Политика «большого скачка» и ее последствия

Весной 1958г. по инициативе Мао Цзэдуна внесены изменения в 5-летний план. Новая ген. линия. Март 1958г.: завершение построения социализма в кротчайшие сроки, формы: - пром.скачок, - создание коммун в деревне.

Август 1958г. Мао Цзэдун выступил с речью:

принудительная коммунизация деревни,

обобществление средств производства,

уравнительное распределение материальных благ.

Процесс создания с/х коммун, обобществление всей собственности, переход к уравнительному натур.распределению, милитаризация внутренней жизни –1-е знамя.

Осуществление большого скачка в промышленности – 2-е знамя. увеличение пром.производства в 6,5 раз, с/х продукции – в 2,5 раза,

индустриализация в течении 2-х - 3-х лет,

мобилизация населения страны,

строительство доменных печей, добыча руды и угля, увеличить производство стали – 22 млн.тонн.

Результата не дали.

Создание коммун привело к снижению производства в с/х:

угроза голода,

реорганизация коммун,

производственная бригада,

большая производственная бригада,

административно-управленческие функции.

Борьба за власть – инициатор министр обороны Пэн Дэхуай.

Полит.чистка, 1958г. – программа критики и самокритики – 3-е знамя.

Пэн Дэхуай подверг критике Мао Цзэдуна, программы 3-х знамён. На пленуме все обвинения были отвергнуты, Пэн Дэхуай исключён из КПК. На пленуме ЦК 1959г. решили не выдвигать Мао Цзэдуна. Председателем КПК стал Лю Шаоци, министр обороны – Линь Бяо (сторонник Мао Цзэдуна).

Реабилитация осуждённых – 3,6млн.чел.

Общие потери от «большого скачка» - 200млрд. юаней.

Резкое падение уровня жизни населения.

У Хань – вице мэр Пекина (писатель) в 1961г. опубликовал пьесу «Разжалование Хай Жуя».

Январь-февраль 1962г. – партийное совещание (700 делегатов), признание своих ошибок – Мао Цзэдун, Дэн Сяопин (ген.секретарь ЦК КПК).

К 1965г. восстановлен уровень экономического развития 1957 года. Активизация внутриполитической борьбы. Возникла угроза потери власти.

С 1962г. пропаганда идей Мао Цзэдуна, реорганизация в партийных органах и армии.

Захват Тибета, ухудшение отношений с СССР.

Конец 1965г. – началась компания критики либерализма, критика У Ханя и его пьесы. Статья с обвинениями У Ханя в ревизионизме, снят со всех постов, отправлен в ссылку.

Новым шагом на пути развития Китая в рамках советской модели должна была стать новая соц.-эк-ая политика "большого скачка" и коммунизации деревни. В мае 1958 г. Мао Цзэдун призвал к организации народных коммун в деревне. Он выступал за милитаризацию всей жизни в коммунах. Суть этой политики сводилась к стремлению опередить время и обогнать Советский Союз в строительстве новой жизни. В коммунах огосударствлялись не только труд и основные средства производства, но и практически вся собст-ть крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, прежде всего бесплатное (точнее, безденежное) питание в общест.столовых. Все это означало казарменный быт и окончательный отказ от принципов мат. заинтересованности. От коммун требовали производства не только с/х продукции, но и пром.товаров - металла, с/х инвентаря, транспортных средств.

Одновременно был выдвинут лозунг "Три года тяжелой борьбы - десять тысяч лет счастья". Фактически китайцам обещали вступление через несколько лет в коммунизм. Уже в 1962 г. намечалось произвести в 6,5 раза больше, чем в 1953 г., пром. продукции и в 2,5 раза – с/х. Такой невиданный рост намечалось обеспечить путем не только резкого, с нарушением технических норм увеличения выплавки стали на совр. предприятиях, но и широкого распространения местных способов производства металла. Повсюду - в деревнях, дворах институтов, школ, больниц, учреждений, театров - были созданы сотни тысяч примитивных чугунолитейных и сталеплавильных печей, мелких карьеров, где добывались руда и уголь. Так начался "большой скачок", который должен был сделать Китай передовой промышленной державой.

Однако громадные ресурсы трудовой энергии народных масс были израсходованы напрасно, большая часть произведенного вручную металла и другой продукции была настолько низкого качества, что ее нельзя было использовать. Особенно тяжелый кризис поразил с/х. Уже в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных всякой соб-ти крестьян снизилась, прежде бережно хранившиеся на год припасы были быстро съедены коммунарами при совместных трапезах. Производство было дезорганизовано. Критика эксперимента со стороны ряда партийных лидеров (в частности, Пэн Дэхуая) привела к репрессиям внутри партийного руководства. Происходила также чистка в армии, ее пытались превратить в школу идей Мао Цзэдуна.

Изменились в худшую сторону и отношения с СССР. Если в 1950-х гг. советское руководство предоставило Пекину долгосрочные кредиты на сумму 1,8 млрд инвалютных рублей на льготных условиях (1-2% годовых), направило в Китай свыше 10 тыс. высококвалифицированных советских специалистов, подготовило в СССР свыше 20 тыс. китайских специалистов, распространяло свою помощь на все виды и этапы строительства (например, в 1960 г. доля продукции предприятий, построенных в сотрудничестве с СССР, составляла: 90% - тракторное производство, 80% - грузовые автомобили), то в августе 1960 г. советское правительство отозвало своих специалистов. Позже, в начале1960-х гг., начали усугубляться идеологические разногласия, связанные с борьбой за лидерство в международном коммунистическом движении. Настал период свертывания экономических, научно-технических и культурных связей. Резкое сокращение помощи СССР и было представлено как главная причина провалов в экономике, вызванных на самом деле политикой "большого скачка" и коммунизации деревни.

По некоторым данным, за годы "большого скачка" валовая стоимость продукции народного хозяйства КНР сократилась на треть, национальный доход - на четверть. Стремясь в какой-то степени снять с себя ответственность за происходящее в 1959 г., Мао Цзэдун уступил пост председателя КНР своему заместителю по партии Лю Шаоци, к которому постепенно перешли реальные очаги управления экономикой.

Наши рекомендации