Апрельская революция» и Вторая Республика
Изначально выборы планировалось провести в мае 1960 г. Однако, воспользовавшись тем, что главный противник Ли Сынмана на выборах кандидат от Демократической партии Чо Бёнок (1894-1960) был вынужден отправиться на лечение в США, выборы были перенесены на два месяца вперед и назначены на 15 марта 1960 г. Чо Бёнок, известный участник движения за независимость, один из лидеров «Общества обновления» (Сииганхве) и студенческого антияпонского сопротивления в Кванчжу 1929 г., проживавший долгое время в США, стал противником политики Ли Сынмана с первого года Корейской войны. Однако 15 февраля 1960 г. Чо Бёнок скоропостижно скончался в американском военном госпитале им. Уолтера Рида в Вашингтоне, и Ли Сынман снова оказался единственным кандидатом на пост президента.
Однако и это случайное стечение обстоятельств не давало Ли Сын-ману уверенности в победе. В то время ему уже исполнилось 85 лет. Он поручил Чхве Ингю, тогдашнему министру внутренних дел, разработать детальный план «обеспечения победы» на выборах, в который входило использование таких методов, как предварительное голосование, подмена урн с избирательными бюллетенями, сообщение заведомо ложных итогов подсчета голосов, недопущение на избирательные участки наблюдателей от Демократической партии, отправка полиции в районы наибольшего влияния оппозиции, запугивание и угрозы в адрес представителей оппозиционных сил. Последнее можно было делать практически легально на основании дополнений и исправлений к «Закону об охране государства» (Кукка поанбоп), принятых еще 24 декабря 1958 г.
День выборов, 15 марта 1960 г., выдался неспокойным. Население Республики Корея, недовольное политикой Ли Сынмана, знало, что выборы проходят с использованием незаконных методов и средств. В южном портовом городе Масан учащиеся и горожане вышли на демонстрацию в знак протеста против несправедливых выборов. На ее разгон была отправлена полиция. Демонстранты вступили в рукопашную схватку, начав забрасывать полицейских камнями. В ответ было применено оружие. В результате погибли 7 человек, более 80 были схвачены и подвергнуты пыткам как «сторонники коммунистической партии».
Через два дня, 17 марта 1960 г., были опубликованы официальные итоги выборов. Они были ошеломляющими. Ненавистный Ли Сынман набрал 88,7% голосов, а кандидат от Либеральной партии на пост вице-президента Ли Гибун — также более 80% голосов, тем самым в несколько раз «опередив» Чан Мена, кандидата от Демократической партии (что казалось невозможным, учитывая народные настроения).
Однако «положительные» результаты выборов совсем не означали победы Ли Сынмана. Они лишь еще больше подогрели негодование всего народа Республики Корея, готового в любую минуту выступить на борьбу за демократию и справедливость. В руки сторонников Демократической партии попала копия лисынмановского плана фальсификации президентских выборов.
Каплей, переполнившей терпение, стало событие, произошедшее в Масане 11 апреля 1960 г. В тот день в портовой бухте города был обнаружен обезображенный труп одного из участников мартовской демонстрации Ким Чжуёля с осколком от слезоточивой гранаты в глазу. Уже к 6 часам вечера перед зданием городской администрации и полицейского управления Масана собралось более 30 тыс. человек. Антиправительственные демонстрации в Масане продолжались в течение трех дней и всколыхнули всю страну, став началом события огромной исторической значимости — события, которое в историографии именуют «Апрельская революция», или «Апрельское народное сопротивление», а иногда просто — «Апрельское восстание» (советская историография). Понятие «Апрельская революция» вошло в Преамбулу текста Конституции Республики Корея. Именно с событий апреля 1960 г. начинается особый этап истории борьбы за демократию и свободу в Южной Корее.
Через несколько дней после начала апрельских демонстраций в Масане, волна народного движения перекинулась в центр страны, в Сеул. 18 апреля студенты одного из трех крупнейших столичных университетов — Университета Коре, решили отправиться к зданию Национального собрания с тем, чтобы провести перед ним демонстрацию с требованиями расследования инцидентов в Масане, запрета полиции входить на территорию учебных заведений и др. Следует отметить, что площадь перед зданием Национального собрания вплоть до наших дней является в известном смысле «традиционной» для проведения различных демонстраций. Поэтому 3 тыс. человек студентов без особых происшествий смогли провести запланированную акцию. На обратном пути в университетский кампус на колонны демонстрантов в центре города напало около 50-60 человек молодчиков, вооруженных металлическими цепями, молотками, заступами, которые принялись избивать студентов. Один человек погиб, более 50-получили ранения.
Это событие всколыхнуло всех студентов и патриотически настроенных горожан Сеула. Многочисленные антиправительственные демонстрации, проведение которых планировалось на более поздние сроки, были назначены на следующий день, 19 апреля 1960 г. К часу дня 19 апреля на улицы Сеула вышло около 100 тыс. человек. Часть студентов, все еще веря в порядочность Ли Сынмана, заслуженного борца за независимость страны, попытались добиться встречи с ним в президентском дворце «Кёнмудэ». Однако полиция не стала слушать требования студентов и вступила в уличные бои с демонстрантами. Появились первые убитые и раненые. Тогда разгневанные демонстранты под лозунгами, призывавшими отменить результаты мартовских президентских выборов и свергнуть диктатуру Ли Сынмана, напали на редакцию пролисынмановской газеты «Соулъ синмун» («Сеульская газета»), штаб-квартиру Либеральной партии, дом вице-президента Ли Гибуна. В 3 часа дня в Сеуле было введено чрезвычайное положение. В тот же день чрезвычайное положение было объявлено и в других крупнейших городах Южной Кореи — Пусане, Тэгу, Кванчжу, Тэчжоне. В день 19 апреля, получивший впоследствии название «кровавого вторника», во время разгона антиправительственных демонстраций в стране погибло 186 человек и 6026 человек получили ранения. Только в Сеуле число погибших превысило 100 человек.
После событий 19 апреля США стали оказывать давление на Ли Сынмана с требованием провести соответствующее расследование инцидентов, разрешить издание оппозиционной газеты «Кёнхян синмун», смягчить пресловутый «Закон об охране государства».
25 апреля 1960 г. на улицы Сеула вышли преподаватели 27 высших учебных заведений столицы, предварительно собравшихся в кампусе Сеульского государственного университета, находившегося в то время недалеко от центра города. Они требовали расследования кровавых событий 19 апреля, отмены результатов мартовских президентских выборов. К преподавателям присоединились студенты и горожане. На следующий день, 26 апреля, волна демонстраций вспыхнула с новой силой.
26 апреля 1960 г. стало поворотным днем в событиях Апрельской революции. На экстренном заседании Национального собрания Республики Корея была принята резолюция, требовавшая отставки Ли Сынмана и объявлявшая недействительными результаты мартовских президентских выборов. В тот же день посол США в Республике Корея также выступил с официальным заявлением, осуждавшим лисынмановское правительство. Ли Сынман заявил о том, что готов отказаться от власти, «если народ того потребует».
27 апреля министр иностранных дел Хо Чжон (1896-1988) объявил о том, что возлагает на себя функции главы временного переходного правительства. Ли Сынман фактически потерял свою власть. Южнокорейская армия и полиция не спешили подчиняться его приказам, направленным на подавление народного движения.
В подобной безвыходной для правящей группировки обстановке 28 апреля трагически погиб вместе со всей своей семьей вице-президент Ли Гибун. Узнав об этом, Ли Сынман принял решение тайно покинуть страну, что незамедлительно и сделал 29 апреля[319]1960 г. при помощи американского военного командования. Остаток своих дней, вплоть до 1965 г., он провел на Гавайских островах, хорошо знакомых по годам антияпонского сопротивления. Так закончилась власть первого президента Республики Корея, история южнокорейской Первой Республики.
До августа 1960 г. исполнительная власть находилась в руках переходного кабинета министров во главе с Хо Чжоном.
15 июня 1960 г. корейский парламент, пока в прежнем «лисынмановском» составе, принял очередные поправки к Конституции страны, согласно которым учреждался двухпалатный парламент, власть в стране сосредоточивалась в руках кабинета министров и его главы, учреждался конституционный суд, вводилась выборность местных органов власти и многое другое, направленное на то, чтобы никакая диктатура не могла возникнуть снова.
Согласно новой Конституции 29 июля 1960 г. были проведены выборы в новый двухпалатный парламент, на которых победила Демократическая партия, получившая 175 из 233 мест в нижней палате и 31 из 58 мест в верхней палате. Правда, и на этих выборах не обошлось без подтасовок. В 13 избирательных округах выборы были признаны недействительными (в советской литературе писалось о манипуляциях победившей Демократической партии). И тем не менее выборы были самыми свободными из всех тех, какие знала Республика Корея. Вновь избранный парламент выдвинул 12 августа 1960 г. на пост президента страны (теперь уже во многом номинальный) Юн Босона (1897-1990), являвшегося в годы колонизации Кореи членом Временного правительства Республики Корея, а после освобождения страны не раз избиравшегося в южнокорейский парламент. В качестве премьер-министра, в руках которого сосредоточилась реальная власть, парламент утвердил 18 августа лидера Демократической партии Чан Мена.
1 октября 1960 г. была провозглашена так называемая Вторая Республика. Однако новые конституционные реформы и приход к власти некогда оппозиционной Демократической партии не привели Южную Корею к периоду расцвета. Во-первых, практически сразу после успешного завершения Апрельской революции Демократическая партия разделилась на две фракции — «новую», во главе с Чан Мёном, и «старую», под руководством Ким Доёна, который возглавил фракцию, после того как прежний лидер группировки Юн Босон был выдвинут на пост президента страны. Для того чтобы полностью отмежеваться от «старой» Демократической партии, сторонники «старой группировки» объявили 18 октября 1960 г. о создании собственной «Новой демократической партии» (Синминдан). Таким образом, Демократическая партия пришла к власти ослабленной, а в южнокорейском обществе начался период разброда и хаоса.
Ликвидация старой «капиталистической диктатуры» Ли Сынмана подтолкнула общественность к поиску новых путей развития Южной Кореи. В период Второй Республики стали появляться идеи о том, что, возможно, самым лучшим для Республики Корея мог бы стать некий «средний» путь между капитализмом и социализмом. Тем более что летом 1960 г. КНДР выдвинула новые инициативы мирного объединения страны, поэтому известная «подстройка» под социалистические реалии могла бы помочь процессу скорейшего объединения Корейского полуострова.
Действительно, после Апрельской революции в Республике Корея появилось множество новых политических партий, ратовавших за плановую экономику и даже за социализм. Так, 21 мая 1960 г. была образована Корейская социальная[320] партия (Хангук сахведан), а 17 июня 1960 г. — Социальная народная партия (Сахве минчжундан). В программе последней говорилось об объединении Кореи через всеобщие выборы, которые должны были пройти под наблюдением ООН, а также о необходимости перехода к плановой экономике. В программе Социальной партии объединения, созданной 21 января 1961 г., даже звучала идея о «демократическом социализме».
Со второй половины 1960 г. также начало нарастать движение за мирное самостоятельное (без вмешательства США и других внешних сил) объединение страны. В сентябре 1960 г. был образован так называемый «Центральный комитет по самостоятельному объединению нации» (Минчжок чачжу тхонилъ чунан вивонхве), в октябре 1960 г. при Сеульском государственном университете — «Лига объединения нации» (Минчжок тхонилъ ёнмэн), в феврале 1961 г.— «Всеобщая лига движения за объединение родины через [ее] становление нейтральным [государством]» (Чуннипхва чогук тхонилъ ундон чхонъ-ёнмэн).Все они ратовали за развитие контактов с Севером, за вывод из Кореи американских войск.
Несмотря на то, что правительство Чан Мена было более демократическим, чем лисынмановское, в Южной Корее по-прежнему находились американские войска и страна зависела от американской помощи. Для подтверждения южнокорейско-американских отношений в новых условиях 8 февраля 1961 г. было подписано корейско-американское экономическое соглашение, позволявшее американской администрации вмешиваться в дела Республики Корея. Это соглашение, не отвечавшее желаниям корейского народа освободиться от влияния извне и добиться самостоятельного объединения родины, вызвало широкий народный протест. Для его подавления, а также для того, чтобы умерить желание граждан Республики Корея расширять контакты с Севером, в марте 1961 г. правительство Чан Мена приняло «Временный чрезвычайный антикоммунистический закон» и «Закон о контроле над демонстрациями». Принятие этих актов вызвало широкое движение протеста и народные волнения, которые начались 22 марта 1961 г. с выступления «Комитета совместной борьбы против двух жестоких законов».
Таким образом, новое правительство Демократической партии Чан Мена не смогло удовлетворить ни политических, ни экономических чаяний южнокорейского народа (несмотря на обсуждение возможности введения элементов планирования экономики, начатое в марте 1961 г.). Невысокий уровень экономического развития и низкий уровень жизни большинства населения Республики Корея объективно не давали возможности использовать все преимущества демократии, а лишь усугубляли и без того тяжелое положение. Стране требовалась жесткая, сильная патриотическая власть, способная отстоять национальные интересы.
Глава 5. ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ, ИЛИ «РЕВОЛЮЦИЯ» ПАК ЧОНХИ. ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ
В начале 1960-х годов на политической арене Южной Кореи появилась новая сила. Она вывела страну из бедности и обеспечила ее экономическое процветание, которое в свою очередь стало основой для расширения демократических прав и свобод в конце 1980-х годов. Конечно же, так называемой демократии западного образца в Южной Корее с ее традиционной культурой, базирующейся на строго регламентированных отношениях между младшими и старшими[321], не было и, наверное, не будет никогда, во всяком случае до тех пор, пока эти традиции будут сохраняться.
События весны 1961 г., положившие конец короткой истории Второй Республики, в современной историографии определяются по-разному, порой весьма противоположным образом. Так, в 1960-1970-е годы в официальной южнокорейской историографии эти события именовались «военная революция» или даже «бескровная военная революция». Оппозиция, а также официальная южнокорейская историография 1980-х годов называла события весны 1961 г. «военным переворотом», а некоторые левые издания оценивали новую власть как «военный фашизм». В 1990-е годы, в особенности после финансово-экономического кризиса 1997 г., в Южной Корее произошла переоценка событий прошлого. Тогда снова стали положительно оценивать центральную фигуру событий — генерала Пак Чонхи, сумевшего вывести страну в ряд сильнейших экономических держав мира. Современные южные корейцы, вспоминая 1960-1970-е годы, говорят о том, что простому трудовому народу жилось тогда не так уж и плохо.
В советской историографии власть Пак Чонхи называли «военной хунтой», которая пришла к власти с помощью «государственного переворота». В новейшей российской историографии заметны тенденции более положительной оценки исторической роли Пак Чонхи. Между тем попытки акцентировать внимание только на позитивных (объективно) моментах власти военных в Южной Корее 1960-1970-х годов также не могут представить достаточно полной картины событий тех лет.
Приход к власти Пак Чонхи
В феврале 1960 г., за месяц до последних скандальных президентских выборов Ли Сынмана, в командовании южнокорейской армии образовалась тайная группа высокопоставленных военачальников средних лет, замышлявших захватить власть, чтобы навести порядок в стране и обеспечить ее поступательное развитие, т. е. совершить «революцию». В группу входили генерал-майор сухопутных войск Пак Чонхи (1917-1979), генерал-майор морской пехоты Ким Донха, бригадный генерал Юн Тхэиль, генерал-майор Ли Чжуиль, подполковник Ким Чжонпхиль (род. 1926; впоследствии стал ближайшим соратником Пак Чонхи). Ее поддерживало южнокорейское офицерство, недовольное положением в армии, сложившемся после Корейской войны. В начале 1960 г. заместитель начальника штаба 2-й армии Пак Чонхи в связи с отсутствием начальника фактически возглавил штаб, что увеличивало шансы на успех. Захват власти был назначен на 8 мая 1960 г.
Однако события Апрельской революции опередили замыслы военных. Какое-то время им казалось, что наконец-то Южная Корея начнет выходить из кризиса. Но правление развалившейся от фракционной борьбы Демократической партии, которая пошла по пути установления диктатуры[322] для того, чтобы подавить чересчур активные выступления народа Южной Кореи, желавшего скорейшего воссоединения с более развитым в то время Севером, оказалось неэффективным. Страна была ввергнута в еще больший хаос, чем до свержения Ли Сынмана.
В то же время Апрельская революция, продемонстрировавшая принципиальную возможность насильственной смены власти в Корее, придала заговорщикам большую уверенность в своих силах. На 19 апреля 1961 г., день годовщины Апрельских событий, была назначена новая дата захвата власти. Затем ее перенесли на 12 мая, а чуть позже — на 16 мая. Руководители военного переворота предварительно информировали командование «войск ООН», расквартированных в Корее во главе с генералом Макгрудером, о готовящихся событиях.
Главнокомандующему сухопутными войсками генералу Чан Доёну, поначалу не поддержавшему заговорщиков, также стало известно о готовившемся перевороте. Но низшие офицеры, которым был передан приказ арестовать мятежников, не подчинились и сумели убедить генерала перейти на сторону военных-реформаторов.
В ночь с 15 на 16 мая руководители государственного переворота, командовавшие 1-й бригадой морской пехоты, 23-й пехотной дивизией, парашютистами и другими подразделениями, собрались вместе и отдали приказ о начале операции. В 3 часа ночи мятежные войска подошли к Сеулу и, встретив лишь небольшое сопротивление, к 4 часам утра захватили помещения центральных органов власти, главпочтамт, основные радиостанции, издательства. В 5 часов утра в эфир вышла первая радиопередача с заявлением из шести пунктов, оповещавшая граждан страны о свершившемся государственном перевороте и его целях. В заявлении говорилось о том, что военные, захватив всю полноту власти, образовали Военно-революционный комитет (ВРК; Кунса хёнмён вивонхве) для того, чтобы взять власть у беспомощного правительства и преодолеть кризис, постигший страну. ВРК возглавил начальник штаба сухопутных войск Чан Доён, а его заместителем стал Пак Чонхи, вдохновитель и организатор переворота. Главной задачей новой власти объявлялась борьба с коммунизмом при одновременном соблюдении всех принципов ООН. ВРК информировал «патриотических граждан» страны о том, что в Республике Корея будет возрождена независимая экономика, которая позволит стране «говорить на равных с коммунизмом» (т. е. с Северной Кореей) и на этой паритетной основе искать пути объединения страны. В заявлении также подчеркивалось, что при первой же возможности военные готовы передать власть политикам.
16 мая в 9 часов утра от имени ВРК по всей стране было объявлено чрезвычайное положение, а в 7 часов вечера распространено сообщение о том, что в ближайшем будущем премьер-министр Чан Мен передаст всю полноту власти ВРК.
Через два дня после военного переворота, 18 мая, на заседании кабинета министров Чан Мен официально объявил о передаче власти военным и о своей отставке. В тот же день ВРК был переименован в Высший совет государственной реконструкции (ВСГР; Кукка чэгон чхвего хвеый). Обе палаты Национального собрания были распущены. В стране запрещалась всякая политическая деятельность.
Главнокомандующий силами ООН в Корее генерал Макгрудер поначалу выступил с формальным «осуждением» переворота, однако вскоре, 20 мая[323], США признали новую военную власть. Во-первых, сам президент Республики Корея Юн Босон отдал приказ всем вооруженным силам страны не оказывать сопротивления ВРК, пояснив свои действия словами: «Случилось то, чего нельзя было избежать», тем самым поддержав военный переворот. Во-вторых, в заявлении ВРК первое место отводилось борьбе с коммунизмом, что было важнейшей внешнеполитической задачей США в то время. И тем не менее, поддерживая государственный переворот в принципе, США предъявили требование, чтобы военное правление как можно скорее было заменено на гражданское.
Однако Пак Чонхи, постепенно концентрировавший всю полноту власти в своих руках, не торопился передавать ее гражданским политикам. 6 июня 1961 г. Высший совет государственной реконструкции издал «Закон о временных чрезвычайных мерах по реконструкции государства», согласно которому в рамках Совета учреждались семь подкомиссий, исполнявших функции министерств. 10 июня 1961 г. при ВСГР было создано Центральное разведывательное управление (дословно — «Центральный отдел информации», или, по-английски, Central Intelligence Service), о функциях которого можно легко догадаться по аналогии с одноименной организацией США. 3 июля 1961 г., во исполнение пункта 1 Заявления от 16 мая, ВСГР издал «Антикоммунистический закон» (Пангон поп). 12 июля 1961 г. при ВСГР начали функционировать так называемые «революционные суды» и «революционная прокуратура». Таким образом, «военные революционеры» на основании «закона» имели возможность расправиться с оппозицией. С другой стороны, не следует думать, что военные, объявившие своей целью процветание государства, осуществляли подобные жесткие меры исключительно ради личной власти. На скамье подсудимых «революционных судов» оказались организаторы последних фальсифицированных выборов Ли Сынмана, а также ответственные за приказ стрелять в демонстрантов, вышедших на улицы 19 апреля 1960 г. Для восстановления порядка в стране была усилена борьба с преступностью, и многие правонарушители задерживались и наказывались.
Тем не менее, ощущая постоянное давление США, а также исполняя пункт 2 Заявления ВРК от 16 мая о соблюдении принципов ООН, уже в августе 1961 г. Пак Чонхи распространил заявление о том, что к лету 1963 г. основные задачи ВСГР будут выполнены и военно-революционное правление завершится.
В это время, несмотря на довольно жесткие способы правления ВСГР, все еще действовала политическая оппозиция в лице Либеральной, Демократической, Новой демократической партий. Поэтому 16 марта 1962 г. ВСГР принял «Закон об упорядочении политической деятельности», на основании которого были ограничены в правах политической деятельности 4374 человека.
Таким образом, «расчистив» общество от нежелательных представителей оппозиции, Пак Чонхи мог приступать к более решительным шагам для перехода к обещанному «гражданскому» правлению. Для этого следовало провести новые президентские выборы, тем более что 22 марта 1962 г. Юн Босон снял с себя обязанности президента страны. Для создания «более демократической атмосферы» с 10 мая 1962 г. были закрыты «революционные суды», уже выполнившие свои основные задачи. В том же году ВСГР приступил к разработке новых поправок к Конституции страны. Их суть сводилась к следующему: концентрация власти в руках президента, который должен был избираться прямым голосованием; создание однопалатного парламента с одновременным сокращением некоторых его полномочий; введение всенародного референдума при принятии поправок к Конституции и т. п.
Новая редакция Конституции была одобрена на референдуме, проведенном 17 декабря 1962 г., и официально опубликована 26 декабря того же года. Для того чтобы права и свободы, провозглашаемые Конституцией, могли реализовываться, с 1 января 1963 г. в стране была разрешена политическая деятельность. Для создания своей политической партии, которая должна была принять участие в новых президентских выборах, Пак Чонхи потребовалось чуть меньше двух месяцев: 26 февраля 1963 г. было объявлено об образовании новой Демократической республиканской партии (Минчжу конхвадан),которую сокращенно стали называть Республиканской партией (Конхвадан). В своем программном заявлении Республиканская партия, ставя события Апрельской революции 1960 г. и «Революции 16 мая» 1961 г. в один ряд, объявляла своей основной целью построение самостоятельной, свободной, демократической, республиканской Кореи.
Однако не все в Южной Корее приветствовали появление на политической арене Пак Чонхи, который на деле не стремился к скорейшему завершению военного правления. Совершенно неожиданно, 16 марта 1963 г., он вдруг заявил о продлении срока нахождения у власти ВСГР и отмене выборов, что вызвало волну возмущений как со стороны студенчества и простого народа, так и среди некоторых известных политиков, в частности, экс-президента Юн Босона, который в свое время не противился установлению власти военных. Под давлением корейской общественности и США Пак Чонхи пришлось вернуться к первоначальному плану. Поэтому 30 августа 1963 г. он ушел в отставку, став таким образом «обыкновенным гражданским лицом». На следующий день, 31 августа, Пак Чонхи вступил в Республиканскую партию и в качестве ее лидера был выдвинут кандидатом в президенты на будущих выборах.
После того как в Южной Корее была снова разрешена политическая деятельность, оппозиция власти военных также не замедлила создать свои собственные партийные организации. Самой мощной из них стала образованная 27 января 1963 г. Партия народного правления (Минчжондан), определившая своими целями свободу и демократию в Корее, а также мирную замену военной власти на гражданскую. Своим кандидатом на предстоящих президентских выборах партия выдвинула экс-президента Юн Босона. Костяк новой партии составили выходцы из бывшей «старой» фракции Демократической партии периода правления Ли Сынмана. «Новая» фракция бывшей Демократической партии (т. е. бывшая Новая демократическая партия) создала Партию нового правления (Синчжондан).
Новые президентские выборы были назначены на 15 октября 1963 г. Пак Чонхи набрал на них 4 702 640 голосов (42,61% от общего числа проголосовавших), а его противник Юн Босон — 4 546 614 голосов. Пак Чонхи победил с небольшим преимуществом всего в 156026 голосов. Наибольшую поддержку Пак Чонхи получил в юго-восточной провинции Кёнсан, откуда он был родом. В крупных городах Пак Чонхи не поддержали. Например, в Сеуле с более чем двойным перевесом победу одержал Юн Босон. Таким образом, президентские выборы показали, что «диктатура» в Южной Корее в это время еще не была абсолютной.
Выборы в новый однопалатный парламент, назначенные на 26 ноября, также принесли победу Республиканской партии Пак Чонхи: из 175 мест члены Республиканской партии получили 110. Однако и здесь победа досталась не так просто, поскольку кандидаты от партии Пак Чонхи набрали только 32,4% голосов избирателей. Современная южнокорейская историография объясняет победу Республиканской партии в том числе и большим количеством средств, потраченных на избирательную кампанию.
В любом случае Пак Чонхи и его партия одержали в 1963 г. победу, и в исторической литературе нигде не говорится о том, что результаты выборов были подтасованы. Формально власть военных в стране завершилась. 17 декабря 1963 г. было провозглашено образование так называемой Третьей Республики.