Предмет и методы политологии.
Политология приобрела статус самостоятельной учебной дисциплины в 1948 г., на Международном конгрессе под эгидой ЮНЕСКО. Политология создана бюрократически, по решению международного конгресса. С 1949 г. действует Международная ассоциация политических наук (МАПН) (International Political Science Association). Объединяет более 50 национальных ассоциаций политической науки, около 100 ассоциированных членов – отделений (кафедр) политических наук ведущих университетов (87% из них представляют Западную Европу и Северную Америку), а также более одной тысячи индивидуальных членов – известных политологов из различных, преимущественно западных стран.
Российская ассоциация политической науки стала преемницей Советской ассоциации политической науки в декабре 1991 г. С 1992 г. РАПН входит в МАПН.Шестой Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия» прошел в Москве в МГИМО (У) МИД России 22-24 ноября 2012 г. Президентом РАПН является О. В. Гаман-Голутвина,заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО (Университет) МИД России.
Штаб-квартира Международной ассоциации политической науки находится при Национальном фонде политических наук в г. Париже. XXIII Всемирный конгресс политической науки состоялся в Монреале (Канада) 19-24.07.2014 г. под девизом «Вызовы современного управления». Участвовало более 2000 ученых и исследователей из разных стран. Новым президентом МАПН стал Эйджи Танака из университета Васеда (Япония). Вице-президентом стал Михаил Васильевич Ильин –ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН, руководитель Центра политического развития ИСП РАН.
Объект научного интереса политологии – политическая сфера жизни общества. Предмет политологии – политика, которая понимается: как искусство государственного управления; как публичный процесс; как компромисс и консенсус; как власть и распределение ресурсов[1].
1. Политика как искусство государственного управления
Это самое раннее понимание политики. Термин «политика» происходит от древнегреческого слова полис (polis), означающего «город-государство»; классическое понимание политики — осуществление государственного контроля над обществом через принятие и исполнение коллективных решений. Сегодня это – устаревшее понимание предмета политологии, т.к. при таком понимании политика охватывает только те процессы, посредством которых государство, реагируя на давление общества, осуществляет распределение благ и ценностей или прибегает к мерам негативного характера. Политика сводится лишь к тому, что происходит внутри государственных организаций, аппарата государственной власти. При таком понимании политику вершат очень малые и особые группы людей - политики, чиновники, лоббисты; большинство людей. Большая часть институтов и видов общественной деятельности здесь заведомо выводятся за пределы политики, а сегодня в политике в условиях демократии участвуют почти все. Ясно, что в современных условиях такое понимание предмета политологии суживает объект внимания ученых до масштабов только государства, а политика уже широко выходит за рамки государственных организаций и учреждений, рождается и развивается в рамках институтов гражданского общества – политических партий, общественных организаций и политических движений. Хотя государство по-прежнему играет важную роль в политике.
2. Политика как публичный процесс.
Современный взгляд, распространенный в демократических странах. Политика – это то, что связано с созданием «справедливого общества»; институты государства рассматриваются как «публичные», ибо они отвечают за коллективную организацию жизни общества и при этом финансируются за счет общества - через налогообложение; в той или иной форме политика присутствует везде — вплоть нашего рабочего места; политика не прекращается «у порога дома»; она затрагивает и семью, и быт, и личные отношения, все зависит от типа политического режима. Это слишком расширительное понимание политики; стирается граница между политикой и другими сферами общественной жизни.
3. Политика как компромисс и консенсус.
Политика понимается как средство достижения оптимальных отношений в обществе. Общество расположено, скорее, к солидарности и согласию, нежели к конфликту. Политика – способ разрешения конфликтов через компромисс, переговоры, любые иные меры согласительного характера — через все то, что противостоит применению силы или голой власти. «Политика есть искусство возможного». Государство, политические партии стремятся добиваться разрешения противоречий путем переговоров и согласования позиций. Это излишне положительный взгляд на политику. На самом деле политика – противоречивое явление, которое само подчас порождает конфликты.
4. Политика как власть.
Политике не отводится какой-либо конкретной сферы, считается, что она присутствует во всех областях общественной деятельности. Политикой является все то, что связано с производством, распределением и использованием ресурсов для жизнеобеспечения общества. Политика — соперничество за ограниченные ресурсы, а власть — главный инструмент в этом соперничестве. Это излишне отрицательный взгляд на политику: «Политика – грязное дело». Политика все-таки реализуется в интересах больших социальных групп.
Вывод: только мысленное объединение всех этих точек зрения позволяет нам понять, что такое современная политика как особая сфера общественной жизни. В зависимости от характера политического режима для каждой страны будет более соответствовать то или иное понимание политики.
Центральное место в современном обществе по-прежнему занимает государственная политика. Политика современного государства не только многообразна, но и многоуровнева. Уровни государственной политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики.
Внутренняя политика государства обычно подразделяется на федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах), региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимая центральной властью данной страны, и локальную, которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления.
Внешняя политика государства имеет глобальный или всемирный уровень, континентальный уровень, региональный уровень (например, политика в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, арабском мире, странах черной Африки и т. д.) и местный, или локальный, уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран.
По сферам охвата как внутренняя, так и внешняя государственная политика подразделяется на экономическую, социальную, культурную, которые, в свою очередь, дифференцируются на субсферы, более узкие области человеческой деятельности и приложения усилий. Количество субсфер зависит от того, какое государство мы рассматриваем, развитое или слаборазвитое, правовое, социальное или не являющееся таковым
Экономическая политика развитого государства включает такие субсферы, как финансовая политика, сырьевая политика, энергетическая политика, производственная политика, транспортная политика, торговая политика и другие виды политики в экономической сфере.
Социальная политика государства, заявившего себя как социальное, включает политику в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, заработной платы и т. д.
Культурная политика государства, в котором развита духовная культура, подразделяется на политику в области музейного дела, театра, литературы, музыки, кинематографии, спорта, развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации.
Современная государственная политика может подразделяться по возрастным группам и проблемам отдельных групп людей: молодежная политика, политика по отношению к детям и детству, политика по отношению к пожилым людям. Выделяют также политику государства по отношению к государственным служащим, военнослужащим, инвалидам, жителям села, отдаленных территорий. В многонациональных странах большое значение имеет национальная, или этническая политика, политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.
В современном демократическом обществе политика выполняет следующие общие функции: 1) структурирование общества по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов; 2) выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры (группы интересов); 3) согласование интересов различных социальных групп через систему выборов, референдумов, массовых мероприятий различных политических сил; 4) придание конфликтам более рационального и уравновешенного характера; 5) корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости; 6) предложение обществу целей, проектов, программ развития и т. д.; 7) создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом; 8) обсуждение и принятие необходимых обществу законов; 9) распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения; 10) управление через бюджет социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов; 11) обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества; 12) политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом; 13) политическая коммуникация между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.
В недемократических политических режимах количество функций политики сокращается. Конечно, главную роль в выполнении этих функций играет государство, но роль партий, политических организаций и движений постепенно возрастает.
Политология – синтетическая наука. Она включает: политическую философию; политическую социологию; политическую историю; политическую психологию. Это значит, что новая наука отпочковывается в первую очередь от философии, социологии, истории и психологии. Процесс ее становления еще не завершен. Политология теснейшим образом связана в этими науками. Собственных методов исследования политики политология еще не выработала. Поэтому она заимствовала методы из философии, социологии, истории, психологии и еще ряда наук.
Методы исследования политики: нормативно-ценностный, структурно-функциональный, бихевиористский, институциональный, антропологический, психологический, деятельностный, сравнительный, исторический.
1. Нормативно-ценностный метод (заимствован из философии). Предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения «высших ценностей» — общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п. Ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение. Применяется чаще всего при создании программных документов политических партий, общественно-политических организаций, движений, реже — для создания государственных программ.
2. Структурно-функциональный метод (разновидности – функциональный метод, системный подход, заимствован из социологии). Предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет определенные функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Применяется при создании программ оптимизации государственных органов, политической системы страны, региона.
3. Бихевиористский (поведенческий) метод (заимствован из психологии и социологии). Изучение политики как многообразного поведения отдельных личностей и групп. Требует применения к исследованию политики методов, используемых в естественных науках и прикладной социологии. Принципы бихевиоризма: политика имеет личностное измерение; доминирующими мотивами политического поведения являются психологические мотивы; в политологии могут использоваться достижения естественных наук; политические явления измеряются количественно, что открывает широкие возможности в использовании математических методов, статистических данных, результатов социологических опросов, компьютерной техники.
4. Институциональный метод (заимствован из социологии). Старейший метод исследования политики, ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
5. Антропологический метод (заимствован из биологии). Предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа. Требует выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы поведения, обусловленные человеческой природой.
6. Психологический метод (заимствован из психологии). Исходит в политических исследованиях из особенностей психики человека; предполагает исследование не психики человека вообще, а психики конкретного индивидуума, участвующего в политике; ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, механизмов психологических мотиваций; позволяет создавать психограммы поведения конкретных политических деятелей.
7. Деятельностный метод (заимствован из социальной философии). Предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные этапы.
8. Сравнительный (компаративный) метод (заимствован из социологии). Предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. Применяется при сравнительном анализе политической жизни различных стран, регионов.
9. Исторический метод (заимствован из истории). Требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.
Применяются также и общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, формализация, обобщение. Используются и методы эмпирических исследований: анализ документов, эксперимент, моделирование, прогноз, опрос (анкетирование, интервью), наблюдение.