Полномочия Европейского Парламента
А. Полномочия в сфере законодательной власти Законодательные полномочия Европейский парламент всегда реализует совместно с Советом Европейского Союза, однако формы участия Парламента в законодательном процессе неодинаковы.
Если предписана консультативная процедура, то полномочия Европарламента сводятся к праву отлагательного вето на законопроект.
В рамках другой законодательной процедуры — процедуры сотрудничества —Совет может принять окончательное решение по законопроекту квалифицированным большинством голосов, но если Парламент против — то исключительно единогласно.
Наконец, если Договор о ЕС предписывает использование процедуры совместного принятия решений, то парламентское вето является абсолютным. Именно процедура совместного принятия решений в настоящее время является основной для законотворческой деятельности в рамках Европейского сообщества, и сфера ее применения продолжает расширяться.
Контрольные полномочия.
В зависимости от того, как реализуются контрольные полномочия Парламента, парламентский контроль подразделяется на прямой и косвенный (осуществляемый через специально создаваемые органы). Непосредственный контроль Европарламент осуществляет на своих заседаниях, а также на заседаниях постоянных комиссий. Формы его могут быть различными:Парламентские вопросы, устные и письменные, Заслушивание отчетов и докладов, Парламентские слушания.
Главной формой косвенного контроля является создание следственных комиссий.
Бюджетные полномочия.
Распределение бюджетных полномочий между двумя институтами Союза довольно своеобразно.И Парламент, и Совет могут в конечном счете отвергнуть подготовленный Комиссией проект бюджета в целом.
В остальных случаях между Парламентом и Советом происходит распределение бюджетных расходов.
Для этого в отдельные группы выделены, с одной стороны, обязательные расходы, с другой — необязательные. Первые — это те расходы, которые Сообщество должно предпринять в соответствии с учредительным договором и законодательством ЕС. В отношении обязательных расходов последнее слово имеет Совет. Необязательные расходы включают расходы на разного рода социальные, культурные, научные программы, помощь иностранным государствам. Выделение ассигнований в этих областях зависит в первую очередь от Европейского парламента, который обладает здесь последним словом.
Б. Полномочия в сфере исполнительной власти
Полномочия Европейского парламента в сфере исполнительной власти довольно немногочисленны. Парламент оказывает влияние на текущее управление, главным образом, косвенным путем: с помощью своих контрольных полномочий, а также утверждения Председателя и состава главного исполнительного органа ЕС (Комиссии) а при необходимости выражения ей недоверия (см. ниже).
В. Полномочия по формированию органов и назначениюдолжностных лиц
Обязательному утверждению (вотуму доверия) Европарламента в настоящее время подлежит главный исполнительный орган ЕС — Европейская комиссия — и отдельно ее Председатель. Парламент — единственный институт, который может до срочно отправить Комиссию в отставку (посредством вотума недоверия).
Европарламент самостоятельно назначает один из важнейших контрольных органов ЕС — Омбудсмана Европейского Союза.
В остальных случаях Европарламент участвует в формировании органов Союза, как правило, с правом совещательного голоса. К числу органов и должностных лиц, назначаемых после консультаций с Парламентом, относятся, в частности, аудиторы Счетной палаты, Президент и другие члены Исполнительного комитета Европейского центрального банка.
Г. Внешнеполитические полномочия
Наиболее важным полномочием Европарламента в сфере внешней политики Европейского сообщества служит дача согласия на заключение международных договоров ЕС с третьими странами и международными организациями (параграф 3 ст. 300 ДЕС). В первую очередь, это соглашения, которые вносят изменения в нормы законодательных актов, принятых Парламентом.