Экономическое развитие Южной Кореи
Имея 42 млн. чел. населения и не имея природных минеральных источников сырья, страна совершила "экономическое чудо", увеличив производство на душу населения с 1960 г. с 80 долл. до 3000 долл. в нач. 90 гг. (что в 10 раз превосходит показатели КНР, имевшей с Ю. Кореей одинаковые стартовые показатели). "Чудо" порождено рядом факторов: - широкомасштабными американскими инвестициями, в основном безвозмездными по военно-политическим соображениям, в 50 гг. Общая сумма их более 36 млрд. долл. - принятием на вооружение японской модели развития и японскими инвестициями с нач. 60 гг. - ставкой на развитие экспортного производства на импортном сырье в эпоху дешевого сырья на мировом рынке - переходом на малосырьевые технологии и наукоемкие производства после 1973 г. - высокой степенью эксплуатации рабочей силы, особенно в 60-70 гг., на стадии наращивания экономического потенциала (почасовая оплата в промышленности была ниже японской в 5-7 раз при продолжительности рабочей недели 56 час. и в ужасных условиях. Оплата квалифицированного рабочего составляла 50 долл., неквалифицированного - 25 долл. ) - использованием вынужденной эмиграции не от хорошей жизни на Родине в 50-70 гг. на пользу экономике (приток 0,5 млрд. долл. переводов ежегодно способствовал как повышению платежеспособного спроса, так и инвестиционной активности). - умелым приспособлением системы среднего и высшего образования к потребностям экономического развития (в Ю. Корее самый большой в мире процент студентов, особенно по негуманитарным специальностям). Совокупность указанных и иных факторов, наложившись на национально-цивилизационную специфику Кореи (известные организованность и трудолюбие), способствовала эффекту экономического чуда в этой стране.
Проблема объединения кореи
После провала попыток решить проблему воссоединения страны вооруженным путем Пхеньян и Сеул ведут сложную дипломатическую игру по этому вопросу. Официальная позиция КНДР сводится к тому, что объединение страны - многоступенчатый процесс, включающий в себя выполнение Сеулом ряда предварительных условий (вывод американских войск, аннулирование договоров с Вашингтоном), налаживание экономико-культурных связей двух частей страны, создание Конфедерации и вступление ее в ООН в качестве "Конфедеративной Республики Корё", свободные выборы и по их результатам объединение страны в единое государство. Сеул, приветствуя в принципе идею воссоединения, испытывает законное недоверие к миролюбивым декларациям закрытого тоталитарного милитаризованного северокорейского режима и настаивает на проведении выборов под контролем ООН, что формально неприемлемо для Пхеньяна (формально именно ООН была воюющей против КНДР стороной в нач. 50 гг.) В Пхеньяне опасаются, что воссоединение страны произойдет по "германскому варианту": поглощению менее населенной (22 млн. чел.) и менее развитой (разница в жизненном уровне десятикратная) Северной Кореи более населенной (43 млн. чел.) и более развитой Ю. Кореей. Судя по всему, для предотвращения "германского сценария" воссоединения и выторговывания более устраивающих северокорейскую номенклатуру условий воссоединения Пхеньян намерен экономико-демографическому превосходству Сеула противопоставить свое внушительное военное превосходство (в Вооруженных Силах Сев. Кореи около 1 млн. военнослужащих, 3,5 тыс. танков, 4 тыс. БМП, 8 тыс. САУ, 2,5 тыс. СРУ типа "Катюша") и атомную карту (КНДР интенсивно работает над собственной ядерной программой). Трагедия корейского народа не только в его разделенности на два государства, но и в том, что внешний мир по различным причинам не проявляет особого желания содействовать воссоединению страны (Соединенным Штатам придется вывести из объединенной Кореи свои войска; Пекин опасается превращения единой Кореи в несговорчивого соседа, как случилось в аналогичной ситуации с Вьетнамом; Япония опасается появления нового экономического гиганта - конкурента в мировой торговле, к тому же способного превратиться в ядерную Державу). Единственной державой, заинтересованной в объединении Кореи, был Советский Союз, который не прельщала потенциальная угроза возникновения нового военного конфликта на слабом фланге Империи. К тому же, непредсказуемый и неуправляемый режим КНДР не только не представлял ценности для СССР, но даже компрометировал теорию и практику "реального социализма" его экстремистским воплощением в жизнь. В Москве полагали, что объединенная Корея в любом случае будет более умеренной, чем КНДР, и менее проамериканской, чем Ю. Корея. С распадом СССР у России появились дополнительные экономические стимулы приветствовать объединение Кореи - необходимость корейских инвестиций в развитие Сибири и Дальнего Востока на трудном для российской экономики этапе.