На Американском континенте
Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций и ее усилия по поддержанию мира сыграли свою роль в урегулировании затяжных конфликтов в Центральной Америке. В 1989 году в Никарагуа благодаря миротворческим усилиям была обеспечена добровольная демобилизация сил движения сопротивления, участники которого сдали свое оружие Организации Объединенных Наций. В 1990 году миссия Организации Объединенных Наций наблюдала за выборами в Никарагуа — это были первые проходившие под наблюдением Организации Объединенных Наций выборы в независимой стране. В Сальвадоре мирные переговоры при посредничестве Генерального секретаря положили конец продолжавшимся 12 лет боевым действиям, и миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира обеспечила проверку осуществления всех соглашений. А в Гватемале организованные при содействии Организации Объединенных Наций переговоры остановили 35-летнюю гражданскую войну.
На Ближнем Востоке
На протяжении почти шести десятилетий, в течение которых пять раз вспыхивали полномасштабные войны, Организация Объединенных Наций уделяет самое пристальное внимание арабо-израильскому конфликту. Организация Объединенных Наций выработала принципы установления справедливого и прочного мира, изложенные, в частности, в двух базовых резолюциях Совета Безопасности — 242 (1967) и 338 (1973),— которые остаются основой для всеобъемлющего урегулирования.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.
Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ являются: Заключительный акт СБСЕ 1975 года, итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977), в Мадриде (1980), Вене (1989), пакет документов «Хельсинки-2» (1992) и в Будапеште (1994), в том числе Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, создания антикризисных механизмов и проведения операций по поддержанию мира как между членами ОБСЕ, так и внутри любого государства - члена ОБСЕ. В рамках ОБСЕ проводились операции миротворческого характера группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, в Чечне, Абхазии, Грузии и силами по поддержанию мира в Албании.
Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы взаимоотношений между государствами («Хельсинкский декалог»), а также наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества ряде областей.
Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977 - 1978 гг.), Мадриде (1980-1983гг.), Вене (1986 - 1989гг.), организация научного (Бонн,1980г.) и культурного (Будапешт, 1985 г.) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству (Бонн,1990г.;),по человеческому измерению» СБСЕ (Копенгаген,1990г.; Москва, 1991 г.), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990 г.).
Важным направлением деятельности СБСЕ стало обеспечение военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению взаимного доверия в военной области были определены еще хельсинкским Заключительным актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986г.) и Вене (1990 г.).
В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), который стал этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентности военной деятельности государств-участников был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).
В целом к рубежу 80 - 90-х годов СБСЕ внесло исключительно важный вклад в дело стабилизации обстановки в Европейском регионе и развития общеевропейского сотрудничества. Окончание холодной войны в Европе в значительной мере явилось результатом деятельности именно СБСЕ и объективно ставило эту структуру в центр постконфронтационной фазы международно-политического развития на континенте. Парижская Хартия для Новой Европы, принятая на встрече глав государств и правительств стран СБСЕ в 1990 г., в целом исходила именно из такого видения.
Распад социалистического содружества и затем Советского Союза, равно как и происшедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения, осуществленные по целому ряду направлений, и одновременно непрекращающиеся дебаты о функциональном предназначении этой структуры и ее роли в организации международной жизни в Европе.
Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это нацеливал еще указанный выше документ Парижского саммита (1990 г), в 1992г. в Хельсинки были приняты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организационного характера; в 1994г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Произошло значительное расширение круга участников ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это, несомненно, придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы .
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
«Первая корзина», или политико-военное измерение:
¾ контроль над распространением вооружений;
¾ дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
¾ меры по построению доверительных отношений и безопасности;
«Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
экономическая и экологическая безопасность.
«Третья корзина», или человеческое измерение:
¾ защита прав человека;
¾ развитие демократических институтов;
¾ мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
ЗЕС
Западноевропейский союз— организация, существовавшая в 1948—2011 годах для сотрудничества в сфере обороны и безопасности (10 европейских государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции)
Амстердамский договор 1997 года сделал Западноевропейский союз «неотъемлемой частью развития Союза», предоставив ему оперативные полномочия в сфере обороны.
Апогей сотрудничества между ЗЕС и Европейским Союзом пришелся на 1996–1997 г.г., когда Западноевропейским союзом были направлены по поручению Европейского Союза вооруженные силы для проведения миротворческой операции в районе Великих озер в Африке.
Тем не менее, сейчас он все больше уступает свои функции подразделениям ЕС, развивающимся в рамках совместной внешней политики безопасности. В ноябре 2000 года Совет министров безопасности Западноевропейского союза одобрил решение о постепенном реформировании этой организации и передаче её полномочий соответствующим структурам и агентствам ЕС.
Окончательно прекратил работу 30 июня 2011 года
Совет Европы
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек, и Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 28 держав. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы.
Совет Европы был создан для:
¾ защиты прав человека, укрепления парламентской демократии и обеспечения верховенства права;
¾ достижения общеевропейских договоренностей, способствующих гармонизации социальной и юридической практики государств-членов;
¾ содействия осознанию народами европейской самобытности и единства, основывающихся на общности духовных ценностей и подразумевающих сохранение и поощрение разнообразия культур.
¾ Основные органы
¾ Комитет министров — директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47-ми государств-членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге.
¾ Парламентская ассамблея, объединяющая 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. В настоящее время председателем Ассамблеи является Луис Мария де Пуч (Испания, Группа социалистов).
¾ Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, состоящий из Палаты местных властей и Палаты регионов. Председателем Конгресса в настоящее время является Явуз Мильдон (Турция, Европейская народная партия / Христианские демократы).
¾ Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1.800 сотрудников, с сентября 2004 года возглавляется Генеральным секретарем Терри Дэвисом (Соединенное Королевство). В прошлом он был заместителем председателя и руководителем Группы социалистов Парламентской ассамблеи.
Т.о. межгосударственные организации оказывают ощутимое воздействие на международно-политическое развитие. В этом отношении они проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.