Экономические успехи Японии в 1960-е годы. Влияние на социальное развитие.
С 1960-х гг. существенно возросла экономическая мощь Японии, выдвинувшейся к 1970 г. на второе (после США) место в капиталистическом мире. В это же время окончательно сформировалась так называемая полуторапартийная система, в которой противовесом постоянно находящейся у власти ЛДП стала столь же постоянно находящаяся в оппозиции СПЯ, в течение многих десятилетий не имевшая реальных шансов перехватить власть у консерваторов.
Новый кабинет, возглавленный Икэда Хаято, принадлежавшим к числу наиболее видных консервативных политиков, учел как ошибки своих предшественников, так и новые возможности, открываемые ускоренным экономическим ростом. Икэда стремился проводить гибкий внутриполитический курс и снизить накал классовых столкновений путем разного рода диалогов противоположных сил. Эта тактика, направленная на внутриполитическую стабилизацию общества, получила название политики, проводимой "в согнутом положении" (тэйси-сэй).
Осень 1964 г. премьер-министр Икэда в связи с болезнью вышел в отставку, и после длительной борьбы внутри ЛДП роль лидера была отдана Сато Эйсаку, поддержанному деловыми и финансовыми кругами Японии. От него ожидали объединения противоборствующих фракций внутри партии и проведения более жесткого курса в борьбе с набирающим силу влиянием оппозиции. Кабинет Сато стал высказывать мысль о необходимости пересмотра конституции для создания благоприятных условий для перевооружения Японии и наступления на права трудящихся. Стали раздаваться призывы к уничтожению всех последствий поражения в войне.
«Экономическим чудом» стали называть во всем мире период необычайно быстрых темпов экономического роста Японии: по 11 % в год. Высоки были и темпы роста промышленности (10% ежегодно), в основном за счет развития тяжелой индустрии и химического производства. Это были очень высокие темпы даже по сравнению с высокими темпами промышленного роста США (5%) и стран Западной Европы (Франция — 6%, Германия — 5%, Англия — 3%). В отдельные периоды (1956—1960) темпы промышленного роста достигали 16% в год, а темпы развития машиностроения — 28%.
Высокие темпы роста наблюдались не только ввиду более низкого исходного уровня экономики. Быстрыми темпами росла и производительность труда. Например, в период 1966—1970 гг. в обрабатывающей промышленности Японии ежегодные темпы роста производительности труда составляли 14,6%, в то время как в США — лишь 1,4%, т. е. в 10 раз меньше.
Быстрые темпы прироста капиталовложений, внедрение передовых технологий позволили Японии уже в начале 1960-х гг. вступить в ряды Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что стало международным признанием ее экономического веса. Япония стала быстро развиваться в регионе мира, состоящем преимущественно из слаборазвитых стран. Она сумела стать лидером в организации регионального экономического сотрудничества.
В 1956 г. были заключены соглашения о выплате репараций Бирме и Филиппинам, в 1958 г. — Индонезии; успешно развивались торговые связи с Тайванем. В 1960-х гг. японские премьер-министры совершали регулярные визиты в Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, страны Юго-Восточной Азии, повсюду играя роль экономического лидера. Япония стремилась поставлять своим соседям высококачественные товары производственного назначения и широкого потребления. Торговля с Австралией, например, приобрела такой размах в 1960-х гг., что превысила объем торговли Австралии с Великобританией. Япония стала для Австралии и ведущим инвестором, причем сумма японских инвестиций там превосходила совокупные инвестиции Англии, США и Германии. Также наращивали объемы торговли с Японией Новая Зеландия и Канада.
К концу 1960-х гг. Япония по общему объему валового продукта своей экономики вышла на 2-е место в мире, уступая лишь США. По ряду позиций она была бесспорным мировым лидером. В частности, почти половина всех судов (в общем тоннаже) в конце 1960-х гг. сходила со стапелей японских верфей. Япония уверенно занимала второе место в мире по производству стали, пластических масс, синтетических волокон, телевизоров, электроприборов, вышла на 3-е место в мире по развитию автомобильной промышленности.
В 1965 г. Япония буквально вырвалась на внешние рынки, начав там массированное наступление. Именно в этот год в разных странах мира прошли японские промышленные выставки, где впервые было продемонстрировано высочайшее качество японской продукции. С тех пор японские товары постоянно теснят продукцию конкурентов. Но примечательно, что Япония начала с освоения своего внутреннего рынка и только затем, повысив качество продукции, успешно стала действовать на внешних рынках. В 1970 г. Япония уже производила более 5 млн. автомобилей. Свои достижения Япония блестяще продемонстрировала на международной выставке «ЭКСПО-70», проходившей в 1970 г. в Токио.
Чем же объяснить столь стремительный прорыв Японии в число экономически самых развитых стран мира — ведь известно, что «экономическое чудо» обусловлено вполне конкретными факторами.
1.Коренная техническая реконструкция проводилась в Японии очень быстрыми темпами: машиностроение, например, в 1956—1960-х гг. возрастало ежегодно на 28,8%. Причем внедрялись новейшие научно-технические достижения и конструкторские разработки, приобретенные по лицензиям и патентам, но усовершенствованные в период внедрения с учетом японских условий. На приобретение патентов Япония затратила сравнительно небольшие суммы, сэкономив время на новые разработки.
2.Система государственного регулирования поощряла этот процесс через сеть правительственных учреждений, а также через многочисленные фонды, центры, лаборатории, консультационные пункты, научно-исследовательские институты. Государство предоставляло разного рода льготы на внедрение передовых технологий и оборудования, в частности специальные займы, дотации, скидки в налогообложении, страхование от возможных убытков.
3.Велика была роль государственного сектора: он охватывал 22% национального состояния, в том числе одну четвертую часть земельной собственности. Государство взяло на себя львиную долю капиталовложений, в отдельные годы они доходили даже до 70%, а в конце 1960-х гг. составили около 25%. В государственном секторе создавались, главным образом, объекты инфраструктуры: железные дороги, авиация, средства коммуникаций (телефон, радио, почта, телеграф).
4.Государственное планирование носило рекомендательный, косвенный характер. Оно напоминало планирование Жана Монне во Франции и ничего общего не имело с директивным планированием.
5.Внутренний рынок стал главным фактором расширения спроса. Во-первых, за счет роста доходов населения повысилась покупательная способность (повышение заработной платы, увеличение социальных льгот). Во-вторых, в условиях массового технического перевооружения возрос спрос на все виды промышленной продукции, а не только на продукцию машиностроения. В-третьих, аграрная реформа породила огромный спрос на сельскохозяйственную технику, химическую продукцию (удобрения, средства борьбы с вредителями и т. д.), подняла покупательную способность сельских жителей, составлявших в 1950 г. 80% от общего числа населения. Государство создавало препятствия притоку иностранных товаров на внутренний рынок. Фактически до 1970-х гг. страна была закрыта для импорта ввиду высоких таможенных пошлин и ввода разного рода квот на ввозимые товары. Тем самым внутренний рынок был закреплен за отечественными производителями.
6. Расширение сбыта на внешних рынках стало возможным по мере повышения качества японских товаров, а также протекционистских мер правительства. Экспортеры всячески поощрялись: им выплачивались разного рода экспортные премии (при условии расширения экспорта до определенной суммы), давались субсидии, вводилось страхование от возможных убытков при освоении новых рынков. Известны случаи, когда производители сбывали свою продукцию на международных рынках по ценам ниже себестоимости, до тех пор пока возросший спрос не делал ее рентабельной даже по этим ценам. Удержаться на плаву им помогали государственные субсидии и другие меры поддержки. Правительство строго контролировало превышение импорта над экспортом, вводя жесткие лимиты на импорт; конвертируемость иены как национальной валюты введена только в 1971 г.
7. Улучшение общеобразовательной и профессиональной подготовки также сыграло важную роль. Введя сразу после войны обязательное 9-летнее образование, Япония стала страной сплошной грамотности. Это позволило ей расширить систему профессионального образования, причем частично за счет самого бизнеса, а также систему высшей школы. Японцы подсчитали, что вложение средств в образование и профессиональную подготовку дает наивысшую отдачу, поэтому постоянно увеличивали финансирование этих сфер. В настоящее время расходы на образование составляют до 40% национального дохода — это абсолютный мировой рекорд. Сказались и национальные черты характера японцев: стремление к заимствованию нового, к учебе и совершенствованию, усидчивость, упорство и дисциплинированность.
8. Высокий уровень накоплений: японцы откладывали i/j часть своих доходов за счет строгой экономии.
9. Существенным был также значительно более низкий уровень заработной платы японцев в 1960-х гг. (в 1969 г. — в 4 раза ниже, чем в США; на 40% меньше, чем в странах Западной Европы).
10.Небольшие отчисления на социальные нужды объясняются японскими традициями, где, в отличие от Европы, принято жить большими семьями, вместе с престарелыми родителями. Это позволяет значительно снизить уровень отчислений на социальные нужды.
11.Особые методы организации производства связаны с распространением на производственный коллектив атмосферы семейного клана, где старшие всегда заботились о младших, а младшие стремились образцово выполнять свой долг. В Японии сложилась так называемая система пожизненного найма, которая практикуется в наиболее известных фирмах и стала элементом социального престижа. Это означает, что; человек с первого своего трудового дня работает в одной фирме, он; чувствует себя членом большой семьи, получает ежегодную прибавку к жалованью, разного рода льготы: квартиру, услуги юристов фирмы, организацию отдыха и досуга за счет учреждения. Попасть в эту систему непросто: необходимо поручительство нескольких человек. Кроме того, любому претенденту дается испытательный срок, в течение которого он должен на своем рабочем месте предложить несколько усовершенствований, проявить свои способности и стремление добиваться наилучших результатов. Даже если в дальнейшем человек разочаруется в профессии и не сможет добиваться лучших показателей в труде, так:; как он достиг потолка своих профессиональных возможностей, он. уверен, что его никогда не бросят (работающего по системе пожизненного найма нельзя уволить), ему будут ежегодно повышать жалованье и позволят доработать до пенсии. Ничего удивительного, что отдача от этой системы перевешивает расходы: человек работает на совесть, его! не надо контролировать, он выкладывается полностью, стремится внести свою лепту в благополучие компании.
12. Низкие военные расходы позволяют государству оказывать широкую поддержку японским производителям. Благодаря Договору безопасности ответственность за оборону Японии взяли на себя США — они и несут основную долю расходов. Военные расходы Японии не превышают 1% валового национального продукта (ВНП) и находятся в среднем на уровне 0,9%, хотя в абсолютных цифрах постоянно растут и составляют около 6% расходов государственного бюджета.
Общественность Японии не испытывает особого беспокойства по поводу нахождения на территории страны иностранных войск. Когда в начале 1970-х гг. начались споры — не следует ли Японии превратиться в ядерную державу, — сторонники этой точки зрения оказались в явном меньшинстве. Страна, пережившая трагедию Хиросимы и Нагасаки, была настроена против ядерного оружия. Антиядерные настроения усилились в 1954 г. в связи с инцидентом с японским рыболовным судном «Фукуру мару», на которое попали радиоактивные осадки во время испытаний американской водородной бомбы на атолле Бикини.
Все вышеперечисленные факторы сыграли решающую роль в экономическом возрождении Японии. На протяжении жизни одного поколения страна возродила промышленность, реформировала сельское хозяйство, добилась ощутимых успехов в расширении внешней торговли, восстановила свою финансовую систему и валютные резервы. Она стала единственной страной в мире, не имеющей ядерного оружия, но с полным основанием претендующей на статус великой державы.