения-монолога на основе фрагмента из воспоминаний Президента «Семь достояний Независимости»

Задания для СРСП

Чтение текста: «Олимпийские игры».

Олимпийские игры

Современные Олимпи́йские и́гры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета. Медаль, завоёванная на Олимпийских Играх, считается одним из наивысших достижений в спорте. Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 до н. э. по 394 н. э., всего было проведено 293 Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX век, а французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр. В тех же местах проведения Олимпийских игр спустя несколько дней проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями.

Игры Олимпиад, известные также как летние Олимпийские игры, проводятся в первый год 4-летнего (Олимпийского) цикла. Счёт олимпиадам ведётся с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры (I Олимпиада — 1896-99). Олимпиада получает свой номер и в тех случаях, когда игры не проводятся (например, VI — в 1916-19, XII-1940-43, XIII — 1944-47). Термин «Олимпиада» официально означает четырёхлетний цикл, однако неофициально часто используется вместо названия «Олимпийские игры»[2][3][4][5]. В тех же годах, что и Игры Олимпиад, с 1924 года проводились зимние Олимпийские игры (официально — Олимпийские зимние игры), которые имеют свою нумерацию. В нумерации зимних Олимпийских игр пропущенные игры не учитывают (за IV играми 1936 года последовали V игры 1948). Начиная с 1994 года сроки проведения зимних Олимпийских игр были сдвинуты на 2 года относительно летних.

Место проведения Олимпиады выбирает МОК, право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр в среднем 16-18 дней. С учётом климатических особенностей разных стран, летние Игры могут быть проведены не только в «летние месяцы». Так XXVII летние Олимпийские игры 2000 года в Сиднее (Австралия), в силу расположения Австралии в Южном Полушарии, где лето начинается в декабре, были проведены в сентябре, то есть осенью. Также ХХХI летние Олимпийские игры 2016 года в Рио-де Жанейро проходили в Бразилии. Это были первые Олимпийские игры в Южной Америке.

Символ Олимпийских игр — олимпийские кольца, пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти обитаемых частей света в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду — голубой, чёрный и красный. В нижнем ряду — жёлтый и зелёный. Вопреки распространённой версии, каждое из колец не относится к какому-то конкретному континенту[6]. Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утверждённые МОК по предложению Кубертена в 1913. Эмблема — олимпийские кольца. Девиз — Citius, Altius, Fortius (лат. «быстрее, выше, сильнее»). Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, поднимается на всех Играх, начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия), где также впервые стала даваться олимпийская клятва. Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится начиная c IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне (Великобритания). С Олимпиады-1936 в Берлине (Германия) проводится эстафета олимпийского огня. Олимпийские талисманы впервые появились на летних и зимних Играх 1968 года неофициально, а утверждаются с Олимпиады-1972 года.

Вопросно-ответная беседа по теме занятия.

Составление диалога и монолога на тему «Олимпийские чемпионы Казахстана» с использованием языковых средств, присущих устной и письменной речи.

Задания для СРС

1.Составление диалога с другом на тему «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?».

2. Составление сообщения - монолога с соблюдением всех языковых требований к оформлению письменной речи на тему (по выбору): «Здоровый образ жизни», «Значение спорта в жизни человека», «Казахские спортивные национальные игры».

Что такое флора?

Все растения, что окружают нас на суше и под водой, составляют флору Земли. Это и деревья-исполины, и чахлые маленькие былинки, и даже микроскопические морские водоросли.

Ботаника – очень увлекательная наука. Ведь она занимается классификацией бесконечно разнообразного растительного мира. Небольшие растения можно засушить и составить из них гербарий. Определить и описать их можно с помощью специальных классификаторов и словарей.

В Древнем Риме богиня Флора покровительствовала цветам и садам. В ее честь устраивались пышные цветочные праздники. Нынешний вариант этих древних дней цветов и садов – выставки цветоводства, которые привлекают многочисленных посетителей.

Задание 2. Выделите основную мысль прочитанного текста, его основные смысловые части.

Задание 3. Выпишите из текста глаголы. Определите их вид и время, затем трансформируйте их в отглагольные существительные.

Задание 4.Прочитайте афоризмы о природе. С какими высказываниями вы согласны. Выразите свое мнение.

Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею. – Л.Берне

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. – А.Шопенгауэр

В природе - мир истины: он чудесно привлекает нас, как приятная противоположность миру призраков и лжи, в котором мы обыкновенно вращаемся, сами его создавая. - Г. Линднер

Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них. – И.Гете

Природу побеждают только повинуясь ее законам. – Ф.Бэкон

Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. – Ж.Бернарден

Человек один убивает, уничтожает живых существ больше, нежели пожирают их все плотоядные животные, вместе взятые. – Ж.Бюффон

Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. - И.Гете

Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать. – Т.Джефферсон

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. – Г.Гейне

Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного. – А.Шопенгауэр

Нет ничего более трогательного, чем больное животное: оно переносит страдания с такой тихой и грустной покорностью. - Т. Готье

Задание 5.Прочитайте текст. Обратите внимание на эпиграф.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Мы живем в двадцать первом веке. С чем же мы пришли в новое, третье тысячелетие? Опустошенные земли, загрязненный воздух, выгоревшие леса на огромных территориях, недостаток питьевой воды…

В настоящее время возникла угроза исчезновения не только человечества, но и всего живого на Земле. Развивая цивилизацию, усовершенствуя технику, человек наносит вред и природе, и себе как частичке природы, вред непоправимый, с катастрофическими последствиями. Поэтому взаимоотношения человека с природой – одна из главнейших проблем, которая стоит перед человечеством.

А как же относится человек к природе? Уничтожены сотни видов растений и животных, сотни тысяч гектаров лесов, плодородных земель, лугов. Огромный вред наносят атмосфере выхлопные газы автомобилей. Предприятия не оснащены необходимыми очистными сооружениями. Сбрасываются в канализацию отходы производства, имеющие ядовитые вещества. Последнее время все чаще ученые говорят об опасности для человечества озоновых дыр в стратосфере, которые возникли вследствие запуска космических ракет, выбросов газов, разрушающих озоновый щит Земли. Увеличение углерода вызывает парниковый эффект, пагубный для всего живого на Земле.

Что же необходимо делать, чтобы спасти природу? Во-первых, нужно помнить, что каждый из нас несет ответственность за состояние флоры и фауны. Поэтому, я считаю, нужны строгие законы. Во-вторых, человек с детства должен воспитывать в себе бережное отношение к природе. Если человек с детства полюбит землю, он не сможет нанести ей вред. В-третьих, ученым необходимо разрабатывать такую технику и такие технологии, которые не угрожали бы человеку и природе. Нужно жить в единстве с природой, оберегать и приумножать ее богатства.

Задание 6.Ответьте на вопросы:

- Какие вопросы ставятся в тексте?

- Как бы вы ответили на поставленные вопросы?

- Раскрывается ли тема текста посредством эпиграфа? Обоснуйте свой ответ.

Задание 7. Обратите внимание на деление текста на абзацы. Что такое красная строка?

Задание 8. Проанализируйте композиционное оформление текста: зачин, средняя часть, концовка.

Задания для СРСП

1. Прочитайте текст , определите тип речи данного текста.

Природа Казахстана

Казахстан по площади занимает 9-е место в мире (2 млн.724,9 тыс. км в квадрате), при этом население составляет всего 17 млн. человек, вся остальная территория незаселённая людьми – это бескрайние степи, пустыни и горы, которые являются местом обитания тысячи видов животных и птиц.

Казахстан самая крупная в мире страна, не имеющая выхода в Мировой океан, при этом территорию Казахстана омывают внутриконтинентальные моря: Каспийское и Аральское. Природа Казахстана по-своему прекрасна. Она сурова, так как большую часть территории страны составляют пустыни – 164 млн. га (44%) и полупустыни (14%), Всего лишь 26% территории занимают степные территории, и только 5,5% (21 млн. га) – лесные зоны. В центральной части страны находится «желтая степь» - Сары-Арка, а западнее от неё – Тургайское плато. Территория Казахстана настолько огромна, что она захватывает Уральские горы на Западе и Алтай и Тарбагатай на Востоке. На юго-западе располагается Плато Устюрт и побережье Каспийского моря. Восточная часть Казахстана упирается в северный Тянь-Шань.

Климат в республике большей частью резко континентальный. На юге температура летом достигает + 49 градусов, а на севере зимой может опуститься до -57 градусов. При этом погода в пустыне часто изменчива и непостоянна, днём жарко, а ночью дуют северные ветра, которые приносят с собой холод.

Что касается водных р

Наши рекомендации