Iii. индивид в международном праве 6 страница

--------------------------------

<546> Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств от 5.11.1992 после ратификации пятью государствами вступила в силу 1 февраля 1998 г., ETS N 148.

<547> Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 01.02.1995, после ратификации 12-ю государствами вступила в силу 1 марта 1998 г. (ETS N 157).

<548> На Венской встрече главы государств высказались против дополнительного протокола к ЕКПЧ и приняли компромиссное решение о необходимости разработки Рамочной конвенции и Дополнительного протокола к ЕКПЧ об индивидуальных культурных правах. См.: Akermark (Fn 543) 224ff.

<549> Klebes. Iii. индивид в международном праве 6 страница - student2.ru des Europarats zum Schutz nationaler Minderheiten, EuGRZ 1995, 262ff.

<550> Конвенция вступила в силу в отношении 39 государств, в том числе Германии (по состоянию на 1 марта 2007 г.).

320. При разработке Рамочной конвенции не удалось достигнуть единого мнения об определении термина "меньшинство". Поэтому в абз. 12 пояснительного доклада подчеркивается, что было выбрано прагматическое решение, "основывающееся на понимании того, что в настоящее время невозможно сформулировать определение, с которым полностью согласятся все государства - члены Совета Европы" <551>. К тому же Конвенция содержит ряд принципов и индивидуальных прав, которые слабо сформулированы и частично подлежат сокращению.

--------------------------------

<551> EuGRZ 1995, 272.

321. Наряду с констатацией принципиального значения ст. 3 устанавливает, что "любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться как таковое". Статья 4 предусматривает право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. Статья 7 гарантирует свободу мирных собраний и свободу ассоциаций, однако не право на учреждение своих партий. Статья 8 защищает свободу вероисповедания и убеждений; предметом ст. 9 является свободное выражение мнения; ст. 10 закрепляет право свободного и беспрепятственного пользования языком меньшинства в упрощенном порядке. Так, абз. 2 ст. 10 указывает, что в "районах традиционного проживания, а также там, где лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, составляют значительное число", государства-участники "будут стремиться обеспечить, насколько это возможно, условия, позволяющие использовать язык меньшинства в отношениях между этими лицами и административными органами", "если эти лица просят об этом и если такие просьбы отвечают реальным потребностям".

322. Конвенция содержит положения об использовании фамилий, наименований местностей и улиц на языке меньшинств, а также об основании и содержании образовательных учреждений. Право на обучение на языке меньшинства согласно абз. 2 ст. 14 зависит от того, идет ли речь о районах, где традиционно или в значительном количестве проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, и имеется ли достаточная потребность в этом.

323. В целях контроля за соблюдением Рамочной конвенции ст. 24 и след. предусматривают процедуру предоставления отчетов с возможностью дачи рекомендаций соответствующему государству. Судебной проверки не предусмотрено.

324. Принципы и основы защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, содержатся также в Заключительном акте ОБСЕ <552>. Так, Копенгагенский Заключительный документ от 29 июня 1990 года закрепляет право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на реализацию прав человека и основных свобод на базе полного равенства перед законом. Каждый вправе самостоятельно решать вопрос о своей принадлежности к национальному меньшинству, и это не может причинить ему ущерб (п. 32). Кроме того, в Заключительном документе названы права на пользование языком меньшинства, на обучение на родном языке, а также право на соразмерное участие в политическом процессе <553>. Московским Заключительным документом от 3 октября 1992 года <554> государства призваны к реализации этих целей.

--------------------------------

<552> См.: Tretter (Fn 257) 296ff; Eddison (Fn 537) 15ff; Akermark (Fn 543) 259ff.

<553> EuGRZ 1990, 239ff.

<554> EuGRZ 1991, 495.

325. На конференции в Хельсинки 10 июля 1992 года <555> было создано Управление Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, который не только собирает информацию о национальных меньшинствах, но и может принимать превентивные меры на стадии обнаружения проблемы <556>. Верховный комиссар имеет право получать информацию, пользоваться всеми доступными источниками, такими как сообщения правительств государств-участников, неправительственных организаций и непосредственно заинтересованных национальных меньшинств.

--------------------------------

<555> EuGRZ 1992, 372, 376.

<556> О деятельности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств см.: Blumenwitz (Fn 520) 137ff; Akermark (Fn 543) 285ff.

Четвертый раздел.

Наши рекомендации