ІІ. Основные направления экономической перестройки в 1980-е гг.
Японии пришлось радикально менять свою экономическую систему. Это были процессы, характерные для всех развитых стран мира. Формировалась постиндустриальная экономическая модель, которая легла в основу постиндустриальной цивилизации. Это означало прежде всего изменения в структуре и экономических ориентирах.
1. Главное место в новой экономической системе занял так называемый третичный сектор — сфера торговли, обслуживания, финансов, социальная сфера (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), наука, информатика, инфраструктура. Именно в этих отраслях стала производиться большая часть национального продукта и была занята основная масса населения. Там, главным образом, и создавались новые фирмы. Сектор стал ведущим во всей экономике, до него эту роль играла промышленность.
2. В промышленности упор сделан на развитие наукоемкого производства. В этих отраслях основная стоимость продукции приходится на научные разработки, техническую квалификацию персонала, дизайн, ноу-хау и т. д. С 1980 г. в Японии создаются 26 технополисов. Это образцовые города со своей инфраструктурой, транспортными и информационными системами. Они имеют собственные промышленные парки, центры науки и технологий, учреждения культуры, школы и университеты. Создавалось все это с участием правительства и местных властей. Будучи равномерно распределенными по стране, технополисы стали центрами внедрения новой экономической системы. Происходила коренная техническая реконструкция, стимулируемая разного рода льготами — 50% всех капиталовложений было предоставлено государством.
3. Началась безжалостная ликвидация предприятий и целых отраслей промышленности, потребляющих много сырья, энергоресурсов и рабочей силы, занятой на простейших операциях (сборке), загрязняющих окружающую среду. Это касалось в первую очередь сталелитейной, алюминиевой, химической, электротехнической промышленности, судостроения. До недавнего времени они были символом промышленной мощи Японии, к тому же в них занято огромное число людей. Но в условиях новых цен на энергоресурсы, строгих экологических законов и высокой стоимости рабочей силы ничего другого не оставалось.
4. Еще одной характерной чертой преобразований стало внедрение принципиально новых технологий. Они воздействуют на предмет труда на молекулярном уровне, изменяя внутреннюю структуру, а не механически, как это было во всех технологиях индустриального общества (ковка, штамповка, резка, плавка и т. д.). Примером может служить технология резки металла лазерным лучом, хотя, конечно, можно резать и обычным способом. Новые технологии давали недостижимое в обычных условиях качество, экономию материальных ресурсов, были экологически чистыми, малоотходными и т. д.
5. Быстро менявшаяся ситуация на мировых рынках потребовала изменений и в формах организации производства. В новых условиях ставка была сделана на производство малыми сериями: необходимо было четко прислушиваться к требованиям рынка, быстро вносить изменения в производственные процессы. Это объясняет тенденцию к децентрализации управления фирмами, когда крупные корпорации передают большую часть полномочий мелким филиалам. Те уже самостоятельно решают, что производить, по какой цене и где сбывать, как менять структуру производства. Абсолютное большинство возникающих вновь предприятий — мелкие по масштабам: они более динамичны, более склонны прислушиваться к требованиям рынка и способны быстро перестраивать производство.
Постепенно стали приносить эффект меры по экономии энергоресурсов: только за 1975—1980-е гг. энергоемкость в промышленности снизилась на 20%, что позволило в 1980 г. сократить импорт нефти на 9%. Меры по экономии дополнились поисками альтернативных источников энергии, в том числе шла интенсивная разработка проектов электростанций, использующих энергию солнца, приливов и отливов. Была принята специальная программа производства газа из каменного угля — постепенно Япония ослабляла свою зависимость от импорта нефти — к 1980 г. он обеспечивал 63% общего объема энергоресурсов.
Отменив большинство квот и снизив тарифы на иностранные товары, Япония сумела эффективно защитить внутренний рынок с помощью так называемых нетарифных барьеров (НТБ). Это разного рода сложные правила заполнения таможенных деклараций, строгие санитарные нормы, действующие в стране стандарты, требования к качеству. Наконец, в Японии существует многоступенчатая система сбыта, что удорожает стоимость ввозимых в страну товаров, отчего страдает их конкурентоспособность. Сами японские производители продают свои товары в Японии дороже, чем за рубежом, покрывая тем все убытки. Это вызывает недовольство иностранных конкурентов, но формально упрекнуть Японию не в чем: уровень таможенного обложения там ниже, чем в США и странах Западной Европы. Квоты касаются главным образом продукции сельского хозяйства.
На протяжении 1980-х гг. (вплоть до 1987 г.) в стране происходило падение спроса на внутреннем рынке. Это привело к сокращению темпов прироста ВНП, но тем не менее он вырос в 1982 г. на 3%, в 1983 г. — на 3,7%, в 1984 г. — на 5, 5%, что произошло исключительно за счет роста экспорта.
В 1981 г. Япония активно вышла на внешние рынки с новыми видами продукции — микропроцессорами, персональными компьютерами, промышленными роботами и гибкими производственными системами. Но основу возросшего экспорта составили товары бытовой электроники, потребительские товары массового спроса: телевизоры, видеомагнитофоны, миксеры, СВЧ-печи и другие новые образцы бытовой техники для населения. В 1981 г. Япония захватила, например, 90% рынка видеомагнитофонов в странах Западной Европы. Рост экспорта происходил и за счет улучшения условий продажи, обслуживания, послепродажного ремонта. Сказалось и ослабление с 1 декабря 1980 г. государственного контроля за внешней торговлей. В результате превышение импорта над экспортом в Японии в 1982 г. составило 9 млрд. долл., в 1983 г. превысило 24 млрд. долл.; в 1984 г. рост продолжался, только баланс торговли с США составил 35 млрд. долл. в пользу Японии.
С 1980 г. японское правительство постепенно отходит от прежнего курса экономической политики, делая его более либеральным. Оно начинает рассматривать возможность приватизации части государственного сектора, ослабляет механизм государственного регулирования. Очевидно, это связано с общими изменениями в характере мировой экономики: она стала настолько сложной, что любое государственное вмешательство напоминает поведение слона в посудной лавке. Поэтому даже в Японии стали больше полагаться на рыночные регуляторы.
Решиться на эти меры было нелегко, так как Япония к 1980 г. обогнала промышленно развитые страны по производству многих товаров. В немалой степени это произошло благодаря централизованному планированию, финансированию, государственному руководству в сфере подготовки кадров и образовании. В Японии всегда с недоверием относились к слепым силам рыночного механизма, в отличие от США времен Р. Рейгана или тэтчеровской Англии. Тем не менее процесс постепенного отказа от доминирующей роли государства в экономике начался и здесь.
В 1980 г. в Японии пересмотрели прежнюю стратегию отказа от привлечения в экономику иностранного капитала — в том же году было привлечено 12,6 млрд. долл., и эти процессы стали быстро развиваться к 1990-м гг. В то же время собственные капиталовложения Японии за рубежом выросли к 1989 г. до 186 млрд. долл.
Обращает на себя внимание и такая тенденция, как рост расходов на собственные конструкторские разработки и научные исследования: в 1980 г. они составили 13,3% от общего уровня национального дохода, в 1981 г. — уже 14,5%. Японская наука стала выходить на передовые рубежи.
К середине 1980-х гг. мировые цены на нефть упали до 16—17 долл. за баррель — это стимулировало рост экономики. С 1987 г. развитие идет в основном за счет прироста спроса на внутреннем рынке. Судя по всему, Японии вновь удалось найти в мировой экономике свою нишу.
Успеху технологической перестройки в немалой степени способствовала особая структура японской промышленности. Во-первых, там преобладает многопрофильное производство, что позволяет динамично маневрировать, приспосабливаясь к требованиям рынка. Во-вторых, в структуру крупных корпораций, наряду с промышленными предприятиями, входят свои финансовые учреждения. Как известно, еще в конце XIX в. именно банки стали владельцами многих предприятий, выкупая их у государства. Это позволяет в любой момент изыскать средства на техническую реконструкцию и обновление технологий, невзирая на мировую финансовую ситуацию.
Несмотря на снятие таможенных барьеров и ограничений на проведение иностранными компаниями строительных работ в Японии, превышение импорта над экспортом продолжало расти. Так, торговый баланс между США и Японией уже в середине 1980-х гг. превысил 50 млрд. долл., что побудило Конгресс принять в 1988 г. Закон о торговле и конкурентоспособности, предоставив президенту США полномочия квалифицировать Японию как «недобросовестного торговца», а также потребовав от него принятия мер по устранению несправедливой практики. Это говорит о постоянном американском недовольстве Японией. Но все попытки переговоров так ни к чему и не привели, а угрозы США своему торговому партнеру не произвели на японцев существенного впечатления.